Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Христианство



Главная социальная философская идея в христианстве.

Живучесть философии христианства объясняется тем, что в ее основе лежит идея любви к человеку, идея построения взаимоотношений между людьми не на противопоставлении одного другому, не на выискивании каких-то мелочных преимуществ одного перед другим, а на идее любви и уважения друг к другу, человека к человеку независимо от различий по виду, одежде, силе, имущественному положению, должности, званию.

Философская идея Христа – любовь – как раз и предполагает, что люди могут получить высший уровень блаженства, обеспечивающий здоровье, через физическое, психическое и социальное благополучие, через чистую взаимную любовь, не отягощенную личными, не всегда чистыми человеческими интересами и греховными поступками. Сегодня наука однозначно показала, что жизнь, построенная на эгоизме, отягощенная безнравственными поступками, создает хронический стресс, ведет к асоциальному поведению. В конечном счете, это проявляется рядом болезней, связываемых с условиями жизни в социуме.

Идеи христианства развивались в опоре на философию, педагогику и, конечно, религию, идеи которой появились задолго до христианства, в условиях язычества.

Еще в Ветхом завете, задолго до рождения Христа, известны 10 заповедей, которые дал Бог через Моисея. Они служили как для повелевания народом, который он вывел из египетского рабства, так и для сохранения здоровья.

Десять божьих заповедей

1. Я – Господь твой; и не должно быть у тебя других богов, кроме меня.

2. Не делай себе идола (не сотвори себе кумира)…

3. Не произноси имени Господа твоего напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его (то есть проводить его свято): шесть дней работай, а день седьмой – день покоя (суббота) посвящай Богу.

5. Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы ты долго прожил на земле.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не воруй (не укради).

9. Не произноси на другого ложного свидетельства.

10. Не желай себе жены ближнего твоего, … ни всего того, что есть у ближнего твоего.

Что привнесли десять заповедей в жизнь человеческого общества?

В первую очередь, моральные нормы человеческого общежития. Эти нормы морали создали определенный уклад, традиции, нормы поведения людей в обществе, обеспечивающие его выживание в социуме. Конечно, в первую очередь эти законы основаны на вере. Однако, как для верующих, так и для неверующих из этих законов вытекает ряд основополагающих принципов, формирующих здоровый образ жизни человека.

Эти принципы согласуются с данными современной науки. Они ценны нам тем, что являются нравственно-эстетическим фундаментом формирования здорового образа жизни.

Исходя из современных научно обоснованных данных о формировании здорового образа жизни, из Ветхого и Нового завета, можно выделить ряд принципов формирования здорового человека.

1.Единство смысла человеческой жизни.

Принцип единства цели и смысла жизни вытекает из желания людей обустроить человеческое сообщество на мирных началах взаимоотношений, но помогая друг другу. Идея единого Бога давала людям единую важную цель, смысл жизни, который сводится к саморасцвету человека, стремящегося к идеальному образу – Богу. На бытийном уровне смысл жизни человека в его высшем назначении – быть Человеком.

2. Приоритет этического знания над другими знаниями, убеждениями, действиями. Мы всю жизнь учимся, чтобы жить в социуме. Этическое сознание, касающееся формирования образа жизни, требует не только знания, или убеждения, но и этической потребности в действиях и самих действий, создающих здоровый стиль (образ) жизни.

3.Единство вида Homo sapiens. Принцип вытекает из положений «человек человеку брат». Разум и любовь – орудие мира, которое должно развиваться на осознании единства людей как представителей одного вида и природы.

4. Ответственность за продолжение рода в опоре на память и уважение к опыту и труду предков. Принцип проявляется в заповеди – «почитай отца своего и мать свою». Короткая заповедь призывает беречь традиции рода, из которого вышел индивидуум.

5.Принцип самообновления человека и укрепления его
здоровья. Важным средством физического и духовного очищения человека является пост.

6.Совесть. Совесть может опираться на ряд положений нормативной этики. В частности, Золотое правило нравственности

7.Труд – главное технологическое звено в цепи задач формирования личности.

Практически все христианские конфессии и основные течения христианства неизбежно заботятся о духовной чистоте человека, о сохранении устоев семьи, о заботе о детях, стариках, немощных, осужденных.

Интегральным принципом влияния идей христианства на здоровье человека представляется позиция по формированию понятий о смысле жизни человека, без чего невозможно по-настоящему ценить жизнь свою и своего окружения. Без этого нет мотивации к здоровому образу жизни.


5. Этика социальной защиты людей с ограниченными возможностями на основе трех принципов: нищего, барина, равного.

Традиционно к лицам с ограниченными возможностями относили инвалидов. Именно эта категория населения имеет ограничения жизнедеятельности наиболее идентифицируемые в обществе и наиболее разработанные. Международная классификация ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности позволяет специалистам разных стран разговаривать по проблеме инвалидов на одном языке.

В социальной защите людей с ограниченными возможностями специалист должен обеспечить наличие связей между человеком и средой.

Исходя из такой парадигмы, т.е. наиболее общей закономерности и методологии решение задачи, строится философия социальной защиты инвалидов. В этой методологии выделяется ряд основополагающих, научно обоснованных принципов, знание которых и позволяет строить здание теории и практики социальной защиты инвалидов. Эти принципы не всегда едины по сущности, но объединены заботой об объекте и направленностью на предмет. Одна группа принципов базируется на имущественной принадлежности средств социальной защиты, вторая – на научных доказательствах.

Вторая направлена на охват всех нуждающихся и на активизацию собственных усилий по социальной защите человека. Этот принцип опирается на оценку психологического состояния объекта исследования и в качестве приоритета рассматривает возможность максимальной активизации резервных возможностей человека и уменьшение зависимости от пассивного иждивенчества.

Этот принцип базируется в свою очередь на трех имущественных принципах социальной защиты, сформулированных впервые в 1992г.

А. Принцип нищего. Самый древний, самый распространенный принцип защиты основан на принципе милосердия и разделения с ближним собственных средств, т.е. средств собственного труда. Этот принцип родился в древности, в рамках милосердия, религиозных общин. Как правило, это небольшая помощь каждого, кто может чем-то пожертвовать, а эффект защиты складывается из посильного сложения помощи конкретному индивиду за счет многих людей. При этом никто не беднеет, а кому-то оказывается помощь. Метод можно принимать в качестве скорой или временной неотложной помощи инвалиду или другому лицу. Его слабые стороны – выработка установки на пассивное иждивенчество с постепенным разрушением активного начала личности. В условиях свободного общества принцип не может быть долговременным, так как будет порождать армию иждивенцев, безвольных людей.

Б. Принцип барина. Основан на законодательном или насильственном изъятии результата чужого труда и передачи его нуждающимся. Этот принцип используется лицами, присваивающими результат чужого труда, и по их усмотрению или повелению часть этих плодов труда передаются нуждающимся. Таким барином мог быть помещик, капиталист, царь, правитель государства. Метод хорош тоже как временная мера. Его недостатки проистекают из того, что он основан на социальной несправедливости, и опять таки порождает иждивенчество, а так же огромный аппарат чиновников – распределителей результатов чужого труда:

- объем мощи полностью зависит от нравственных качеств благотворителя, барина;

- метод позволяет благотворителю, условно барину, в качестве которого у нас представляется государство, но за которым всегда стоят цели конкретных людей, как бы законно изымать в неконтролируемом объеме заработок одних людей и передавать их другим. Это во-первых, снижает интерес к труду и эффективность труда, так как зарплата не отражает объем вкладываемых затрат и не позволяет восстанавливать затраченную на труд энергию. Во–вторых, порождает иждивенческие устремления того, кто защищается. Этот принцип защиты разрушает защищаемого как личность, хотя он наиболее простой, удобен для чиновничьих структур, и создает иллюзию благополучия в обществе. Известный из физики закон перетекания жидкости в сторону, привлекает все больше людей под эту защиту. Число льготников растет как снежный ком. Достигая критической массы, угрожает социальным взрывом, т.е. нарушает основу социальной безопасности любой страны.

Порождаются такие понятия, как желание быть «дважды инвалидом», инвалидность в сознании людей становится делом чести, хотя это всегда было делом интимным.

При этом у инвалидов, защищаемых этим принципом, постепенно теряется чувство собственного достоинства. Человек как личность деградирует. Он создает себе кумира, молится на благодетеля, и довольствуется простейшими животными инстинктами поесть, поспать, выпить или получить другое удовлетворение. При этом он считает себя счастливым.

Но в социуме осознано могут жить только люди. Любое явление, основанное на саморазвитии, стремится к бесконечности. Такой бесконечностью в системе защиты на принципе барина является постепенное и неуклонное нарастание числа защищаемых при уменьшении числа защищающих. Этот принцип привел к падению римской и других империй, основанных на рабстве. На его смену приходит следующий принцип.

В. Принцип равного. Средства, которые используются в принципе барина для пассивного пенсионирования, направляются не столько на объект помощи, а на предмет, т.е. установление связей между человеком и социумом. После этого человек начинает сам себе зарабатывать, оставаясь личностью, несмотря на дефекты собственного здоровья. Примеры этому Рузвельт, Островский, Бетховен, Сметана, Гомер, Эйнштейн, Стив Хокинг и другие, известные в литературе. Много примеров есть и в нашей среде.

В Статье «Беда не вина» (1989) Зборовский Э.И.впервые поднял эти вопросы.

Зная принципы, и исходя, из имеющихся средств и возможностей всегда можно выстроить конкретную оптимальную схему действий по социальной защите инвалидов.


6. Этические принципы в социальной работе, принятые Международной федерацией социальных работников в 2004г. (Австрия): понятие, основное содержание и назначение принципов.

Социальная работа является деятельностью, осуществляемой чаще всего в сложных ситуациях, которые нередко характеризуются нестандартностью. Технологии социальной работы в преломлении на конкретного клиента не дают однозначных ответов о действиях специалиста. Каждый человек имеет выраженную индивидуальность. Это требует от каждого специалиста готовности к принятию штучных решений во многих неформальных ситуациях.

Принятию правильных решений в подобных случаях помогают этические принципы социальной работы – наиболее общие требования и правила, выражающие основные варианты поведения специалиста по отношению к субъекту профессиональных отношений в процессе оказания социальных услуг.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 321 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...