Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Учебники и учебные пособия,



рекомендованные для студентов II курса (отделение «Философия») факультета философия и культурология для подготовки к семинарским занятиям по курсу «Систематическая философия. Часть I. Онтология»

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2003.

2. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. В 2-х частях. – М., 1990.

3. Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. – М., 1998.

4. Лешкевич Т.Г. Философия. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 192 с.

5. Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс. – Ростов н/Д, 1997.

6. Мареев С.Н., Мареева Е.В., Арсланов В.Г. Философия ХХ века (истоки и итоги). – М., 2001.

7. Основы современной философии. – СПб, 2001.

8. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2000.

9. Философия. – Ростов н/Д, 1998.

10. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. – М., 2000.

11. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. – 14-е изд. – СПб, 2004.

12. Философия в вопросах и ответах. – М., 2004.

13. Основы философии в вопросах и ответах. – Ростов н/Д, 2004.

14. Марков Б.В. Философия: Учебное пособие. – СПб, 2003.

15. Словарь философских терминов / Науч. ред. В.Г. Кузнецов. – М., Инфра-М, 2004.

16. Философия: университетский курс / Под общей ред. С.А. Лебедева. – М., 2003.

17. Философия: Энциклопедический словарь. – М., 2004.

18. Хрестоматия по философии: учебное пособие для вузов / Сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М., 2004.

ТЕСТЫ

БЫТИЕ

1. Какие три формы (три ступени) бытия выделяет Гегель в первом разделе «Учения о бытии»:

1) качество, количество, мера;

2) время, движение, материя;

3) существование, жизнь, жизнедеятельность.

2. Какие основные формы бытия анализируются в современной исследовательской литературе:

1) «бытие-в-себе», «бытие внешнее», «бытие-для-нас», «наше бытие»;

2) природа, человек, духовность, социальность;

3) качество, количество, мера, предел.

3. Бытие – это …

1) объективная реальность, существующая по своим законам, независимо от сознания;

2) философская категория, обозначающая материальную сторону общественно-исторической предметной деятельности людей;

3) философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю.

4. Выделите четыре основные формы бытия (несколько вариантов ответа):

1) бытие социального;

2) бытие политического;

3) бытие процессов природы;

4) бытие практического;

5) бытие человека;

6) бытие духовного;

7) бытие сознания.

ДВИЖЕНИЕ

1. Движение – это …

1) существенная, повторяющаяся и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение;

2) характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововведений и сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей;

3) понятие процессуального феномена, охватывающего все типы изменений и взаимодействий.

2. В связи с новыми данными естествознания разработанная Ф. Энгельсом пятичленная классификация была подвергнута изменениям. Наибольшую известность получила классификация форм движения, предложенная:

1) М.К. Мамардашвили;

2) Б.М. Кедровым;

3) О. Контом.

3. Сколько видов движения предлагал Аристотель:

1) 4;

2) 7;

3) 6.

4. Кто автор выражений: «Абсолютный покой есть абстрактное понятие, которое в природе не существует», «Движение есть такое же реальное свойство материи, как длина, глубина, ширина» (XVI-XVIII вв.)?

1) Д. Дидро;

2) Дж. Толанд;

3) Гольбах.

ИДЕАЛЬНОЕ

1. Идеальное – это …

1) отражение действительности в формах духовной деятельности;

2) субъективный образ объективной реальности, возникающий в процессе целесообразной деятельности человека, выраженный в формах сознания и воли человека;

3) оба ответа верны.

ИНФОРМАЦИЯ

1. Одной из позиций по вопросу о предметной области информации является:

1) информация понимается как свойство саморегулирующихся систем, связанное с упорядочиванием взаимодействий;

2) информация как частный случай причинно-следственных отношений, при котором структура, характер, особенности причинного агента передаются следствию;

3) информация понимается как процесс воспроизведения особенности одного типа в структуре другого.

2. Особенности информации:

1) свойство первичной избирательности и кумулятивности;

2) избыточность, оптимальность, недостаточность;

3) непрерывность и связность, размерность, порядок и направление.

МАТЕРИЯ

1. Когда было выработано представление о материи, которая может быть количественно определена как масса:

1) эпоха поздней Античности;

2) эпоха Нового времени;

3) фундаментальная революция в естествознании конца XIX – начала ХХ веков.

2. Материя – это …

1) философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется нашими ощущениями, существуя независимо от них;

2) система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества в целом;

3) необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта.

3. Основные структурные уровни материи:

1) субстанциональный, реляционный;

2) субмикроэлементарный, атомический, биологический, социальный;

3) эмоциональный, метасоциальный, географический.

4. Как называется неотъемлемое свойство предмета?

1) форма;

2) атрибут;

3) содержание;

4) модус.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

1. В мировоззрении выделяют два уровня:

1) теоретический и практический;

2) теоретический и интуитивный;

3) практический и интуитивный.

2. Слово «мировоззрение» как принципиальное отношение человека к миру укоренилось и проникло в язык в:

1) XVII в.;

2) XVIII в.;

3) XVI в.

3. Система человеческих знаний о мире и о месте человека в установках личности и социальной группы – это …

1) миропонимание;

2) мировосприятие;

3) мировоззрение;

4) мироощущение.

4. Система взглядов на мир и место человека в нем – это …

1) характер;

2) мировоззрение;

3) убеждение;

4) этика.

5. Когда возник термин «мировоззрение» (по утверждению М. Хайдеггера)?

1) XIX в.;

2) XVII в.;

3) XVI в.;

4) XVIII в.

6. Мировоззрение – это …

1) система представлений об отношении между человеком и окружающим его миром;

2) единство глубоких, сущностных знаний, высоких нравственных норм, направляющих человека на совершение добра;

3) философская категория, выражающая высший уровень мышления, для которого характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы.

7. Мировоззрение бывает:

1) обыденное, философское;

2) обыденное, религиозное, философское;

3) общественное, религиозное;

4) общественное, частное, философское.

МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК

1. Мышление связано с функционированием мозга, однако сама способность мозга к оперированию абстракциями возникает в ходе:

1) усвоения человеком форм практической жизни, норм языка, логики, культуры;

2) целенаправленного преднамеренного восприятия предметов и явлений внешнего мира;

3) самоосуществления личности, ее самоуправления и упорядочения отношений между людьми на основе обобщенных представлений о нормах, принципах, идеалах.

2. Кто из перечисленных ниже философов считал, что действительность мышления и языка представляет собой неразрывное единство, однако решающую роль отводил языку?

1) Г.В.Ф. Гегель;

2) Гумбольт;

3) К. Маркс.

3. Язык и мышление …

1) образуют диалектически противоречивое единство;

2) существуют независимо друг от друга.

4. Следствием подхода, основанного на признании определяющей роли языка по отношению к мышлению (Гумбольт), является:

1) общность понятийного мышления для всех народов;

2) отрицание общечеловеческого характера мышления, отрицание общего для всех живущих на Земле универсально-понятийного логического строя мышления;

3) признание существования допонятийного мышления.

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА

1. Научная картина мира – это …

1) целостная система представлений о мире, его общих свойствах и закономерностях, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественнонаучных понятий и принципов;

2) отрасль науки, изучающая закономерности функционирования и развития науки;

3) сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

2. Научная картина мира тесно связана с:

1) мировоззрением;

2) психологией;

3) логикой.

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ

1. Кто сформулировал основной вопрос философии?

1) К. Маркс;

2) Ф. Энгельс;

3) Л. Фейербах.

ОТРАЖЕНИЕ

1. Укажите неверное определение отражения:

1) взаимодействие, предполагающее, что одно тело действует на другое, а другое отвечает или реагирует на воздействие первого;

2) процесс воспроизведения особенностей одного тела в структуре другого;

3) процесс абсолютно точного копирования отражающим телом всех особенностей отражаемого тела.

2. Укажите верную характеристику опережающего отражения:

1) опережающее отражение есть свойство не только живой материи и общества, но и доорганической природы;

2) опережающее отражение возникает вследствие приспособления организма к периодически повторяющимся воздействиям внешнего мира, природным ритмам;

3) для возникновения опережающего отражения необходимо появление не менее двух компонентов из цепочки ритмически повторяющихся внешних воздействий.

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ

1. Философские категории, посредством которых обозначаются формы бытия вещей и явлений, которые отражают, с одной стороны, их со-бытие, сосуществование, с другой – процессы смены их в другом, продолжительность их существования:

1) пространство и время;

2) сущность и явлений;

3) возможность и действительность.

2. В истории философии сложились две концепции, вскрывающие сущность пространства: субстанциональная и реляционная. Родоначальником субстанциональной концепции был:

1) Аристотель;

2) Демокрит;

3) Гегель;

4) Эвклид.

3. Одно из основных свойств пространства:

1) однонаправленность и необратимость;

2) неисчерпаемость;

3) бесконечность и исчерпаемость;

4) бесконечность и неисчерпаемость.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1. Как понимается психофизиологическая проблема в узком смысле?

1) как проблема соотношения души и тела;

2) как проблема соотношения мышления и мозга;

3) как проблема соотношения психических явлений и души.

2. Концепция психофизиологического взаимодействия принадлежит:

1) Р. Декарту;

2) Лейбницу;

3) Б. Спинозе.

3. Советские исследователи, решая психофизиологическую проблему, считали, что:

1) духовные процессы (происходящие в сознании человека) тождественны телесным – кровообращению, выделению желчи и т.д.;

2) мозговые процессы протекают сами по себе, духовные сами по себе – они никак не связаны;

3) деятельность мозга должна рассматриваться как с физиологической, так и с психологической стороны.

4. Кто выдвинул концепцию психофизиологического параллелизма (душа и тело действуют независимо друг от друга, но с такой точностью, что создается впечатление их согласованности между собой)?

1) Лейбниц;

2) Декарт;

3) Ламетри.

5. В чем суть физикалистского подхода к проблеме соотношения сознания и мозга:

1) явления сознания и мозговые процессы рассматриваются в их изначальном единстве и описываются в поведенческих терминах;

2) все состояния сознания рассматриваются в качестве объективно существующих физических процессов в головном мозгу;

3) явления сознания – это функциональные состояния мозга, функциональные свойства протекающих в нем нейрофизиологических процессов.

6. Что такое психофизиологическая проблема?:

1) проблема, связанная с выяснением соотношения души и тела;

2) вопрос об отношении мышления и бытия;

3) проблема определения природы идеального.

САМОСОЗНАНИЕ

1. История изучения самосознания начинается с …

1) натурфилософов Фалеса и Анаксимандра;

2) Сократа и Платона;

3) Аристотеля.

2. Самосознание – это:

1) осознание человеком своей деятельности, мыслей, чувств, интересов, потребностей;

2) способ самоосуществления личности, ее самоуправления и упорядочения отношений между людьми;

3) философский термин, обозначающий такую точку зрения, согласно которой несомненна одна реальность собственного субъективного существования.

3. Самосознание присутствует в двух основных модусах:

1) самопознание и самооценка;

2) саморегуляция и саморазвитие;

3) самопознание и саморегуляция.

4. Что является основой формирования самосознания?

1) выделение себя из окружающей среды;

2) рефлексия;

3) отождествление себя с окружающим миром.

5. Как соотносится самосознание и рефлексия?

1) самосознание всегда предполагает рефлексию;

2) самосознание возможно без рефлексии, а рефлексия возникает на уровне теоретического мышления;

3) предметом рефлексии выступает самосознание.

6. Чем опосредовано самосознание:

1) отражением внешнего мира и других людей;

2) ничем;

3) формами общественного сознания.

СОЗНАНИЕ

1. Укажите специфические черты обыденного сознания (несколько вариантов ответа):

1) аморфность;

2) динамичность;

3) отсутствие четких границ;

4) четкая разграниченность индивидуального;

5) сложный состав;

6) простая структура.

2. Найдите верное утверждение:

1) обыденное сознание всегда является сознанием массовым, но содержание массового сознания не сводится к обыденному;

2) обыденное сознание выступает только как отрицательный элемент общественного бытия;

3) обыденное сознание не может формироваться на почве практического отношения к миру.

3. Сознание начинает рассматриваться в соответствии с достижениями физиологии и медицины в качестве особой функции мозга в философии:

1) Античности;

2) Средневековья;

3) Нового времени.

4. Сознание как замкнутый в себе внутренний мир понимает:

1) Р. Декарт;

2) К. Маркс;

3) Ф. Энгельс.

5. По способу своего бытия (онтологический аспект) сознание понимается как:

1) свойство мозга, нервные процессы головного мозга служат материальным носителем сознания;

2) продукт развития биологической и социальной форм движения материи;

3) представляет собой отражение объективной действительности.

6. В сознании выделяют уровни (более одного варианта ответа):

1) общественный;

2) индивидуальный;

3) мировой.

7. Кто первым оформил понятие сознания?

1) Р. Декарт;

2) Г.В.Ф. Гегель;

3) Аристотель.

8. Кому принадлежит приоритет в оформлении понятия сознания?

1) Декарт;

2) Юнг;

3) Фрейд;

4) Спиноза.

9. Кому принадлежит утверждение: «Бытие определяет сознание»?

1) Фалесу;

2) Сократу;

3) К. Марксу.

10. В средневековой философии установилось общее представление о душе как о связующем звене между:

1) человеком и природой;

2) животным и космосом;

3) земной и божественной деятельностью.

11. Понятие сознания у Р. Декарта:

1) замкнутый в себе внутренний мир;

2) идеальный мир, открытый материальному, но не сводимый к нему;

3) продукт материи.

12. Представление понимается как:

1) воспроизведение в сознании образа предмета, непосредственно не действующего на органы чувств;

2) возникновение в сознании целостного образа непосредственно воспринимаемого предмета;

3) отражение отдельных свойств предмета при непосредственном его воздействии на органы чувств.

13. Соотношение сознания и мозга:

1) материальная работа мозга обусловливает сознание;

2) сознание обусловливает материальную работу мозга;

3) сознание и мозг не взаимообусловлены.

14. Основные элементы сознания:

1) ощущение, восприятие, представление;

2) язык, воля;

3) самосознание, мировоззрение.

15. Сознание – это …

1) высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга;

2) особая форма активности субъекта;

3) всеобщее свойство универсума.

16. Мышление – это …

1) целенаправленное, обобщенное человеком отражение существенных свойств и отношений вещей;

2) процесс воспроизведения особенностей одного тела в структуре другого;

3) обеспечивает структурный образ.

17. Каковы формы общественного сознания?:

1) политическое, правовое, эстетическое, религиозное, моральное, философия, наука;

2) философия, наука, искусство, религия, право, социальный институт;

3) массовое, индивидуальное;

18. Выберите правильный вариант распределения уровней общественного сознания (от низшего к высшему):

1. общественная психология;

2. теоретическое сознание;

3. обыденное сознание;

4. массовое сознание.

1) 2431;

2) 1234;

3) 3412.

ФИЛОСОФИЯ

1. Кто первый ввел термин «философ»?

1) Фалес;

2) Пифагор;

3) Платон.

ЯЗЫК

1. Укажите неверное утверждение:

1) язык обладает качествами системности и знаковости;

2) существуют и внеязыковые компоненты человеческих способностей;

3) слово не больше, чем знак, и не обладает самостоятельным содержанием и действенной силой.

2. Сущность коммуникативной функции языка заключается в:

1) воспроизведении мыслей;

2) передаче социальной информации в пространстве и трансляции знаний во времени;

3) познавательном процессе индивида.

3. Язык выполняет функции:

1) информативную, коммуникативную, аккумулятивную;

2) мировоззренческую, аксиологическую, социальную;

3) гносеологическую, прогностическую, воспитательную.

4. Язык может существовать, обладая качествами:

1) системности и знаковости;

2) познавательности и сознательности;

3) умозрительности и модельного видения мира.

5. Язык есть:

1) явление общественное;

2) продукт творчества единичного индивида.

6. Гипотеза об именном происхождении языка распадается на:

1) три типа;

2) четыре типа;

3) два типа.

7. Какой тип знаковой структуры является наиболее древним?

1) профессионально-именной;

2) личностно-именной;

3) универсально-понятийный.

8. Кто охарактеризовал языковую реальность как единство противоположных сторон: знака и значения, языка и речи, социального и индивидуального?

1) Ф. де Соссюр;

2) Иоганн Сиельманн;

3) Жан-Франсуа Сен-Ламбер.

9. Какое направление в философии абсолютизирует самодостаточность языка и признает его единственным предметом философии?

1) неотомизм;

2) постструктурализм;

3) неопозитивизм.

10. Что такое «означающее»?

1) слово;

2) понятие;

3) отображаемый объект.

11. В чем состоит сущность репрезентативной функции языка?

1) в воспроизведении информации;

2) в передаче информации;

3) в фиксировании информации.

12. В чем состоит сущность транслятивной функции языка?

1) в согласовании деятельности индивидов, режиме отрицательной обратной связи;

2) управление человеческим поведением;

3) передача информации субъекту, не обладающему этой информацией.

13. Знак - это:

1) смысловое содержание слова;

2) целостное содержание какого-либо высказывания, несводимое к значениям его элементов, но само определяющее эти значения;

3) материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения и переработки сообщений (информации, знания).

14. Какие типы процесса освоения человеком достижений культуры выделяют в гипотезе об именном происхождении языка:

1) личностно-именной, профессионально-именной, универсально-понятийный;

2) индивидуально-именной, коллективно-именной;

3) именной, понятийный.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 315 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.035 с)...