Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Чувственные объекты, будучи вещами, непосредственно воспринимаемыми, иначе называются идеями»



Идея первична, а вещь вторична, так как вещь есть сочетание или комплекс идей.

Вещей видеть нельзя, а можно лишь видеть цвета, фигуры, величины.

Вещь разлагается без остатки на идеи – значит формула «качества принадлежат вещам» приобретает смысл «качества принадлежат сознанию».

Таким образом, в идеи происходит слияние ощущающего и ощущаемого.

Поэтому основным тезисом Беркли (субъективного идеализма) является: «существовать значит быть воспринимаемым».

МАТЕРИЯ

Существование идеи состоит в ее воспринимаемости.

«Я говорю: стол, на котором я пишу, существует, - это значит, что я вижу его, осязаю, обоняю….»

Существует ли материя? Определение материи состоит из одних отрицаний: ни то, ни другое, ни третье (ничего конкретно воспринимаемого). Остается беспредметное слово, равнозначное «подпорке», «носителю», но не имеющее внутреннего конкретного содержания. Остается пустое беспредметное слово.

Если же материя не может быть воспринята, то на каком основании мы можем утверждать, что она существует?

ДУХ

Однако, Беркли ограничивается только отрицанием материальной субстанции, стремясь сохранить субстанцию духовную.

Если Беркли был бы до конца последователен, то пришел бы к выводу, что духовная субстанция исчезает вместе с материальной.

«Я отрицаю, что существует какой-либо не мыслящий субстрат чувственных объектов и отрицаю в этом смысле существование какой-либо материальной субстанции».

«Не существует телесной или материальной субстанции, остаётся, стало быть, признать, что причина идей есть бестелесная, деятельная субстанция, то есть дух». Это по сути говоря предательство логики субъективного идеализма и переход на позиции объективного идеализма.

Крайняя форма субъективного идеализма – солипсизм, представляющий окружающий нас мир как игру человеческого воображения, не устраивает Беркли.

Чтобы избежать солипсизма (мир есть комплекс моих ощущений) Беркли полагает, что «Бог должен существовать независимо от чьего-либо сознания или идеи».

Поэтому Беркли вводит 2 рода бытия: бытие Бога, воспринимающего не только обычные вещи, но и мыслящие вещи (людей) и бытие людей, воспринимающих вещи.

Между этими родами бытия в качестве посредников расположены ангелы и архангелы.

«Если действительное существование не мыслящих вещей состоит в их воспринимаемости, то существование мыслящей вещи в этом не состоит».

Беркли признает существование других людей (других мыслящих Я).

Существуют ли вещи, если они не воспринимаются как мной, так и другими людьми, если они не являются идеями ни для меня, ни для других? К примеру, отдаленные не видимые звезды, глубоководные еще не обнаруженные рыбы и т.п.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 518 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...