Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Объяснить понятия

ПРОИСХОЖДЕНИЕ:

Христиа́нство — авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета есть Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества. Христиане не сомневаются в историчности Иисуса Христа.

Первоначально христианство распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но, уже начиная с первых десятилетий, особенно благодаря деятельности апостола Павла, оно приобрело множество последователей среди других народов («язычников»). До V века распространение христианства происходило главным образом в географических пределах Римской империи, а также в сфере её культурного влияния (Армения, вост. Сирия, Эфиопия), в дальнейшем (в основном во 2-й половине 1-го тысячелетия) — среди германских и славянских народов, позднее (к XIII—XIV вв.) — также среди балтийских и финских народов. В новое и новейшее время распространение христианства вне Европы происходило за счёт колониальной экспансии и деятельности миссионеров.

Христианство — самая крупная мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2,1 млрд, так и по географической распространенности — почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.

ОСНОВЫ ВЕРОУЧЕНИЯ:

Поскольку современное христианство не представляет собой чего-то единого, а распадается вероучение на множество направлении, то целесообразно кратко изложить то общее в вероучении, что присуще всем или почти всем последователям этой религии, с тем чтобы в дальнейшем лишь отмечать те специфические особенности, которые присущи вероучению того или другого направления христианства.

Первым и важнейшим догматом христианства является догмат о существовании единого личного бога. Бог, согласно христианскому учению, — это дух; он нематериален, бесплотен; он присутствует везде, наполняет собой всю вселенную. Бог вечен: он существовал и будет существовать всегда. Он ни от кого и ни от чего не зависит, а сам является причиной всего сущего.

Будучи «единым по существу», бог имеет три лица, или три ипостаси: бог-отец, бог-сын и бог-дух святой. Таким образом, христианский бог — это божественная троица. Каждое лицо святой троицы характеризуется только ему присущими чертами и играет свою определенную роль в жизни мира. Бог-отец не рождается и не исходит ни от кого. Он является творцом мира. Бог-сын рождается от отца, но это рождение не есть какой-то единовременный акт, подобный рождению человека, а оно происходит постоянно и непрерывно, подобно тому как ум рождает слово или солнце испускает свои лучи (богословские сравнения). Бог-дух святой тоже непрерывно и постоянно исходит от бога-отца (по католическому учению — и от сына). Его функция — оживотворение всего живого, особенно человека, порождение в людях духовной жизни, святости, религиозности.

Вторым важнейшим догматом христианства является догмат о сотворении мира. Согласно этому догмату, мир существует не вечно, он создан богом.

После сотворения духовного мира бог создал материальный мир. Сотворение материального мира длилось шесть дней. В первый день бог создал свет. Во второй — твердь, или видимое небо. В третий день разделил на Земле воду и сушу и создал растения. В четвертый день бог создал «два светила великие» — Солнце и Луну, а также «мелкие светила» — звезды. В пятый день были сотворены рыбы и птицы. В шестой день бог создал животных и человека. В седьмой день бог, утомившись от сотворения мира, «почил от всех дел своих».

Содержание следующего догмата составляет учение о конце мира и страшном суде. Когда богу будет угодно, сын божий опять придет на землю в сопровождении ангелов, чтобы судить всех людей. К тому времени чудесным образом воскреснут все люди, когда-либо жившие на земле, и вместе с живыми предстанут перед сыном божиим.

КУЛЬТ:

Богослужебный канон.

Говоря о христианском богослужебном каноне, необходимо иметь в виду, что единого такого канона не существует. В разных церквах имеются свои установления относительно проведения тех или иных обрядов. Различны сложившиеся ритуалы: более сложные — у католиков и православных, упрощенные - в большинстве протестантских церквей.

Крещение.

Это одно из главных таинств, символизирующее принятие человека в лоно христианской церкви. Само духовенство именует крещение торжественным актом, в результате которого человек "умирает для жизни плотской, греховной и возрождается в жизнь духовную, святую".

Причащение.

Таинство причащения, или святой евхаристии (что означает "благодарственная жертва"), занимает важное место в христианском культе. Приверженцы большинства протестантских течений, отвергающие христианские таинства, тем не менее сохраняют в своей обрядности крещение и причащение как важнейшие христианские обряды.

Покаяние.

Приверженцам православного и католического вероисповедания вменяется в обязанность периодически исповедовать свои грехи перед священником, что является непременным условием для "отпущения грехов", прощения виновного церковью от имени Иисуса Христа. Ритуал исповедания и "отпущения" грехов и составляет основу таинства покаяния. Покаяние - сильнейшее средство идеологического воздействия на верующих, их духовного закабаления.

Брак.

Христианская церковь стремится подчинить себе всю жизнь верующего человека, начиная с первых его шагов и кончая смертным часом. Каждое более или менее значительное событие в жизни людей обязательно должно отмечаться по церковным обрядам, с участием служителей культа, с именем бога на устах.

Священство.

Христианская церковь приписывает таинству священства особый смысл. Оно совершается при посвящении в духовный сан. По утверждению служителей культа, во время этого обряда совершающий его епископ передает чудесным образом посвящаемому особого рода благодать, которой с этого момента новый священнослужитель будет обладать всю свою жизнь.

Молитва.

Христианская церковь требует от верующих постоянно молиться, ни на День не забывая об этой непременной обязанности каждого христианина. Молитва - это обращение верующих к богу или святым со своими просьбами, Нуждами, жалобами в надежде на помощь небесных покровителей. Церковь убеждает людей, что молитва обладает чудодейственной силой, что каждый верующий с ее помощью может быть услышан "наверху" и просьбы его могут быть удовлетворены.

Культ икон.

Католическая и православная церкви придают большое значение культу икон. Однако так было не всегда. Было время, когда в христианстве шли ожесточенные споры о том, следует ли почитать иконы или нужно отвергнуть их как пережиток язычества. Даже такие деятели христианской церкви, как Климент Александрийский, Евсевий Кесарийский и другие, решительно возражали против почитания икон. Они ссылались на библейскую заповедь, которая требует от верующих "не делать себе кумира и никакого изображения, что на небе вверху", а также на то, что почитание икон - явление языческое.

Поклонение кресту.

Крест является символом христианской веры. Им увенчаны христианские храмы, одежды священнослужителей. Его носят на теле верующие. Без креста не обходится ни один христианский обряд. По утверждению церковнослужителей, этот символ принят христианской церковью в память мученической смерти Иисуса Христа, который был якобы распят на кресте.

Культ реликвий.

Культ реликвий широко распространен в православии и католицизме. Но особенно велика его роль в католической церкви. По христианским представлениям, реликвии - это различные предметы, принадлежавшие Иисусу Христу, богородице, апостолам, святым и обладающие чудодейственной силой.

Культ мощей.

Наряду с реликвиями верующие христиане почитают так называемые "святые" мощи- Причем здесь православная церковь не отстает от католической. Мощи - это останки умерших, оказавшихся якобы, по божьей воле, нетленными и обладающими даром чудотворения. Подобная вера своими истоками уходит в далекие от нас времена, когда люди, не умея объяснить причин естественного сохранения трупов, наделяли нетленные останки умерших чудодейственными свойствами. Это использовалось в глубокой древности служителями культов и так же, как другие элементы дохристианских религий, вошло в христианство.

"Святые" места.

Это места, якобы связанные с различными событиями церковной истории, с "чудесами" божьими, служащие объектами паломничества верующих. В православии и католичестве почитается множество водоемов, гор, могил "божьих угодников", которые будто бы обладают чудодейственными свойствами. Так, в католицизме широкой известностью пользуется французский городок Лурд, где в прошлом столетии девочке Бернадетте Субиру, как уверяют церковники, было явление божьей матери. С тех пор к лурдским источникам, которые были названы "святыми", ежегодно устремляются сотни тысяч паломников в надежде на исцеление от недугов с помощью "святой" воды.

Культ святых.

Одним из средств идеологического влияния на верующих, принятым на вооружение христианской церковью, является культ святых. Церковь внушает своей пастве необходимость веры в святых, т. е. лиц, которые вели благочестивую жизнь, совершили "подвиги" во славу божью и после своей смерти были отмечены всевышним даром чудотворения, способностью влиять на судьбы людей. Приверженцы христианской церкви верят, что святые - это посредники между богом и людьми, небесные покровители живущих на земле, и обращаются к ним с просьбами о помощи в земных делах. Церковь, учитывая идеологическое влияние культа святых, на протяжении всей своей истории укрепляла и пропагандировала веру в святых. Из года в год церковный календарь пополнялся все новыми именами. В настоящее время в христианской церкви насчитывается около 190 тыс. святых.

Пасха.

"Праздников праздник и торжество из торжеств" именуют служители культа христианскую пасху. По учению церкви, этот праздник установлен в память воскресения распятого на кресте сына божьего Иисуса Христа. Исторические данные свидетельствуют о том, что этот "истинно христианский праздник", как и многие другие, заимствован христианами из древних культов.

Рождество Христово.

Общехристианский праздник, которым верующие отмечают рождение "сына божьего" Иисуса Христа, православная церковь празднует 7 января (25 декабря по старому стилю), католическая церковь - 25 декабря по новому стилю.

Троица.

Троица, или пятидесятница, - один из важнейших христианских праздников, который отмечается на пятидесятый день после пасхи и обычно выпадает на последние дни мая или на начало июня.

По церковной версии, этот праздник установлен в память реального исторического события, сошествия духа святого на апостолов, о чем рассказывается в новозаветной книге Деяния апостолов.

Сретение господне.

Праздник сретения господня отмечается 2 февраля по старому стилю. Он посвящается церковью описанному в евангелиях представлению родителями Иисуса Христа Иосифом и Марией своего божественного младенца богу. В Евангелии от Луки повествуется о том, что на сороковой день после рождения Иисуса родители принесли его в Иерусалимский храм, чтобы исполнить ветхозаветный закон и "представить перед господа". В храме их встречают некие праведный Симеон и пророчица Анна, которые будто бы пришли туда по внушению святого духа, чтобы встретить младенца Христа. И Симеон благословил Иисуса, как бога, назвав его "светом во откровение языков". Праздник сретения, таким образом, не имеет под собой исторической основы. Он, как и многие другие христианские празднества, вошел в христианство из древних культов.

Крещение.

Крещение празднуется христианской церковью 6 января по старому стилю. Этот праздник считается одним из наиболее значительных. В своих писаниях, посвященных празднику крещения, христианские священнослужители отмечают, что он установлен в память исторического события - крещения Иисуса Христа в реке Иордан. Описание этого события приводится в евангелиях, причем, как и в других случаях, довольно противоречиво.

Рождество богородицы.

Это один из наиболее значительных праздников культа богородицы, отмечаемый в православной церкви 8 сентября по старому стилю. Культ богородицы занимает видное место в христианстве. Верующие почитают богоматерь как женщину, давшую жизнь сыну божьему Иисусу Христу, воспитавшую его, как самый великий пример для всех женщин, для всех матерей. В честь богородицы воздвигнуто множество храмов, ее изображение сплошь и рядом встречается на иконах, ей посвящено несколько христианских праздников (в частности, из всех двунадесятых праздников четыре посвящены богородице).

Посты

Посты занимают значительное место в христианском культе. В православном церковном календаре около 200 дней занято постами. Каждый верующий должен поститься по средам и пятницам в течение всего года, в крещенский сочельник, в день усекновения главы Иоанна Крестителя, в праздник воздвижения креста господня. Помимо этого существуют четыре многодневных поста - великий, петров, успенский и рождественский.

НАПРАВЛЕНИЯ:

В наши дни в христианстве существуют следующие основные направления:

  • Католицизм - крупнейшая по численности приверженцев (около 1 миллиарда 196 миллионов человек по состоянию на 2012 г.) ветвь христианства, сформировалась в I тысячелетии н. э. на территории Западной Римской империи. В историографии Раскол с восточной христианской церковью, за которой закрепилось название православной, относят к 1054 году. Однако, разрывы евхаристического общения Константинопольской и Римской кафедр происходили неоднократно начиная с середины I тыс. н. э., но все они были преодолены. Видимым главой Католической церкви является Папа Римский, возглавляющий Святой Престол и государство-город Ватикан в Риме.
  • Православие - направление в христианстве, оформившееся на востоке Римской империи в течение I тысячелетия н. э. под предводительством и при главной роли кафедры епископа Константинополя — Нового Рима. Православие исповедует Никео-Цареградский символ веры и признаёт постановления семи Вселенских соборов; включает совокупность учений и духовных практик, которые содержит православная церковь, под которой понимается сообщество автокефальных поместных церквей, имеющих между собой евхаристическое общение. Православная церковь рассматривает себя как единственную, кафолическую церковь, основатель и Глава которой — Иисус Христос. Кроме того, в современном русском просторечии слово «православный» употребляется применительно к чему-либо, относящемуся к этнокультурной традиции, связанной с Русской православной церковью.
  • Протестантизм - одно из трёх, наряду с православием и католицизмом, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых церквей, церковных союзов и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе. В настоящее время существуют как консервативная форма протестантизма, так и его либеральная форма. Присутствуют и иные различия во взглядах и практиках от церкви к церкви и от деноминации к деноминации.

ИСЛАМ:

ПРОИСХОЖДЕНИЕ:

Исла́м — монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «предание себя Богу», «покорность», «подчинение» (законам Аллаха). В арабском языке слово «ислам» — отглагольное существительное которое означает «быть благополучным», «спасаться», «сохраняться», «быть свободным». В шариатской терминологии ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, Его приказам и запретам, отстранение от многобожия. Приверженцев ислама называют мусульманами. Главная священная книга ислама — Коран. Язык богослужения — классический арабский.

Ислам — сравнительно молодая религия. В момент своего возникновения, с точки зрения ряда европейских и американских учёных, он был синкретической религией, впитавшей в себя элементы доисламских древних верований и культов арабов, ханифизм, иудаизм, христианство и маздеизм.

Согласно сборнику хадисов имама аль-Бухари, в месяц Рамадан 610 года, когда пророку Мухаммеду было 40 лет, во время уединения в пещере Хира к нему явился ангел Джабраил и продиктовал ему первые пять аятов Корана. Этот (610-й) год можно считать годом возникновения ислама.

В течение 3 лет после начала посланнической миссии пророк Мухаммед вёл тайную проповедь среди своих друзей и близких. В этот период ислам приняли около 40 человек, среди которых были жена Мухаммеда Хадиджа, Али ибн Абу Талиб, Абу Бакр и другие. В 613 году Мухаммед выступил в Мекке публично как пророк. Правящие круги Мекки отнеслись к Мухаммеду враждебно, его положение в Мекке стало рискованным, и в 622 году он был вынужден совершить переселение (хиджра) в Медину. Населявшие Медину племена ауса и хазрадж, перейдя в ислам, стали основной группой приверженцев Мухаммеда. К концу жизни Мухаммеда образовалось исламское теократическое государство, занимавшее весь Аравийский полуостров — Арабский халифат.

В 30-х годах VII века халифат нанёс своим главным противникам — Византии и персидскому государству Сасанидов — сокрушительное поражение. В 639 году начался поход арабов в Египет, завершившийся полным его завоеванием. После убийства двоюродного брата и зятя Мухаммеда халифа Али в 661 году трон халифата заняла династия Омейядов и столица халифата была перенесена в Дамаск.

В результате дальнейших арабских завоеваний ислам распространился на Среднем и Ближнем Востоке, позднее — в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки. В 711 году арабы вторглись на Пиренейский полуостров, однако при дальнейшем продвижении по Европе на север они в 732 году потерпели поражение под Пуатье и остановили свою продвижение вглубь Европы.

В VIII—IX веке в исламе возникло мистическое течение — суфизм.

В начале IX века арабы вторглись в Сицилию и владели ей, пока в конце XI века не были изгнаны норманнами.

К началу X века от Арабского халифата откололись Северная Африка, Пиренейский полуостров и восточные территории от Ирана до Индии.

Тяжелые испытания выпали на долю ислама в XIII веке в связи с монгольским нашествием, разрушившим среднеазиатские мусульманские государства и положившим конец существованию Арабского халифата. Но монгольские завоеватели уже во второй половине XIII века приняли ислам, а в XIV веке их держава прекратила существование.

В XV веке реконкиста привела к падению мусульманских государств на Пиринейском полуострове, но в то же время возникла могущественная Османская империя, под влиянием которой в период расцвета в XVI—XVII веках оказалась территория включающая Малую Азию (Анатолию), Ближний Восток, Северную Африку, Балканский полуостров и прилегающие к нему с севера земли Европы.

К концу XIX века в исламе наметились две тенденции — консервативная и модернистская. Консерваторы призывали возвратить ислам к его исходному основанию, вернуться к буквальному пониманию священных текстов и завещанной пророком теократической власти. Модернисты стремились приблизить отдельные положения ислама к реалиям современного мира.

К концу XIX в. почти все мусульманские страны были превращены либо в колонии европейских стран, либо в зависимые от них государства. Борьба против колониализма привела к небывалой политизации ислама, процесс которой занял почти весь ХХ век. Возник политический ислам (исламизм). Он укрепил свои позиции после исламской революции 1978—1979 гг. в Иране. Радикализация мусульман привела к появлению исламистского терроризма.

По словам Самюэля Хантингтона, в настоящее время ислам является «наиболее быстро растущей религией в мире». Общее количество мусульман составляет, по разным оценкам, от 1,2 млрд до 1,57 млрд. Быстрыми темпами растёт мусульманское население традиционно христианских регионов — Западной Европы и Северной Америки. С 1950 по 2000 год доля мусульман в населении Западной Европы утроилась, а в американском — выросла в 14 раз. Сейчас в Западной Европе, по разным данным, насчитывается от 14 млн до 20 млн мусульман, то есть от 4 до 6 % населения. Продолжается экспансия ислама и в Африке, например, очень заметно растёт число мусульман на традиционно христианском юге Нигерии.

Увеличение численности мусульман в Западной Европе происходит в основном за счёт иммиграции и естественного прироста мусульманского населения. Но также происходит обращение в ислам немусульман. Французские статистические органы склонны считать, что в Европе каждый год обращается в ислам не меньше 50 тыс. человек. В США число новообращенных в ислам растёт гораздо быстрее при более скромных масштабах мусульманской иммиграции. По данным Американского мусульманского альянса, ежегодно в ислам обращается 135 тыс. человек, в основном афроамериканцы.

ОСНОВЫ ВЕРОУЧЕНИЯ:

Вероучение Ислама базируется на шести основах:

1.Вера в Аллаха - означает веру в существование Всевышнего, слава Ему, в то, что лишь Ему следует поклоняться и что один лишь Он обладает всеми теми именами и атрибутами, которыми сам Он охарактеризовал себя в священном Коране.

2.Вера в ангелов - Вера в Аллаха означает веру в существование Всевышнего, слава Ему, в то, что лишь Ему следует поклоняться и что один лишь Он обладает всеми теми именами и атрибутами, которыми сам Он охарактеризовал себя в священном Коране.

3.Вера в ниспосланные свыше Писания - включает в себя веру во все те Писания, которые Аллах ниспослал своим посланникам, включая и священный Коран, хотя все священные писания прошлого подверглись искажениям за исключением священного Корана, ибо он был сохранён Аллахом Всевышним.

4. Вера в посланников - подразумевает собой веру в то, что Аллах Всевышний, направлял к людям многих посланников, и среди них были те, о которых Аллах рассказал своему пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, в Коране, и те, о ком Он не поведал ему.

5. Вера в последний день - подразумевает собой веру в воскресение после смерти, в то, что Аллах оживит всех людей в день воскресения и соберёт их к себе, и в то, что Он потребует у них отчёта за всё, что они делали в этом мире, а потом воздаст им по их делам.

6.Вера в предустановление и предопределение - подразумевает собой веру в то, что всё хорошее и дурное, что происходит с человеком, предопределено ему, и веру в справедливость Аллаха, проявляющуюся в том, что происходит в силу Его предустановления и предопределения.

КУЛЬТ:

Чтение Коран.

В богослужебном ритуале пению Корана уделяется очень большое внимание. Считается весьма похвальным, если в доме мусульманина имеется Коран, независимо от того, умеет он читать или нет. Наличие в доме Корана понимается как хранение священной реликвии. Существует поверье, будто он ограждает дом от несчастий, злых духов, дурного глаза, постоянно благословляет обитателей дома.

Намаз (молитва).

Мусульманину полагается молиться (совершать намаз) пять раз в день. Ежедневная пятикратная молитва -одна из основных обязанностей верующих в исламе. Первая - утренняя молитва на заре (салят ассубх) совершается в промежуток времени от рассвета до восхода солнца и состоит из двух так называемых рак-атов, т. е. поклонений, падений ниц; вторая -полуденная (салят асазухр) - из четырех рак-атов; третья — во второй половине дня до заката солнца (салят аль-аср), называемая вечерней молитвой, -из четырех рак-атов; четвертая - при заходе солнца (салят альмагриб) и пятая - в начале ночи (салят аль-иша) состоят из трех рак-атов. Кроме этих обязательных намазов наиболее правоверные и усердные мусульмане совершают еще и дополнительные молитвы с определенным числом сгибаний спины и касаний лбом пола, а в месяц рамадан введена особая молитва — „тарауих-намаз", совершаемая после проведенного днем поста.

Суннат.

Суннат - обряд обрезания крайней плоти, которому подвергаются мусульмане еще в младенческом возрасте. Суннат происходит от слова „сунна", которое означает мусульманское священное предание, и относится к числу мусульманских ритуалов, предписанных сунной. Среди мусульман распространено ставшее традиционным мнение, будто обрезание полезно и даже необходимо мужчинам.

Милостыня.

Обряд подачи милостыни (нищим, в пользу мечети) осуществляется в соответствии с указанием Корана.

Хаджж (паломничество).

Даже тогда, когда аш-шахада, молитва, пост и милостыня были строго обязательны по всей форме, паломничество (хаджж) в Мекку и Медину, т. е. места, где протекала деятельность Мухаммеда, не являлось непременной обязанностью. Дело в том, что далекое путешествие в эти города, особенно предпринимаемое верующими других стран, связано со значительными материальными расходами и всякими другими препятствиями. Но каждый совершеннолетний мусульманин, будь то мужчина или женщина, должен стремиться к совершению обряда священного" хаджжа хотя бы один раз в жизни. Святость и благость хаджжа беспредельны". Разрешается посылать вместо себя и других лиц.

Культ Каабы.

В представлении последователей Мухаммеда Кааба - священный храм в Мекке, в сторону которого следует обратиться, если хочешь, чтобы твоя молитва была услышана богом. Обращение лицом в сторону Каабы (обращение к "кыбле", как говорят мусульмане) считается непременным условием действенности молитвы.

Культ мазаров.

Один из пережитков древнего культа — поклонение "святым" местам. Мусульмане, следуя доисламской языческой традиции своих предков, имеют в качестве места поклонения (мазаров) различные древние сооружения, могильные холмы, кладбища, деревья, камни и т. п. Обычно эти мазары освящены легендами, мифами, их святость в глазах верующих опирается на многовековые предания, рассказы, привычки, традиции, поражающие их воображение. Чем дальше мазар от родных мест и чем древней по времени, тем более святым он кажется мусульманину.

Лейлят аль-кадр.

Мусульмане особо торжественно отмечают три последние ночи, предшествующие завершению поста, так как они считаются наиболее священными Приготовления и хлопоты, связанные с ними, ничем не отличаются от праздников. Распространено поверье, будто в эти ночи происходят всевозможные чудеса, знамения, исключительные события, свидетели которых, если они сумеют увидеть и распознать или хотя бы услышать о них, получают благорасположения "высших" сил. Поэтому мусульмане стараются быть свидетелями хотя бы одного знамения или из ряда вон выходящего события, с тем чтобы заслужить к своей особе внимание могущественных сил, задобрить их, чтобы те благоприятно повлияли на их судьбу.

Курбан-байрам.

Праздник жертвоприношения — курбан-байрам (ид аль-адха) является одним из самых почитаемых у мусульман. Он отмечается через 70 дней после окончания поста уразы 10-е зу-ль-хиджжа). Это день жертвоприношения. Он связывается с библейским преданием о пророке Аврааме (у мусульман Ибрагиме), который хотел принести в жертву богу своего сына Исаака (у мусульман - Исмаила). В последнюю минуту, сжалившись над несчастным, милосердный бог якобы послал архангела Гавриила (Джабраила) с барашком и спас Аврааму сына. В память об этом дне каждый мусульманин обязан принести жертву (курбан), т. е. зарезать при чтении соответствующей молитвы овцу, корову или верблюда. В подтверждение этой обязанности мусульман приводятся аяты Корана: „Вам не достичь благочестия, пока не будете делать пожертвований из того, что любите" (3, 86). Среди мусульман существует поверье, будто на спине животного, принесенного в жертву, минуя мост Сират, — „тонкий, как волос, острый, как лезвие меча, горячий, как пламя", - перекинутый над адом, правоверный сможет последовать в рай. Если же человек уклонится от принесения жертвы, ему не удастся преодолеть Сират и он свалится в ад, геенну огненную.

Мирадж.

Этот праздник посвящен памяти чудесного и фантастического ночного путешествия пророка Мухаммеда на быстром, как молния, коне Аль-Бураке из Мекки в Иерусалим, а также вознесению его на небо, будто бы случившемуся 27-го числа месяца раджаб. Этот праздник был установлен после утверждения власти халифов в Палестине, когда в исламе была признана святость города Иерусалима (аль-Кудс) и введено почитание „святых" мест этого города. Духовенство внушает верующим, будто в 27-ю ночь месяца раджаба пророк Мухаммед на скакуне совершил путешествие в Иерусалим, а оттуда к престолу аллаха, который соблаговолил принять его и удостоил беседы, во время которой Мухаммед изрек 99 тыс. слов. Все это, гласит предание, произошло столь мгновенно, что, возвратясь к своему ложу, посланник божий застал его еще теплым, а из случайно опрокинутого сосуда для омовения не успела пролиться даже капля воды. Это „путешествие" относится к числу наиболее популярных среди верующих мусульманских преданий. Духовенство пользуется этим, чтобы сделать мирадж днем внушения верующим антинаучных, невежественных идей и представлений.

Ашура (шахсей-вахсей).

Ашура (шахсей-вахсей) - день скорби у мусульман-шиитов. Он заключается собственно в траурных религиозных церемониях у шиитов, совершаемых в десятый день месяца мухар-рема. Этот день скорби установлен в память о „мученической кончине" имама Хусейна, сына Али, внука пророка Мухаммеда. На самом деле Хусейн вовсе не был мучеником, погибшим за человеческие права и справедливость, каким его хотят представить шииты. Он просто пал в феодальной борьбе за власть, обычной в то время. Его же сторонники пытались апеллировать к народным низам, внушая последним, что Хусейн хотел облегчить их участь Им удалось вызвать сострадание верующих, что отразилось в характере траурной церемонии, в ходе которой рассказы о гибели Хусейна обычно сопровождаются самоистязаниями.

Праздник мавлюд.

Он установлен в честь дня рождения Мухаммеда. Этот праздник отмечается 12 числа лунного месяца - раби аль-авваля. Он сопровождается чтениями молитв и проповедей в мечетях и домах верующих, угощениями и подношениями духовенству. Считается богоугодным делом в этот день рассказывать или слушать о деяниях „посланника аллаха", о чудесах, предшествовавших рождению Мухаммеда. Образ Мухаммеда соткан лз бесчисленных легенд, сочиненных духовенством. Оно сделало его святым, с тем чтобы закрепить ислам, усилить его влияние на народные массы. Имя мусульманского "пророка", „посланника божьего" и ныне используется в тех же целях.

Пятница.

Этот день считается у мусульман днем отдыха и празднуется еженедельно, как у евреев суббота, а у христиан - воскресенье. В арабских странах пятница — официальный выходной день, а также день посещения мечети для совершения молитвы, обставляемой более торжественно, чем в обычные дни. Именно по пятницам происходят большие полуденные общественные богослужения, люди облачаются в праздничные одежды, готовят более обильную и вкусную пищу, приглашают друг друга в гости. Мусульмане говорят, что пятницу чтил сам пророк Мухаммед, совершавший в этот день публичную молитву. Предание гласит также, будто бы день страшного суда придется на пятницу, что Мухаммед и его зять Али родились в пятницу и что „свет ислама" начал распространяться именно в пятницу.

Пост.

Происхождение поста восходит еще к древнеплеменным обычаям арабов. Исламоведы полагают, что в самое знойное время года в Аравии в месяце рамадан кочевники из-за наступавшей бескормицы ограничивали себя в пище, берегли продукты, а значительную часть хозяйственных дел переносили на вечер и ночь.

Объяснить понятия

Брахмавидья - высшее духовное знание (знание о природе двух Брахм, т.е. Проявленного и Непроявленного аспектов бытия).

Апарва-

Джняна- (санскр. знание), понятие индийской философии, означающее высшее, полное знание, достигаемое при медитации. Джняна - это знание само по себе безотносительно к объекту, это знание сущности, которое как бы охватывает и другие виды знания, не совпадая ни с одним из них и не являясь их суммой. Джняна, как и карма, ведет к подлинному спасению.

Упанишады - (санскр. upanishad = тайное учение) — древнейшие философские и теософские трактаты индусов, восходящие к более поздней ведийской эпохе, но во всяком случае возникшие еще задолго до начала христианской эры (самые древние — в VII — VI вв. до Р. Хр.).

Веданта - (санскр., букв.— конец Вед,т. е.заключит. этап ведийского периода, представленный упани-шадами), наиболее известная и влиятельная система др.-инд. религ.-филос. мысли; филос. основа индуизма. В широком смысле слова — совокупность религ.-филос. школ, разрабатывавших учения о брахмане и атмане

Варны -в Древней Индии четыре основных сословия-касты. Члены первых трёх варн — брахманы (жрецы), кшатрии (военная знать), вайшии (общинники) в детстве проходили обряд посвящения, считавшийся вторым рождением, поэтому назывались дважды рождёнными. Браки между представителями разных варн запрещались. С имущественным расслоением общества появилась четвёртая варна — шудры, положение которой было приниженным. Наиболее угнетённой и бесправной частью населения были т.н. вневарневые люди.

Тьяга- (санскр. отречение, освобождение, отстранение), отрекшийся человек. Тьяга – абсолютный отказ от собственности и от того, что можно определить как социальную активность.

Будда - (санскр. просветленный, пробужденный).

1. Человек, завершивший жизненный цикл, преуспевший в преодолении кармы и готовый к переходу на иные уровни бытия. Будда – это состояние сознания, его может достичь каждый независимо от положения, которое он занимает в жизни. Выражение «тысяча будд» подразумевает, что каждый может достичь состояния Будды тысячью разными путями. Будда – это символ, а не идол

Кшатрии - (санскр.), вторая из четырех каст, на которые было первоначально разделено индусское общество.

Сидхартха Гаутама Шакьямуни - Гаутама Сиддхартха (623—544 гг. до н.э.) — основатель буддизма. Он был сыном царя из Северной Индии. Однажды принц Гаутама покинул дворец и увидел в миру больного старика, нищего и покойника. Потрясённый, он решил отказаться от обеспеченной жизни. Несколько лет он жил в нищете. Когда Гаутама однажды сидел у дерева бодхи в селении Урувела, на него внезапно снизошло просветление: он познал тайну страдания. Гаутама умер, не считая себя Богом. Но после его смерти ему стали поклоняться. Новая религия стала называться буддизм (от санскритского слова будда, что значит просветлённый).

Дхарма - (санскр. букв, то, что лежит в основе и поддерживает все вещи вместе), одно из центральных понятий индийской философии и религии, имеющее несколько значений: вечный моральный закон мироздания, основанный на причинно-следственных связях, и принцип следования этому закону как основная человеческая добродетель; образ поведения, наиболее благоприятный для духовного продвижения, правильный и праведный путь;долг (в этом смысле каждый человек имеет свою дхарму); божественный мудрец, бог справедливости, персонифицирующий понятия добродетели, морального закона.

Брахманы - 1. Одна из трех ипостасей верховного бога индуизма (Тримурти), Бог Творец и отец других богов, Прародитель небожителей, демонов и смертных. Божество, которое часто изображается с четырьмя лицами и четырьмя руками, держащими различные религиозные символы. Он создает не только сам мир, но и определяет хронологические аспекты, касающиеся его собственной жизни. Во главе пантеона становится только в послеведийский период, оттесняя Индру и других древних богов (исключая Вишну и Шиву, которые с ним составляют тройственное единство) (смотри Манвантара). Согласнопуранам Брахма есть тот аспект Божественного Единства, или Бога, который ответственен за акты творения в смысле возрождения и сохраненияматериальной стороны всех вещей; его можно назвать субстанцией-силой, включающей материю, энергию и законы природы.

Сансара - (санскр. поток), вращение, блуждание, странствование из жизни в жизнь; одно из основных понятий индийской религии и религиозной философии, перевоплощение души (в ортодоксальных брахманистско-индуистских системах) или личности (в буддизме) в цепи новых рождений (в образе человека, животного, Бога); осуществляется по закону кармы.

Атман - порождение Параматмы – сверхдуши; истинное «Я», в противоположность индивидуальному «Я» личности, которое человек считает собой. В самом широком смысле атман чего-то или (гораздо чаще) кого-то есть то, что делает это нечто или этого некто самим собою, то есть суть, сущность, самотождественность.

Вайшьи- (санскр. वैश्य Vaiśya IAST — «преданность, зависимость») — представитель третьей по значимости варны древнеиндийского общества, состоявшей из земледельцев, торговцев, лавочников и ростовщиков.

Брахман - (санскр. вздуваться, расти).

1. Безличный принцип Вселенной, из потенции которого все исходит и в вечную нематериальную сущность которого все возвращается. По отношению куниверсуму – это безличная абсолютная реальность, которая является не только духовной, материальной и сознательной субстанцией всех сил, образований и мыслей Вселенной, но и их источником, опорой и владельцем; космическое духовное начало. Абсолют, лежащий в основе всего сущего; космический и супракосмический дух единый, вне которого ничто не существует.

2. В Веданте – реальность, вечность, абсолют, дух, высшее бытие.

3. Ниргуна-Брахман – это определение Брахмана через его апофатические (отрицательные) атрибуты: немыслимый, непроявленный, нерожденный, неслышимый, невидимый и т, п.

4. Сагуна-Брахман – Бог с качествами. Например, Шива у шиваистов, проявляющий себя как Парашакти и Парамешавара; вездесущий, всеведующий, всемогущий, всёнаполняющий и вселюбящий Бог.

5. Сакральное или вдохновенное слово, выражающее сердце или душу; душа, возникающая из подсознания человека и достигающая сверхсознательного.

Йога - (от санскр. юдж – связь, единение, сосредоточение, усилие).

1. Учение и метод управления психикой и физиологи ей человека, составной элемент религиозных и философских систем Индии, ставящий целью достижение состояния «освобождения» (мокши или нирваны).

2. Одна из шести ортодоксальных (признающих авторитет Вед) систем индийской философии, основанной Патанджали; осмысляет природу и функции йогических методов, этапы их применения и др. Основная философская идея – соотнесенность психофизиологии человека и Космоса (тела Вселенной). В общих философских вопросах придерживается учения санкхьи.

дерево Бодхи- (пали, санскр. пробуждение), воспринимающий ум или высшее состояние сознания в аспекте духовного просветления; ясное понимание того, что находится за пределами этой жизни. Бодхи – это совершенное знание, подлинное понимание того, что во плоти мы представляем собой лишь плодвоображения нашего «Я».

БОДХИ ДРУМА – (санскр.), дерево познания, под которым Шакьямуни медитировал на протяжении семи лет, после чего достиг состояния Будды.

Маара – город скрытый во мраке, так его в шутку называют жители пустынных деревень

Нирвана - (санскр. угасание).

1. Вечный покой, прекращение (не является обязательным для самих существ, но обязательно для их эго, желаний, эгоистических действий и умонастроения). Нирвана – свобода от желаний и других ограничений плоти, состояние созерцания, совершенствование духовного знания.

тягота (дукха) - (санскр.), страдание; согласно раджа йоге возникает в результате объединения сознания с тем, что оно рассматривает. Избавление от страдания заключается не в разрыве такой связи, а путем достижения внутреннего знания, укрепления и направленности, то есть практикой восьми аспектов йоги (анга). Большая часть страданий приходит согласно закону кармы, поэтому вред, возвращающийся к нам из-за неверных поступков в прошлом, может быть прекращен добрыми делами в настоящем.

4 арийские (благородные) истины- одно из базовых учений буддизма, которого придерживаются все его школы. Четыре благородные истины сформулировал сам Будда Шакьямуни и кратко их можно изложить так[1]: существует страдание; существует причина страдания — желание; существует прекращение страдания — нирвана; существует путь, ведущий к прекращению страдания, — восьмеричный путь.

арийский «восьмеричный путь» (арья аштанга марга)[1] — путь, указанный Буддой, ведущий к прекращениюстрадания[2] и освобождению от сансары[3]. Лежит посередине между приверженностью мирским удовольствиям и аскетизмом.

саматха- в индуистской и буддийской медитативных практиках — состояние, при котором исчезает сама идея собственной индивидуальности (но не сознание) и возникает единство воспринимающего и воспринимаемого. Самадхи есть то состояниепросветления, достигаемое медитацией, которое выражается в спокойствии сознания, снятии противоречий между внутренним и внешним мирами (субъектом и объектом), слиянии индивидуального сознания как микрокосма с космическим абсолютом как макрокосмом. Самадхи — последняя ступень восьмеричного пути (Благородный Восьмистадийный Путь), подводящая человека вплотную к нирване.

намарупа - санскр. имя и форма), свойство всего созданного и проявленного. Существуют отличия между этими двумя понятиями, именем и формой, так как форма соответствует объективному существованию, а наименование – его отражению в субъективной жизни, разуме, в котором имя обычно естьсимвол формы и может использоваться в отсутствии предмета для умственной работы и манипуляции, связанной с этой формой.

Буддистархат-

Бодхисаттва - санскр. тот, чья сущность – просветление), в буддизме махаяны – идеальное существо, достигшее нирваны, которое в отличие от архатахинаяны выступает прежде всего как наставник и образец для других людей, ведущий их по пути нравственного совершенствования к достижениюнирваны; тот, кто зародил в себе бодхичитту;

Паранирвана - (санскр.), абсолютное He-бытие, которое есть абсолютное Бытие или «бытийность», состояние, достигаемое человеческой монадой вконце большого цикла. Даже для высочайшего мастера, достигшего высшей реализации, высшее освобождение, паранирвана, наступает только послесмерти.

Татхагата -. Эманация изначального Ади-Будды.

2. Пять методов очищения пяти скандх:

рупа-скандха очищается вайрочаной;

ведана-скандха – ратнасамбхавой;

санджняна-сканяха – амитабхой;

санскара-скандхэ, – амогхасиддхи;

виджняна-скандха – акшобхья.

Синоним – Татхагат.

«Трипитака»- свод буддийских священных текстов, составленный вскоре после смерти Будды Шакьямуни на Первом Буддийском соборе. В буддийском мире существует множество версий Трипитаки, в которые входит огромное количество различных текстов. Наибольшей известностью пользуется палийский канон традицииТхеравада, или Типитака.

Нирвана - (санскр., буквально — угасание, затухание), центральное понятие религиозной философии буддизма (а также джайнизма), означающее высшее состояние, конечную цель духовных стремлений человека.

«Дхаммапада» - одно из важнейших произведений буддийской литературы, составленное, как говорит традиция, из стихотворных изречений Будды Шакьямуни, произносившихся им по поводу того или иного случая.

Тхеравада - (пали путь старших), одно из основных ответвлений буддизма, преобладающее на Шри-Ланке, в Мьянме (бывшая Бирма), Таиланде, Камбодже и Лаосе. Последователи тхеравады склонны к ортодоксальному, консервативному истолкованию учения Будды.

Махаяна - (санскр. большая колесница), наряду с хинаяной одно из двух основных направлений буддизма. Возникнув в Индии, с начала н.э. распространяется в Китае, Тибете, Японии и др. странах. Махаяна подчеркнула черты терпимости в этическом учении буддизма и выдвинула идеал бодхисаттвы.

Махакальпа - Основная единица измерений — махакальпа или великий эон. Точная длина этого периода в годах не была определена точно, но это очень большой период, и измеряется в миллиардах лет если не ещё больше.

Санкхья - философия индийского дуализма, основанная Капилой. В мире действуют два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух). Цель философии санкхьи — отвлечение духа от материи.

Шило - санскр.), сила (пали) — 1) привычка, поведение, природа,характер (напр., адана-шила — скупость, папа-шила — греховность); 2) моральные предписания, моральный кодекс;отсюда «Панча-шила» — «Пять заповедей», «Даша-шила» — «Десять заповедей». В будд. учении особо выделяется триада моральных качеств: щедрость (дана), благонравие (шила), очищение и упражнение ума (бхавана).

«три сокровища буддизма- Три драгоценности, или Триратна в буддизме — три объекта Прибежища: Будда, Дхарма и Сангха.

Мэта-

Каруна -(санскр.), медитация жалости и сострадания в йоге.

Упека - Все под контролем, но мне все равно. Зачем тебе тогда нужна
духовная практика, если тебя "не касается"? Нравственность, равностность - хорошо, но если всегда так, то нет развития.

Мугита -

ахимса- санскр. не причинение зла), этический принцип; политика мира и отказа от насилия, которой следовал Ганди. Ахимса предполагаетвоздержание от причинения вреда всему живому в мыслях, на словах и на деле. Нравственная основа, реализующая ахимсу в реальной жизни, предопределяет наличие таких качеств, как сострадание, моральная ответственность, постоянное чувство сопереживания и так далее.

Упавасадха -

Мокша - (санскр. освобождение), одно из центральных понятии индийской философии и религии индуизма, высшая цель человеческих стремлений, состояние освобождения от бедствий эмпирического существования с его бесконечными перевоплощениями.

«Лотосовая сутра»- также «Лотосовая сутра», «Сутра лотоса» — одна из известнейших и особо почитаемых махаянистских сутр вВосточной Азии, лёгшая в основу учения буддийских школ Тэндай и Нитирэн.

Адибудда Махьямики-

Авалакитешвара- бодхисаттва, воплощение бесконечного сострадания всех Будд. Атрибут — веер из хвоста павлина.

«Йога Чара» -одна из двух основных (наряду с мадхъямакой) философских систем буддизма махаяны, Школа Йогачары сформировалась в IV—V веках.

3 тела Будды- триединая сущность, или три способа бытия Будды. Согласно учению махаяны, Будда проявляет себя в трех аспектах.

«сукхавати» (Блаженная страна)- (санскр. счастливая страна, чистая земля), рай Будды Пмитабхи, сотворенный им, чтобы ускорить путь существа в нирвану, и на мириады миров удаленный от нашего мира. Все обитатели сукхавати – бодхисаттвы, которые тут же достигают нирваны.

Варджраяна- Ваджрная Колесница, Алмазная Колесница, Ваджрный Путь; также Тантра, Тантраяна (Колесница Тантры), (Гухья-) Мантраяна (Колесница (Тайной) Мантры), Пхалаяна (Колесница Плода)) — тантрическое направление буддизма, образовавшееся внутри Махаяны в V веке нашей эры. Ваджраяна распространена вТибете, Непале, Монголии, Японии (школа Сингон-сю). В различные исторические периоды имела распространение на Шри-Ланке, в Индонезии,Китае, Корее, Мьянме, Вьетнаме, Камбодже, Таиланде.

Манчжушери- Кратчайший путь к небесному блаженству. В буддийской традиции — олицетворение тайной (эзотерической) мудрости Будды

Варджрапани- в буддизме бодхисаттва. Является защитником Будды и символом его могущества. Широко распространён в буддийской иконографии как один из трёх божеств-охранителей, окружающих Будду. Каждый из них символизирует одну из добродетелей Будды: Манджушри — проявление мудрости всех Будд, Авалокитешвара — проявление сострадания всех Будд, Ваджрапани — проявление могущества всех Будд.

Шитиграпха-

Тара- в тантрическом буддизме ваджраяны йидам и будда в женском облике, в махаяне — женщина-бодхисаттва; женское существо, достигшее совершенства и освобождения, но отказавшееся от ухода в нирвану из сострадания к людям.

Ступа - буддийский храм определенной формы, архитектура которого служит символической иллюстрацией теории о строении Вселенной, Обязательные компоненты ступы – куб (символ земли), купол (символ воды), конус (символ огня), чаша, или диск (символ воздуха) и вьющаяся лиана (эфир). Гигантская ступа в Боробудуре (о. Ява, около 800 г.) – типичный пример буддийской психокосмограммы. Множество её скульптурных террас выводит адепта из мира различий и заблуждений к сияющей пустоте нирваны.

Мандала - Своеобразная модель мироздания, т. н. «Карта Космоса», где объектом моделирования выступают сакральные элементы Вселенной, символизирующие те или иные категории, свойства и параметры разумного всекосмического Начала. Согласно космогоническим представлениям внешний круг мандалы является границей вселенской целостности, очерчивает её пределы в проекции пространственно-временного ограничения. Внутренняя структура мандалы нередко изображается в виде 12 символических элементов – нидан, которые выражают 12 обуславливающих друг другапричин, где каждая предшествующая определяет последующую, образуя, таким образом, цикличность «кругов времени» в их бесконечном временном аспекте.

3. Мандала – это визуальное выражение борьбы за достижение порядка и стремление к воссоединению с первоначальным, внепространственным и вневременным «центром», как он мыслится во всех символических традициях.

4. Десять разделов Вед.


Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 479 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.038 с)...