Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Конституционно-правовое положение церкви и религиозных объединений в различных государствах зависит от множества разных факторов, в том числе от исторических традиций, духовно-нравственной ориентации общества, взаимоотношений государства и церкви, ряда политических факторов и т.д. В истории взаимоотношений церкви и государства немало драматических страниц: соперничества и открытого противостояния, стремления церковной власти подчинить себе государственную власть и, напротив, стремление государства взять под свой контроль религиозные организации и т.д.
В современных условиях общество воспринимает религию, церковь, конфессиональные объединения, как правило, как часть культуры народа, носителей культурных традиций и национального самосознания людей, как хранителей нравственности общества.
В зависимости от конституционно-правового положения церкви и конфессиональных организаций в том или ином государстве принято различать светские, клерикальные, теократические и атеистические государства.
В светском государстве все виды конфессиональных объединений отделены от государства, они не вправе выполнять ни политических, ни юридических функций, не могут заниматься политической деятельностью и вмешиваться в дела государства.
Для конституционно-правового режима церкви в светском государстве характерны следующие особенности:
Государство охраняет законную деятельность религиозных организаций, гарантирует свободу религии, обеспечивает равенство всех религиозных объединений перед законом.
Статус светского государства конституционно закрепили в настоящее время Россия, Германия, Франция, все государства СНГ и др.
Клерикальным считается государство, где та или иная религия официально имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Статус государственной религии предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений.
Для конституционно-правового статуса государственной религии характерны следующие особенности:
В клерикальном государстве, тем не менее, несмотря на сильные позиции государственной религии слияния государства и церкви не происходит объявление той или иной религии государственной, как правило, означает, что государство уважает исповедуемую большинством населения религию и придерживается религиозных традиций, составляющих духовно-культурную ценность народа.
К клерикальным можно отнести в настоящее время Великобританию, Норвегию, Швецию, Данию и др.
Теократические государства обладают следующими чертами конституционно-правового положения религиозных организаций:
К теократическим государствам обычно относят Иран, Саудовскую Аравию, Пакистан, Афганистан и др. В конституциях названных и некоторых других государств закреплена исламская форма правления и соответственно привилегированное положение ислама. Все стороны жизни общества регулируются правовой системой, основанной на исламе, - мусульманским правом. Конституционное объявление ислама государственной религией служит закреплением верховенства мусульманского права по отношению к принимаемым государством законам.
В атеистических государствах не только провозглашается отделение церкви от государства, но и религиозные организации и священнослужители преследуются властями. Это выражается в том, что:
Государство стремится ослабить церковь не только жесткими законодательными мерами и репрессиями, но и инициированием внутрицерковных распрей и раскольнических движений.
Государством воинствующего атеизма было Советское государство, особенно в первые годы его существования. К атеистическим можно отнести и некоторые бывшие социалистические государства, например, Албанию. Конституцией 1976 г. в этой стране была запрещена всякая религия.
При конституционно-правовой регламентации статуса религиозных организаций законодательство большинства государств исходит из признания свободы совести, т.е. права исповедовать любую религию, выбирать и распространять религиозные убеждения или не придерживаться никакой религии. Свобода совести подлежит ограничению лишь в интересах охраны общественной безопасности, порядка, здоровья, морали, прав и свобод других лиц. Свобода совести отнесена ныне к общечеловеческим ценностям.
Несмотря на провозглашение светского характера многими государствами, фактической изоляции государства и церкви не происходит. Они находятся в отношениях особого рода - социального партнерства, т.е. сотрудничают в сферах, представляющих взаимный интерес. К таким сферам относятся духовно-нравственная, благотворительность, восстановление церковных зданий и других церковных ценностей в качестве национальных памятников, развитие сотрудничества в период социальных конфликтов и т.д. Здесь невозможно строго разграничить сферы деятельности только государства или только религиозных организаций, т.е. отделить политику от духовно-нравственных проблем. Таким образом, государственно-конфессиональные отношения должны строиться на началах равноправия в делах, представляющих взаимный интерес.
Определения относящиеся к периоду IX- XVII вв.
1) Вече - народное собрание; в древней и средневековой Руси — и во всех народах славян происхождения, до образования государственной власти раннефеодального общества — для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств;
2) Дружина - профессиональное войско, постоянное занятие которого – война;
3)Полюдье — способ сбора дани с восточнославянских племён, практиковавшийся в IX-XII веках на Руси;
4)Феодальная раздробленность — период ослабления центральной власти в феодальных государствах в силу разной по своей продолжительности и эффекту децентрализации, обусловленной усилением крупных феодалов в условиях сеньориальной организации труда и воинской повинности. Новые более мелкие территориальные образования ведут практически независимое существование, господствующим в них является натуральное хозяйство. Термин был широко распространён в советской марксистской историографии и частично в российской, и используется в различных значениях;
5)Вотчина — земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно (от слова «отец») с правом продажи, залога, дарения. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на зависимых крестьян. Синонимы вотчины — аллод, бокленд;
6)Олигархия — политический режим, при котором власть сосредоточена в руках сравнительно малочисленной группы граждан (например, представителей крупного монополизированного капитала) и, порой, обслуживает их личные и групповые интересы, а не интересы всех граждан. Иначе говоря, власть и капитал сосредоточены в одних руках. Олигархи — члены олигархии, могут либо сами быть членами правительства, либо оказывать решающее влияние на его формирование и принятие решений в своих личных и групповых интересах;
7)Кресто́вые походы — серии военных походов в XI — XV вв., из Западной Европы, направленных против мусульман. Целью первых крестовых походов было освобождение Палестины[1], в первую очередь Иерусалима (с Гробом Господним), от турок-сельджуков, однако позднее крестовые походы велись и ради обращения в христианство язычников Прибалтики, подавления еретических и антиклерикальных течений в Европе (катары, гуситы и так далее) или решения политических задач пап;
8)Экспансия — территориальное, географическое или иное расширение зоны обитания, или зоны влияния отдельного государства, народа, культуры или биологического вида;
9)Ярлык - документ, выдаваемый монгольским ханом и удостоверяющий право местного властителя на занимаемую должность;
10) Белые слободы – зависимые от князей, бояр, монастырей и освобожденные от несения тягла;
11)Приказы — органы центрального государственного управления в Русском государстве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. Приказы назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями.
12) Интервенция — военное, политическое или экономическое вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другой страны, нарушающее её суверенитет.
Кроссворд | |||||||||||||||||||
По горизонтали:
7) Период ослабления центральной власти в феодальных государствах в силу разной по своей продолжительности и эффекту децентрализации, обусловленной усилением крупных феодалов в условиях сеньориальной организации труда и воинской повинности. Новые более мелкие территориальные образования ведут практически независимое существование, господствующим в них является натуральное хозяйство. Термин был широко распространён в советской марксистской историографии и частично в российской, и используется в различных значениях; 9) Как назывался документ, выдаваемый монгольским ханом и удостоверяющий право местного властителя на занимаемую должность; 11) Военное, политическое или экономическое вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другой страны, нарушающее её суверенитет. 12) Так именовалось народное собрание в древней и средневековой Руси — и во всех народах славян происхождения, до образования государственной власти раннефеодального общества — для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств;
По вертикали:
1) Как называется территориальное, географическое или иное расширение зоны обитания, или зоны влияния отдельного государства, народа, культуры или биологического вида; 2) земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно (от слова «отец») с правом продажи, залога, дарения. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на зависимых крестьян. Синонимы вотчины — аллод, бокленд; 3) серии военных походов в XI — XV вв., из Западной Европы, направленных против мусульман. Целью первых крестовых походов было освобождение Палестины, в первую очередь Иерусалима (с Гробом Господним), от турок-сельджуков, однако позднее крестовые походы велись и ради обращения в христианство язычников Прибалтики, подавления еретических и антиклерикальных течений в Европе (катары, гуситы и так далее) или решения политических задач пап; 4 ) Как назывались органы центрального государственного управления в Русском государстве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. Приказы назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями. 5) Профессиональное войско, постоянное занятие которого – война; 6. способ сбора дани с восточнославянских племён, практиковавшийся в IX-XII веках на Руси; 8) Так назывались слободы, зависимые от князей, бояр, монастырей и освобожденные от несения тягла; 10) Политический режим, при котором власть сосредоточена в руках сравнительно малочисленной группы граждан (например, представителей крупного монополизированного капитала) и, порой, обслуживает их личные и групповые интересы, а не интересы всех граждан. Иначе говоря, власть и капитал сосредоточены в одних руках. Олигархи — члены олигархии, могут либо сами быть членами правительства, либо оказывать решающее влияние на его формирование и принятие решений
в своих личных и групповых интересах;
Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 295 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!