Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Воспитание нравственно-этических качеств социального работника, ступени этического сознания социального работника и способы их тренинга



Профессия социального работника имеет довольно широкий диапазон, и люди различных характеров и склонностей получают возможность реализовать в ней свои способности и интересы. Многие профессионально важные характеристики можно развивать и формировать путем обучения и тренингов, тем не менее, имеют место и такие профессионально важные характеристики и качества, которые трудно приобретаются и плохо компенсируются.

Сознание существует как духовное отражение мира. Важным моментом сознания выступает самосознание – осознание личностью собственных интересов, мотивов, потребностей, действий, поступков, поведения и деятельности. Сознание проявляется, прежде всего, как культура самосознания личности, через которую осуществляется понимание культуры, окружающей действительности.

Сознание теснейшим образом связано с деятельностью. В процессе этого взаимодействия формируется культура личности, человек телесный, социальный, воспринимающий, сопереживающий, духовный.

Человек, избравший эту профессию, должен обладать хорошими коммуникативными и организаторскими способностями, высокой духовной и общей культурой, чувством такта, милосердием, альтруизмом, внимательностью, уважительностью, порядочностью, честностью, терпеливостью, терпимостью, последовательностью, настойчивостью, работоспособностью, энергичностью, гибкостью, деликатностью, умением расположить к себе. Он должен уметь анализировать социальные явления, видеть свое место и роль в защите прав человека на достойную жизнь, иметь твердые нравственные принципы, руководствоваться Кодексом профессиональной этики. Осведомленность в вопросах этики является отличительной чертой социального работника.

Необходимо подчеркнуть, что этические требования выступают фактически как категорический императив. Это не просто пожелания, а правила, обязательные для выполнения. Это как бы невидимый третий, профессиональный внутренний цензор. Кодекс определяет профессиональную направленность работника, контролирует его компетентность, содержит в себе те этические установки, которые вырабатывались на всем протяжении становления и формирования профессии социального работника.

Объективное единство общекультурного, социально-нравственного уровней, профессионально-этических принципов, общечеловеческих идей, мировоззрения, ценностных ориентиров и гуманистических технологий и составляет основу профессионального этического сознания социального работника – его профессиональную культуру.

Один из величайших гуманистов ХХ века А.Швейцер сказал, что псевдоэтика начинается там, где кончается гуманность. Это важнейший постулат всех этических норм и правил деятельности социального работника, главный путеводитель в нашем профессиональном становлении, и именно в этом начало профессиональной этики социального работника, его этического сознания.

Целесообразным является формирование культуры межличностного общения социальных работников: знание особенностей профессионального общения и основ этической культуры социального работника; поэтапное формирование профессиональных и духовно-нравственных качеств; знание основных теоретических направлений, научных концепций социальной работы, механизмов и направлений социальной поддержки различных социальных групп общества (инвалиды, безработные, сироты, трудные подростки, семья, лица, освобожденные из мест лишения свободы и т.д.)

Важнейшим составляющим формирования этического сознания социального работника должно быть: формирование в себе мыслящего специалиста-практика, умеющего гибко и точно решать социальные проблемы клиента; владеть стратегиями выбора этических и социальных теорий и технологий социальной работы; овладевать навыками самостоятельного научного поиска, творческой постановки задач и эффективного разрешения проблем.

Находясь в специфических стрессовых ситуациях особого риска, социальный работник подвержен различным психическим нарушениям (утрата ценностных ориентаций в труде, синдром усталости и переутомления, вызывающей замкнутость, тревожность, агрессию, психологическую напряженность, порожденную конфликтами, трудностями в решении сложных социальных проблем и т. п.). Чтобы избежать этих заболеваний социальный работник должен обладать специфическими стрессоустойчивыми качествами, способностью быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и преодолевать их, умением переключаться и управлять своими эмоциями, готовностью к психическим перегрузкам, владеть навыком самообладания.

Формирование столь комплексных качеств социального работника достигается повышением его культуры общения, обеспечивающей взаимопомощь и взаимопонимание, доброжелательность, самовоспитание и контроль. Необходимо также сознательное и эмоциональное принятие избранной профессии, приносящее высшее удовлетворение и составляющее смысл и счастье жизни; понимание творческой природы профессиональной деятельности, требующей огромных нервно-психических затрат, постоянной работы над собой.

Как известно профессиональной социальной работе предшествовал допрофессиональный период оказания социальной помощи. Это были различные формы религиозной и общественной благотворительности. Но именно тогда еще были заложены основные профессионально-этические принципы социальной работы. На более позднем этапе были разработаны социальные техники и технологии оказания помощи человеку, сложились также основные принципы взаимодействия социального работника и клиента.

В этом плане большую роль сыграли такие личности, как Ричмонд, Соломон, Адамс и другие. Они не только обосновали и ввели в практику определенные модели помощи (такие как «кейсуорк» или работа со случаем, методы групповой работы), но и сформулировали общие принципы взаимодействия социального работника и клиента. Были основные заповеди: симпатизировать клиенту, поощрять его, отдавать ему предпочтение, строить с ним совместные, ясные планы действий, т.е. многие из тех стандартов, которые легли в основу этического кодекса социального работника, закрепили нормативные умения и навыки специалиста, и его этическую сторону.

Базовым компонентом формирования профессиональной культуры социального работника является профессиональная подготовка. Программа подготовки должна содержать основные элементы знаний о человеке и обществе: социологию, медицину, организацию культдеятельности, валеологию, социальную политику, физическую культуру, конфликтологию, психологию, социальную психологию, педагогику, социальную педагогику, вопросы этики, эстетики, права и др.

Полученные знания должны быть трансформированы в высокую квалификацию специалиста. Необходимо развивать высокопрофессиональное владение навыками постановки социального диагноза, формирования гуманных отношений в социуме, в выборе адекватных методов и технологий в социальной работе. Овладевать профессионально-этической культурой, включающей единство нравственной сущности и внешней поведенческой выразительности.

Весьма важно развитие умения построения гипотез, создания социально-педагогических проектов и моделей, осуществления социально-педагогических интервенций, навыки исследований и научно-исследовательской деятельности.

P.S.+ тренинг


27. Понятия "Благо", "Добро" и "Зло" в нравственно-этических аспектах социальной работы. Значение Золотого правила нравственности и категорического императива И. Канта.

Аксиология (греч axis - ценность, logos - учение) в широком смысле - теория ценностей. Сам термин появился в начале ХХ века, однако, вопросы природы ценностей ставились на протяжении всего развития философии и этики.

Наиболее фундаментальные вопросы этической аксиологии - вопросы добра и зла. Что такое добро и зло? Каково их происхождение? Являются ли они свойствами самих вещей или приписываются им человеческим сознанием?

Добро и зло - предельно общие оценочно-императивные понятия, с помощью которых выделяется нравственный аспект в человеческой деятельности и культуре. Добро - синоним нравственно положительного, а зло - нравственно отрицательного. Ценностно-нормативное содержание добра заключается в нравственном идеале.

Если идеал понимается как отношения солидарности и гуманности, то добро заключается в установлении отношений доверия, взаимопомощи и согласия, а зло - в отношениях отчужденности, недоверия и вражды.

Объективным основанием добра является потребность людей друг в друге, во взаимном общении и согласии.

Добро и зло – категории этики, в которых выражается нравственная оценка социальных явлений и поведения людей. Добро – это то, что общество (или данный класс) считает нравственным, достойным подражания. Зло – категория, противоположная добру, не одобряемая обществом.

Для оценки добра и зла существуют определенные принципы. Наиболее распространен Категорический императив (КИ) Канта и Золотое правило нравственности.

КИ – философский термин, характеризующий нравственный закон в этике Канта. Кант называет императивом предложение, имеющее форму повеления. При этом, по И.Канту императив может быть гипотетическим либо категорическим.

Гипотетический императив выражает повеление, обусловленное (как средство) желаемой целью. Цель же может быть весьма субъективной, вытекающей из личных, не всегда этичных намерений и устремлений.

Категорический императив выражает безусловное повеление. КИ предписывает каждому человеку необходимость или безусловную обязанность действовать по правилу, относительно которого действующий мог бы хотеть, чтобы оно стало всеобщим законом. Категорический императив позволяет в условиях повседневной действительности выбрать вариант поступка, который является благом или добром для всех или, по крайней мере, для большинства, живущего по тем же законам морали.

Зло, по Гегелю, – это форма утверждения добра. Зло связано с моральностью вследствие человеческой субъективности, считал Гегель, ибо без человеческой субъективности невозможна совесть – личностный фундамент морали.

Включая одни формы сознания и поведения в разряд зла, исключая другие из этого разряда, мораль делает свою кропотливую работу очищения и совершенствования человеческих отношений (Этическая мысль, 1988, с.115).

Социальную работу называют совестью общества. Это отводит этике особую роль в ряду наук о социальной работе. Этика социальной работы, таким образом, является одним из важнейших положений как теории, так и технологий социальной работы. Технологии, обусловленные этикой, приобретают особенности, диктуемые специализациями социальной работы.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 1155 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...