Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные этапы развития древнеримской культуры



Столь успешное развитие древнегреческой культуры, до некоторой степени, объясняется благоприятными территориальными и климатическими условиями, в которых проживали греки. Само строение греческого ландшафта, в котором не было ничего бескрайнего, кроме голубого неба, содействовало тому, что глаз грека с рождения привыкал к соразмерности, пропорциональности и гармонии. Поэтому окружающий мир казался ему разделенным по абсолютно естественным граням. И в этом мире древний человек сразу находил, дарованное ему богами, свое место хозяина. Столь удачный природный фактор греки активно использовали в культуре.

Хронологически история культуры древней Греции делится на пять основных этапов:

- крито-микенская культура (III-II тыс. до н. э.);

- гомеровский этап (XI-IX вв. до н. э.);

- архаический период (VIII-VI вв. до н. э.);

- классическая Греция (V в. до н. э. - три четверти IV в. до н. э.);

- эллинизм (IV-I вв. до н. э.).

первые два этапа - крито-микенский и гомеровский - представляют собой своеобразную прелюдию того, что затем произошло в период греческой архаики, классики и эллинизма и что окончательно определило специфические особенности цивилизации античного типа. Рассмотрим более подробно основные этапы развития античной культуры. В архаический период (VIII-VI вв. до н. э.) сложилась государственная система древней Греции, состоящая из самостоятельных городов-государств, или как их называли греки - полисов. Полис - это не только определенная административная единица с производственным потенциалом. Полис был тем местом на земле, где человек находился под покровительством своего языческого бога, с изволения которого данный полис-город и был создан. Каждый полис имел специфическую хозяйственную деятельность, собственных богов и героев, а также календарь и монету.

Важнейшим элементом греческой культуры становится агонистика, то есть принцип состязательности, благородного соревнования отдельных личностей, групп и полисов с целью достижения наилучшего результата. Постепенно в греческом обществе победа в любом состязании воспринимается как высшая ценность.

В архаический период греческая художественная культура «заговорила». Речь идет о литературной записи двух эпических поэм легендарного Гомера - «Илиады» и «Одиссеи», которые до этого существовали только в устной традиции греков. В поэмах соединились две исходные эпические темы греческой художественной культуры: это деяния богов и подвиги правителей. Здесь соседствовали рядом:

- рассказы о мифических и легендарных событиях;

- любовные истории, приключенческие сюжеты, нравственные поучения.

По замечанию древнегреческого историка Геродота именно Гомер:

- составил для греков родословную богов;

- поделил между ними достоинства и занятия;

- начертал их образы.

С архаическим периодом связано возникновение философии - явления, исключительно важного для формирования европейской культуры. Религиозно-мифологическое сознание утрачивает свою монополию. Возникает система быстрого логического усвоения знаний. Начинают распространяться учения, нарушающие привычные моральные нормы, образцы и авторитеты, формируется нетрадиционное мировоззрение. Одной из первых философских школ была школа, основанная Пифагором (VI в. до н. э. в г. Кротоне).

Впервые именно в греческой культуре они заложили традицию создания научной школы с её:

- определенными методами обучения;

- системой передачи знания;

- специфическим образом жизни.

Искусство архаического периода еще не отделилось от ремесла и выступало как разновидность производственной деятельности того времени. Поэзия, скульптура, архитектура, музыка, риторика понимались греками не как виды искусства, а как виды деятельности, непосредственным образом связанные с жизнью человека и его отношением с окружающей действительностью.

Кульминацией развития древнегреческой культуры стал ее классический период (V-IV вв. до н. э.). Это явление многозначное. Согласно одному из этих значений классическим называют то, что является зрелым и наиболее совершенным в различных сферах культуры. Понятие «классический» имеет и другое значение. Оно обозначает культуру, обладающую характерными чертами, а именно: соразмерностью, сдержанностью, гармонией, уравновешенностью. Культура Греции V-IV вв. до н. э. была классической в обоих значениях.

Царицей наук по-прежнему оставалась философия. Греческие мыслители будут продолжать поиски первоосновы сущего. Демокрит скажет, что основанием всего являются атомы, движущиеся в пустоте. Сократ будет заниматься самопознанием и в нем увидит начало истинной мудрости. Платон создаст учение об идеях и спроектирует идеальное государство, которым смогут управлять только мудрецы. Но подлинно энциклопедические исследования и мысли оставит для потомков великий Аристотель, выделив из всех сфер человеческой деятельности искусство, при этом подчеркнув, что именно оно способно дополнить и углубить действительный мир.

Искусство классической Греции воистину уникально. Без него невозможно представить себе всю последующую историю художественной культуры человечества. Это искусство и поныне доставляет нам глубокое эстетическое наслаждение и, как писал об этом К. Маркс, «продолжает служить в известном отношении образцом и недосягаемой нормой»/ Маркс К. Введение. (Из экономических рукописей 1857-1858 гг.)//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т. 12. - С. 737. Это искусство достигло своих вершин в Афинском демократическом государстве. Оно создало идеал прекрасного и доблестного человека - героя, совершенного нравственно и физически.

Эпоха эллинизма - это время экономического подъема Греции и принадлежащих ей территорий в рамках рабовладельческой формации. Активно развивается градостроительство. Количество жителей Александрии Египетской, Карфагена, Сиракуз достигает в каждом городе полумиллиона. Но особенно процветает наука. Мощным научно-исследовательским центром эллинистического мира становится Александрия Египетская. Здесь в начале III в. до н.э. был основан культурный центр, получивший название Мусейон («Дом муз»). В нем находились богатейшая библиотека, астрономическая обсерватория, ботанический сад, зоопарк, медицинские лаборатории. Здесь жили и работали: математик Евклид, ботаник Феофраст, астроном Аристарх Самосский. В сицилийском городе Сиракузы во второй половине III в. до н. э. трудился над своими открытиями прославленный математик древности – Архимед.

В эллинистической архитектуре появляется новый тип общественных зданий - научно-исследовательские центры, включающие в себя огромные библиотеки (среди них наиболее известные находились вПергаме, Александрии и др. городах) и инженерные сооружения (например, знаменитый Александрийский морской маяк на о. Фарос). Замечательным художественным явлением эллинизма стало дальнейшее развитие гончарного искусства и связанного с ним особого типа живописи - вазописи. Доминирующий в керамическом искусстве того времени краснофигурный стиль достаточно свободно передавал объем и движение изображаемых человеческих фигур. В эллинистический период появляются и новые философские учения - эпикуреизм, стоицизм, скептицизм и неоплатонизм. В них усиливается субъективизм, а преобладающими настроениями становятся глубокое разочарование и пессимизм. Собственно древнегреческая культура начинает клониться к своему закату, чтобы затем вновь проявиться не только в культуре Древнего Рима, но и стать основой европейской цивилизации в целом.

Римская цивилизация стала последней страницей в истории античной культуры, просуществовав более двенадцати веков (VIII в. до н. э. -V в. н. э.). Географически она возникла на территории Апеннинского полуострова, получив у греков название - Италия. Впоследствии Рим собрал в необъятную империю те страны, которые возникли в результате распада державы Александра Македонского. Характерной особенностью Римской империи был универсализм. Древний Рим претендовал на то, чтобы стать государством Вселенским, совпадающим по своим масштабам со всем цивилизованным миром.

Население древнего Рима времен архаики жило родами в территориальных общинах - пагах. Жители пага имели общий культ, казну, осуществляли совместную трудовую деятельность. Во главе архаического Рима стоял царь, при нем был сенат, а наиболее важные вопросы решало народное собрание. В 510 году до н. э. образуется Римская республика, просуществовавшая до 30-х годов до н. э. Затем наступает период империи, завершившийся падением «вечного города» в 476 г. н. э.

Идеологию римлянина определял патриотизм, признающий интересы страны как высшую ценность. Римляне считали себя богоизбранным народом и были ориентированы только на победу во всех своих деяниях. В Риме почитались мужество, достоинство, строгость, практическое хозяйственное и юридическое мышление, умение подчиняться дисциплине и закону. Ложь и обман считались пороками, характерными для рабов. Если грек преклонялся перед философией и искусством, то для знатного римлянина единственно достойными занятиями были войны, политика, земледелие и право.

Перечисленные выше тенденции сформировали определенные моральные ценности и нормы поведения. Они легли в основу т. н. «римского морального кодекса», объединенного понятием доблесть, добродетель (virtus) и включавшего в себя следующие нравственные принципы:

- благочестие (pietas);

- верность (fides);

- серьезность (gravitas);

- твердость (constantia).

Религиозные представления римлян были небогаты образностью. Из богов в древнеримской мифологии особо почитались Юпитер, Юнона, Диана, Виктория. В процессе сближения с греческим миром римские боги идентифицировались с греческими: Юпитер - Зевс, Юнона - Гера, Циана - Артемида, Виктория - Ника. Особой любовью пользовался бог Геракл (Геркулес), чьи 12 подвигов были не только популярны в древности, но и стали сюжетами многих художественных произведений последующих эпох. После завоевания восточных стран в Рим проникают культы Осириса, Исиды, Кибелы. В начале I тысячелетия н. э. в Риме начинает распространяться христианство.

Подлинный переворот в культурной жизни Римской империи произошел к I-му веку до н. э., после завоевания эллинистической Греции. Римскую цивилизацию, безусловно, питали своими богатствами различные чужеземные культуры, но решающим оказалось влияние поверженной Греции. Римский поэт Гораций напишет об этом так: «Греция плененная пленила своих победителей». Римляне начинают изучать греческий язык, философию и литературу; приглашают прославленных греческих ораторов и философов и сами отправляются в греческие полисы, чтобы приобщиться к культуре, перед которой они тайно преклонялись.

Особое место в римской культуре начинают играть исторические, юридические, философские сочинения. Главной темой произведений Полибия, Саллюстия, Тита Ливия, Цицерона становится пропаганда великой цивилизационной миссии Рима и поиск путей создания под его эгидой Вселенского государства. В I в. до н. э. в Риме мощно развивается риторика или искусство политического и судебного красноречия, что являлось следствием отражения бурной социальной жизни переходной эпохи от Республики к Империи. Достижение авторитета в обществе и успешная политическая карьера были невозможны без виртуозного владения живым словом. Самым ярким римским оратором был Марк Туллий Цицерон (I в. до н. э.).

29. Быт и нравы римлян.

любопытны были различные устройства для подогревания напитков. одно из них, наиболее примечательное — аутепса — античный самовар. в высоком, похожем на кувшин сосуде имелось две емкости: одна для угля, другая для жидкости. через специальное боковое отверстие закладывался раскаленный уголь, жидкость же наливалась и выливалась при помощи черпака — крана у аутепса не было. в жару, кстати, вместо угля сосуд наполнялся привозимым в город льдом, и жидкость таким образом охлаждалась.

существовал и более совершенный «самовар». в средней его части была устроена полость для угля с решеткой внизу для удаления золы и доступа.воздуха. между этой полостью и наружными стенками находилась жидкость. приоткрыв крышку, можно увидеть обе емкости — среднюю для угля и периметральную для жидкости. через специальное уширение сбоку «самовар» заполнялся, здесь же выпускался пар.

приспособления для подогрева пищи напоминали жаровню: это были ящики с полыми стенками, внутрь закладывались угли, а в полость наливалась жидкость. такое устройство соединено было с сосудами, установленными на дне.

бытовые предметы:
а) переносная бронзовая печь, б) аутепса, в) приспособление для нагрева жидкости,
г) устройство для нагрева пищи, д) бронзовый канделябр, е) треножник. древний рим.

у римской толпы были и будничные, повседневные нужды: для их удовлетворения служило множество торговых и ремесленных лавок, харчевен, гостиниц, занимавших первые этажи домов. тут же, загромождая улицы, теснились лотки торговцев и менял.

в организации общественного быта древнего рима мы впервые встречаемся с тем, что теперь называют «функциональным решением среды». для этого некоторое ограниченное пространство рассчитывается и оборудуется.

так выглядела, например, мастерская сапожника со специальным шкафом-витриной для показа товара и удобным выступом, чтобы можно было померить обновку. закрыв створки, хозяин превращал свой шкаф-витрину в закрытую емкость, хранилище товара.

посложнее устроена закусочная, где можно было быстро пообедать. тут была выработана своя схема: г-образный каменный прилавок служил одновременно и для торговли, и для подогрева еды, хранимой в больших, врезанных в прилавок сосудах. с торца устраивался очаг, от которого шел понизу нагретый воздух; на противоположный конец прилавка ставилась стопкой чистая посуда.

все это было устроено как будто бы и не очень уж хитро, но это были первые в истории примеры организации трудовых процессов, и недооценивать их нельзя.

1) оборудование лавки сапожника. древний рим.
2) харчевня: 1 - вход, 2 - прилавок, 3 - топка, 4 - лестница, 5 - комнаты. древний рим.

предметная среда древнеримского жилого дома - публичный характер древнеримского общества вовсе не исключал интереса к быту. правда, малоимущие жили большей частью в многоэтажных домах, называемых инсула (буквально — остров). в двух-трехкомнатные, тесные квартиры, лишенные даже очага, вели узкие лестницы и переходы. инсулы были прообразом многоэтажной городской застройки европейских городов.

в индивидуальных домах, называемых домус, жили состоятельные граждане. такие дома дошли до нас со множеством сохранившихся любопытнейших подробностей благодаря бесценным находкам в расчищенных от вулканического пепла помпеях. комнаты домуса группировались (как и в греческих домах) вокруг атриума, открытого лучам солнца помещения, без потолка, с расположенным посередине бассейном для сбора дождевой воды. кроме хозяйственных комнат и кладовых, в доме было несколько спален и столовая (иногда и несколько столовых).

в хорошую погоду ели в саду. возлежание во время трапезы было принято, как и в греции. вокруг стола расставлялись три ложа, на каждом из них возлежало по три человека. пирующих гостей обслуживали стоявшие сзади слуги, в то время как сервировка и перемена блюд делались с противоположной стороны стола. нарадные комнаты были высоки и просторны. стены их, зачастую покрытые нарядной росписью, по сути, ничем не. заслонялись, громоздкой мебели не было. вообще предметов в доме было немного: сиденья, треножники, жаровни. бесконечно разнообразными — большими и малыми, напольными и настольными, мраморными и бронзовыми были канделябры — устройства, поддерживающие источники света: наполненные маслом сосуды с фитилем. все предметы по мере надобности переносились с места на место, из комнаты в комнату.

технология домашнего оборудования была примитивна — жаровни нагревались раскаленными углями, освещение было основано на нещадно коптивших масляных светильниках. но вместе с тем во всем этом было много технической выдумки – приспособлений для подогрева напитков и пищи.

хорошо продуманной была кухонная посуда. даже обыкновенное ведро было очень целесообразно во всех своих деталях; верхняя кромка, где большая вероятность смятия или изгиба, утолщена, и к этому утолщению шарнирно прикреплена ручка. до сих пор ведра делаются подобным же образом. так же рациональны кастрюли с горизонтальной ручкой, сковороды с отогнутыми краями и носиком, чтобы легко можно было вылить содержимое. для приготовления печений служили специальные формы и противни. таким набором кухонной посуды можно пользоваться и сейчас.

характерно, что самих типов предметов было немного, но одни и те же, в общем известные, их схемы облекались в самые разнообразные художественные «одежды». римляне откровенно украшали свои вещи — мебель, утварь (как и архитектору, впрочем). облицовка, внешняя оболочка предмета скрывали иногда очень прозаическую основу.

изящные профилированные ножки пиршественных лож или роскошных табуретов были набором нанизанных на стержень пустотелых элементов.

поверхность деревянного остова покрывалась листовой бронзой, накладками из серебра, слоновой кости, а бронзовая рама ложа могла быть сверху украшена драгоценным металлом. подлинный конструктивный материал предмета не выявлялся, во всяком случае, римляне были к нему равнодушны. зато они смело прикрепляли к законченному полезному функциональному объему круглые скульптуры или же фрагменты архитектурного плана.

иногда тяга к самому безудержному скульптурному великолепию была, на наш вкус, чрезмерной. высеченная из мрамора опора стола могла иметь форму ноги животного: у основания это лапа с когтями, наверху же она переходит в цветок с фигуркой ребенка среди лепестков. ножки столов, курильниц, жаровен почти всегда имели форму звериных или птичьих лап. скрывался ли за этим какой-либо магический смысл, как это было в древнем египте? вряд ли. переход одного вида орнаментики в другой, растения — в фигуру человека, фигуры человека — в архитектурную деталь был принят и в настенной росписи. это перетекание одних форм в другие сочеталось с откровенным привнесением как бы извне целых скульптурных композиций.

1) фото типы мебели: ложе для трапезы и бицеллиум. древний рим.

удивительна была традиционность используемых предметов. ни один канделябр, например, вне зависимости от его устройства или материала не отличался от принятой схемы, количество пиршественных столов было всегда равно трем. типы сидений (а их было несколько) повторялись из поколения в поколение, меняя только свою внешнюю отделку. эта устойчивость видов или типов тесно связана со знаковой ролью вещей.

специальный стул на скрещенных ножках (селла курулис) служил для самых высокопоставленных должностных лиц — консулов и преторов. широкий табурет на прямых наборных ножках был привилегией очень немногих сановников и почетных граждан. на одном надгробном памятнике изображен такой табурет как свидетельство того, что покойный был высокопоставленной персоной, заслужившей чести восседать именно на бицеллиуме.

знаковая роль вещей породила и метафорическое образное отношение к предметам военной техники. римляне подчас подмечали и заостряли образные черты своего боевого оснащения, называя «черепахой» машину для засыпки рвов, «скорпионом» — метательный аппарат с длинным хоботом, с которого слетала тяжелая стрела, «бараном» — стенобитную машину, у которой раскачивающееся тяжелое бревно (таран) заканчивалось металлической головой «барана». но машины и механизмы небытового назначения еще не имели эстетического содержания.

римское государство было последним звеном античной цивилизации. здесь были заложены основные начала предметного мира и организации материальной среды современности. особенно это ощутимо в бытовом пространстве — в масштабе города и отдельного жилья. как ни изменились в течение последующих столетий дома и утварь, мебель и инструменты, они в большинстве своем оставались и остаются потомками далеких своих предков — предметов, сработанных античными ремесленниками.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 2064 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...