Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Средневековья



Отрицание античной моральной философии в средневековой этической рефлексии. Религиозная вера как основа интерпретации нравственности. Идея Бога как источника и критерия морали. Представления о свободной воле человека как источнике зла. Трансцендентное понимание смысла человеческого бытия; крайний ригоризм (отказ от своеволия, полное подчинение воле Бога); аскетизм; противопоставление Божественной нравственности и земной чувственности; противоречивое сочетание пессимизма, связанного с «видимым» миром и оптимизма, обусловленного надеждой на небесное спасение - основные черты нравственной проблематики эпохи.

Основные направления развития этической мысли Средневековья:

1. Этические учения, сформировавшиеся в лоне ортодоксальной христианской религии:

Объективно-божественное обоснование морали в учении Августина Блаженного. Основные положения его этики: Бог – источник добра и блага; зло – отклонение воли человека от Бога в пользу собственного бытия; любовь – универсальная движущая сила; добродетель – определенный порядок в любви. Интерпретация традиционных добродетелей в учении Августина. Представления о монашестве как нравственном идеале.

Попытки примирения веры и разума, морали и религии в этике Фомы Аквинского как результат рационализации миропонимания. Интерпретация этики Аристотеля на основе морального идеала христианства. Представления о высшем благе и блаженстве. Учение Фомы Аквинского о добродетелях как пути к высшему благу. Иерархия добродетелей. Разум как основа добродетелей и свободной воли человека.

2. Этические воззрения, сформировавшиеся внутри оппозиционных еретических движений:

Нравственный дуализм и осмысление природы зла в еретических учениях. Отказ от материально–чувственного, как основное содержание добродетели. Аскетизм как доступный человеку способ освобождения от зла.

3. Проявления светской морали:

Отражение феодально-сословных отношений в рыцарской этике. Основные добродетели рыцарского этоса. Эволюция рыцарского нравственного идеала в рамках средневековой эпохи.

Этика городского свободомыслия. Индивидуализация морали в нравственном учении Пьера Абеляра. Отрицание религиозного аскетизма и лицемерия рыцарских кодексов. Представление о добродетелях как врожденных качествах личности. Равенство христиан и язычников перед моральным идеалом. Роль разума, свободы и ответственности в нравственной деятельностичеловека.

Мотивы секуляризации морали, взаимосвязь разума и нравственного поведения в материалистической этике Сигера Брабантского и идеях свободомыслия Майстера Экхарта.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 328 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...