Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Научное и художественное проектирование музейных экспозиций



После завершения научного проектирования и на основе созданных в его процессе документов разрабатывается художественная концепция – генеральный проект архитектурно-художественного решения экспозиции. В нем отражается художественно-образный строй экспозиции, интерьеров экспозиционных залов; стилистические принципы решений; пространственно-композиционные, колористические и т.п. художественно-оформительские решения для всех элементов экспозиции, в том числе представление о необходимом экспозиционном оборудовании и технических средствах.

Для окончательного оформления проекта экспозиции, чтобы проверить его качество и реалистичность, проводится раскладка – предварительное размещение будущей экспозиции в залах. Экспонаты, особенно крупные, экспозиционные комплексы могут заменяться их «макетами». Раскладка позволяет уточнить состав экспозиционных материалов, выявляет их взаимные связи, зрительную совместимость, дает возможность отобрать оптимальные варианты музейных образов.

Современные компьютерные программы для дизайна помещений позволяют проводить этот этап работы в виртуальном пространстве: в программу вводятся параметры будущего зала, и она воссоздает его трехмерную модель; внутри этого виртуального пространства «развешиваются» и «расставляются» виртуальные модели экспонатов. Такой способ позволяет опробовать разные варианты расположения экспонатов и комплексов будущей экспозиции, опробовать различные цветовые решения и т.д. Проект должен учитывать и психологические особенности восприятия: уровень глаз и его соотношение с высотой экспозиционного пояса, угол наклона вертикальных и горизонтальных поверхностей к лучу зрения, количество предметов, воспринимаемых одновременно, объем информации, усваиваемой человеком за время экскурсии, способность цвета и света привлекать внимание посетителя к определенным экспонатам, снимать усталость или эмоциональную перегрузку.

Итоги раскладки и генеральный проект основа для создания объемного макета будущей экспозиции исполненного в масштабе. Макет более нагляден, а чтение его (в отличие от чертежей) не требует специальных навыков. К эскизному проекту прилагаются образцы оформления отдельных залов и экспозиционных комплексов, шрифтов.

Огромное значение имеет использование света и цвета для выделения наиболее значимых экспонатов. Такие экспонаты выделяются направленным (локальным) освещением или подсветками. Если постоянное воздействие света нежелательно, можно применить эффект «скользящего» света при общелокальном освещении (равномерное освещение всей экспозиции с выделением светом отдельных зон): по мере перемещения экскурсии включается свет над каждым следующим комплексом. Это и фиксирует внимание зрителя, и уменьшает негативное воздействие интенсивного света на экспонаты. В цветовых решениях важно учитывать физиологическое воздействие цвета. Например, красный цвет всегда возбуждает. Неудивительно, что все экспозиции советского периода истории до недавнего времени изобиловали этим цветом: эмоциональное напряжение от его обилия способствовало переживанию информации экспозиции, озвученной экскурсоводом, в то же время такая экспозиция быстро утомляет. Успокаивает (даже способствует снижению внутриглазного давления) зеленый цвет. Серые тона часто действуют угнетающе, могут вызывать состояние усталости. Эти особенности восприятия могут влиять на восприятие цвета и в эстетическом аспекте: красивый или некрасивый. Цвет вызывает и нецветовые ассоциации: теплые – холодные, тихие – шумные и т.д. Есть возрастные цветовые предпочтения: дети любят более насыщенные, яркие тона, взрослые – более сдержанные. Есть особенности восприятия цвета представителями разных культур: белый цвет, воспринимаемый в европейской культуре как цвет юности, чистоты и невинности, для многих культур (например Индии) цвет траура.

На основе эскизного проекта и итогов художественно-исполнительных работ составляют монтажные листы – чертежи участков экспозиционной поверхности, на которых указано размещение конкретных материалов (могут быть масштабными (1:10) – собственно монтажные листы, в натуральную величину (1:1) – шаблоны). На этой же стадии разрабатываются технические задачи: предложения к инженерным и дизайнерским решениям систем отопления, кондиционирования, охранной и пожарной сигнализации, коммуникационных линий и т.д.

После изготовления всего необходимого оборудования и научно-вспомогательных материалов делается возможным успешный монтаж экспозиции – сборка оборудования.

После завершения работы над экспозицией устраивается ее торжественное открытие и показ.


Основные этапы научного проектирования музейных экспозиций (научная концепция, расширенная тематическая структура, тематико-экспозиционный план.

Проектирование экспозиции в отечественном музееведении зарождается в XVIII–XIX вв. Но только в 1960–1970-е гг. экспозиционная работа становится особым направлением музейной работы, формируются соответствующие музейные профессии.

Проектирование экспозиций начинается с создания научного проекта. Научное проектирование предполагает подготовительный этап: чтение научной литературы по теме, сбор архивных материалов, анализ музейных коллекций на предмет отбора для экспозиции (целых коллекций или отдельных предметов), составление картотеки предполагаемых экспонатов.

На стадии формирования научной концепции привлекается к работе тот художник, которому музей поручает создание будущей экспозиции (обычно в том случае, если в музее есть такая штатная единица или художник, сотрудничество с которым носит долговременный характер), или несколько художников, каждый из которых даст свое видение разрешения общих и специфических требований музейных работников к будущей экспозиции.

После разработки общей (научной) концепции экспозиции приступают к следующему этапу (второму, если не считать подготовительный) – разработке расширенной тематической структуры. Это документ, который ставит задачей разделить будущую экспозицию на отдельные взаимосвязанные части – выделить разделы, темы, экспозиционные комплексы.

На третьем этапе научного проектирования разрабатывается тематико-экспозиционный план (ТЭП).

Внедряется практика сопровождать ТЭП «сценарием». Сценарий, опираясь на разработки по музейной психологии, пытается воссоздать эмоциональное восприятие зрителем как экспозиции в целом на всем протяжении ее осмотра, так и отдельных ее частей. Несмотря на то, что в практике отечественного музееведения сценарии используются уже несколько десятилетий, единое отношение к ним музейных работников так и не сложилось: есть как сторонники их составления, так и те, кто считает «сценарии» ненужными.


26. Применение «новых технологий» в проектировании музейных экспозиций на рубеже XX-XXI вв.

Современный музей насыщен средствами отображения информации. Число персональных компьютеров может превосходить количество музейных сотрудников, ибо значительная часть техники предназначена для посетителей. Уже 20 лет компьютеры используются как вспомогательные средства:

· Облегчающие работу по учету и хранению (музейные АИС);

· Поясняющие представленное в экспозиции (своего рода электронные этикетки и экспликации);

· Зачастую непосредственно предъявляющие хранимый музеем материал (например, показ кинофрагментов в Музее кино) и т.п.

Музейные web-сайты и CD-ROMы заняли свое место наравне с традиционными изданиями на бумажном носителе.

Первый и наиболее простой вариант - использование средств мультимедиа в художественных экспозициях, когда программа является составной частью представленного объекта.

Ситуация равноправия, экспозиционной равновесности материальных и виртуальных объектов возможна не только в художественных экспозициях. Приведем несколько примеров подобных пар из разного типа музеев:

· Музыкальный инструмент и его звучание (Музей музыки, Стокгольм; Дом музыки, Вена)

· Чучело птицы и запись ее пения (Дарвиновский музей, Москва)

· Наряд шамана и видеозапись ритуального танца (Музей этнологии, Лейден)

· Форма и снаряжение знаменитого хоккеиста и фрагмент матча с его участием (Музей хоккея, Торонто)

· Чучело животного и видеофильм, показывающий животное в естественной среде обитания (Музей "Натуралис", Лейден)

· Технические объекты и демонстрация их действия на мониторе (Музей Немо, Амстердам; Музей науки, Лондон; Музей техники, Вена)

И, наконец, наиболее интересна ситуация, когда подлинный материальный объект не может быть представлен в экспозиции, и мультимедиа принимает на себя его функции.

Электронные экспозиции могут по-разному соотноситься с экспозициями реальными, в которые они встроены:

· Пояснять представленные материалы;

· Облегчать посетителю ориентацию в пространстве;

· Привносить элементы игры и развлечения.


27. Понятие «живой музей» и проблемы построения музейных экспозиций в начале XXI в. (музей-салон, музей-клуб, музей-магазин, музей-театр).

Живой музей – Средовой музей или учреждение музейного типа, хранящий объекты материального и нематериального наследия в естественной для них природной и историко-культурной среде в условиях поддержания их изначальных функций и постоянной актуализации. Живой музей стремится не только к сохранению определенных традиций, но и к обеспечению их естественного поддержания в жизни общества, а также постоянного развития. Часто в живых музеях музейные экспозиции и отдельные формы музейной деятельности включены непосредственно в современную среду поселения, встроены в реальные социально-бытовые объекты — учебные заведения, рестораны, кафе, гостиницы, салоны, офисы и т.п. По сути, живыми музеями являются музеи-храмы, совмещающие музейную и культовую функции. В настоящее время понятие "живой музей" уточняется, оно находится в стадии становления, как и сама эта инновационная форма музейного учреждения.

Изменение морфологии музейного мира расширение и углубления понимания социокультурных функций музея, его смысла и значения, появляется в таких интересных тенденциях как появление неких «симбиозов» музей-школа,музей-библиотека,музей-театр,музей-кафе,музей-ресторан,музей-магазин,музей-вокзал,музей-поезд,музей-клуб и прочее.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 2231 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...