Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Феноменологич подход к научному познанию. Теория и жизн мир



Гусслер. Подход рац к науному позн состоит из выделения сущности с пом абстракции. Прежде, чем выдвигать идею надо иметь интуицию. Гусслер говорит, что научное познание начин с первичной интуиции, они лежат в основе каждой научной теории, здесь ученый видит и чувствует. А потом ученый облекает интуицию в одеяния идеи. В развитой науке мы имеем логич каркас, а интуитивная основа находится за скобкой. В интуиции нах первичная связь постигаемого бытия. Найти и осознать те первичные интуиции, которые лежат в основе теории. Чтобы быть творцом в науке надо возвратиться к первичным интуициям. Надо раскрыть эти первич интуиции – это его программа. Сфера первич интуиций – жизненный мир. Это обманчивое название. Почему этот термин м обманывать? У нас появляется образ житейского мира, обыденных ситуаций. Но это другой мир, интуиции жизненного мира выводят за пределы обыденности. Это первичная открытость бытия. Это сфера донаучных первичных интуиций, из которой рождаются новые идеи.

Истина

Проблема истины. Понятие истины современное является извращенным, т.к. понятие истины проецируют на науку, т.е. понятие истины становится обедненным.

2 подхода к пониманию истины:

· С позиции объективности

· Ценностно-смысловой

Истина – это соответствие знания своему предмету. В чем заключ соотв? Истина – это соотв духа и бытия. Существует 2 аспекта проблемы истины, каждая из них имеет свое применение:

Когда дух должен соответствовать бытию. Бытие в форме предмета, дух в форме знания. Дух первичен. Это аристотелевская формулировка. Проблема: Где бытие это моё бытие. Тогда наоборот бытие должно соответствовать духу. Тогда вопрос об истине ставится применительно к бытию. Соотв ли это бытие его свойству. Истинно ли бытие? Такая постановка вопроса экзотическая? Нет. Дух выступает в качестве ценностно-смыслового основания бытия.

В чем отличие ситуации выбора ценности от выбора истины или заблуждения? Ценности нельзя сравнивать. А если речь заходит об истине, то выбор заблуждения, то мы идем к провалу, в науке нам даст пинка объективная реальность. Если мы выбираем ценности, то пинка нам даст сама жизнь. Человек, который достиг успеха, но он чувствует, что его выбор его опустошил – это свидетельство ложности выбора.

Осн концепции истины:

· Аристотелевский.

· Кант – априористская концепция истины. Истина то, что в опыте. Истина то, что воплощает в себя априорные формы. Если знание соотв объекту, оно соотв априорным формам.

· Когерентная и конвенционалистская. Они возникли тогда, когда позитивизм стал терпеть крах. Напрямую знания из опыта не выводятся. Факт явл теоретич нагруженным, сам он не может ни подтвердить, ни опровергнуть теорию. Когерентность – считать истинной такую теорию, которая теоретически согласованно описывает факт. Выясняется, что можно дать 2 различных, но одинаково согласованных факта. Т.е. способ взаимосогласованности не явл осн критерием. Тогда отсюда мы принимаем по соглашению истину – конвенционализм.

· Прагматистская – сведение истины к пользе. Истинно то, что полезно.

· Феноменологич – истина открывается не в сравнении со знаниями объекта, а открывается в феноменах, где нет деления на субъект и объект, на объект и знания. Специфика: нет критерия истинности. И это не плохо. Если я и так вижу хорошее явление или нет, мне не надо никаких критериев. Истина сама себя удостоверяет, она отрыта.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 237 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...