Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Двойственность - дух и материя



Основа мироздания - Единый Элемент, Абсолют, или Парабраман, находясь в состоянии Великой Пралайи, являет собой Принцип Единого Бытия. С началом же Великой Манвантары, когда начинается космическая творческая деятельность, Единое становится двойственным: выявляются полюсы Духа и Материи, и Единство - Единое Начало - преобразуется в Двойственность - в Духоматерию.

Таким образом, вся проявленная Вселенная состоит из двух факторов, из первой пары противоположностей - из Духа и Материи, мужского и Женского Начал. Дух и Материю можно назвать Отцом Мира и Матерью Мира. Лишь соединение Отца Мира, или Единого Духа, с Матерью Мира, или Единой Материей дает плод, дает Сына - Единую Вселенную.

О Божественном Творчестве, о проявлении Абсолюта во Вселенной, о Двуединстве Его Активного и Пластического Начал говорит Символ Креста. Вертикаль Креста воспринимается как активное, творческое. Божественное Начало. Горизонталь - как пассивное, пластичное, воспринимающее Начало, как среда, в которой реализуется Божественный творческий замысел.

В "Письмах Махатм" ("Чаша Востока"), в которых выражена доктрина Востока и тем самым мировоззрение Агни Йоги, о материи сказано: "Материя вечна, не имеет начала, ибо материя есть сама Природа, и то, что не может уничтожить себя и неуничтожимо, существует непреложно и потому не может ни иметь начала, ни перестать существовать. Материя или Природа действует присущей ей особой энергией, и ни один из атомов её никогда не находится в состоянии абсолютного покоя, и потому она всегда должна была существовать, её материал - вечное изменение форм, комбинаций и свойств, но её принципы или элементы абсолютно неразрушимы".

Мы видим, как предельно четко формулируется здесь бесконечность, неисчерпаемость, вечность и непреложность существования материи, её неизменное движение, как наряду с постоянной изменяемостью её форм, свойств и состояний выдвигается принцип абсолютности её законов.

Указывая на то, что "в действии и в мышлении мы отделиться не можем от материи", что "мы обращаемся к высшим слоям или к грубейшим видам той же материи", Агни Йога провозглашает материальность мира. "Вселенная в зримости и незримости своей являет нам лишь бесчисленные аспекты сияющей материи, от самого высокого до самого низкого". Указывается, что "в основании всего сущего лежит светоносная материя" и что "человек - часть сознания высшей материи".

Материальность мира связывается не только с объектами видимой Природы, но и со всеми невидимыми видами материи, со всеми её утонченными, "глубинными" проявлениями. Это подтверждается в "Письмах Махатм": "Мы верим только в Материю, в Материю как видимую Природу, и в Материю в её незримости, как невидимый вездесущий, всемогущий Протей, в её непрерывном движении, которое есть её жизнь, и которое Природа выявляет из себя, ибо она есть Великое Все, вне которого ничто не может существовать".

Сокровенное знание говорит, что дух не имеет проявления вне покрова материи, что дух немыслим без "сосуществования" с материей, без органического слияния с противоположной основой в изначальном и нерушимом единстве и равенстве двух начал: духа и материи в едином элементе - Духоматерии. Пример куска льда (плотная материя), растворяющегося в воде (тонкая материя) и, наконец, обращение воды в пар (дух) прекрасно иллюстрирует соотношение духа и материи.

Агни Йога считает, что "материя есть состояние духа", другими словами, уплотнение духа. "кристаллизованный дух", а дух - "известное состояние материи", её завершение. Где нет материи, нет и жизни. Материя есть форма, и нет формы, которая не служила бы выражением для жизни; дух есть жизнь, и нет жизни, которая не была бы ограничена формой. Нет жизни, нет проявления Духа без Матери Мира - Великой Материи!

Дух существует лишь в материи, являясь её двигателем. Материя же, в свою очередь, несет обязанность материального носителя духа и немыслима без него. Поэтому неиссякаемым источником творения не будут ни материя, ни дух в отдельности, но их органическое взаимодействие.

При условии признания единого элемента Духоматерии основой всего сущего вопрос о коренном различии природы первичного и вторичного, в силу их единства и родства, перестает быть неразрешимым. Популярный пример с магнитом, который объединяет в себе два противоположных полюса и в то же время не перестает быть одним предметом как нельзя лучше иллюстрирует понятие Духоматерии.

Такова концепция синтеза "первичного" и "вторичного" элементов в мировоззрении Востока, древнейшая доктрина которого передается Учением Агни Йоги. Подобно способности магнита при делении всегда сохранять два противоположных полюса, Духоматерия во всех своих бесчисленных дифференцированных состояниях и видах так же сохраняет своё основное и вечное свойство - полярность. Можно говорить лишь о той или иной стадии проявления Духоматерии.

Если вне материи не существует ничего, то и без духа то, что наука именует "неорганической материей" - так называемые минеральные ингредиенты - никогда не могли бы быть вызваны в формы. Так, следует признать, что в каждом минерале пребывает такой дух. Агни Йога видит наличие духа во всей живой и неживой природе. Явление духа и материи нужно искать в каждом утверждении жизни. Нет ни одного атома Материи без связи с Духовным Импульсом.

Материя включает в себя не только все непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые в принципе могут быть познаны в будущем на основе совершенствования средств наблюдения. В мире может существовать и множество других, не известных ещё нам видов материи с необычными специфическими свойствами. Изучение законов наиболее плотной материи земного плана показывает Закон Беспредельности в эволюции материи и особые - скорее мыслимые, чем воспринимаемые физическими органами чувств, - высокие состояния материи.

И ученые становятся перед проблемой беспредельности состояний материи. Для помощи их изысканиям, для их поддержки в Агни Йоге даются ценные указания об огненности, жизненности чистейшей материи.

"Мы говорим об астральных телах, о свечении ауры, об излучении каждого предмета, о проникновении одного слоя материи через другой, о посылках мысли через пространство, о понимании слова материя. Много невидимого, ощутимого аппаратами, нужно вместить. Мы - материалисты - имеем право требовать уважения и познавания материи. Материя не навоз, но вещество, сияющее возможностями".

Агни Йога определенно говорит о возвращении Материи. "Нужно принять в обиход формулу вдохновенной материи". "Существо материализма являет особую подвижность, не минуя ни одного явления жизни. Нужно до такой степени обосновать материализм. чтобы все научные достижения современности могли войти в понятие материализма одухотворенного".

_________________________________________________________





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 589 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...