Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Средний палеолит 5 страница



Археологические памятники[править | править исходный текст]

Мустьерские памятники достаточно чётко разделяются на базовые лагеря (остатки которых часто находят в больших и хорошо закрытых пещерах, где образовались мощные культурные слои с достаточно разнообразной фауной), и на временные охотничьи лагеря (бедная индустрия). Встречаются и мастерские для добычи и первичной обработки камня. Базовые лагеря и временные охотничьи стоянки размещались как в пещерах, так и под открытым небом.

У кантоне Берн (Швейцария) найдены Мустьерские места добычи кременя в виде вертикальных ям глубиною 60 см, выкопанных роговыми орудиями труда. Тут происходила первичная обработка кременя.

В Балатенловаше (Венгрия) были шахты по добыче красителей.

В юго-западной Франции мустьерские стоянки найдены под скальными навесами и в малых пещерах, которые редко превышают 20-25 м в ширину и глубину. Пещеры в Комб Гренаде и Ле Пейраре (Южная Франция) были углублены.

Жилища из костей мамонта с остатками кострищ в середине под открытым небом найдены на стоянке Молодова І на Днестре.

До конца Вюрма І сооружаются большие с несколькими кострищами жилища, найденные во Франции (Ле Пейрар, Во-Де-Л’Обезье, Эскишо-Грано). Остатки десяти небольших жилищ найдены в низовьях реки Дюране (Франция).

Занятия населения[править | править исходный текст]

Основным занятием населения оставалась охота.

Изучение особенностей топографии показало, что основой хозяйственной деятельности населения Лацио была охота на разнообразную дичь. Места для лагерей выбирались там, где было охотничье разнообразие, охота на таких больших животных, как слон, гиппопотам, носорог, которые продолжали жить тут пока не стали исчезать влажные леса и болота.

Пещера Монте-Чирчео (Лацио): охота на животных, которые жили на их охотничьей территории (зона радиусом 10 км около стоянки), которая включала открытую местность, где паслись кони; редкую парковую растительность и сухие светлые леса на водоразделах, где жили олени и дикие быки; густые влажные леса, в которых жили кабаны и козули. Изменения природных условий привело некоторых стадных травоядных к миграциям: летом — в Апеннины, на пастбища, зимой — назад, в низинные районы. Судя по размещению памятников среднего палеолита, человек ещё не кочевал в горной местности, оставаясь в основном в низинных районах, где сохранились слоны, бегемоты, носороги.

В среднем палеолите северной Италии базовые лагеря размещались между морскими ресурсами и горами с сернами и оленями.

Другая картина в пещере Мории (Испания): около 50 % костных остатков здесь принадлежит большому быку, другие — благородному оленю и лошадям.

В Крыму охотились почти исключительно на дикого осла (Староселье) и сайгу (Заскельна). На Кавказе в Воронцовской пещере 98,8 % остатков фауны принадлежат пещерному медведю, на ильской стоянке до 87 % составляют кости бизона.

Население Молодовы в среднем палеолите охотилось на мамонта, а также на коня, бизона и северного оленя.

В Эрде (Венгрия) объектом весенней охоты был пещерный медведь (остатки около 500 особей), а летом — конь и гиппопотам.

В Кенигсхауэ около Гарцских гор в Германии около 30 человек — жили с апреля по октябрь на берегу озера, в довольно открытой местности, в окружении топких болот и лесов из ольхи, берёзы, тополя. Основным занятием была охота на мамонта, носорога, дикого коня и быка.

Поселение Лебенштедт у Зальцгиттера в Германии существовало в условиях тундровой растительности 55 тыс. лет назад. Основным занятием населения была охота на северного оленя, бизона, коня, шерстистого носорога. Все каменные орудия труда — орудия охоты и обработки туш. Это летний лагерь группы охотников (40-50 человек), которые останавливались возможно здесь на несколько недель.

В гроте Ортюс (Франция) охотники на пантеру, рысь, волка приносили в лагерь только шкуры, снятые на месте охоты.

Аналогичная картина наблюдается в Эрде, где на пещерную гиену, волка и бурого медведя охотились из-за их шкур.

Рыбный лов в Кударо на Кавказе.

Охота на птиц и собирание, особенно в районах с более мягким климатом. Способы ведения охоты изучены недостаточно. Существовала охота с копьем, в том числе и метальным, оснащенным кремнеевым наконечником. Была освоена и облавная охота на пересеченной местности, возможно, с использованием ловчих ям.

Археологические культуры[править | править исходный текст]

Исследованиями Ф. Борда выявлены разные культуры, которые не были привязаны к территории. В одно и то же время в одном районе могли сосуществовать разные культуры. Пути развития определяются ограниченностью используемого сырья, уровень развития техники, определённый набор орудий труда. Выделяют леваллуазский, зубчатый, типичный мустьерский, шарантский, понтийский и др. пути развития. Выводы Борда о существовании «мустьерских культурных общностей» были подвергнуты критике Л. Бинфордом

Увеличилась оседлость, которая должна была способствовать консолидации человеческих коллективов, которые жили оседло. Высокий уровень родовых социальных отношений. Например, человек, который потерял руку, жил ещё долгое время после утраты трудоспособности, такую возможность мог дать ему коллектив.

Вера[править | править исходный текст]

Обнаружены первые захоронения, следы ритуалов (возможно зарождался тотемизм), и использование орнаментации — ритмические повторения нарезок на костях или камнях, использование краски (преимущественно красной охры).

Большинство мустьерских захоронений пребывает в границах поселений, в основном в пещерах. Могильные ямы — неглубокие, неправильных контуров, но часто вырыты или выдолблены специально для захоронения. Основной похоронный обряд — трупоположение на боку, со слегка подогнутымими в коленах ногами. Сверху захоронение засыпалось землей или камнями. Там, где можно установить, похроненый повернут головой на запад или восток. В могилах находят минеральную краску — охру, орудия труда и кости животных, но все это могло попасть туда и случайно, с культурного слоя, а не как жертвоприношения покойному (похоронного инвентаря). Связь умерших с родовой общиною сохранялась и после смерти. Возможно они верили в жизнь после смерти (это не было анимистическое верование).

Зарождение тотемизма и фетишизма — можно считать установленным[ источник не указан 1600 дней ]. Таким тотемом для многих родов, видимо, был медведь — пещерный или бурый. Встречаются случаи особенного обращения с черепами и костями медведей: черепа складывают в специальные ниши в пещерах или ящики из каменных плит (Драхенлох, Швейцария; Петерсхеле, Германия), кости хоронят в специальных каменных сооружениях (Регурду, Юго-Западная Франция).

Люди[править | править исходный текст]

Считается, что население было неандертальским. Но антропологические исследования последнего времени показали, что палеоантропы были не только неандертальцы, также были люди, больше похожие на кроманьонцев[ источник не указан 1600 дней ]. Также вероятно, что у них были и смешанные браки. Палеоантропологические находки времени рисс-вюрмского интергляциалаещё не различаются. Находки раннего Вюрма указывают на антропологические расхождения. Наконец во время последнего интергляциала и в начале Вюрма начался процесс расцвета Homo sapiens sapiens и выделение рас.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 202 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...