Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Этическое мышление Нового времени в отличие от эпохи Средневековья ориентировано на выявление земного основания морали, на поиск гармонии между ее объективными и субъективными составляющими. Идея суверенности морального субъекта и обоснование нравственной полноценности личности становятся центральными в этических взглядах. В качестве средства утверждения независимости морального субъекта и объяснения общеобязательности морали выступает разум. Именно он, по мнению большинства мыслителей этого времени, должен обуздать эгоистически направленную естественность человека, согласовать индивидуальные устремления с общественным благом. Доминирующей является установка на выведение морали из природы. Исходя из этого некоторые мыслители (Р. Декарт, Т. Гоббс, Б. Спиноза и др.) пытаются свести мораль к естественнонаучному знанию, придать этике статус научной теории путем использования методов физики и математики. Представители сенсуалистической философии (Дж. Локк, Д. Юм и др.) обращают внимание на значимость эмоциональных оснований морали.
Особое место в этике Нового времени занимает моральная философия И. Канта (1724— 1804). Этическим размышлениям посвящены многие его работы: "Основы метафизики нравственности", "Критика практического разума", "Религия в пределах только разума", "Метафизика нравов" и др. И. Кант исходит из принципиального различия между теоретическим и практическим разумом, считая, что итогом и целью теоретического разума является наука, а итогом практического разума — мораль. Человек является моральным существом благодаря разуму, и как существо моральное он возвышается над своей биологической и моральной природой. Мораль самодостаточна, содержит причину в самой себе и не выводима ни из чего. Она свободна от религиозных постулатов, возвышается над реальным миром и призвана подчинить его себе. Чистой нравственностью И. Кант называет моральное сознание, поскольку оно не зависит от чувственных импульсов, побуждений и потребностей. Как чувственное существо человек является частью природы, а моральное сознание возвышает его над природой. В мире чувственных явлений человек не свободен, он подчинен внешней необходимости, а мораль — сфера свободы человека, его воля здесь автономна и определяется им самим. Чтобы придать воле нравственно-положительное значение, ее следует согласовать с высшим нравственным законом, который И. Кант называет категорическим императивом и определяет следующим образом: "Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом". Нравственный закон существует для человека как долженствование, определяющее возможность правильного выбора. Мораль и этика, по мнению Канта, учат человека не тому, как стать счастливым, а тому, как стать достойным счастья.
В отличие от И. Канта Г.В.Ф. Гегель(1770—1831) стремится показать значение морали в системе общественных отношений. Он различает мораль и нравственность, понимая под моралью духовную область, представленную личностными убеждениями, а под нравственностью — сферу социально детерминированного поведения человека.
Во второй половине XIX в. на развитие этической мысли определенное влияние оказал марксизм. Исходя из материалистического понимания материи, марксизм делает вывод об обусловленности морали общественным бытием. Задача научной этики, по мнению марксизма, состоит в изучении не морального сознания, а тех социально-исторических обстоятельств, которые его определяют. Идея социальной обусловленности морали сочетается в марксизме с представлением об относительной ее самостоятельности. Однако абсолютизация детерминированности морали социально-политическими факторами привела к нарушению моральной автономии, подчинению морали политике. Роль морали состоит в том, что она выступает как средство преодоления границ субъективности и гармоничного включения человека в социальную связь с другими людьми.
В противоположность созерцательности классической этики марксизм считает, что этика должна быть нацелена не на осуждение недолжного характера сущего, а на активное участие в его революционном преобразовании. В соответствии с этим вся нравственная проблематика переводится в практическую плоскость.
Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 2825 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!