Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Православие – историческая форма развития восточной ветви христианства



Происхождение термина православие обычно связывается с понятием ортодоксия. Слово православие – буквальный перевод греческого «ортодоксия». «Orthos» - правильный (отсюда, например, «орфография»), а «doxia» имеет в греческом языке два значения: «суждение» и «слава». Таким образом, слово «ортодоксия» можно было бы перевести на русский язык и как «правомыслие», и как «православие», т.е. умение правильно славить Бога. Восточная церковь выбрала второй смысл. После разделения Вселенской христианской церкви в 1054 г. данное наименование закрепилось за восточной частью христианского мира, признавшей церковную юрисдикцию Константинопольского патриарха.

В широком смысле понятие ортодоксия означает неуклонное следование основам и традициям какого-либо учения, избегающее даже малейших различий с исходными установками. Чаще всего оно употребляется в отношении ряда религиозных доктрин, а именно, таких, которые в качестве особого долга верующих предписывают соблюдение чистоты и неизменности вероучения. Можно говорить, например, об ортодоксальном иудаизме, исламской ортодоксии и т.п.

С течением времени прерогатива в установлении «правильного мнения» по вопросам веры постепенно переходит к иерархам восточной (византийской) церкви. Влияние византийской церкви опиралось на поддержку государства в следовании первоначальной «истинной веры». Начиная с XI в. наибольшим авторитетом и духовной властью среди глав четырех поместных церквей (Константинопольской, Иерусалимской, Александрийской и Антиохийской) начинает пользоваться Константинопольский верховный епископ (патриарх) и Восточная церковь фактически превращается в Византийскую православную церковь. Остальные патриархи не могли контролировать подчиненные им области, потому что те были захвачены мусульманами, и главы церквей часто были вынуждены просто жить в Константинополе, при Византийском патриархе. Земли же в Европе, принявшие христианство восточного образца (Болгария, Румыния, Сербия, Русь), находились под церковной юрисдикцией Константинопольского патриархата. Но в православной церкви не произошло государственного возвеличивания одного патриарха, возникновения своего рода «папы константинопольского». Продолжали созываться соборы помест-
ные — как общие (с участием всех или нескольких патриархов), так и частные (при участии одного патриарха и подчиненных ему епископов). Частные соборы (синоды) действовали почти постоянно — в их ведении находились все вопросы церковного управления и дела о ересях.

Со временем оформилось и внутреннее устройство восточных поместных православных церквей. Низшей церковной единицей стал приход, объединявший общину верующих и церковнослужителей одного христианского храма (клир). В клир входили священнослужители (то есть те, кто был посвящен в священный сан), пресвитеры (священники), совершавшие богослужения, исполнявшие обряды и таинства, диаконы (помощники при богослужении) и низшие церковнослужители (псаломщики, чтецы). Членов клира могли избирать и посвящать только епископы. Церковное управление было связано с административным делением Римской империи в том виде, в каком оно было утверждено императором Константином Великим: империя делилась на четыре префектуры, префектуры на диоцезы, диоцезы на провинции, а провинции на парикии. Епископ в главном городе диоцеза стал носить титул экзарха, а епископ главного города провинции — митрополита. Главы поместных церквей получили звание патриарха (родоначальника). Распространение христианства на значительной территории и, особенно за пределами Римской империи привело к тому, что отдельным митрополитам было предоставлено право самостоятельного управления подконтрольными его церковной власти землями. Так появились первые автокефальные (самоуправляющиеся) церкви: кипрская, медиоланская, аквилейская, равеннская и карфагенская.

Положение православной церкви в Византии постоянно осложняло политическое давление со стороны императоров. Государи Восточной Римской империи, покровительствовавшие православной церкви, считали возможным вмешиваться в ее внутренние дела. В первую очередь от императора зависело, кто из епископов будет избран константинопольским патриархом. Император фактически назначал патриарха. Императорский произвол мешал развитию церковной самостоятельности, заставляя патриархов поддерживать имперскую политику. Это провоцировало отдельные поместные церкви к обособлению от Константинопольской патриархии, заставляло их стремиться к автокефалии, а иногда вызывало даже настоящие расколы. Православие оказало влияние на характер государственной власти, утвердив идею ее богоустановленности. Эта богоустановленность санкционирует и качество власти: хороший правитель воздвигается Богом на благо людей, плохой - в наказание за грехи. По традиции, идущей из Византийской империи, все члены церкви, включая ее предстоятеля, - подданные государя, обязанные подчиняться его воле. Государь является членом церкви, подчиняющимся всем ее установлениям в вопросах веры. Наиболее полно идея «симфонии» государства и церкви реализовалась в истории российской государственности.

Даже после падения Византийской империи православная церковь сохранила, лишь немного ее видоизменив, прежнюю систему церковного управления: поместные церкви, возглавляемые патриархами, делятся на епархии и экзархаты, управляющиеся соответственно митрополитами и экзархами. Епархии подразделяются на приходы. Управляющее церковью духовенство делится на две группы (белое и черное) и три чина: диаконы, иереи и архиереи. Белое духовенство — это духовенство приходское, непосредственно связанное с общинами мирян. Его представители должны быть женаты. Черное духовенство — это духовенство, которое обязано сочетать священнические обязанности с принятием монашеских обетов: безбрачия, строгого послушания, отречения от мира, отказа от собственности (нестяжания) и т.д. Высшие чины духовенства — архиереи — всегда избираются из черного духовенства. Здесь также несколько ступеней чиноначалия: епископ, архиепископ, митрополит, патриарх. Монастыри возглавляются настоятелем (игуменом) — главой монастырской общины, часто носящим титул архимандрита. Обычно почетное звание архимандрита присваивается настоятелям крупнейших монастырей поместной церкви — лавр. Священные таинства исполняются посвященными священнослужителями (иеромонахами и иеродиаконами), простые же иноки не имеют права совершать обряды и таинства. Монахи отличаются от мирян только своим образом жизни, а вовсе не божественной благодатью, которой наделяются только посвященные в сан священнослужителей.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 576 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...