Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 7. Основные проблемы онтологии

Microsoft Windows — інтегрована графічна операційна система для роботи з локальним або мережним комп’ютером.

Plug & Play — технологія спрощеного відкритого підімкнення нових пристроїв до комп’ютера («Підімкнув — Працюй!»).

Вікна — основні об’єкти, в яких проводиться робота з інформацією.

Меню — список команд, які можна виконати для даного об’єкта.

Операційна система(ОС) — сукупність програм, призначених для управління всіма апаратурними та програмними ресурсами комп’ютера.

Панель завдань — засіб швидкого запуску програмних додатків і перемикання між ними.

Папка — об’єкт, що є вмістилищем для файлів та інших папок.

Системне програмне забезпечення — сукупність програмних засобів, що забезпечують користувачеві за наявного обладнання експлуатацію комп’ютера й усіх його компонентів.

Ярлик — графічний елемент, що використовується для прискореного доступу до об’єктів.

Тема 7. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОНТОЛОГИИ

1. Основные задачи и понятия онтологии. Онтология – это раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия. Онтология стремится рационально постичь целостность природы, осмыслить все существующее в единстве и построить рациональную картину мира, восполнив данные естествознания и выявив внутренние принципы взаимосвязи вещей. Онтология возникла в античности, когда философы поставили вопрос о сущности наблюдаемых явлений и высказали предположение, что эта сущность органам чувств недоступна: выявляет ее только разум. Были противопоставлены неизменное бытие и чувственно воспринимаемый мир – становление. Идеи онтологии, стремящейся найти устойчивые основы изменчивости природы и раскрыть многообразные процессы как проявления ее целостности, стимулировали развитие науки, придавая ученым уверенность в естественной упорядоченности природы, в наличии в ней доступной их разуму гармонии. Иногда отождествлялись онтология и метафизика (философское учение о сверхчувственных основаниях бытия), онтология и натурфилософия (область философии, стремящаяся создать общую схему объяснения объектов природы, поняв и осмыслив их многообразие как проявление их единства). Для античной онтологии основным являлось противопоставление космоса и хаоса – структурно организованного, упорядоченного целого и, в противовес ему, бесформенного и бескачественного «ничто». При этом организованность и оформленность мыслились синонимами: космос обязан быть ограниченным, ведь форма имеет границы. Понятие бесконечного космоса не могло возникнуть в античное время: считали, что бесконечна лишь пустота, в которой находится наш мир и (в некоторых концепциях) множество других миров. Для мировоззрения древнего грека неоспоримо превосходство единого над многим, покоя над движением, предела над беспредельностью.

Позже была поставлена проблема первоначала или субстанции – первичного и самодостаточного слоя реальности. Это – то в мире, что устойчиво и постоянно, в отличие от чувственно воспринимаемых вещей и процессов; она воспринимается разумом и не зависит ни от чего, все определяя собой. Итак, античность считала мир космосом – упорядоченной целостностью. Части космоса были иерархически упорядочены и подчинены единому закону красоты и порядка. Космос противопоставляли бесформенному и неупорядоченному хаосу.

Новое время видело в природе сложный механизм, состоящий из материальных частей и подчиненный единым законам. Этот механизм, созданный Богом, нуждался только в первотолчке, после которого начинается его движение. Космосом правят простые и неизменные законы: на всех уровнях организации Вселенной процессы сводятся к взаимодействиям масс и сил. Основными понятиями онтологии были дух и материя. Г.Галилей говорил о материальной субстанции – единой основе природы, которую можно описать математически. Материю отождествляли с веществом, материальным телом: «Телом является все то, что не зависит от нашего мышления и совпадает с какой-то частью пространства или имеет с ней равную протяженность». И.Ньютон также считал материю инертной субстанцией, исключающей эволюцию; ему принадлежит концепция независимости пространства и времени от материи. Ей приписывали такие свойства, как пассивность, косность, инертность. Противоположностью материи был дух – активный, невещественный, представленный множеством живых существ. Предметом философских дискуссий были первичные и вторичные качества материи. Так, Дж.Локк считал, что первичные качества – это объективные свойства материальных тел (величина, положение, скорость), а вторичные – это субъективные ощущения (вкус, цвет, запах). По Г.Галилею, первичные качества – те, что выразимы математически. Т.Гоббс относил к первичным качествам только протяженность и движение.

Долгое время поиск субстанции, неизменной и существующей благодаря самой себе, был основным вопросом онтологии. Предлагались различные варианты. Монизм, выявляя сходство и взаимосвязь всех объектов, предполагал наличие за ними единого начала, определяющего все многообразие мироздания. Сущее понималось как результат развития духовного начала (идеализм) или в основе всех форм бытия усматривалось начало материальное (материализм). Духовная субстанция понималась как мировой разум (объективный идеализм это идеальное начало отождествлял с Богом, мировой душой и т.д.) или как личное сознание (субъективный идеализм отождествлял мир с содержанием этого сознания). В материи идеализм видел лишь бесформенное вещество, из которого дух создает видимый мир. Материализм признавал существование мира вне сознания и независимо от него; он рассматривал духовные явления как продукты эволюции материального мира, происходящей согласно его собственным законам. Если вульгарный материализм видел в сознании разновидность материи, то более развитые его направления понимали под сознанием свойство материальных объектов, возникшее на определенном этапе их развития. Позднее, когда была открыта эволюция, на роль субстанциальной первоосновы мира и единственного постоянного начала среди изменяющихся вещей предлагалась сама энергия (энергетизм). Но другие философы упрекали сторонников монизма в схематизации реальности и считали, что единым началом нельзя объяснить ее многообразие, представив все существующее как состояния и свойства единой субстанции. Дуализм предполагал существование двух равноправных субстанций, не сводимых друг к другу, – духа и материи. Дух понимали как субстанцию активную, свободную и способную к творчеству, а материю – как субстанцию пассивную и управляемую законом причинности, отражая их различие в противопоставлении души и тела, бытия и сознания, высшего мира и низшего. Плюрализм считал, что для разных уровней бытия характерны различные субстанции.

Эпохе Просвещения мы обязаны формированием последовательного материализма. Так, П.-А.Гольбах утверждал, что в мире существует лишь материя, состоящая из атомов: «Природа есть причина всего, она будет существовать и действовать вечно, она – своя собственная причина». Мир – бесконечная совокупность материальных тел, взаимодействующих по естественным законам природы. Свойства материи – плотность, протяженность, непроницаемость, самодвижение, ощущение и мышление. Определения, данные Гольбахом многим онтологическим понятиям, стали классическими: «материя есть все то, что воздействует каким-либо образом на наши чувства», «движение – это способ существования материи», «материя обязана своим движением внутренне присущей ей силе». По мнению Д.Дидро, материя вечна и обладает бесконечным разнообразием; Вселенная охвачена непрерывным общим движением, абсолютного покоя не существует – даже неподвижное тело изменяется. Дидро отказался свести движение к пространственному перемещению: он подошел к понятию самодвижения материи, причина которого – ее внутренняя разнородность. Единица материи, по мнению Дидро, – молекула, средоточие трех видов действия: тяготения, «внутренней силы» и восприятия. Материя обладает свойством чувствительности, которое, развиваясь, приводит к появлению жизни: сознание – свойство высокоорганизованной материи. Природа, утверждал Дидро, находится в вечном развитии, и человек как биологический вид также имеет свою историю становления.

Но, начиная с немецкой классической философии, основным предметом исследования становится не субстанция, а субъект. Бытие понимается не как неизменное состояние, а как процесс; появляются концепции эволюционного развития субстанции. Позже философия вообще теряет интерес к этой проблеме; в картине мира место первоначала занимает понимаемый согласно последним достижениям науки субстрат – элементарные образования, из которых построен реальный мир.

Наука, совершенствуясь, получила способность к построению в результате интеграции и систематизации знаний собственной, научной картины мира. Целостная система представлений о природе, складывающаяся из представлений об основных объектах, их свойствах и взаимосвязях, при этом воспроизводила и мировоззренческие принципы данной культуры. К началу ХХ века произошло фактическое отождествление онтологической и научной картин мира. Все в мире понималось как естественное, то есть объяснимое методами естественных наук: природу представляли как совокупность доступных для научного познания объектов, а все объекты – как группы атомов, движущиеся в пустоте. Все естественные процессы понимались как подчиненные принципу причинности, при этом причинами происходивших изменений являлись другие естественные объекты, их изменение в пространстве и времени. Итак, картина мира классической науки показывала Вселенную как бесконечное множество материальных объектов, движение которых подчинено законам классической механики; полагала, что пространство, время и вещество никак не связаны, а процессами управляют необходимые законы (случайность – лишь признак того, что данный закон еще не найден). Эта картина мира сыграла важную роль, долго обеспечивая единство развивающейся науки, но показала свою неполноту.

После того, как кризис в физике в начале ХХ века показал, что традиционные понятия онтологии нуждаются в уточнении, появились попытки отрицания самой проблематики. Само понятие бытия признавалось лишним. Так, неопозитивизм рассматривал онтологию как рецидив метафизических заблуждений: все онтологические проблемы должны решаться в рамках науки, а традиционные суждения философской онтологии неверифицируемы. Иногда как онтологические понимались языковые и психологические структуры, описывающие реальность. Немногие концепции ХХ века касались онтологической тематики. Чаще всего в картину природы пытались ввести некую бессознательную силу (жизнь, волю и т.д.), которая отвечала бы за сложный процесс эволюционной смены форм ее организации и восходила бы от низших форм к возникновению сознания. В середине ХХ столетия оформилась школа научного материализма. Его представители считали, что человек – это часть природы, а духовные явления – подкласс физических. Жизнь и психика – свойства высокоразвитых физических систем. Эрнест Нагель провозгласил: в мире есть лишь тела, существующие в пространстве и времени; многообразие вещей и процессов несводимо к единой рациональной схеме. Человек – это «случайное событие» в истории космоса, а высокие идеалы – всего лишь средство организовывать деятельность людей. Напротив, Николай Гартман считал, что бытие – совокупность четырех качественно различных пластов: неорганического, органического, душевного и духовного. Высший слой коренится в низшем, но не определяется им полностью. Низшие слои бытия активнее, высшие – свободнее. Низшие слои существуют в пространстве и времени, высшие – только во времени. Неореализм выделял три формы бытия: физическое (пространственно-временное), психическое (только временное) и логические сущности (существующие вне пространства и времени). Джордж Сантаяна разделял бытие на две сферы – материю и сознание. В его концепции упоминаются идеальные сущности, придающие бытию качественную определенность. Материя для него – бессодержательное, бескачественное начало. К.Поппер выделял три разных мира: первый содержит физические объекты, второй – психические и мысленные объекты и состояния, а «третий мир» – это объективное содержание наших знаний, произведений искусства и т.п. «Третий мир» К.Поппер сравнивал с паутиной: беря начало от человека, он развивается самостоятельно и оказывает на людей обратное воздействие. «Лингвистический поворот» в философии середины ХХ века привел к тому, что анализироваться стали не природные объекты, а те словесные формы, в рамках которых мы высказываем суждение о вещах. Языки рассматривались как целостные системы, связь которых с реальностью неопределима. Так, У.Куайн писал об «онтологической относительности»: характеристики, которые мы приписываем миру, зависят от «концептуальной схемы» языка. Знания о объектах, изложенные на одном языке, не допускают точного перевода на другой.

Между тем общенаучная картина мира, выстраиваемая современной наукой, приобретает все больше философских аспектов. Неклассическая наука показала, что пространство, время и материя – аспекты единой реальности; многие свойства тел оказались относительными (зависящими от выбора системы отсчета), а многие законы оказались статистическими. Сегодня, когда постнеклассическая наука признает эволюцию реальных объектов (их постепенное, направленное, необратимое изменение) и описывает ее математическими моделями, в ее картине мира раскрывается первичность случайности по отношению к необходимости, все понимается как итог эволюции. Заметное место в картине мира занял антропный принцип, констатирующий, что строение мира неотделимо от существования его наблюдателей. Космологические постоянные Вселенной (физические константы, определяющие размеры, массу, заряд, время жизни элементарных частиц) словно бы «настроены» для того, чтобы сделать возможным появление жизни. Космологически антропный принцип фиксирует неустойчивость Вселенной к значениям набора ее фундаментальных констант. Незначительные отклонения в значении хотя бы одной из них привели бы к невозможности существования многих структур известного нам мира (атомных ядер, химических элементов, звезд и т.п.). Возможно, появление разумной жизни во Вселенной – не случайность, а закономерность. Религия понимает антропный принцип как подтверждение того, что Бог создал мир для людей. Наука предполагает, что данное сочетание космологических постоянных возникло случайно: возможно, существовали (или существует) множество миров с иными их значениями, но наблюдатели появились только в нашем мире. Эта согласованность начальных условий Вселенной и отражается в антропном принципе, имеющем несколько формулировок. Слабый антропный принцип (Р.Дикке): то, что мы наблюдаем, должно удовлетворять условиям, допускающим существование наблюдателя. Сильный антропный принцип (Б.Картер): Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на определенном этапе появился человек. Синергетический антропный принцип (Дж.Уилер): Вселенная приобретает реальность посредством наблюдателей, которых сама и порождает на некотором этапе своего существования. Финалистский антропный принцип (Ф.Типлер): возникшее при развитии Вселенной производство информации не прекратится. Сверхсильный антропный принцип: человек является необходимым элементом Вселенной, так как его разум необходим для ее вечного существования (человеческий разум, став на определенном этапе эволюции участником космологических процессов, спасет Вселенную от необратимого распада из-за роста энтропии).

Онтологическое значение имел системный анализ – теоретическое исследование сложных систем, направленное на нахождение закономерностей управления ими в условиях неопределенности. Его основы заложены Л.Берталанфи в 40-е годы ХХ века. Под системой понимали модель любого объекта, представляющую его как совокупность элементов и связей между ними. При этом сами элементы системы в ходе ее взаимодействия с внешней средой могут меняться, а структура системы (отношения между элементами) постоянна и обеспечивает сохранение целостности системы при различных воздействиях. Каждый объект может быть рассмотрен как система, свойства которой несводимы к сумме свойств составляющих ее элементов, а поведение которой обусловлено не только воздействиями внешней среды, но и ее собственной структурой. Системный анализ показал, что поведение и структура сложной системы не могут быть описаны полностью. Выделялись закрытые системы, которые обмениваются с окружающей средой энергией, и открытые, в которых происходит также обмен веществом со средой. Все реальные системы – открытые.

Кибернетика, исследуя устойчивость и управляемость систем, особое значение придавала информации – свойству материальных объектов запечатлевать в своей структуре различные состояния и передавать их друг другу. Отвлекаясь от тех форм материи и энергии, с помощью которых осуществляется передача информации, кибернетика понимала информацию как неоднородность в их распределении. Любое взаимодействие системы со средой понималось как информационное (накопление, переработка или передача информации), а устойчивость системы (сохранение ее организованности) связывалась с ее способностью сохранять поступившую информацию.

Так фундаментальный философский смысл получили научные понятия: энтропия (понимаемая как мера неорганизованности системы) и информация (анти-энтропия, мера устранения неопределенности, отражающая взаимосвязь сущего, рост порядка, увеличение сложности и разнообразия структур).

Синергетика – междисциплинарное направление научных исследований, возникшее в 70-е годы ХХ века и посвященное исследованию открытых нелинейных систем. В отличие от линейных систем (чье поведение описывается уравнениями первого порядка и поэтому полностью предсказуемо), реакция нелинейной системы на внешнее воздействие не определяется его величиной. Синергетика обратила внимание на неустойчивые процессы и возникающую в их результате самопроизвольную упорядоченность, сопровождающуюся резким понижением энтропии. Отмечено, что в сложных нелинейных системах возможна самоорганизация – спонтанное (независимое от внешних условий) возникновение или совершенствование упорядоченных структур. Эти процессы имеют место в системах с большим количеством элементов и делают невозможным точное описание их развития. Как правило, система предсказуемо реагирует на внешние воздействия, то есть находится в устойчивом состоянии. Но с усилением этих воздействий ее поведение становится неустойчивым: незначительные и непредсказуемые изменения внешних условий (флуктуации) могут изменить систему. Ситуации, после которых для системы открывается несколько возможных путей развития, назвали точками бифуркации. Поскольку бесконечно малая флуктуация может изменить все развитие системы, предсказать ее поведение в точке бифуркации невозможно: выбор пути эволюции системы подчинен случайным факторам. Именно в точках бифуркации происходит быстрая и непредсказуемая перестройка системы, после чего она снова переходит в устойчивое состояние, когда внешние возмущения затухают, не изменяя ее структуру. С помощью подобной модели ученые описали нелинейные процессы (горение, диффузию, автокатализ), а теперь пытаются представить все эволюционные процессы как самоорганизацию нелинейной среды. Синергетика превращается из научного направления в новое мировоззрение: на основе ее принципов пытаются объяснить процессы саморазвития во всех системах – физических, биологических, социальных. Ранее случайность и неустойчивость пытались исключать из научных теорий и картин мира, сегодня они понимаются как предпосылки развития. Переосмысляется понятие хаоса: в нем видят самодостаточность и потенциальную упорядоченность, способную выявиться во множестве структур. Например, И.Пригожин говорит о «детерминированном хаосе» или о «порядке из хаоса», описывая внутреннюю активность хаоса и его созидающий потенциал, позволяющий порождать на микроуровне организованные структуры. Но, хотя из хаоса и может рождаться локальный порядок, ценой является увеличение энтропии внешней среды. Синергетика видит мир не совокупностью частиц, а системой нелинейных процессов. Достоинства синергетической картины мира и ее ограничения покажет будущее.

Итак, в ХХ веке происходит падение интереса к онтологии: наука уже способна дать нефилософское обоснование единства мира. Но многие философы считают эту тенденцию ошибочной, выступая против деонтологизации философского знания и призывая вернуть философию на объективную основу. Онтологию видят совокупностью знаний, объясняющей предпосылки существования человека и принципы его деятельности. Итак, онтология занимает промежуточное место между наукой и философией и стремится соединить научные знания о природе с поиском стоящих за ее процессами иных видов бытия. Онтология использует ряд понятий для отражения мира.

Бытие – базисная категория, отражающая все существующее; долго отождествлялось с объективной реальностью.

Действительность – совокупность материальных тел, существующих в пространстве и времени и данных в восприятии, и идеальных объектов (знаний, культурных ценностей).

Вселенная – понятие, охватывающее все существующее, как физическую систему наибольшего масштаба, который доступен нашим знаниям и наблюдательным средствам, и поведение которой управляется системой физических законов. Космос – это самодостаточная реальность, содержащая все материальные формы, структурно упорядоченная и подчиненная единым, внутренним, необходимым законам. Природа – это мир, независимый от человека и развивающийся по своим законам, но являющийся для человека окружающей средой (совокупностью условий его существования).

Субстанция – предельное, самостоятельно существующее основание, к которому можно свести многообразие мира; фундаментальный вид бытия, который обуславливает все другие его виды, а сам от них в своем существовании не зависит. Категория субстанции используется для отражения объективной реальности, рассматриваемой в ее внутреннем единстве. Итак, в зависимости от количества признаваемых субстанций онтологические системы делятся на такие направления:

1) монизм (признает одну субстанцию):

1.1) материализм (субстанция материя):

1.1.1) механистический материализм (утверждает, что все в мире состоит из материи);

1.1.2) диалектический материализм (утверждает, что материя – исходный слой бытия);

1.2) идеализм (субстанция духовное начало):

1.2.1) объективный идеализм (духовное первоначало является источником мира);

1.2.2) субъективный идеализм (существует только дух, а мир – это иллюзия);

1.3) энергетизм (считает единственной постоянной основой мира поток изменений);

2) дуализм (признает две независимые субстанции, духовную и материальную);

3) плюрализм (признает сосуществование многих субстанций, чем снимает эту проблему).

2. Философское понимание бытия. Бытие – самая абстрактная из философских категорий; это – объективная реальность, существующее вообще. Противоположность бытия – небытие, ничто; мы не можем даже представить себе что-либо, относящееся к категории небытия – ведь к бытию принадлежат даже наши мысли. Иногда мы называем переходом в небытие разрушение, но это – переход в иную форму бытия. Любая философская система начинает с понятия бытия. Это понятие возникло с зарождения философии и будет сопровождать ее. Первым употребил понятия бытия и небытия Парменид. Бытие было противоположностью преходящему, изменчивому миру вещей: если они познаваемы чувствами, то бытие открывается только логическому мышлению. Бытие – то, что имеется за миром вещей: оно едино, неизменно, неподвижно, не имеет чувственных свойств, вечно, несотворимо и неуничтожимо, но ограничено в пространстве (имеет форму шара). Платон противопоставил понятие единого бытия как более глубокого слоя действительности чувственному бытию как многообразию вещей. Он различал материальное бытие и идеальное, доступное лишь философскому разуму. Тот же путь прошли философы Индии, противопоставив бытию иллюзию мира – майю. В средние века христианские философы считали, что бытием в полном смысле слова обладает лишь Бог: живые существа и предметы сотворены им, а потому сами не имеют доступа к бытию. В Новое время бытие отождествлялось с веществом и воспринималось как объективная реальность, противостоящая человеку. Различались субстанция (неизменный слой бытия) и ее многообразные, преходящие формы и свойства. По мере развития философии высказывались и мнения, что понятие бытия как самое всеобъемлющее не нужно: сказать о чем-либо, что оно есть – значит, ничего не сказать. И.Кант считал, что бытие – не способ существования вещей, а общезначимый способ связи наших понятий и суждений. Г.Гегель утверждал, что бытие – самое «тощее», малозначащее из понятий. Но смысл категории бытия – в подчеркивании единства мира как непреходящей целостности, несмотря на множественность изменяющихся форм. Категория бытия как предельно общая абстракция объединяет по признаку существования все предметы и процессы; многообразие явлений, относящихся к одному типу бытия, объединено общей основой.

Можно выделить типы бытия:

1. Материальное объективное бытие – существует вне человека и независимо от сознания человека (заключает в себе все вещи, процессы, состояния материального мира).

2. Психическое субъективное бытие – включает все, относящееся к внутреннему миру человека, содержащееся в его сознании (мысли, чувства, фантазии, идеи и т.п.).

3. Объективное духовное бытие – внеиндивидуальные формы бытия, принадлежащие социальной общности: рожденные интеллектуальной деятельностью человека и в то же время не принадлежащие его внутреннему миру. К этому типу принадлежат основные понятия этики, логики, математики. Объективна ли, например, таблица умножения? С одной стороны, она существует как продукт нашего разума; с другой, она не зависит от разума отдельного человека, и даже все человечество не могло бы ее изменить. То же можно сказать о математических операциях и других категориях науки. Они субъективны как создаваемые в ходе развития человечества и объективны как отражение реальных процессов мира.

3. Философское понимание материи. Материя – основополагающая категория философии, обозначающая объективную реальность, данную нам в ощущениях; для материалистов она – причина, содержание и носитель всего многообразия материального мира. Противопоставленная субъективной реальности сознания, материя сначала понималась как конкретная вещь, из которой состоят наблюдаемые объекты (четыре элемента Эмпедокла); потом представление углублялось, принимая более абстрактную форму элементарных структур природы (атомы Демокрита). Попытки найти первоначало (понимаемое как фундаментальная основа бытия, вносящая в многообразие вещей порядок и единство) привели к формированию механистической картины мира: мир понимался как совокупность относительно устойчивых тел, перемещающихся в пространстве с течением времени (это движение подчинено законам механики, поэтому его можно предсказать), а материя представлялась как вещество – совокупность неделимых частиц, обладающих объемом и массой покоя, механически движущихся в пустоте. Затем веществу стали противопоставлять поле – непрерывное, в отличие от дискретной материи. Всеобщую сущность вещей искали уже не в общем носителе – субстрате, а в наличии у материальных объектов общих свойств (массы, протяженности и т.п.). Затем был открыт корпускулярно-волновой характер микрообъектов, привычное противопоставление поля и вещества утратило смысл. Поэтому когда в конце ХIХ века произошла революция в естествознании, сокрушившая механистическую картину мира, идеалисты заговорили об «исчезновении материи» – и получили ответ материалистов: исчезла не материя, а старые представления о ней. Физическое понимание материи постоянно изменяется: так, ушли в прошлое противопоставление поля и вещества, материи и энергии. Считающиеся необходимыми для материальных вещей свойства (масса, упругость) оказались присущими лишь некоторым ее уровням. Например, с точки зрения современной науки, исходное состояние материи – это, скорее, вакуум, в котором возникают случайные флуктуации энергии. Философское понимание материи не сводится к сумме известных фактов: отождествление понятия материи как объективной реальности с конкретными научными представлениями о ее структуре и свойствах приведет к исключению тех видов и свойств, которые еще неизвестны науке. Поэтому в настоящее время материю определяют двумя признаками, отличающих материальное бытие от других его классов: объективностью, то есть независимостью от нашего сознания, и доступностью для чувственного восприятия (имеется в виду принципиальная доступность материальных предметов для наших ощущений: хотя существуют ее проявления, которые недоступны нашим органам чувств, но они могут постигаться через приборы). В философии существует несколько пониманий материи. Объективный идеализм считает материю объективно существующей, но пассивной субстанцией (приписывают неподвижность, косность, инертность), подчиненной активной субстанции (духовной), источнику движения и развития. Субъективный идеализм считает материю иллюзорным, преходящим порождением субъективного начала (духа). Механистический материализм утверждает, что все состоит из материи: ей приписывает бесконечность в пространстве и вечность во времени, способность движения и развития (материя не нуждается для этого в воздействии извне). Диалектический материализм утверждает, что материя – объективная основа всего существующего: материя первична, а другие виды бытия есть ее порождение; мир – движущаяся материя в ее бесконечно разнообразных проявлениях.

Материю нельзя противопоставлять конкретным вещам как сырье, из которого они формируются. Материя существует только в виде бесконечного разнообразия конкретных объектов. Вещи не состоят из материи, а являются конкретными формами ее проявления. Поэтому материальное единство мира не противоречит наличию различных структурных уровней материи, каждый из которых имеет своего носителя и свою систему закономерностей. Каждый уровень качественно своеобразен и, состоия из низших уровней, не сводится к ним. Материальное единство мира исходит из принципов: 1) все уровни материи имеют общее происхождение, взаимодействуют друг с другом и переходят друг в друга; 2) любой материальный объект обладает всеми свойствами материи; 3) все материальные процессы подчиняются единым законам.

Раньше материю делили на поле и вещество, представляя вещество дискретным и имеющим массу, а поле – непрерывным и не имеющим массы. Теперь это разделение утратило и физический, и философский смысл: выяснилось, что все частицы обладают волновыми свойствами, а все поля имеют своими носителями частицы. В настоящее время выделяют следующие структурные уровни неживой материи: уровень элементарных частиц; атомный уровень; молекулярный уровень; уровень макроскопических тел; уровень космических тел; уровень галактик; уровень Метагалактики. Возможно, существуют уровни больших и меньших масштабов (например, вакуумный, кварковый или системы метагалактик), но законы их наукой еще не изучены. Выделяют отдельно уровни живой природы: органический (клеточный) уровень; многоклеточный организм; популяция (группа организмов одного типа, живущих на одной территории); биоценоз (совокупность живых существ, населяющих данный участок); биосфера. Можно выделить социально организованную материю – совокупность мыслящих существ и их сообществ. Ее уровни: человек; семья; социальная группа (коллектив); народность (этнос); человечество.

Известные свойства материи таковы: 1. Объективность – существование вне нашего сознания; 2. Субстанциальность – все существующее есть материя или ее свойства, материальное бытие первично. 3. Структурность – существуют различные уровни материи, закономерно связанные в ее целостности, при этом есть и материальное единство мира как их взаимосвязь и взаимозависимость, наличие ее универсальных свойств и законов. 4. Материя не существует без движения – взаимодействия и изменения вещей и процессов. Она способна к саморазвитию, то есть усложнению структуры без вмешательства извне. Движение материи происходит в пространстве и времени. 5. Материя познаваема, то есть существует совпадение законов мышления и законов материального мира; 6. Несотворимость и неуничтожимость – существуют законы сохранения, поэтому изменение объекта всегда связано с устойчивостью, неизменностью некоторых его свойств. 7. Материальные объекты и процессы подчинены принципу причинности: имеют свои причины и порождают следствия.

4. Философское понимание движения, пространства и времени. Движение – философское понятие, отражающее любое взаимодействие и изменение объектов. Идеализм приписывает способность к движению духовной субстанции. В механистической картине мира изменение состояния тел происходило под влиянием внешних воздействий – сил. Согласно материализму, движение – атрибут материи. Еще А.Гольбах утверждал, что движение – способ существования материи. Ф.Энгельс писал, что материя без движения немыслима, как и движение без материи. Материалисты считают, что материя обладает свойством самодвижения, то есть импульс к изменению состояния присущ самой реальности. Материя – не косное вещество, к которому нужно прикладывать движение извне, а основа и носитель движения. Движение тесно связано с другими ее атрибутами – пространством и временем: оно есть выход объекта за свои пространственные и временные границы, объединяя все типы взаимодействий и изменений. Закон сохранения энергии показывает, что все силы природы – различные проявления одного процесса изменения мира, отражающего отсутствие у всех предметов абсолютного тождества с собою. Долгое время движение понималось механически, как перемещение материальных тел, изменение их пространственного положения; все остальные процессы сводились к перемещению частей. Но уже в ХIХ веке выяснилось, что химические реакции, электромагнитные и оптические явления нельзя объяснить законами классической механики; необратимость многих процессов показала невозможность сведения движения к перемещению. Стало понятно, что каждому структурному уровню материи соответствует своя форма движения: они взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. Каждой форме движения присущ свой носитель, своя область распространения и свои законы. Так, Энгельс выделил следующие формы движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную. Он показал соотношение форм движения: высшие формы движения материи возникают из низших; высшие формы движения включают в себя низшие; высшие формы движения подчиняют низшие и преобразуют их; высшие формы движения не сводятся к низшим (включая не только содержание, заимствованное у низших форм, но и свои законы). Современная наука открыла новые формы организации материи. Приведенная классификация должна быть дополнена формами движения в микромире.

Выделяют следующие виды движения: количественное (перенос материи и энергии в пространстве) и качественное (перестройка структуры, возникновение новых материальных объектов и их качеств); обратимое (колебательное) и необратимое (развитие); оно может происходить внутри одной формы материи или вести к переходу на другой уровень, вести к усложнению структуры (прогресс) или упрощению (регресс). Итак, развитие – это высший тип движения, связанный с качественным изменением структуры объекта. Оно, будучи необратимым, понимается как самодвижение объекта, то есть развитие не может вызываться внешними силами. Движение внутренне противоречиво: оно – сочетание движения и покоя, изменения и устойчивости. Устойчивость проявляется всегда: как бы ни изменился объект, он сохраняет какие-либо характеристики (это следует хотя бы из законов сохранения). Покой – это движение, не нарушающее качественной специфики объекта. Абсолютный покой невозможен. Тело может покоиться только по отношению к какой-либо системе отсчета; а внутренние изменения продолжаются всегда.

С войства движения таковы: движение объективно (то есть существует в реальности, а не в наших представлениях о ней); движение всеобще (то есть все тела движутся); движение неуничтожимо количественно (оно не прекращается) и качественно (каждая форма движения может превращаться в другую, то есть прекращение одних форм движения есть возникновение новых его форм); движение абсолютно (а покой относителен); движение противоречиво (как единство изменчивости и устойчивости, сохранения и изменения свойств).

Пространство и время – всеобщие формы существования объектов. Можно сказать, что пространство – форма координации одновременно существующих объектов, а время – форма координации сменяющих друг друга объектов. Порядок сосуществования объектов образует структуру пространства, порядок их состояний образуют структуру времени.

Эти формы бытия затрагивают не только материальные процессы, но и мысли. Подходы к объяснению пространства и времени таковы: 1. Субстанциональный – пространство и время считались отдельными реальностями, взаимодействующими с материей. 2. Релятивистский – пространство и время воспринимались как результат взаимоотношений материальных объектов. 3. Субъективистский – пространство и время понимались формы упорядочивания опытных данных, характерные не для мира, а для нашего восприятия, присущие сознанию людей. Правильное понимание пространства и времени тесно связано с построением научной картины мира. Субстанциональное понимание, выраженное И.Ньютоном, было таким: пространство неизменно и неподвижно, оно не зависит ни от материальных тел, ни от их движения; время абсолютно и течет везде одинаково, как некий поток длительности. Таким образом, пространство и время понимались как самостоятельные субстанции, воздействующие на материю извне. Это соответствовало механистической картине мира, когда атомы считались неизменными частицами, действующими друг на друга при соприкосновении. Но появившееся понятие поля показало, что частицы вещества взаимосвязаны; неевклидова геометрия выявила, что свойства пространства могут быть иными; наконец, теория относительности доказала связь пространства и времени между собой и с движущейся материей, выразив эти связи математически. Так возникло релятивистское понимание пространства и времени как отношений между взаимодействующими материальными объектами. Современная наука утверждает, что пространство, время и материя неразрывно связаны и не существуют друг без друга: нет материи, не обладающей пространственно-временными свойствами. Количественно зависимость пространства и времени от материи отражена в теории относительности.

Пространство – всеобщая форма бытия материи, выражающая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие объектов. Сначала пространство понимали как содержимое конечного космоса, в котором направления несут различную магическую нагрузку. Затем в пространстве видели бесконечную равномерную протяженность, вместилище тел – вечную, неподвижную, равномерную, недоступную для чувств.

Свойства пространства таковы: объективность – независимость от сознания человека; всеобщность – нет материи без пространства; однородность – точки пространства обладают одинаковыми свойствами (параллельный перенос любой системы тел не изменяет законов их природы); изотропность – все направления пространства обладают одинаковыми свойствами (поворот системы тел на любой угол не изменяет законов их природы); непрерывность – между точками пространства, как бы близко они не находились, можно найти третью; связность – между точками пространства нет разрывов; трехмерность – каждая точка пространства однозначно определяется тремя независимыми координатами.

Время – всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность процессов и последовательность смены состояний материальных систем. Время, создавая возможность изменения, распространяется на субъективное бытие. Свойства времени таковы: объективность; всеобщность; необратимость – нельзя менять причину и следствие; однородность – явления, протекающие в одинаковых условиях, в разные моменты времени, одинаковы; непрерывность – между двумя моментами времени, сколь угодно близкими, всегда можно выделить третий; связность; одномерность.

В современной физике существуют гипотезы, объединяющие пространство и время в единый четырехмерный пространственно-временной континуум, предполагающие наличие дополнительных пространственных измерений, обратимость времени или наличие мельчайших единиц (квантов) пространства-времени. Используемые в науке понятия многомерных пространств – это способ математического описания, не следует путать его с реальностью. Возможно, в будущем будут доказаны неоднородность (дискретность) времени или анизотропность пространства. Пока перечисленные свойства пространства и времени остаются верными.

5. Философское понимание жизни и сознания. Что такое жизнь? Чем живое отличается от неживого? Как появилась жизнь на Земле и может ли она исчезнуть? Эти вопросы долго были общими для ученых и философов.

В ходе развития человеческой мысли создавались разные теории, но и сейчас на эти вопросы окончательный ответ не получен. Одно из препятствий к получению этого ответа – то, что мы можем судить лишь о жизни на Земле и не в состоянии сопоставить ее с внеземными биосферами для поиска более общих закономерностей. Жизнь – специфическая форма организации материи, для которой характерно единство наследственной программы (записанной в совокупности генов), обмен веществ (специфика которого определяется наследственной программой) и самовоспроизведение. Все живые существа на Земле являются элементами единой системы живого – биосферы, охватывающей поверхность Земли, верхнюю часть земной коры, нижнюю часть атмосферы и гидросферу (воды рек, морей, океанов). Биосфера – это особая оболочка Земли, включающая все живые организмы и среду их обитания; она – результат взаимодействия живого и неживого. Хотя живое вещество составляет ничтожную долю биосферы, именно оно определяет процессы в ней.Существует ли качественное отличие живой природы от неживой? Как отличить живые объекты от неживых? Предлагались следующие признаки для определения живого: обмен веществ, раздражимость, способность к росту и движению, размножение, приспособление к окружающей среде. Жизнь – это способ бытия существ, не нуждающихся во внешнем источнике движения. В основе жизни лежат генетические программы: код, с помощью которого они записываются, универсален для всех живых существ. Живые существа не просто воспроизводят себя: вариативность этого процесса дает место эволюции. Используя энергию внешней среды, живое непрерывно обновляет себя и этим противостоит энтропии. Современная наука следует различные живые системы (стремясь обнаружить материальный носитель жизни): как надорганизменные уровни живого (биоценоз, биосфера), так и атомные и молекулярные процессы в живом. Пока не поддается объяснению отсутствие переходных форм между живым и неживым: живые объекты не возникают из неживого, под воздействием внешней энергии. Строгая корреляция процессов внутри организма делают невозможным постепенное появление сначала отдельных его органов (как считал Эмпедокл), а затем целого. Также ни один из живых объектов не существует в единственном экземпляре – все они появляются как представители определенного биологического вида. Основные мнения философов о сущности жизни таковы.1. Механицизм считал, что жизни как таковой нет, жизненные процессы управляются теми же силами, что действуют в неживой природе: живые существа – сложные механизмы. 2. Гилозоизм (от греч.слов «хиле»-материя и «зоэ»-жизнь) также отрицал границу между живым и неживым – но считал, что все материальные объекты являются живыми существами, а движущей основой мироздания является «мировая душа»: им не противопоставлялись «косная материя» и сила. 3. Витализм считает, что в живых организмах присутствует нематериальный фактор («душа», «жизненная субстанция», «жизненная сила»), не сводимая к физико-химическим процессам и отделяющая живое от неживого.4. Креационизм – утверждает, что живые существа были сотворены Богом как совершенно отличные от неживых.5. Эволюционизм считает, что живые существа возникли из неживой материи с помощью долгого процесса ее эволюции.

В настоящее время представления науки о жизни таковы. 1. Возникновение жизни – результат предшествующей эволюции планеты, и сами формы живых организмов не остаются неизменными. Современные представления о начальной стадии эволюции Вселенной исключают возможность существования в то время живых организмов. Поэтому живое вещество произошло из неживого хотя бы раз за историю Вселенной. 2. Существуют общие для всех организмов законы их строения и жизнедеятельности, но каждый организм уникален. 3. Живой организм постоянно взаимодействует с окружающей средой – происходит обмен веществом и энергией. Полученное этим обменом встраивается в собственную структуру организма: происходит его постоянное самообновление. 4. Биосфера включает разные виды, занимающие различные экологические ниши (комплексы природных условий), приспособленные к ним и взаимодействующие друг с другом. 5. Индивидуальная жизнь конечна, но рождаются новые живые существа, сохраняя уровень организованности.

Некоторые из живых существ обладают сознанием. Сознание – обобщенное целенаправленное отражение внешнего мира, соединенное с предварительным мысленным построением действий и предвидением их результатов, с регулированием поведения человека. Иногда сознанием называют любые формы психического отражения действительности, но правильнее сохранить это название за высшей из ее форм – способностью субъекта к выделению себя из окружающего мира, к самонаблюдению и самосознанию. Свойство отражения субъектом объективной реальности называется психикой, которая включает и бессознательные слои. Сознание – важнейший компонент психики: оно дает возможность вырабатывать обобщенные знания о связях и отношениях внешнего мира, регулировать свои отношения с ним. Под сознанием часто понимают внутренний мир – совокупность мыслей, чувств, убеждений и т.п., не воспринимаемых органами чувств. Являясь продуктом культуры, сознание формируется в ходе овладения языком. Сознание адекватно осмысляет реальность и реализуется в теоретической и практической деятельности. Для сознания характерно активное отношение к внешнему миру: оно изучает мир и само себя, ищет нужное, целенаправленно собирает одни сведения и игнорирует другие, формирует план действий и осуществляет управление ими. Оно может не только отражать существующее, но и предвосхищать ход событий, формируя образы тех предметов, которые не существуют сейчас или не могут существовать вообще. Так сознание отрывается от простого отражения и приобретает творческие черты. Сначала сознание отражалось в философии как душа: ей приписывались самодвижение и бессмертие. Долгое время в философии господствовал дуализм, считающий материю и сознание двумя субстанциями, не сводимыми друг к другу. Затем он подвергся критике: ученые, изучая мозг и психику, стремились понять сознание как совокупность материальных процессов (физических, химических, информационных). Марксизм понимал сознание как результат эволюции присущего материи свойства отражения: предпосылками его появления у человека считались переход к практическому освоению мира при помощи орудий труда, развитие языка (передающего опыт из поколения в поколение) и общества. Стала проясняться связь сознания с обществом и культурой, с бессознательными слоями психики и языком. Под сознанием стали понимать не реальный объект, а понятие, обозначающее психическую деятельность, как функция мозга, отражение объективного мира. Отождествление сознания с психикой (при котором субъект понимался как полностью понятный себе) было признано ошибочным.

Основные гипотезы о происхождении сознания таковы: 1. Идеализм утверждает, что сознание может существовать само по себе, независимо от его материальных носителей. 2. Панпсихизм приписывал обладание сознанием всем уровням и формам материи: все в мире одушевлено. 3. Механистический материализм видел в сознании физическую реакцию организма, отрицая реальность сознания как самостоятельного явления. Данная точка зрения ссылалась на ряд фактов: зависимость сознания человека от состояния его мозга, возможность медикаментозного влияния на сознание. Но создаваемые сознанием образы нематериальны. Мыслит не мозг, а человек при помощи мозга: мозг – не источник, а орган сознания, а источник сознания – это вся жизнь человека. 4. Диалектический материализм выдвигает предположение о том, что материя, не обладая свойством сознания, имеет свойство отражения – способность тел реагировать на воздействия других тел, воспроизводя особенности взаимодействующих предметов. Отражение качественно различно для разных форм организации материи и по мере их развития проходит различные уровни совершенствования. Для неживой природы характерны такие формы отражения, как механическая деформация. Для живого отражение начинает носить активный, избирательный характер, становясь психикой. Раздражимость – это допсихическая форма отражения, свойство организма, заключающееся в отражении воздействий внешней среды в виде возбуждения и ответной реакции. Чувствительность – это начальная форма психики, способность иметь ощущения, отражающие свойства воздействующих на организм предметов. Высшей формой отражения является сознание. Это – свойство высоко организованной материи. Возникновение сознания имело биологические предпосылки (являясь результатом долгого процесса его развития жизни) и социальные (развитие сознания невозможно вне общества). Сознание человека формируется в его взаимодействия с людьми.

В конце ХХ века в рамках аналитической философии развивается антименталистская позиция: отвергается онтологизация психики человека. Еще Л.Витгенштейном психика понималась не как непостижимый переработчик информации, а как «способность к определенным видам действия, актуализируемая в ситуациях, вплетенных в соответствующий контекст лингвистической и нелингвистической практики»: понятие «внутренний мир» признавалось имеющим смысл лишь в контексте определенных «языковых игр». Гилберт Райл предложил диспозициональную модель психики, долженствующую заменить «Декартов миф», противопоставляющий дух и материю (когда ментальные явления считались находящимися внутри субъекта, в его «внутреннем мире», и признавались ненаблюдаемыми извне, но достоверно известными самому субъекту). Г.Райл назвал это представление ошибочной «догмой призрака в машине»: «Сознание не есть название для некоего субъекта, работающего или проказничающего за непроницаемым экраном; и это не название особого места, где осуществляется работа или играются игры; не является оно и названием инструмента, с помощью которого осуществляется работа». По его мнению, поведение человека рождается не вследствие его размышлений, а как реализация диспозиции – предрасположенности, приобретенной на практике. Считать диспозициональное свойство проявлением психики ошибочно, считал Г.Райл: веря, что большинство людей обладают сознанием, мы на самом деле имеем в виду, что «они способны делать определенного рода вещи». Г.Райл последовательно «разоблачает» традиционные психические понятия: так, воля, по его мнению, – такая же фикция, как и понятие силы в физике. Теория самосознания – результат нарушения логики языка (как мы выводим знания о ментальных состояниях другого человека из наблюдений за его действиями, так и знание о самих себе рождается в индуктивном обобщении фактов собственной биографии). В общем, некритическое допущение особых психических процессов, считает Г.Райл, есть результат философского мифа о «двух мирах», духовном и телесном; с крушением классической картины мира следует изменить наш способ рассуждать о человеческих действиях и реакциях. Вместо мистических «ментальных явлений», недоступных наблюдению, получаем «логическую географию», результат эмпирического исследования психических реакций.

Хилари Патнэм прямо перешел к описанию человеческой психики как «Машины Тьюринга», алгоритмы которой вытекают из функционально организованного мозга-компьютера. Мозг понимается им как сложнейшая система, деятельность которой нельзя свести к физико-химическим процессам, но ментальные состояния излагаются с компьютерными терминами (сенсорные «входные данные», обработка информации, «выходные данные»). Сознание формируется, считает Х.Патнэм, при взаимодействии организма с окружающим миром; его состояние полностью определяется информацией, имеющейся у человека.

По мнению Дэниела Деннета, «все мы – зомби» и «никто не является сознающим». Мысли могут мыслить себя сами, без мыслителя – личности. «Картезианский театр», в котором личность играла роль «главного редактора» – командира мыслительных процессов, спрятанного в голове человека, должен смениться новым представлением. Мир охвачен единой системой причинно-следственных связей, и мы, считая сознание неким «родником значений», уходим с научной почвы. Пора отвергнуть психо-физический дуализм: нет «Я» как центра, собирающего информацию и редактирующего ее. Д.Деннет призывал исследовать лингвистические и поведенческие проявления сознания, чтобы найти объективные, верифицируемые его закономерности. У сознания как типа нейрофизиологической организации нет свойств – есть лишь отношения. Он соглашался с тем, что сознание не возникает в человеке автоматически: оно – результат нашей погруженности в культуру через язык. Культурой создается в мозгу ребенка «виртуальная машина» или «информационно-процессуальная система», перерабатывающая информацию, поступающую из внешнего мира. По словам Д.Деннета, подобную виртуальную личность как «центр нарративной гравитации» можно приписать и компьютеру.

Популярна также «компьютерная метафора», рассматривающая мозг как компьютерное устройство (hardware), а психические состояния – как программы (software). И для современной аналитической философии характерен принцип элиминативизма при исследовании сознания. Так, Пол Черчленд противопоставляет «народную психологию» (которая употребляет выражения «Я думаю», «Я верю» и т.д.) как ложную теорию современной нейронауке, которая говорит уже не об эмоциях, а о нейрофизиологических явлениях, допускающих сведение к числовым параметрам. Классическая проблема взаимоотношения тела и сознания (основанная на «мифе» о рациональности, регулирующей наши мысли), по его мнению, служила нормативной системой: она определяла, как мы должны мыслить и во что верить. Джон Сёрл, называя свою позицию биологическим натурализмом, считает, что сознание – это биологическая характеристика мозга: ментальные явления так же обусловлены причинно, как и физические. В его основе – нейробиологические процессы, возникшие эволюционным путем: более развитая наука сумеет каждому состоянию сознания поставить в соответствие определенное нейрохимическое состояние мозга. Тепло, цвет, звук уже свели к атомно-молекулярным процессам; настает черед субъективных процессов. Их можно описывать и как переработку информации, но Дж.Сёрл считает более перспективным выявлять социальный характер психики. Энтони Кенни предлагает определить сознание как «способность к поведению сложного и символического вида, которое конституирует лингвистическую, социальную, моральную, экономическую, научную, культурную и другие характерные активности человеческих существ в обществе». Соответственно, интеллект, по его мнению, – это способность подводить данные чувственного опыта под универсальные понятия и т.д.

Обладает ли сознанием только человек или его имеют животные? С одной стороны, не все поступки животных определены инстинктами: они накапливают опыт и используют его, среди животных существуют своя мораль, общественные отношения, характеры. Но сознание человека имеет качественное отличие: способность к мышлению (созданию абстрактных образов, операциям с ними и передачи их образов через язык.

Мышление – целенаправленное обобщенное познание связей и отношений предметов и явлений. Относительная независимость мышления от реальности обеспечивает его творческую активность. Объекты представлены в мышлении в виде идеальных образов. Идеальность образа проявляется в том, что он несводим ни к самому предмету, ни к его воздействию на органы чувств (образ огня не жжет, образ снега не холоден), ни к происходящим в мозгу материальным процессам; кроме того, возможно создание образов того, что невозможно в реальном мире. Таким образом, мышление может стать независимым от материи и даже первичным по отношению к ней.

Язык – символическое выражение психической жизни, система знаков, служащая средством общения и мышления. Языком может называться любая система знаков, обладающих отличными от них значениями и поэтому способная стать носителем информации. Основная функция языка – обозначать словами определенные предметы и процессы. Язык универсален – он может выразить любое ощущение или рассуждение. Используя язык, человек общается не только с другими людьми, но и с самим собой, и пользуя его как средство самоанализа и самоконтроля. С его помощью формируется и выявляется сознание, он – средство объективации сознания (представления его содержания в чувственно воспринимаемой форме) и совместной деятельности людей, основа мыслительной деятельности, совпадающая с духовным бытием индивида. Язык имеет коммуникативную функцию: осуществляет хранение и передачу информации, реализуя преемственность поколений. Он способен выразить содержание человеческого сознания (экспрессивная функция) и создать целостную картину мира (когнитивная функция), передать ее другому (трансляционная функция).

6. Философское понимание причинности. Когда одно явление при определенных условиях порождает другое, первое выступает как причина, второе – как следствие. Причина – взаимодействие между объектами, необходимо вызывающее определенное изменение; следствия – те изменения, которые возникают в результате этого взаимодействия. Причина активна и первична по отношению к следствию, однако иногда существует обратная связь – влияние следствия на причину. Кроме причины, для проявления следствия иногда необходимы другие явления (сами по себе не вызывающие следствия): их называют условиями. Одна причина при разных условиях может вызвать различные следствия. Также для проявления причинно-следственной связи иногда нужен внешний толчок – повод.

Именно нахождение причины стало отождествляться с нахождением сущности явления после того, как ученые Нового времени природу стали объяснять исходя из нее самой, отказавшись от понятия ее цели, внешнего замысла. Объяснение, почему происходит что-либо, сводили к выведению его необходимым образом из причины, то есть к поиску внешнего воздействия, вызвавшего изменение свойств исследуемого тела.

Философы высказывали различные взгляды на то, существует ли причинно-следственная связь в природе. Например, Д.Юм утверждал: то, что мы называем причинно-следственной связью – всего лишь привычка людей воспринимать явления в определенной последовательности. И.Кант относил причинность к числу доопытных форм человеческого сознания. В начале ХХ века переворот в физике, сопровождавшийся затруднением объяснения причинности в микромире, усилил позиции ее отрицателей: появились идеи о “свободе воли электрона”. Но большинство философов признают объективность данного отношения. Тем самым они стоят на позициях детерминизма.

Детерминизм – учение, согласно которому все явления связаны между собой объективной закономерной причинно-следственной связью, а наше знание причинно-следственных связей отражает объективно существующие взаимодействия явлений. Следует помнить: не все формы взаимной обусловленности явлений носят причинный характер (может существовать связь между разными следствиями одной причины).

Причинность – это генетическая связь между отдельными процессами и явлениями в ходе их движения и развития. Детерминизм утверждает, что причинность: объективна (т.е. она присуща самим вещам, а не нашим представлениям о них); необходима (если есть причина и условия, неизбежно возникнет следствие); всеобща (каждое явление имеет свои причины и порождает следствия). Понимаемая как всеобщее свойство вещей, причинность (однонаправленное воздействие, идущее от причины к следствию) обозначает связь между тем, что есть, и тем, что появляется: одинаковые причины при одинаковых условиях вызывают одни и те же следствия. Поскольку порождение следствия связано с переносом материи и энергии, оно необратимо. Детерминизму, как учению о всеобщей закономерной взаимосвязи явлений объективного мира, противостоит индетерминизм, отрицающий объективность причинной связи.

Принцип детерминизма имеет огромное значение в познании действительности, являясь его главным объяснительным принципом. Всякое научное исследование начинается с предпосылки, что изучаемые события соединены причинно-следственной связью: развитие и функционирование процессов понималось как цепочка причин и следствий. Но давно было замечено: существуют процессы, результат которых невозможно предсказать. Например, подбрасывая монетку, нельзя предугадать, какой стороной она упадет; невозможно однозначно предсказать поведение живых существ, в микромире мы можем использовать только статистические законы. Возникает вопрос: не является ли широкое распространение непредсказуемых явлений признаком того, что причинно-следственные связи не являются объективными или всеобщими? Сторонники индетерминизма пользуются этими примерами для обоснования своих позиций. При решении этой проблемы выделяются два вида детерминизма. Механистический детерминизм трактует все многообразие причинно-следственных связей как механическое взаимодействие, не учитывает качественного своеобразия различных форм движения и не может объяснить случайности. Иногда его сторонники утверждали, что случайности нет вообще, есть лишь события, причины которых нам неизвестны.

Диалектический детерминизм признает многообразие типов причинно-следственных связей в зависимости от изучаемой формы материи и от характера действующих закономерностей. Его сторонники утверждают, что случайность – форма проявления необходимости, хотя ее нельзя предсказать однозначно. Различие между необходимой и случайной причинно-следственной связью состоит в том, что в одном случае мы можем предсказать поведение единичного явления, а в другом – поведение их совокупности (определить возможные варианты и найти вероятность каждого из них). Таким образом, понимание жесткой детерминации как однозначной и необходимо определяющей любые изменения причинно-следственной связи сменяется признанием статистической детерминации, в которой имеется несколько возможных альтернативных следствий. Вероятностная модель утверждает: поскольку между элементами изучаемых систем нет устойчивых связей, одинаковые внешние воздействия ведут к различному их поведению, а отсутствие прямых закономерных связей между объектами – к непредсказуемости процессов. Тем не менее, объективная природа случайности отрицалась: статистические закономерности рассматривались как признак неполноты наших знаний.

Категории «необходимость» и «случайность» введены, чтобы характеризовать степень детерминированности явления.


Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 4501 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.022 с)...