Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Методы позитивной социальной науки:
наблюдение постоянных связей между фактами, которому предшествует выработка некой общей теории, поскольку любое изолированное, чисто эмпирическое наблюдение бесплодно и недостоверно;
эксперимент;
сравнительный метод:
- сравнение человеческих и животных обществ, позволяющее установить элементарные и универсальные законы социальной солидарности;
- сравнение различных сосуществующих состояний человеческого общества в различных районах земного шара;
- историческое сравнение различных последовательных состояний человечества.
Социальная статика и динамика Огюста Конта:
Общество как социальная система может изучаться с двух точек зрения: статической и динамической.
Поэтому социология делится в доктрине Конта на две части: социальную статику и социальную динамику.
Высшая цель социальной статики (изучающей строение социального организма) – обнаружение законов социального порядка. Ее объект – общество в состоянии покоя.
Задача социальной динамики (изучающей функционирование общества) – установление законов прогресса. Ее объект – общество в состоянии движения.
6. Биолого-эволюционная социология Герберта Спенсера: основания и границы аналогии общества и организма. Воинственный и промышленный типы общества.
Во взглядах Спенсера соединились эволюционизм, принцип невмешательства (laissez faire) и концепция философии как обобщения всех наук, а также другие идейные течения его времени. Отсутствие систематического образования и нежелание изучать труды предшественников привели к тому, что Спенсер черпал знания из тех источников, с которыми ему случилось познакомиться.
Ключом к его системе объединённой науки является работа «Основные начала», в первых главах которой утверждается, что мы ничего не можем знать о последней реальности. Это «непознаваемое» выходит за пределы научного исследования, а религия просто пользуется метафорой, чтобы хоть как-то его представить и иметь возможность поклоняться этой «вещи в себе». Во второй части труда излагается космическая теория эволюции (теория прогресса), которую Спенсер считает универсальным принципом, лежащим в основе всех областей знания и их суммирующим. В 1852 году, за семь лет до публикации «Происхождения видов» Ч. Дарвина, Спенсер написал статью «Гипотеза развития» (The Development Hypothesis), в которой излагалась идея эволюции, во многом следовавшая теории Ламарка и К. Бэра. Впоследствии Спенсер признал естественный отбор как один из факторов эволюции (он автор термина «выживание наиболее приспособленных»). Отправляясь от фундаментальных законов физики и идеи изменения, Спенсер приходит к пониманию эволюции как «интеграции материи, сопровождаемой рассеянием движения, переводящей материю из неопределённой, бессвязной однородности в определённую, связную разнородность, и производящей параллельно тому преобразование сохраняемого материею движения». Все вещи имеют общее происхождение, но через наследование черт, приобретённых в процессе адаптации к окружающей среде, происходит их дифференциация; когда процесс приспособления заканчивается, возникает связная, упорядоченная Вселенная. В конечном итоге всякая вещь достигает состояния полной адаптированности к своему окружению, однако такое состояние неустойчиво. Поэтому последняя ступень в эволюции — не что иное, как первая ступень в процессе «рассеяния», за которым, после завершения цикла, вновь следует эволюция.
Спенсер — основатель «органической школы» в социологии. Общество, с его точки зрения, — это эволюционирующий организм, подобный живому организму, рассматриваемому биологической наукой. Общества могут организовывать и контролировать свои собственные процессы адаптации, и тогда они развиваются в направлении милитаристских режимов; они также могут позволить свободную и пластичную адаптацию и тогда превращаются в промышленно развитые государства.
Социальная эволюция является процессом возрастающей «индивидуализации». В «Автобиографии» (Autobiography, 2 vol., 1904) предстаёт ультраиндивидуалист по характеру и происхождению, человек, отличающийся необычайной самодисциплиной и трудолюбием, однако почти лишённый чувства юмора и романтических устремлений. Умер Спенсер в Брайтоне 8 декабря 1903.
Выступал против революций и резко отрицательно относился к социалистическим идеям. Считал, что человеческое общество, как и органический мир, развивается постепенно, эволюционно. Был открытым противником образования для малоимущих слоёв населения, считал демократизацию образования вредной.
Типы обществ. Критерий типологизации –
Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 1062 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!