Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Учение об истине. Истина и заблуждение, правда и ложь. Диалектика абсолютной и относительной истины



Непосредственная цель познанияпостижение истины, т.е. действительного знания о мире и человеке.

Материализм 17-18 вв. Не смог дать научной концепции истины.

Одним из недостатков его представлений об истине, общими с идеализмом прошлого, была неспособность понять, что является конечным критерием истины.

С позиций объективного идеализма Гегеля, истина – объективный процесс самопознания логической идеи, в котором любая последняя ступень выступает в качестве истины предыдущей: истина бытия – в сущности, истина сущности бытия – в понятии.

Логическая идея достигает абсолютной истины, приходит к абсолютному тождеству с собой.

Гегель попытался представить истину как вечный процесс развития.

Абсолютная истина представляет собой вечное движение, жизнь.

Для субъективного идеализма истина – лишь осознание человеком своих собственных ощущений.

Для монизма истина – сокращенное описание человеческих ощущений (элементов мира).

Неопозитивизм: трактовал истину в традиционном для субъективного идеализма духе, пытался создать развернутую теорию истины, опираясь на односторонне понятые проблемы математики, логики, физики.

Неопозитивисты свели проблему истины к проблеме смысла предложений науки. Они стремились выяснить критерии, на основе которых научные утверждения могут быть признанными, имеющими смысл.

В эмпирических науках имеют смысл утверждения, которые могут быть верифицируемы, т.е. выведены из атомарных фактов, капель опыта.

Тупик, в который зашел неопозитивизм, был следствием его отказа от признания объективного мира, общего вопроса философии, принципа познаваемости мира.

Для наук типа математики и логики – принцип конвенциализма, согласно которому имеют смысл, т.е. утверждаются науки, которые соответствуют принятым между учеными соглашениям.

Объективная истина: истина, или объективная истина – адекватное, соответствующее действительности отражение (внешнего мира человека). Объективная истина как такое сознание, которое не зависит от субъекта.

Взгляды, представления, теории, взятые вне отношения соответствия объективной реальности, лишены смысла.

Индивиды, группы в своей деятельности могут определенное время опираться на ошибочные взгляды, теории, религиозные представления.

Однако, если ошибочные взгляды и выступают до известной границы организующей формой человеческого опыта, они не приобретают от этого достоинства и в конце концов приводят к отрытым результатам.

Конкретность истины: всякая объективная истина конкретна

Конкретное – единство многоразличного или действительность во всем многообразии ее сторон, связей отношений и т.д.

Конкретному противопоставляют абстрактное, т.е. отдельное, изолированное, отвлеченное.

Конкретное и абстрактное существуют как в реальной действительности, так и в мышлении.

Конкретность истины означает, что то или иное утверждение о действительности является истинным, если оно учитывает все ее стороны и связи.

Истина - адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящим реальность такой, какой она есть сама по себе, вне и независимо от сознания.

Истина ограниченна, ибо она отражает объект не целиком, а в известных пределах, которые постоянно изменяются и развиваются.

Абсолютная истина – знание о бесконечном мире в целом, его бесконечном богатстве и многообразии. Абсолютная истина - такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно поддерживается жизнью.

Она не может быть когда-либо познана, но она постоянно познается нами (по частям).

Абсолютная истина - сумма бесконечного числа относительных.

Стремление к познанию объективной и абсолютной истины - одна из важнейших сторон человеческой сущности.

Истинное достоинство человека заключено в том, что человек движется к бесконечному в мире и своей собственной сущности.

Абсолютная истина обладает своей структурой, отображающей структуру объективного мира и человеческой сущности.

Она включает в себя исчерпывающее знание всеобщего, особенного и единичного.

Относительная истина есть ограниченно верное знание о чем-либо.

Критерий истины заключается в практике.

Некоторое положение является истинным, если можно доказать, применимо ли оно в конкретной ситуации.

Конечно нельзя забывать, что практика не может полностью подтвердить или опровергнуть то или иное высказывание (пример делимость атома).

Относительная истина - ограниченное, неполное знание о мире. Относительная истина - это достоверное, адекватное знание конечного отдельного предмета, явления, свойства, области действительности и т.д.

Практика постоянно развивается, поэтому расширяются и границы той или иной истины.

Практика многогранна - от эмпирического опыта до строжайшего научного эксперимента.

В процессе развития истинного знания, наука и практика все больше выступают в неразрывном единстве.


Познание, его сущность и цель. Чувственная и логическая ступени познания. Их содержание и формы.

Научная философия отвергла ошибочные – идеалистические и метафизические – концепции познания.

С позиций объективного идеализма мир – процесс познания, существующий сам по себе, вне и независимо от материи и познающих существ.

По Гегелю: мир – логическая идея, которая познает сама себя и этот процесс ее самопознания составляет этапы развития мира.

С позиций субъективного идеализма познание – процесс объективного самопознания субъектом самого себя.

Материализм прошлого выдвинул трактовку познания как процесса отражения объективного мира в человеческом сознании.

В философии Фейербаха, в вершине домарксистского материализма, получили правильное решение ряда вопросов теории познания (вопрос о сущности ощущений, их отношении к объективному миру). Однако в силу своей незаконченности, материализм прошлого, не смог создать научной теории познания.

С позиции научного материализма познание есть процесс отражения объективного мира в голове человека.

Четыре основных принципа теории познания:

1) Объективный характер познания (признание существования объективного мира, который познаётся человеком).

2) Принципы познаваемости мира для человека. Опираясь на опыт современной науки, научный материализм опровергает различные формы агностицизма, который может выступать в форме частно-научного агностицизма, отрицающего возможность действительного познания частных явлений - элементарных частиц, жизни...

Существует также более сложная форма агностицизма, отвергающая возможность познания всеобщего, сущности мира и человека. Отрицание познаваемости всеобщего, сущности мира и человека непременно влечёт за собой признание непознаваемости частных вещей и явлений, ибо нельзя понять единичное или часть, не поняв общего и целого и наоборот.

3) Диалектический характер познавательного процесса (процесс познания идеален).

4) Практика как материальная деятельность людей. Ощущение - отражение внешних простых свойств предметов в голове человека. Ощущение - субъективный образ объективного мира (Ленин). Ощущения (их комплексы) - последняя реальность с которой имеет дело человек. Ощущения субъективны. (Беркли). Агностики: ощущения обозначаются знаками, которые соответствуют окружающему действию, но не сходны с ней.

Познание, начинаясь с ощущений, восприятий, продолжаясь в виде представлений, и поднимаясь на высшие этажи теоретического мышления, представляет собой единый процесс, тесно связанный с волей и чувствами.

Диалектика чувственного и рационального в познании преодолевает метафизическую ограниченность сенсуализма и эмпиризма, преувеличивающих роль чувственной формы познания с одной стороны, и рационализма, умаляющего роль ощущений и восприятий.

Рационализм, сильно гипертрофирующий рациональное в ущерб реальной значимости чувственного может служить дорогой к идеализму.

Логическое мышление невозможно в отрыве от чувственного; из него оно исходит и на любом уровне абстрагирования заключает в себе его компоненты в виде наглядных схем, символов, моделей.

Вместе с тем чувственная форма познания вбирает в себя опыт мыслительной деятельности. Единство чувственного и рационального предстает в процессе познания в виде бесконечной спирали: за каждым удалением от исходной мысли следует все новый и новый возврат к ним и их обогащение. С каждым понятием если не актуально, то потенциально связанны наглядные представления, которые выступают не только начальным, но и конечным пунктом абстрактного мышления, когда оно воплощается в конкретное дело.

Восприятие – отражение предмета в целом в голове человека, воздействующее в данный момент времени на наши органы чувств.

Представление – это отражение предмета в целом, не воздействующего на наши органы чувств.

Агностическую знаковую концепцию не следует смешивать с научной теорией знаков – семантикой.

Знак – материальный предмет, приведенный в условное соответствие с каким-либо другим предметом, замещающий последний. Знак связан со значением, которое представляет собой субъективный образ предмета, сходно с предметом.

Примером знака являются слово, которое имеет свое понятийное, эмоциональное значение.

Процесс познания проходит две основных ступени: чувственное познание и логическое мышление.

Чувственное познание характеризуется также как непосредственное знание в действительности, логическое – как опосредованное.

Логическое знание опосредовано чувственным знанием и самим собой: одни понятия опосредуют другие.

Подчеркивая единство чувственной и рациональной ступени познания, мы должны иметь в виду, что они обладают и относительной самостоятельностью: мышление есть качественно самостоятельное целое со своей специфической структурой, отличной от структуры чувственного познания.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 583 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...