Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философская мысль русского народа



В IX – X вв. у славянских народов появляется своя письменность, а в XI - XII вв. в рукописных книгах начинает встречаться термин «философия» или любомудрие. Первым древнерусским философом принято считать киевского митрополита Иллариона. В работе «Слово о законе и благодати» он отметил, что христианизация Руси – это завершающий этап распространения этой веры. Крещение Руси открыло путь к жизни вечной, истине и благодати. В работе «Молитва», он рассуждает о человеке. Человек – греховен, нестоек. Эти качества устремляют человека к «земному», порабощают его заботами житейскими. Для спасения человека, всегда требуется его обращение к Богу.

Владимир Мономах – древнерусский князь. В работе «Поучения» он изложил систему этических правил мирянина и призывал: «не забывать», «не гордиться», «не ругать», «чтить гостей своих», «не лениться». Основой всего поведения человека должен быть страх, ужас перед Божьим наказанием. Главная задача бытия человека в этом мире заключается в спасении души. Огромное значение имело учение С. Радонежского.

В XIV – XVII вв. появилась «политическая философия». Это время – укрепления Московского княжества, как центра единого Русского государства. В XVI в. псковский монах Филофей создал религиозное учение о Москве, как о «Третьем Риме». Суть данного учения состоит в следующем. «Старый Рим», бывший в своё время центром христианства, был завоёван варварами. «Новый Рим», с центром Константинополь, погиб от завоевания турок – это божье наказание им за отход от подлинной веры. «Третьему Риму» – Москве самой судьбой предназначено быть истинным продолжателем христианского учения. Москве суждено стоять вечно, а «Четвёртому Риму» - не бывать.

XVIII век стал заметной вехой в истории русской философии: шло быстрое развитие наук, ремёсел, активная реформаторская деятельность Петра Великого. В этот период Русь стала империей.

Большой вклад в идеологическое обоснование Петровских реформ, в развитие в стране знаний внесла «Учёная дружина» Петра I (Кантемир, Татищев, Посошков). Выдающуюся роль в развитии научного и философского мышления сыграл М.В. Ломоносов – заложил основы материалистической философии.

Важную роль в развитии русской философии сыграл Радищев. В своём произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» он критиковал крепостное право и самодержавие в России. Порабощение человека является преступлением перед ним; угнетение человека человеком – противоречит его естественным правам. Во второй своей работе «О человеке, о его смертности и бессмертии» Радищев пишет, человеческая душа бессмертна и возрождается после смерти тела в других телах, тем самым человеческий род постоянно совершенствуется.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 783 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...