Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Приложение к билету № 26



Настоящею причиной всей этой «новизны» было чувство, внушенное Базарову Одинцовой,— чувство, ко­торое его мучило и бесило и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и циническою бра­нью, если бы кто-нибудь хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нем происходило. Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, мо любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни и не однажды выражал свое удивление: почему не посадили в желтый дом Тоггенбурга со всеми миннезин­герами и трубадурами? «Нравится тебе женщина,— говаривал он,— старайся добиться толку; а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля не клином сошлась». Одинцова ему нравилась: распространенные слухи о ней, свобода и независимость со мыслей, се несомненное расположение к нему — всё, казалось, говорило в ого пользу; но он ско­ро понял, что с ней «не добьешься толку», а отвернуться от нее он, к изумлению своему, не имел сил. Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сла­дил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость. В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равно­душное презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе. Тогда он отправлялся в лес и ходил по нем больши­ми шагами, ломая попадавшиеся ветки и браня вполголоса и се и себя; или забирался на сеновал, в сарай, и, упрямо накрывая глаза, заставлял себя спать, что ему, разумеется, не всегда удавалось. Вдруг ему представится, что эти целомудренные руки когда-нибудь обовьются вокруг его той, что эти гордые губы ответят на его поцелуи, что эти умные глаза с нежностию — да, с нежностию остановят­ся на его глазах, и голова его закружится и он забудется на миг, пока опять не вспыхнет в нем негодование. Он ловил самого себя на всякого рода «постыдных» мыслях точно бес его дразнил. Ему казалось иногда, что и в Один­цовой происходит перемена, что в выражении ее лица про­являлось что-то особенное, что, может быть... Но тут он обыкновенно топал ногою или скрежетал зубами и гро­зил себе кулаком.

Вопросы

1. Каково место данного произведения в литературном процессе, идейных спорах эпохи и творческой эволюции писателя?

2. Какое место данный отрывок занимает в структуре произведения? Какое значение он имеет для понимания образа главного героя?

3. Как осмысляется в данном фрагменте проблема нигилизма?

4. Как в данном отрывке проявляется связь художественного метода и стиля Тургенева с традициями романтизма?

5. Какие языковые художественные средства использует автор для создания образа героя и почему? С какими художественными принципами это связано?

6. Выполните следующие задания:





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 243 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...