Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Упадок античного естествознания



В первые века нашей эры обострились социально-экономические, политические и культурные противоречия, свойственные рабовладельческой формации. Римская империя в V в. н.э. распалась под действием внутренних и внешних сил – восстаний рабов, бедноты, покоренных народов и нападений варварских племен. Вместе с падением Римской империи на смену рабовладельческому обществу пришел феодальный строй. Формирование феодальных отношений было связано со значительными потрясениями во всех сферах общественной жизни, в том числе и в области культуры, познания природы.

По сути, формировался новый исторический тип сознания, новый тип культуры, духовного освоения мира человеком. В его основе – монотеистическое, религиозное сознание, в котором на первом плане оказывается не познание мира и получение нового знания, а переживание, прочувствование мира и вера во всемогущего Бога, в существо, которое создало мир и постоянно творит его своей волей и активностью. В любой момент, в любой части мира может проявиться вмешательство божественных, потусторонних сил. Такое прямое активное проявление действия божества и есть чудо. Природа наполнена чудесами. Поэтому ни о каких объективных закономерностях природы не может быть и речи. В системе такого мировоззрения естествознание лишается своего действительного предмета, реальных целей и задач. Иррационализм и мистицизм, конечно же, способствовали упадку античного естествознания.

Одной из существенных ограниченностей античного способа познания являлся его отрыв от производства, отрыв теории от практики, знания от опыта. Рабовладельческий спосо6 производства, в котором главной производительной силой выступал раб, не нуждался в познании объективных законов природы как средстве развития производительных сил. Познание природы развивалась отдельно от материального производства. Материальное производство достигло такого уровня, когда оно смогло выделить часть людей из непосредственного участия в производстве, дать им возможность заниматься духовной деятельностью, но само такое материальное производство в результатах духовной деятельности не нуждалось. Отсюда и недооценка связи знания и опыта, непонимание познавательного значения опыта, эксперимента. Эксперимент как метод познания в античности не был известен. Поэтому античное естествознание не стало в подлинном смысле наукой.

И, наконец, упадку античной науки способствовало и отсутствие надежных средств хранения, обмена и передачи информации. Рукописи были дорогим, редким и – в эпоху непрерывных войн, миграций народов, исчезновения в пожарищах культур и этносов – ненадежным средством хранения информации. Как материальный носитель мысли, рукописи, к сожалению, все-таки горят.

В VI в. н.э. начинается период “темных веков” в истории европейской культуры.

Список литературы

Азимов А. Краткая история биологии. М.,1967.

Алексеев В.П. Становление человечества. М.,1984. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М.,1961 Борн М. Эйнштейновская теория относительности.М.,1964.

Вайнберг С. Первые три минуты. Современный взгляд на происхождение Вселенной. М.,1981.

Гинзбург В.Л.О теории относительности. М.,1979.

Дорфман Я.Г. Всемирная история физики с начала 19 века до середины 20 века. М.,1979.

Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.,1986.

Кемпфер Ф. Путь в современную физику. М.,1972.

Либберт Э. Общая биология. М.,1978 Льоцци М. История физики. М.,1972.

Моисеев Н.Н. Человек и биосфера. М.,1990.

Мэрион Дж. Б. Физика и физический мир. М.,1975

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. М.,1999.

Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. М.,1993.

Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. М.,1990.

Пригожин И.,Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.,1986.

Пригожин И., Стенгерс И. Время, Хаос и Квант. М.,1994.

Пригожин И. От существующего к возникающему. М.,1985.

Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М.,1992.

Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М.,1992.

Фролов И.Т. Перспективы человека. М.,1983.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 298 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...