Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Виды первобытного искусства



Учёные предполагают, что в культурном плане первобытный человек разумный, обитавший в каменном веке, был достаточно продвинут. Представление о нём как о существе примитивном и озабоченном только удовлетворением основных инстинктов, выживания и размножения, является некорректным. Судя по имеющимся археологическим данным, пусть и не слишком богатым, первобытный человек знал достаточно много видов искусства. Так, есть свидетельства того, что существовали довольно развитые магические ритуалы, в которых участвовали как специальные шаманы, так и все члены коллектива. Эти ритуалы сопровождались магическими танцами, а также музыкой, исполняемой в основном на ударных и духовых инструментах. Также, по всей вероятности, была распространённой практика создания различных рисунков на поверхности земли, на коре деревьев, создание украшений в виде костяных и деревянных ожерелий, бус, приукрашивание одежды с помощью перьев птиц и тому подобное.

Но по объективным причинам материальные свидетельства этих видов творческой деятельности первобытных людей просто не могли дойти до нас, так как не обладают свойством долговечности. Те же виды первобытного искусства, которые таким свойством обладают, стали известны современным исследователям. Среди этих видов выделяют четыре основных.

· Во-первых, это первобытная скульптура, в основной массе своей представленная миниатюрными скульптурами – это и знаменитые палеолитические Венеры, и вырезанные из кости человекоподобные, звериные или абстрактные фигуры, наиболее примечательные примеры украшений.

· Во-вторых, это наскальная живопись, имевшая большое распространение, различные манеры исполнения и предназначение.

· В-третьих, это так называемая мегалитическая архитектура, распространившаяся в конце каменного века и представлявшая собой монументальные постройки из огромных камней.

· В-четвёртых, с открытием гончарного круга появилась керамика, которая довольно быстро благодаря способности придавать глиняным сосудам различную форму и покрывать их узорами и рисунками также стала видом искусства.

 

Вопросов хватает: как, почему, зачем…

Между тем первобытное искусство было и остаётся весьма загадочным явлением, в самом характере которого немало непонятного. Возникает ряд принципиальных вопросов. Первый - вопрос о происхождении первобытного искусства. Это действительно фундаментальная проблема, так как именно в первобытности у человека возникает не только потребность выразить свой творческий потенциал, но и способность к этому. Затруднительно ответить, как вообще возникло искусство, какие побудительные мотивы были у людей, которые начали рисовать на скалах, высекать из камня скульптуры или мастерить примитивные барабаны. К тому же учёным до сих пор непонятно, является ли искусство неотъемлемым атрибутом человека разумного или у неандертальцев тоже присутствовало, в той или иной форме творчество. Настоящих произведений искусства у неандертальцев не обнаружено, однако наличие у них определённых религиозных представлений говорит в пользу того, что в духовном плане они уже были достаточно развиты для возникновения искусства.

Не оставляет исследователей в покое и такой вопрос, как образность первобытного искусства. И здесь существует две проблемы. Во-первых, наличие образов, которые непонятны современному человеку, например, орнаменты из различных символов, абстрактные фигуры, противоречащее привычной логике сочетание изображений и так далее. Совершенно очевидно, что для первобытных людей, для создателей и «зрителей» наскальной живописи, скульптур или мегалитической архитектуры все эти образы имели смысл, однако теперь его приходится восстанавливать почти наугад. Во-вторых, даже вполне привычные изображения несут двойные, а иногда и тройные смыслы. Например, широко распространённые изображения животных можно интерпретировать и как магические, созданные с целью удачной охоты, и познавательные, и религиозные в качестве способа восхваления или поклонения.

Всё это приводит к появлению целого ряда особенностей первобытного искусства, которые одновременно являются и его отличительными признаками, и главными его загадками. Например, сложно ответить, почему наскальные рисунки создавались, которые могли быть в техническом плане очень сложными и искусными, лишены перспективы или не соблюдают реальные пропорции изображаемых объектов. Возможно, дело в образности самого изображения, а может быть, причина в особенностях восприятия и мышления первобытных людей. Или до сих пор не решён однозначно вопрос о соотношении практического и символического значения искусства – например, какое применение имели сооружения мегалитической архитектуры и насколько они были связаны с религиозными верованиями. И множество вопросов возникают по каждому аспекту первобытного искусства.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 1781 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...