Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ситуация для критического осмысления проблемы. (Использованы фрагменты статьи Г



(Использованы фрагменты статьи Г. Л. Тульчинского

«Гуманитарная парадигма: гуманитарность против гуманизма?»

// Проективный философский словарь. М., 2003. С. 492—494)

Настала пора четкого различения понятий гуманности и гумани-тарности. Что такое гуманитарность сегодня? Какова система ее ори­ентиров? В чем специфика профессиональных компетенций специа­листа в сере гуманитарного знания и технологий?

1 Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.,
1995. С. 36.

2 Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Прикладная этика: рефлексивная
биография направления. Тюмень, 2007. С. 127-128.


Ответ на эти вопросы чрезвычайно актуален. Прежде всего это связано с проблемой профессионального самоопределения. Насколь­ко вообще совместимы понятия гуманитарности и знания? Неспроста ведь в английском языке отсутствует понятие «гуманитарные науки». Вместо них используется понятие humanities — широкая сфера прояв­лений человеческого духовного опыта. Для этой деятельности харак­терны уникальность, неповторимо личностный характер, оценоч-ность, эмоциональная окрашенность. В этом случае можно говорить не столько о знании и познании, сколько о смыслопорождении и осмыслении (понимании).

Этой сфере, с ее смысловой неоднозначностью, противостоит наука {science), под которой понимается деятельность, связанная с по­лучением знания в результате расчета и эксперимента, то есть пре­имущественно естествознание и математизированные науки.

Содержание гуманитарности выстраивается в несколько уровней:

1. Суть, ядро гуманитарности образует свобода. Единственный
носитель ее — человек. Проявление свободы — сознание, ра­
зум, все то, что обычно связывают с интеллектуальной, духов­
ной деятельностью, моральным выбором и ответственностью.

2. Носитель свободы и духовного опыта — не просто человек, а
личность, границы которой задаются границами свободы как
ответственности, то есть вменяемости.

3. Психосоматической основой личности является человек как
биологический вид.

4. Формирование и развитие человеческой личности обеспечива­
ет культура (точнее, культуры: национальные, этнические, воз­
растные, профессиональные, нравственные и т. д.) Культура —
способ создания, сохранения и передачи социального духовно­
го опыта. Освоение конкретных культур обеспечивает социа­
лизацию и индивидуализацию личности.

5. Социальная, политическая, экономическая, природная инфра­
структура, обеспечивающая сохранение и развитие различных
культур.

Сферы применения гуманитарных технологий и гуманитарной экспертизы:

•Управление инфраструктурой культур — средой, условиями (га­рантиями) существования и развития конкретных культур — управ­ленческий уровень.


•Сохранение человека как биологического вида (общих условий, качества жизни, образования, медицинского обслуживания) — ан­тропологический уровень.

•Рассмотрение конкретных культур и субкультур, содержания и нормативно — ценностных систем, идентичности (включая глобаль­ную), а также условий их совместного развития — культурологиче­ский уровень.

•Выявление форм, условий и гарантий формирования, развития и сосуществования личностей, в том числе носителей различных иден-тичностей, их самореализации, творчества — персонологический уро­вень.

•Проявление свободы, творчества и ответственности как основы нравственности — этический уровень.

Методы и процедуры гуманитарной экспертизы обусловлены специфичностью осмысления духовного опыта. Осмысление, понима­ние всегда герменевтично1, всегда интерпретация, всегда осуще­ствляется с какой-то точки зрения, связано с личностными и базовы­ми ценностями культур или субкультур.

Вопросы

1. На ваш взгляд, лозунг гуманизма «Все во имя человека, все
для блага человека» применим по отношению к любому чело­
веку?

2. В чем специфика гуманитарной экспертизы?

1.3. Этика в системе ресурсов эффективного управления

В контексте прикладной этики этику управления можно рассмат­ривать как гуманитарную технологию принятия эффективных реше­ний с последующей их интерпретацией на основе методологических нравственных принципов и ответственностью за ближайшие и отда­ленные последствия принятых решений. В этом значении она высту­пает ресурсом эффективного управления.

В современной практике управления актуализуется задача поиска дополнительных ресурсов для эффективного достижения целей орга-

1 Герменевтика — искусство и теория истолкования текстов.


низации и каждого из участников совместной деятельности. Посколь­ку потребности людей и общества стремительно растут, а ресурсы ограничены и редки, то необходимость решения триединой пробле­мы: «что», «как», «для кого» делать и производить — все возрастает. Основное свойство ресурсов состоит в потенциальной возможно­сти их участия в производстве (производственные ресурсы) и в по­треблении (потребительские ресурсы) для решения экономических задач и обеспечения устойчивого развития общества и человека. С этой точки зрения ресурсыэто имеющиеся или необходимые средства, возможности, ценности, обеспечивающие достижение целей и устойчивое развитие любой системыобщества, органи­зации, человека.

Таблица 1





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 313 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...