Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятие общества



Всякое общество состоит из живых человеческих индивидов. Это значит, что определенная совокупность индивидов является предпосылкой существования общества. Однако, как бы это ни казалось важным, любая сколь угодно большая совокупность людей, если они взяты в их изолированности друг от друга, не создает общества. Для того чтобы эта совокупность индивидов образовала общество необходимо, чтобы люди вступили в общение и чтобы само это общение носило устойчивый характер.

Таким образом, первым (исходным) признаком общества будет определенная форма общения (взаимодействия) людей.

Возникает вопрос: почему люди, составляющие общество вступают в общение?

Прежде всего, потому, что это обусловлено их первичными социальными потребностями: потребность в совместном труде и сотрудничестве, потребность в производстве и/или воспроизводстве необходимых условий и средств существования; потребность во взаимной защите и поддержке друг друга в борьбе с силами природа и т.д. Именно в силу этих потребностей и возникает общество и общественная жизнь.

Всякое общество характеризуется:

1. Определенной формой совместного проживания и освоения территории;

2. Способом производства (и воспроизводства) действительной жизни: производства средств к существованию и воспроизводства человеческой жизни путем деторождения;

3. Наличием устойчивых (прочных) связей и отношений, закрепленных определенной системой социальных норм и ценностей, соответствующим им распределением социальных статусов и ролей;

4. Сознанием своего единства как целого, своей самостоятельности и уникальности, выражающегося в определенных представлениях и идеях, ценностях жизни, мировоззрении, культуре.

Таким образом, общество - это демографическая, производственная, социальная и духовная общность составляющих его индивидов.

Общество следует отличать от государства. Государство – исторически определенная форма организации общественной жизни, средоточием которой является центральная власть. Государство – это, прежде всего, территориальная и политическая общность. Оно характеризуется общностью территории, организацией политической власти и ее суверенитетом, правовой регуляцией отношений.

Сущность общества

С точки зрения своей сущности всякое общество есть система общественных отношений и законов.

Что такое общественные отношения? Общественные отношения – это необходимые формы взаимодействия людей (их объединений, социальных групп и т.п.). Формирующим фактором общественных отношений, по мнению некоторых социологов, является общественное разделение труда. Общественные отношения как формы межсубъектного взаимодействия носят в большей или меньшей мере осознанный (нормативный, регламентируемый и регулируемый) характер. Именно поэтому осознанность и нормативность является отличительными характеристиками общественных отношений. Этим они отличаются от природных связей и отношений. Наличие в обществе социальных ценностей и норм и связанных с ними традиций является важным показателем существования общественных отношений в их развитой форме.

Можно классифицировать все общественные отношения на материальные и духовные. Среди материальных отношений выделяют, прежде всего, экономические, или производственные отношения. В рамках материалистического понимания общества и его развития именно материальные отношения рассматриваются как фундамент всей обще­ственной системы. В таком случае с изменением материальных (прежде всего экономических) отношений связывают возможное изменение и всего общества. Для идеалистического понимания общества и его развития характерно признание того, что фундаментом общественной системы являются духовные отношения. С изменением духовных начал социальности связываются и все наиболее значительные общественные перемены.

Люди сами создают формы своей общественной жизни, сами делают свою историю, но делают они это не так, как им вздумается (т.е. произвольно), а исходя из условий, в соответствии с объективными законами, которые ставят границы их творческой деятельности, т.е. границы возможного и невозможного для данных условий и данного времени.

Социальный закон можно определить как общую, существенную (внутреннюю, повторяющуюся), необходимую связь движущих мотивов совместной деятельности (взаимодействия) людей и материальных условий их жизни. Несмотря на то, что в обществе в отличие от природы, действуют люди, наделенные сознанием и волей, поступающие обдуманно, общественные связи и выражающие их социальные законы, так же как и законы природы, объективны, т.е. не зависят от воли и желания людей. Но они познаются людьми и принимаются во внимание в их деятельности.

Все общественные системы, существовавшие в истории и существующие в настоящее время, можно классифицировать в зависимости от того, какие общественные отношения рассматриваются в качестве основных и, тем самым, определяющих само их существование.


  1. Философия, ее предмет и метод.

  2. Вопрос о природе абсолютного и его значение для философии.

  3. Основной вопрос философии и две его стороны.

  4. Понятие метода в философии: диалектика и метафизика.

  5. Философия Древней Индии: основные философские идеи и школы.

  6. Философия Древнего Китая: основные философские идеи и школы. 

  7. Учение о дао, дэ и у вэй Лао Цзы. 

  8. Античная философия: особенности развития и основные школы.

  9. Гераклит: учение о бытии и диалектика. 

10. Элейская школа: учение о бытии и проблема движения. Апории Зенона их философский смысл и значение. 

11. Философское учение Демокрита.

12. Философское учение Платона.

13. Философия Аристотеля: дуализм материи и формы. 

14. Античный скептицизм.

15. Философия Эпикура.  

16. Средневековая философия: основные черты мировоззрения и философские проблемы.

17. Реализм и номинализм в средневековой философии.

18. Философия Возрождения: пантеизм и диалектика.

19. Особенности материализма XVII-XVIII веков: учение о материи и движении.

20. Проблема метода в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм.

21. Проблема субстанции в философии Нового времени.

22. Субъективный идеализм Дж. Беркли. 

23. Философское учение И.Канта.

24. Философия Г.Гегеля: система и метод.

25. Формирование и развитие марксистской философии.

26. Традиции и особенности русской философии XIX-XX века.

27. Философское учение о бытии. Формы бытия.

28. Учение о материи в современной философии.

29. Философское учение о движении.

30. Пространство и время.

31. Философское учение о сознании.

32. Диалектика и её альтернативы. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. 

33. Понятие закона. Законы диалектики.

34. Единичное, особенное и всеобщее.

35. Содержание и форма. Элементы и структура. 

36. Часть и целое.

37. Сущность и явление. 

38. Причина и следствие. Закон причинности.

39. Необходимость и случайность.

40. Возможность и действительность. Вероятность.

41. Закон противоречия.

42. Закон меры.

43. Закон отрицания отрицания.

44. Познание как отражение действительности. Практика как основа познания и критерий истинности знания. Виды практики.

45. Философское учение об истине: объективность, абсолютность, относительность истины.

46. Конкретность истины. Критика релятивизма и догматизма в познании. 

47. Научное познание, его уровни, методы и формы.

48. Человек как философская проблема. Проблема смысла человеческого бытия.

49. Индивид, индивидуальность, личность.

50. Общество как исторически развивающаяся система.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 512 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...