Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Учебно-методическое пособие. Программа и планы семинарских занятий для студентов очной формы обучения



Программа и планы семинарских занятий для студентов очной формы обучения


Екатеринбург 2011 г.


Составитель

Некрасов С.Н. профессор, доктор философских наук, заведующий кафедрой философии

Утвержден:

на заседании кафедры философии,

протокол № 1 от «13» сентября 2011 г.

Зав. кафедрой__________ /С.Н. Некрасов/

Методической комиссией финансового факультета

Протокол №___ от «___» ____________ 2011 г.

Председатель______________ / /

Декан финансового факультета
______________ /С.В. Царева/

Философия. Учебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения всех специальностей / Некрасов С.Н. УрГСХА. Кафедра философии. - Екатеринбург: изд. УрГСХА, 2011.

Учебно-методическое пособие по курсу философии предназначено для студентов и призвано помочь в изучении предмета в соответствии с утвержденной программой, подготовке рефератов по избранным темам. В связи с этим приводится расширенный список рекомендуемой литературы, включающий не только основные первоисточники и учебные пособия, но и издания, необходимые для подготовки рефератов и детального изучения содержания соответствующих тем программы.

Учебно-методическое пособие рассмотрено на заседании кафедры философии и рекомендовано для издания.

Рецензент: Егоров В.В., доктор философских наук, профессор кафедры философии УрГЭУ.

© Уральская государственная сельскохозяйственная академия, 2011 г.

ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»

Цели и задачи дисциплины

Дисциплина «Философия» входит в блок общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с разделом Государственного Образовательного Стандарта высшего профессионального образования для всех специальностей.

Философия как учебная дисциплина принадлежит к сфере гуманитарного знания. Философия – это, прежде всего, знание о человеке, его месте в мире, смысле жизни и его предназначении.

Изучение дисциплины «Философия» преследует цели: пробудить самосознание студента к исканию Истины, к размышлению над всеобщими проблемами в системе «мир-человек».

Основные задачи изучения дисциплины вытекают из тех многообразныхфункций, которые способна выполнить философия. Это, прежде всего: а) информация о мире в целом и отношение человека к этому миру; б) всеобщий метод познавательной деятельности. Философия предстоит и как искусство мыслить и ориентироваться в окружающем мире. Ее жизненная необходимость, в связи с возникающими проблемами в жизни человека, общества, человечества, становится все более очевидной. Выполняя конструктивно-ценностную функцию, изучение философии дает представление о ценностях, таких как Добро, Справедливость, Правда, Красота, формирует представление о социальном идеале. С конструктивно-ценностными задачами философии переплетается задача по интерпретации социальной действительности и ее критике. Являясь квинтэссенцией культуры, изучение философии способствует формированию у студента важных качеств культурной личности.

Изучение дисциплины «Философия» опирается на совокупность всех знаний, накопленных студентами по гуманитарным и естественным дисциплинам.

В результате изучения данной дисциплины студенты будут

- знать:

- основные философские категории, специфику, структуру и назначение философского знания;

- содержание философского мировоззрения и существующие типы этого мировоззрения (материализм, идеализм, плюрализм).

- основные исторические этапы развития философской мысли (философию Древнего мира, Средневековья и Эпохи Возрождения, философию Нового времени XVI-XIX вв.); основные этапы развития русской философии и ее специфику, главные направления современной мысли;

- основные категории бытия (материя, движение, пространство и время, сознание);

- философское учение о развитии, принцип детерминизма, основные законы развития;

- основные проблемы гносеологии и методологии научного познания;

- структуру общества, главные подходы к объяснению истории;

- философские концепции сущности человека;

- основные глобальные проблемы современного общества;

- иметь представление:

- о месте и роли философии в культуре и жизни общества;

- об истории философской мысли, специфике ее развития в различные исторические эпохи в различных мировых регионах, о развитии философской мысли, характерной для различных направлений, школ и философов;

- о философских проблемах бытия, его формах и интерпретациях;

- о различных гносеологических концепциях;

-о существующих подходах к раскрытию философских вопросов общества и человека;

-уметь:

- работать с философской литературой, анализировать первоисточники; активно участвовать в обсуждении вынесенных на семинарское занятие вопросов, сделать сообщение, выступить с докладом, т.е. наилучшим образом проявить активность, умение вести диалог, дискутировать, быть терпеливым к другому мнению; аргументированно отстаивать свою позицию по тому или иному вопросу;

- проявлять свои навыки работы со специальной научной и философской литературой при подготовке и написании реферативной работы;

- применять полученные знания по философии при изучении специальных дисциплин.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

по курсу «ФИЛОСОФИЯ»

Тема 1. Философия, ее предмет и роль в обществе

Философия и мировоззрение. Понятие и структура мировоззрения. Жизненно-практическое и теоретическое миропонимание. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.

Специфика философских проблем и основной вопрос философии. Философия и наука. Научная обоснованность философского разума и его ценностная ориентация. Место и роль философии в системе культуры. Основные разделы философского знания: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика и др. Функции философии в обществе и значение философского образования.

Тема 2. Античная философия.

Космоцентризм ранней греческой философии. Милетская школа. Учение пифагорейцев. Диалектика Гераклита Эфесского. Философия Элейской школы. Философия античной классики. Атомистический материализм Демокрита. Учения софистов и Сократа. Объективный идеализм Платона. Философское учение Аристотеля. Позднеантичная философия: скептицизм, эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм.

Тема 3. Философия Средневековья. Религиозный характер философской мысли.

Апологетика, патристика и схоластика. Учение Аврелия Августина. Природа и человек как творение бога. Разум и воля. Учение о «священной истории». Проблема разума и веры, сущности и существования. Особенности средневековой схоластики. Философия Фомы Аквинского. Проблема доказательства бытия Бога. Спор о природе универсалий: номинализм и реализм. Концепция двух истин: соотношение теологии и философии.

Тема 4. Философия Возрождения. Культурно-исторические особенности

Ренессанса и их отражение в философской мысли. Антропоцентрический характер философии Возрождения. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности. Эстетика Ренессанса: апофеоз искусства и культ художника-творца. Политическое учение Н. Макиавелли. Социальные утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы. Натурфилософия Возрождения. Онтология и диалектика Н. Кузанского. Пантеизм и новая космология (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей).

Тема 5. Философия Нового времени.

Социокультурные и исторические особенности философии Нового времени. Критика средневековой схоластики. Научная революция XVII века и создание механистической картины мира (И. Ньютон). Проблема метода познания в философии: эмпиризм и рационализм (Ф. Бекон, Р. Декарт). Проблема субстанции (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Иррационализм Б. Паскаля. Проблема человека и общества: теория общественного договора Т. Гоббса и либерализм Д. Локка.

Тема 6. Философия Просвещения. Социально-исторические предпосылки и национальные особенности идеологии Просвещения.

Английское Просвещение: деизм Д.Толанда и А.Коллинза. Субъективный идеализм Дж.Беркли и Д.Юма. Французский материализм XVIII века: природа, общество, человек (Ж.Ламетри, К.Гельвеций, П.Гольбах, Д.Дидро). Социально-философские взгляды Ф.Вольтера, М.Монтескье, Ж.Ж.Руссо. Философия немецкого Просвещения (Г.Лессинг, И.Гёте, И.Гердер, Ф.Шиллер).

Тема 7. Немецкая классическая философия.

Активно-деятельностное понимание человека в немецком идеализме. Докритический и критический период творчества И.Канта. Гносеология Канта, его учение о формах и границах познания. Этическое учение И.Канта: соотношение науки и нравственности. Эстетика и философия искусства И.Канта. Субъективный идеализм И.Фихте. Система трансцендентального идеализма Ф.Шеллинга. Философская система Г.В.Ф.Гегеля. Проблема тождества бытия и мышления. Идеалистическая диалектика Гегеля, ее основные принципы, законы и категории. Антропологический материализм Л.Фейербаха и гуманизм.

Тема 8. Основные направления зарубежной философии XIX-XX вв.

Возникновение и развитие марксистской философии. Диалектический материализм К.Маркса и Ф.Энгельса, его отношение к диалектике Г.Гегеля. Материалистическое понимание истории. Основные принципы, законы и категории исторического материализма. Теория общественно-экономической формации.

Отношение к разуму и науке в философии XIX-XX века: борьба рационализма и иррационализма. Волюнтаризм А. Шопенгауэра, интуитивизм А.Бергсона, “философия жизни” (Ф.Ницше, В.Дильтей). Проблема человека в экзистенциализме (М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр). Психоанализ З.Фрейда, К.Юнга, Э.Фромма. Исторические формы позитивизма (О.Конт, Э.Мах, Б.Рассел, К.Поппер). Феноменология Э.Гуссерля. Прагматизм Ч.Пирса, У.Джемса, Дж.Дьюи. Анализ языка и методов науки в аналитической философии, структурализме и герменевтике (Л.Витгенштейн, К.Леви-Стросс, Х.-Г.Гадамер)

Тема 9. Традиции и особенности русской философии XIX-XX вв.

Социальные и культурно-исторические предпосылки русской философии. Дилемма западничества (В.Белинский, П.Чаадаев, А.Герцен и др.) и славянофильства (И.Киреевский, А.Хомяков и др.) Учения революционного народничества (М.Бакунин, И.Лавров, Н.Ткачёв и др.) Философия марксизма в России (Г.Плеханов, В.Ленин) и ее историческое значение. Основные идеи и особенности русской религиозной философии (Л.Толстой, В.Соловьёв, П.Флоренский, Н.Бердяев и др.) Русский космизм (Н.Фёдоров, В.Вернадский). Философия хозяйства С.Булгакова.

Тема 10. Онтология - философское учение о бытии. Проблема субстанции: материя и сознание.

Категория бытия, ее смысл и специфика. Мир как совокупная реальность: единство природы и общества, материального мира и человеческого духа. Основные формы бытия. Бытие вещей, процессов и состояний природы. Специфика человеческого бытия. Бытие духовного (идеального) и его формы. Социальное бытие как единство индивидуального и общественного бытия.

Проблема субстанции: монизм, дуализм и плюрализм. Материалистический и идеалистический монизм. Представление о субстанции как первоначале и праматерии, его связь с уровнем развития естествознания. Диалектико-материалистическое понятие субстанции, его мировоззренческое значение.

Формирование научно-философского понятия материи и его методологическое значение. Современная наука о сложной системной организации материи. Основные уровни организации неживой и живой природы. Общество как высший уровень организации материи. Философия о многообразии и единстве мира.

Понятие движения. Устойчивость и изменчивость, прерывность и непрерывность движения. Движение и покой. Движение и развитие. Основные формы движения материи. Современная наука и проблема классификации форм движения. Единство материи и движения.

Пространство и время. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Свойства пространства и времени. Единство материи, пространства и времени в свете теории относительности. Пространство и время в микро-, макро- и мега-мире. Специфика пространственно-временных отношений в природных и социальных процессах.

Проблема сознания в философии. Генезис сознания. Понятие отражения. Развитие форм отражения в неживой и живой природе. Отражение и информация. Возникновение сознания и его общественная природа. Структура сознания и формы психической деятельности – чувства, эмоции, память, воля, воображение, мышление. Сознание и язык. Знаково-символические системы. Бессознательное, сознание и самосознание. Проблема идеального и формы его бытия.

Тема11. Диалектика как метод философии и учение о всеобщей связи и развитии явлений.

Диалектика как учение о всеобщих связях, изменении и развитии. Диалектика и догматическое мышление. Софистика, эклектика, метафизика как альтернативы диалектики. Критико-рефлексивная функция диалектики.

Универсальные связи бытия и их выражение в категориях диалектики. Единичное, особенное и общее. Явление и сущность. Закон и закономерность. Форма и содержание. Часть и целое. Элементы и структура. Система и функция. Принцип системности и типы системных объектов. Причинные связи и детерминация. Причина и следствие. Необходимость и случайность. Возможность и действительность. Концепция детерминизма.

Диалектика количественных и качественных изменений. Качество (свойство), количество, мера. Переход в новое качество. Скачки. Закон меры. Противоречивость бытия и познания. Диалектика и логические противоречия. Тождество, различие, противоположность, противоречие. Диалектические противоположности. “Единство и борьба” противоположностей. Закон противоречия. Основные типы противоречий. Диалектические отрицания и синтезы. “Отрицание отрицания” как выражение преемственности, цикличности и поступательности изменений. Закон диалектического отрицания.

Понятие развития. Прогресс и регресс. Диалектика и социально-научные теории развития. Принцип историзма. Критерии прогресса.

Тема 12. Гносеология - философское учение о познании. Научное познание, его формы и методы.

Концепции познания в истории философии. Познание как социально-опосредованное, исторически развивающееся отношение человека к миру. Познание как отражение реальности. Субъект и объект познания. Чувственное отражение как деятельность социально-исторического субъекта. Формы чувственного познания. Рациональное познание и формы логического мышления. Единство чувственного и рационального в познании.

Проблема истины в философии и науке. Объективность истины. Диалектика абсолютной и относительной истины. Конкретность истины. Критерии истины; практика как основной и всеобщий критерий истины. Истина, ценность и оценка, их роль в познании. Вненаучные формы познания: обыденное, религиозное, художественно-эстетическое.

Наука как специализированная форма познания. Специфические признаки и основания научного знания. Философия и методология науки. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их различие по предмету, методам и формам знания. Особенности естественнонаучного, технического и социального познания.

Тема13. Природа как предмет философского познания.

Понятие природы. Живая и неживая природа, их качественное различие и взаимосвязь. Проблема жизни в условиях Земли, её уникальности или множественности во Вселенной. Философия и специальные науки о познании живого. Природные предпосылки возникновения и существования человека. Человек как живой организм. “Естественная” и “искусственная” среда обитания человека (“первая” и “вторая” природа). Изменение форм практики, познавательных образов, нравственного и эстетического отношения человека к природе в ходе истории.

Противоречия в системе “общество - природа” в современную эпоху. Экологическая проблема, ее научные и социально-философские аспекты. Проблема формирования экологического сознания. Учение В.И. Вернадского о ноосфере. Актуальные проблемы современной глобализации.

Тема14. Общество: основы философского исследования

Общество как элемент объективной реальности, целостная саморазвивающаяся система, продукт взаимодействия людей и социальный способ бытия человека. Деятельность как специфический способ существования социального.

Философские основания теоретической модели общества: идеализм, материализм. Материальное и идеальное в обществе. Категории “общественное бытие” и “общественное сознание”. Понятие общественно-исторической практики. Диалектика общественных потребностей, интересов и целей. Соотношение понятий “материальное”, “духовное”, “практическое”. Категории объективного и субъективного, их соотношение с понятиями материального и идеального. Проблема объективности идеального в обществе. Объективная закономерность и сознательная деятельность людей. Роль субъективного фактора в истории.

Общественное и индивидуальное сознание. Общественное сознание и его структура. Обыденный и теоретический уровни общественного сознания; социальная психология и идеология. Формы общественного сознания: политическое, правовое, нравственное, художественно-эстетическое, религиозное и научно-философское сознание.

Понятие общественных отношений, их исторические типы, формы и виды. Теория общественно-экономических формаций. Уровни организации общественной жизни. Материальные и идеологические отношения. Общественные организации и учреждения как «орудия» социальной практики. Политика и власть как средства социального управления. Соотношение экономики и политики. Современные концепции социального управления.

Проблема закономерностей социально-исторического развития. Единство и многообразие мировой истории. Концепции формационного анализа, “индустриального общества” (Р.Арон), “информационного общества” (Д.Белл), “локальных цивилизаций” (А.Тойнби, Н.Данилевский и др.) и замкнутых структур.

Тема 15. Человек как центральная проблема философии

Природа, сущность и предназначение человека. Феномен человека в различных историко-философских концепциях. Антропосоциогенез и проблема происхождения человека. Труд как центральный фактор антропосоциогенеза. Роль языка в формировании сознания и предметно-практической деятельности. Единство биологического и социального, телесного и духовного в человеке. Труд, сознание, коллективность – воплощение родовой сущности человека.

Противоречивость жизни человека как биосоциального существа. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Социальная и биологическая продолжительность человеческой жизни, смерть и бессмертие. Самоценность человека и смысл его жизни.

Индивидуальное и социальное бытие человека. Понятие личности как объекта и субъекта общественной жизни. Человек, личность, индивидуальность. Сущность идеологии индивидуализма и конформизма в современном обществе. Деятельная сущность человека. Творчество как высшая форма самореализации человека. Роль личности в истории. Проблема свободы и ответственности личности. Труд и свобода. Проблема отчуждения в философии: причины, сущность, исторические формы. Человек в системе культуры. Культура как мир человека, как способ самоопределения и развития личности. Гуманистический идеал всестороннего развития человека.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В какой исторический период возникла философия?

2. В произведении «Речь о достоинстве человека», Пико дела Мирандола свидетельствует о начале нового, ренессансного мировосприятия. Каковы основные антропологические идеи Пико?

3. В чем смысл синтеза индукции и дедукции в философии Т. Гоббса?

4. В чем специфика метафизического дуализма Декарта?

5. В чем суть критики Аристотелем теории идей Платона?

6. В чем суть релятивистской концепции Гераклита?

7. Гегель продолжает и развивает трансцендентальный идеализм Канта. Как определяет Гегель значение философии?

8. Григорий Нисский впервые проводит различие между пантеизмом античной философии и теоцентризмом. Какое понимание бога характерно для теоцентризма?

9. Дайте определение понятия «бытие».

10. Дайте определение понятия «пантеизм».

11. Дайте определение понятия «схоластическая философия».

12. Дайте сравнительную характеристику номинализма и реализма? Какова суть полемики номинализма и реализма?

13. Дайте сравнительную характеристику эмпиризма Ф.Бэкона и сенсуализма Гоббса?

14. Дайте характеристику основным понятиям онтологии Аристотеля? Что такое дуализм?

15. Как поэзия способствовала возникновению новых форм познания в противовес средневековой схоластики?

16. Как трактует Гегель априоризм Канта?

17. Как трактует Фихте «критическую философию» Канта?

18. Какие основные понятия античной философии были теологически переосмыслены?

19. Какие периоды принято различать в философском развитии И. Канта?

20. Какие учения античной философии способствовали формированию средневековой философии?

21. Какие черты объединяют доктрины Августина Блаженного и Фомы Аквинского? Какие черты противопоставляют их?

22. Каков основной критерий классификации наук Аристотеля?

23. Каков смысл и содержание диалектического метода Гегеля?

24. Какова последовательность этапов всемирной истории?

25. Какова специфика ренессансного индивидуализма?

26. Какова формула основного закона практического разума?

27. Каково содержание априорных форм рассудка? Что понимает Кант под «категориями»?

28. Каково содержание априорных форм чувственности?

29. Каково содержание гуманистической мысли в отношении к схоластической философии?

30. Каково содержание предмета философии с точки зрения Т. Гоббса?

31. Каково содержание смысл вопроса об отношении духовного и материального в философии?

32. Каково содержание эмпирического метода познания?

33. Каковы исторические типы мировоззрения?

34. Каковы основные идеи философии эллинизма.

35. Каковы основные положения философии Шеллинга?

36. Каковы основные элементы и структура мировоззрения?

37. Каковы особенности пантеистического учения Дж. Бруно?

38. Каковы принципы (правила) достоверного знания?

39. Каковы свойства субстанций – монад?

40. Каковы смысл и значение учения Данте о предназначении человека?

41. Каковы функции философии?

42. Какое значение имеет творчество Петрарки в формировании ренессансной идеи humanitas (природы человека)?

43. Какое познание Кант определяет как априорное, доопытное?

44. Какое познание Ф. Бэкон рассматривал в качестве истинного?

45. Какое представление о мире называется объективным идеализмом Платона? Сформулируйте определение понятия «идея».

46. Какое содержание вкладывает Спиноза в проблему свободы и необходимости?

47. Какое содержание несет в себе термины «архе» и «апейрон», каким образом они взаимосвязаны?

48. Какой метод мышления заимствует схоластика из философии? Кого следует называть первым схоластиком.

49. Какой основополагающий тезис теории познания Декарт сформулировал руководствуясь методом «сомнения»?

50. Какой принцип использует Г. Лейбниц в определении субстанции?

51. Какой смысл вкладывает Аврелий Августин в одно из основополагающих понятий средневековой философии - понятие креационизма?

52. Какой смысл вкладывает Сократ в понятие философии?

53. Какой смысл вкладывает Филон Александрийский в античный термин «теология»?

54. Какой смысл вкладывал Фалес в термин «философия»?

55. Какому методу в теории познание отдает предпочтение Ф. Бэкон?

56. Какую роль в философии играет метод познания? Перечислите основные философские методы.

57. Какую роль играет познание на пути реализации свободы?

58. Какую роль отводил философии представитель патристики Григорий Нисский?

59. Мишель Монтень закладывает основы натуралистической философии человека. Каково содержание критики Монтенем теологии и антропоцентризма?

60. Назовите характерные черты истолкования действительности у Аврелия Августина.

61. Опишите сущность философии как особого вида мировоззрения.

62. Охарактеризуйте особенности дискретного представления окружающего мира.

63. Охарактеризуйте особенности рационалистического метода Ренэ Декарта?

64. Почему именно творчество Данте Алигьери стоит у истоков философии Возрождения?

65. Почему положение Гегеля о тождестве мышления и бытия являются основанием для исследования истории?

66. Почему, согласно Канту, труд «Критика чистого разума, является подготовительным этапом для обоснования практической философии?

67. Проанализируйте диалектический метод Сократа. Почему Сократ отождествляет добродетель и знание?

68. Проанализируйте следующие положения Гераклита: «Должно знать, что война общепринята, что вражда - обычный порядок вещей, и что все возникает через вражду и заимообразно[= «за счет другого»]; «Война (Полемос) - отец всех, царь всех: одних она объявляет богами, других - людьми, одних творит рабами, других - свободными»; «все движется и ничто не остается на месте, дважды нельзя зайти в одну и ту же реку».

69. Проведите сравнительный анализ понятия «категории» у Аристотеля и Канта?

70. Раскройте гносеологическое значение понятия «числа» у пифагорейцев?

71. Раскройте комплексный, интегральный характер мировоззрения.

72. Раскройте смысл понятия «предустановленной гармонии»?

73. Раскройте содержание положения Спинозы: природа тождественна богу.

74. Раскройте содержание понятия «логоса» у Филона Александрийского.

75. Раскройте специфику основных философских направлений.

76. Раскройте сущность и содержание апорий Зенона.

77. Раскройте сущность понятия «cogito»?

78. Решая проблему свободы воли, Гоббс констатирует наличие естественного состояния человека. Дайте описание концепции «естественного состояния».

79. Согласно Канту разработке теоретической философии предшествует критическое исследование познавательных способностей. Что понимает Кант под «критикой»?

80. Спиноза стремиться преодолеть дуализм Декарта. Какими свойствами наделяет субстанцию Спиноза?

81. Сущность метафизики Парменида выражена в лаконичном изречении: «все едино». Прокомментируйте данный тезис.

82. Сформулируйте основные положения антропологической концепции софистов. В чем смысл тезиса Протагора «Человек есть мера всех вещей»?

83. Сформулируйте основные признаки понятия «времени» у Августина Блаженного.

84. Схоластическая философия, а так же сама природа человека приводила к заблуждениям, ослаблениям познавательных способностей. Раскройте смысл и содержание «призраков» познания?

85. Теодицея это - религиозно-философская доктрина «оправдания бога». Какое решение проблемы теодицеи предлагает Августин Блаженный?

86. Теоцентризм Николая Кузанского представляет собой совершенно новое явление, чуждое традиции средневековой схоластики. Какова центральная идея философской проблематики Кузанского?

87. Ф. Бэкон проводил различие между опытами «плодоносными» и опытами «светоносными». Какой из данных опытов способствует истинному знанию?

88. Фоме Аквинскому принадлежит решение фундаментальной проблемы религиозной философии - проблемы отношения веры и разума. Его решение актуально в западном христианстве до сегодняшнего дня. Какое решение этой проблемы предлагает Фома Аквинский с точки зрения схоластической философии?

89. Что отражает понятие «схоластический реализм»?

90. Что такое дедукция? Каково ее значение в философии Декарта?

91. Что является «объектом» в теории познания Канта? Как характеризует Кант вещи окружающего мира?

92. Что такое онтология?

93. Когда и почему в философии появилась проблема бытия?

94. Какие философские концепции бытия вам известны?

95. Как можно определить понятие материи?

96. Раскройте философское содержание понятий «пространство», «время», «движение».

97. Что такое сознание, каково его соотношение с материей?

98. Что такое самосознание?

99. Что такое отражение? Какие существуют формы отражения?

100. Что выступает в качестве источника сознания?

101. Определите историческую роль речи, общения, коллективной деятельности в формировании и развитии сознания?

102. Каково значение бессознательного в жизни человека?

103. Какова общая логика процесса познания?

104. Какую функцию выполняют в теории познания категории абсолютной и относительной истины?

105. Что такое практика? Каковы ее основные формы и функции в процессе познания?

106. Что такое чувственное познание и каковы его формы?

107. Что такое наука?

108. Когда и как возникла наука?

109. В чем смысл позитивистских моделей развития науки?

110. Что такое природа в широком и узком понимании слова?

111. Чем отличаются понятия «природа», «действительность», «бытие»?

112. Что такое литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера?

113. Что такое техносфера, антропосфера, социосфера?

114. В чем суть идеи ноосферы В.И. Вернадского?

115. Как складывались взаимоотношения между природой и обществом на разных этапах истории?

116. Что такое экология?

117. Что такое глобальные проблемы?

118. В чем заключается специфика философского осмысления общества?

119. Какова структура общества как социальной системы?

120. Что означает выражение «философия истории»?

121. В чем сходство и различие цивилизационного и формационного подходов к обществу?

122. Какие концепции философии истории вам известны?

123. В чем трудность философского осмысления проблемы человека?

124. Как соотносятся между собой понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»?

125. Что такое «философская антропология»?

126. Что такое антропосоциогенез?

127. В чем состоит сущность и предназначение человека?

128. Как соотносятся в человеке природное, социальное и духовное?

129. Что вы можете рассказать о понятии «деятельность»?





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 375 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.031 с)...