Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема. Понятие человеческой природы



Развитие содержания понятия человеческой природы в истории философии. Дихотомия: природа как то, что не изменяется, то, что можно исправить только силой самой природы, и как то, что становится, то, что можно социализировать. Природа и сословная “порода” человека (Платон). Античная “маска” - то, что одевается на природное. “Гражданин мира”. Идея единого первородства в христианстве и ее значимость для становления идеи универсальной человеческой природы, всечеловечности. Гуманистический контекст проблемы человеческой природы. Механицизм в развитии идей целостной природы человека. Естественное состояние человека в теориях Просвещения. Немецкая классическая философия о человеке как природном существе. Марксизм: природа как неорганическое тело человека. Экзистенциализм: человек без природы. Философская антропология о человеке как незавершенном существе.

Контексты проблемы человеческой природы (биологическое и социальное, гуманизм и человеческая природа, антропогенез и т.д.). Первая и вторая природа. Необходимость анализа проблемы на уровне постановки проблемы человеческой сущности. Человек как “выкидыш” природы. Естественное, искусственное и сверхъестественное в человеческом бытии. Витальность человека. Здоровье и болезнь.

Тема. Философия в поисках человеческой сущности: проблема о-пределения человека.

Философия о человеческой сущности. Теоретические трудности определения человека. “Человеческое в человеке”: суть человека (человек растождествлен с собственной сущностью; в человеке есть чужеродная, не-человеческая компонента). Определить человека - значит понять себя. Вопрошание о себе как момент человеческой сущности. Сущность человека - в поиске этой сущности? Основные подходы к определению сущности человека: трансцендентный, натурализаторский, социологизаторский, антропоцентристский. Полярные, взаимоисключающие характеристики человека. Множественность идей и определений человека как отражение его многомерности. Необходимость и продуктивность конкретно-исторических определений человека. Метафорические определения человека. Принцип отрицательных определений человека (аналогия с апофатической теологией).

“Определить человека - значит убить его”. Определения человека как своего рода редукция человека. Человек как становящееся, самопреодолевающее, устремленное к своей сущности существо. Свобода как сущностное свойство человека. Фундаментальная уникальность человека (единственный в своем роде). Человек как самородок. Многогранность и противоречивость человека. Сущность и существование человека. Родовая сущность человека как полнота человеческих способностей и возможностей и ограниченность человеческого индивида. Взаимостановление человека и рода. Проблема присвоения человеческой сущности. Отчуждение сущности человека как фундаментальная онтологическая характеристика человека.

Человек и человеческое. Многообразие человеческого. Человеческое в вещи, в безличном социальном институте. Человек как целостное существо. Противоречивая целостность человека. Проблема собранности человека. “Человеческое, слишком человеческое”. Разные степени адекватности человеческой сущности: человек, недочеловек, слишком человек, сверхчеловек. “Нулевой уровень человеческого” (Франкл, Жижек о “мусульманине” в концентрационных лагерях).

Человек - не абстракция от людей. Как возможно человеческое: как собирание человека, в метафизических актах и состояниях, на пределе (лиминальность, пограничная ситуация). Человек как “простой смертный”. Человек вне социальных масок. Островки “очищенной” человечности.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 467 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...