Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Законы логики. 3 страница



- Ладно, решили. – Кил посмотрел на Славяна. – Ты с нами?

Славян кивнул в ответ. 81

- Хорошо. Ну, а теперь давайте обсудим, что мы имеем. Первое. Мы столкнулись с группой, которая совершает нападения на членов нашего движения. Судя по всему, данная группа, принадлежит к так назы-ваемым, антифашистам. Второе. Договариваться с ними бесполезно. Здесь нужно действовать теми же мето-дами. И третье, пожалуй, самое главное. Все нападения совершены не случайно, к ним готовились. Они зна-ли, что мы будем в том или ином месте. А откуда к ним могла попасть такая информация? Только от нас са-мих.

- Это бред. – Бизон покачал головой. – Этого просто не может быть.

- Другого объяснения нет.

- И кто это?

- А вот для этого, - Кил ухмыльнулся, - я хочу встретиться с Грандом.

- Думаешь это он?

- Я ничего не думаю. Ладно, пойдем. Еще нужно в одно место заскочить, а потом созвониться с ним.

Они встали и прошли к входной двери. Кил взялся за ручку, но внезапно повернулся к Славяну и, кивнув на ногу, спросил:

- Как нога?

- Да нормально. – Ответил он ему. – Заживает потихоньку.

- А-а-а, - протянул Кил, - ну поправляйся, выздоравливай.

Они вышли, а Славян, закрыв дверь, еще долго стоял, глядя в одну точку.

- Зачем ты так с ним?

Кил спускался первым, за ним шел Бизон.

- Да потому что он ведет себя, как размазня. – Кил ударил рукой по перилле. – В конце концов, он кто? Русский националист или его жалкая пародия? К чему тогда все эти громкие разговоры об идейной борьбе?

- Ему сейчас тяжело. Бесспорно, ты потерял брата и ничто с этим не сравниться, но ты тоже должен его понять.

Кил остановился и, развернувшись, поднялся на несколько ступеней выше.

- Я никому, ничего не должен. – Сказал он, глядя Бизону в глаза. – Что, прикажешь как и он, распус-тить сопли и сидеть дома? Да это не жизнь, а существование. Каждый день, ты сидишь и думаешь о том, как остаться в живых. Бегаешь, бегаешь, но только все равно рано или поздно, это все настигнет тебя как снеж-ный ком.

- Слушай, я и не говорю, что нужно сидеть, сложа руки. Но и действовать жестко, даже жестоко по отношению к своим это уже через, чур.

Они стояли возле окна, на площадке, между первым и вторым этажом. Дверь подъезда хлопнула, и послышались голоса. Бизон и Кил, не обратили на них никакого внимания, продолжая спорить.

- Оп-па, а вы кто такие?

Бизон резко обернулся и увидел перед собой молодого парня, лет двадцати. Высокого роста, худоща-вого. Бритая голова, делала его похожим на воробья, бородка, дополняла его полную схожесть с птицей. Одет он был, в соответствии с неформальным стилем жизни. Огромные кеды, ярко зеленого цвета, темные широкие штаны в полоску и футболка, с надписью «I love peace!», делали его, больше похожим на пугало, чем на обыкновенного человека. Из-за спины «воробья», как его сразу окрестил Бизон, выглядывали четыре таких же нелепых копии.

- Тебе чего надо? – Бизон мрачно посмотрел на него.

- Да так, - весело ответил «воробей», - поговорить хочется.

- Ты что, перегрелся? – Бизон удивленно приподнял брови. – Кто с тобой разговаривать будет? Со-рвись отсюда, пока целый.

- А ты борзый, как я посмотрю. – Воробей посмотрел на него. – Ты, наверное, и есть Бизон?

Бизон оторопело посмотрел на него, затем перевел взгляд на Кила. Но и у него, на лице было написа-но неподдельное удивление.

- Кажется в точку. – Сказал «воробей». - Вот сейчас и поговорим.

«Воробей» вместе со своей компанией, вышел на улицу, оставив Бизона и Кила в подъезде. Дверь подъезда вновь хлопнула и на площадке повисла тишина.

- Это что сейчас было?

- Не знаю. Но ты, туда посмотри! – Сказал Кил и показал рукой на окно.

Бизон повернулся и посмотрел через стекло. То, что он увидел, не обрадовало его. В нескольких мет-рах от подъезда, стояло человек тридцать парней и, по всей видимости, настроены они были агрессивно. «Воробей» что-то им говорил, при этом активно жестикулируя и указывая в сторону подъезда. Парни кивали в ответ и смотрели в их сторону.

- Твою мать, - Бизон присел, - вот это мы попали. У тебя с собой есть что-нибудь?

- Нет. – Покачал головой Кил. – Я все выложил, даже кастет.

- Нормально, я свой нож, тоже дома оставил. Что делать будем?

- Подождем. – Кил сел рядом с ним. – Посмотрим, что они дальше будут делать. 82

- Что они будут делать? Стадо этих малолетних уродов затопчет нас и даже не заметит. Могу сказать тебе на сто процентов, они не дружить хотят. Драться с ними, нереально.

- Смотри, что они делают. - Кил приподнялся и посмотрел в окно.

Метрах в тридцати, прямо напротив подъезда, находился невысокий деревянный забор, стоявший там, уже второй десяток лет. Вот к нему-то и направились парни, стоявшие возле подъезда. Подойдя к забо-ру, они начали отламывать от него доски, готовясь использовать их, в качестве оружия. Все они, стояли спи-ной к подъезду и так увлеклись, что никто из них, даже ни разу не обернулся.

- Такого не бывает. – Пробормотал Бизон.

- Без разницы. – Кил потащил его вниз по лестнице. – Уходить нужно.

Они спустились вниз и аккуратно приоткрыли дверь подъезда. На них никто не обращал внимание. Кил и Бизон, вышли из подъезда и, стараясь не шуметь, пошли вдоль дома. Через минуту, они уже были за углом и бросились прочь, от этого места. Пробежав два квартала, они увидели небольшой магазин, и зашли внутрь него. Купив минеральной воды, они встали у окна, из которого, хорошо просматривалась улица.

- У меня до сих пор, руки дрожат. Как думаешь, кто они такие?

- Не знаю. – Кил пожал плечами. – Но попробуй отталкиваться от того, что они тебя знают.

- А это вообще не поддается объяснению.

Бизон замолчал, обдумывая сказанное. Кил закрыл глаза и поднял голову вверх.

- Как уже все достало, кто бы знал.

- Ничего. Наша, все равно возьмет. – Бизон ударил кулаком в стену. – Они у нас еще попляшут.

- Ага, только по-моему, наоборот получается, мы пока пляшем. Блин, - Кил хлопнул рукой по лбу, - нам же нужно с Грандом встретиться.

Он достал из кармана телефон и включил его. Телефон жалобно пискнул и, моргнув экраном, погас.

- Еще и батарея села. Дай свой.

- Мой телефон дома.

- А-а, вечно что-то не так. – Кил сунул телефон в карман. – Короче, ждем полчаса, затем двигаем в центр. Он когда звонил, недалеко от кинотеатра «Оскар» был. Там кафе рядом, вот он оттуда и звонил. По-смотрим, может он еще не ушел.

Через полчаса, они вышли из магазина.

- Слушай, - сказал Бизон, - нам так и так, квартал обратно возвращаться. В противном случае петля получиться.

- Какая петля? - Кил пошел вперед. – Времени нет, да и чего бояться? Все уже разбежались, по лю-бому.

Они пошли по улице. И хотя, стоял день, и район не был отдаленным, на улице не было видно ни од-ного прохожего, ни одной машины. Возникало такое чувство, что все вымерли или затаились в ожидании че-го-то.

- Блин, что за невезение такое? Никого нет. Телефон взять не у кого.

- Ага, так тебе и дали телефон. – Усмехнулся Бизон. – Время на дворе не то, чтобы люди такими доб-рыми были.

- Да по барабану, можно и силой взять. Позвоним и вернем.

И словно услышав их разговор, вдалеке показался силуэт человека, который шел на встречу. Кил и Бизон ускорили шаг, сокращая расстояние. Молодой парень, шел по улице, сунув руки в карман и опустив голову. Когда до него оставалось метров пять, Бизон сделал шаг, перегораживая ему дорогу.

- Эй, парень, дай позвонить. – Бизон усмехнулся, представив себе, как должен отреагировать человек, на подобную просьбу.

Парень поднял голову и посмотрел на Бизона. Перед ним стоял тот самый «воробей», которого они встретили в подъезде.

- Во как. – Сказал Бизон и прежде чем, «воробей» понял что происходит, он ударил его в челюсть.

«Воробей» упал на землю и тут же вскочив, попытался бежать.

- Подожди! – Крикнул Бизон и ударил его ногой в спину. – Ты же поговорить хотел? Так давай пого-ворим.

Бизон начал наносить удары ногами и руками, стараясь, чтобы каждый удар причинял боль.

- Ну что сука? Поговорил? Или еще нет?

К Бизону подскочил Кил и, подпрыгнув, приземлился двумя ногами, прямо на лежащее тело. При этом, он чуть было не упал, оттолкнув Бизона в сторону. «Воробей» с необычной проворностью откатился в сторону и, встав на колени, достал из кармана нож. Выбросив руку вперед, он чуть было не задел Кила. Тот сделал шаг назад, и оторопело смотрел на стоящего, на коленях «воробья». Внезапно, какой-то предмет уда-рил «воробья» в голову. Он дернулся и упал на землю. Кил увидел лежащий рядом с ним, обломок кирпича.

- Эй, лови!

Кил повернул голову и увидел, как Бизон, подбежав к лежащему «воробью», вскинул руки и резко их опустил. Кирпич, с чудовищной силой полетел вниз и ударил лежащего на земле парня по голове и отскочил в сторону. Раздался глухой, надтреснутый звук, словно лопнул арбуз, и парень на земле затих. Из его глаз, 83

носа и рта, потекла кровь. Голова была похожа на немного сдутый мяч. Кил увидел, на голове парня, зияю-щую рану. Волосы были заляпаны кровью и белыми, небольшими сгустками.

- Чего замолчал? Говори! – Кричал Бизон. - Ну? Что ты молчишь? Говори! Говори урод! Или вы тол-пой храбрые? Фила, когда убивали, тоже, крутыми себя чувствовали? А сейчас?

Кил подошел к нему и оттолкнул в сторону.

- Ты чего?

- Успокойся. – Кил вытер ладонью лицо.

- Да какой успокойся? – Бизон удивленно посмотрел на Кила. – Они же брата твоего убили, а ты ус-покойся? Кил?

- Да заткнись ты! – Закричал Кил. – Ты не видишь? Сдох он, сдох. Все уже.

Бизон ошарашено посмотрел вокруг себя.

- Что теперь делать?

- Для начала, уходить нужно. Не хватало, чтобы нас здесь увидели.

Они побежали по улице и через несколько десятков метров, свернули в один из дворов, окончательно скрывшись из виду.

Улица действительно оказалась на удивление пустой. Днем, недалеко от центра, в жилом секторе, труп парня, обнаружили только через сорок минут. Через час, на месте происшествия, уже стояла машина скорой помощи, врачи которой, лишь констатировали смерть. Через несколько минут, приехала милиция. Попытка раскрыть по горячим следам, успехом не увенчалась. Те, кто был причастен к совершению этого преступления, были уже далеко и под подозрение милиции не попадали. В процессе расследования данного преступления, следователь сделал вывод, что имела место, банальная, уличная драка. Дело несколько раз пытались сдвинуть с мертвой точки, но, в конце концов, сдали в архив, с отметкой «не раскрыто, в связи с невозможностью установления подозреваемых».

Законы логики.

  Название закона   Содержание Закона   Символическая запись   Логическая ошибка
  I. Закон тождества Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе(объем и содержание мыслей должны быть уточнены и оставаться неизменными до конца рассуждения). Требует от мышления точности, ясности, определенности, адекватности, однозначности. В классической логике: А есть А; А=А, где под А понимается любая мысль. В символической логике: р→р, читается:если р, то р; где р - любое высказывание Ошибка "подмены понятия". Причины ошибки: а) логическая - отсутствие логической культуры, нетребовательность к точности мысли б) лингвистическая - омонимичность языка в) психологическая - ассоциативность мышления
II.Закон непротиворечия Два противоречивых или противоположных суждения не могут быть одновременно истинными. Значит, одно из них обязательно будет ложным (они могут быть одновременно ложными). Требует от мышления непротиворечивости и применим как к контрарным, так и к контрадикторным формам мысли В классической логике: не может быть одновременноА и не-А, А и В. В символической логике: (рΛр) читается: неверно, что р и не-р Ошибка "противоречивости в рассуждении". В случае ошибки допускается следствие:(pΛр)→q, читается: если р и не-р, то q, что означает: "из лжи следует все что угодно"
  III. Закон исключенного третьего Два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них всегда истинно (а другое ложно). Требует от мышления последовательности, завершенного рассуждения В классической логике: А либо не-А. В символической логике: p v p, читается: либо р, либо не-р Ошибка "непоследовательности в рассуждении". Довести рассуждение до логического конца означает установить, какое из противоречивых суждений истинно, а какое ложно
IV. Закон достаточного основания Всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание. Требует от мышления обоснованности, доказательности, аргументированности рассуждения Символической записи не имеет, т. к. допускает разные формы обоснования Ошибка "бездоказательного рассуждения", "декларативности", "необоснованности, неаргуме

В истории языка и логики сформировались такие средства, которые автоматически передают человеку опыт поколений, избавляя его от необходимости получать соответствующую информацию собственным логическим путем.

Логические связи, получаемые человеком в результате развития, становятся основой его продуктивного мышления, но человек не рождается с логическим чувством. Человек должен научиться пользоваться логическими связями, используя не только свой личный опыт, а это совсем не легкий процесс. Мыслящий человек может рассуждать и решать логические задачи, не включая процесс решения в практическую деятельность.

Логические связи делают мышление доказательным, объективным и убедительным. Однако формальная логика (понятие, силлогизм) оставляет за "бортом" такие формы, как процессуальность мышления, этапы выявления и добывания данных, условия возникновения и развития мысли, взаимосвязь с чувственным познанием.

Для того чтобы следовать логическим суждениям, необходим большой объем оперативной памяти, поэтому могут случаться ошибки, когда не хватает этого объема.

6. Черты правильного логического мышления.

Признаки правильного мышления:

а) определенность, под которой имеется в виду точность, строгость, однозначность наших рассуждений;

б) последовательность, выражающая полноту, непрерывность, отсутствие скачков в рассуждениях;

в) непротиворечивость, связанная с недопущением взаимоисключающих как одинаково приемлемых в том или ином отношении мыслей;

г) доказательность, под которой имеется в виду обоснованность наших рассуждений.

Правильным является мышление, в котором одновременно выполняются требования всех указанных признаков.

Основные признаки правильного мышления тесно связаны между собой. А выражающие их основные логические законы (принципы) подразумевают одновременное действие всех четырех признаков.

Основные признаки правильного мышления характеризуют любые виды наших рассуждений. Они присутствуют (должны присутствовать) в любой мыслительной ситуации, связанной с использованием всех форм мышления: понятия, суждения, умозаключения - то же самое касается каждого из основных законов (принципов) логики.

Правильное мышление обладает логическими чертами: определённости, последовательности и доказательности, только потому, что они представляют или отражают некоторые коренные свойства самой действительности. Всюду там, где наше мышление оказывается правильным, оно во всех своих действиях и операциях повинуется некоторым законам, осуществление которых и сообщает ему характер мышления определённого, последовательного и доказательного.

Законов этих четыре:

1 Закон тождества

2 Закон непротиворечия (иногда называют: «Закон противоречия»)

3 Закон исключённого третьего

4 Закон достаточного основания

7 Социальное назначение и функции логики. Роль логики в развитии логической культуры личности специалиста.

Социальное назначение и функции логики

Ее социальное назначение и роль в обществе определяются, прежде всего, ее природой и тем местом, которое она занимает в общей системе культуры. Логика, как это, очевидно, относится к духовному компоненту культуры и лишь через него так или иначе воплощается в тех или иных элементах материальной культуры. Будучи одной из наиболее старых и важных наук в истории человечества, она входит неотъемлемой составной частью в систему наук, образующих интеллектуальное ядро духовной культуры, и вместе с ними выполняет многообразные и ответственные функции в обществе. В этих социальных функциях логики проявляется ее сущность и глубокая специфика как науки. Основными из таких функций выступают следующие.1). Познавательная функция. Как и всякая наука вообще, логика имеет дело с открытием и исследованием объективных законов, с той лишь существенной разницей, что это законы не внешнего мира, а мышления. В этом смысле, занимая важное место в общей системе познания мира, она выполняет, прежде всего, общенаучную -- познавательную функцию, т. е. объяснительную и предсказательную. Она дает более или менее точное объяснение определенной группы явлений и процессов мышления, а на этой основе -- предсказание, при каких условиях возможно достижение истинных знаний и каковы последствия неправильного хода рассуждения.2). Мировоззренческая функция. Логика, как отмечалось выше, особая наука. Если в естественных и общественных науках мышление служит лишь средством познания действительности, то в логике -- непосредственной целью познания. Поэтому, раскрывая закономерности мышления как одной из важнейших сфер исследования наряду с природой и обществом, эта наука тем самым вносит свой, и притом весомый, вклад в то или иное решение фундаментальной философской проблемы -- отношения мышления к бытию. Следовательно, она активно участвует в формировании мировоззрения людей -- более или менее стройной совокупности их обобщенных взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Вот в каком смысле говорится о ее мировоззренческой функции.3). Методологическая функция. Как и любая теория вообще, логическая теория, будучи результатом предшествующего познания своего объекта, становится средством, а следовательно, методом его дальнейшего познания. Но как весьма широкая теория, которая исследует процесс мышления, проявляющийся во всех науках без исключения, логика обеспечивает и их определенным методом познания. Это справедливо уже по отношению к традиционной формальной логике, основу которой составляет теория умозаключений и доказательств, обслуживающая науки методами получения выводного знания. Это еще более справедливо в отношении символической логики, разрабатывающей все новые, специальные математические методы решения мыслительных задач. И конечно, это особенно справедливо относительно диалектической логики, требования которой и есть, по существу, требования наиболее общего, диалектического метода, используемого многими науками.4). Идеологическая функция. Зарождаясь и развиваясь в классовом обществе, логика никогда не была нейтральной в идеологической борьбе. Она служила важным средством обоснования одной идеологии, орудием борьбы с другой. В ней самой всегда развертывалось идейное противоборство важнейших философских направлений -- материализма и идеализма, диалектики и метафизики. Отсюда и ее идеологическая функция. Свои важнейшие функции логика выполняла всегда, на всех этапах своего развития, хотя проявлялись они в разное время по-разному. В современных условиях ее роль и значение особенно возрастают. Это обусловлено двумя основными обстоятельствами.Одно из них -- особенности современного этапа развития самого общества. Этот этап характеризуется все большим возрастанием роли наук в развитии всех сторон общественной жизни, ее проникновением во все поры социального организма. Соответственно этому усиливается и значение логики, исследующей средства и закономерности научного познания. Роль науки, а значит, и логики особенно велика в нашей стране -- в условиях перехода России к рыночной экономике, требующей осмысления новых, сложнейших и многообразных экономических и социальных процессов, протекающих в жизни общества.Другое обстоятельство -- потребности развития научно-технической революции..

2. Роль логики в формировании логической культуры человека.С общей культурой всего общества неразрывно связана культура отдельного человека. Это средства, способы и результаты той или иной его материальной или духовной деятельности, предполагающей определенные связи и отношения с другими людьми. Сюда входят культура труда, досуга и общения, политическая культура, правовая и нравственная культура (или культура поведения), эстетическая культура и т.д.В каком отношении к этим элементам находится логическая культура? Ее не следует рассматривать как еще один из элементов такого ряда. Она буквально пронизывает каждый из этих элементов, входя в них неотъемлемой составной частью. Аналогично тому, как никакая культура невозможна без языка, так невозможна никакая материальная или духовная деятельность людей без мышления. Отсюда -- особое значение логической культуры в жизни каждого культурного человека.

Логическая культура-Это культура мышления, проявляющаяся в культуре письменной и устной речи. Она включает:а) определенную совокупность знаний о средствах мыслительной деятельности, ее формах и законах;б) умение использовать эти знания в практике мышления -- оперировать понятиями, правильно производить те или иные логические операции с ними, строить умозаключения, доказывать и опровергать;в) навыки анализа мыслей -- как своих собственных, так и чужих, с тем чтобы вырабатывать наиболее рациональные способы рассуждения, предотвращать логические ошибки, а если они допущены, находить и устранять их. Разумеется, выработка логической культуры -- дело долгое и трудное. И значение логики здесь, несомненно, велико. Говоря об этом значении, важно избегать двух крайностей: как переоценки логики, гак и ее недооценки. С одной стороны, нельзя полагать, будто логика учит нас мыслить. Это было бы большим преувеличением. Логика не учит нас мыслить так же, как физиология не учит переваривать пищу. Мышление -- такой же объективный процесс, как и пищеварение. Само использование логики предполагает наличие двух необходимых условий: во-первых, определенной способности к мышлению, а во-вторых, известной суммы знаний. Люди мыслили, и мыслили более или менее правильно, задолго до появления логики. Она сама возникла лишь как обобщение практики мышления, и притом правильного мышления. Еще знаменитый оратор древности Демосфен полагал, что мы от природы, до науки умеем излагать, как было дело, и доказывать то, что нам нужно, и опровергать. И в настоящее время многие люди, не зная логики, мыслят и рассуждают довольно правильно.

3. Значение логики для юристов. есть отрасли человеческой деятельности, профессии и специальности, где это знание особенно необходимо. Так, логические знания сугубо важны для работников системы народного образования. Ведь эти люди участвуют в осуществлении очень важного социального процесса -- передачи знаний, накопленных человечеством, от одного поколения к другому. Их деятельность также в значительной степени связана с формированием мышления подрастающего или молодого поколения. И здесь важно не только самим ясно правильно мыслить, ибо “кто ясно мыслит, ясно излагает”. Не менее важно научить этому других, сформировать логическую культуру обучающихся.Знание логики настоятельно необходимо работникам печати и средств массовой информации. Ведь их мысль и слова обращены к громадным массам населения и могут вызывать самые серьезные социальные последствия. Поэтому тут очень важно, чтобы любая информация была строго выверенной, взвешенной, точной, чтобы в ней не было лжи, фальши, кривотолков, логических ошибок, чтобы высказываемые мысли были логически увязаны между собой, не противоречили себе, были не только истинными, но и обоснованными.Необходимость знания логики очевидна для медицинских работников. Они имеют дело с самым дорогим для человека – его жизнью и здоровьем. Поэтому в анализе признаков болезни и диагнозе, а значит, определении методов лечения особенно опасны логические просчетыВ современной юридической практике широко используется, по существу, весь богатейший арсенал логических средств: определение (юридических понятий), деление (например, классификация преступлений), подведение под понятие (например, квалификация конкретного деяния), версия как вид гипотезы (например, как следственная версия), умозаключение (например, в обвинительном заключении), доказательство и опровержение (например, во время судебного разбирательства) и т. д.Мыслить логично -- это значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях и уметь вскрывать логические ошибки. Эти качества мышления имеют большое значение в любой области научной и практической деятельности, в том числе и в работе юриста, требующей точности мышления, обоснованности выводов. В нынешних условиях развития нашей страны значение логики для юристов еще более возрастает. Становление правового государства в России предполагает выдвижение на одно из первых мест в обществе всего комплекса юридических наук как теоретической основы правового регулирования всей совокупности общественных отношений в условиях перехода к рыночной экономике. Предстоит также огромная практическая работа, связанная с приведением всего многообразного законодательства в соответствие с требованиями рыночных отношений. В связи с этим и усиливается роль логики как одной из незаменимых теоретических опор юридической науки и практики.

8.Понятие как форма мышления. Содержание и объем понятия.



общая характеристика понятий. Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенныхпризнаках. Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются. Любые свойства, черты, состояние предмета, которые, так или иначе,характеризуют предмет, выделяют его, помогают распознать среди других предметов, составляют его признаки. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету; отсутствующее свойство (черта, состояние)также рассматривается как его признак. Любой предмет имеет множество разнообразных признаков. Одни из ни характеризуют отдельный предмет и являются единичными, другие принадлежат определенной группе предметов и являются общими. Так, каждый человек имеет признаки, одни из которых, например, черты лица, телосложение, походка, мимика, так называемые особые приметы, броские признаки, принадлежат только данному человеку и отличают его от других людей. Другие профессия,национальность, социальная принадлежность и т. д. являются общими для определенной группы людей. И, наконец, есть признаки, общие для всех людей. Они присущи каждому человеку и вместе с тем отличают его от всех другихживых существ. К ним относятся способность создавать орудия труда, способность к абстрактному мышлению и членораздельной речи. Кроме единичных (индивидуальных) и общих признаков логика выделяетпризнаки существенные и несущественные. Признаки, необходимо принадлежащие предмету, выражающие его сущность,называют существенными. Они могут быть общими и единичными. Понятия, отражающие множество предметов, включают общие существенные признаки (напр. способность создавать орудие труда). Понятие, отражающее один предмет (напр. “Аристотель”), наряду с общими существенными признаками (человек, древнегреческий философ) включает единичные признаки. Признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущность, называются несущественными. Понятие качественно отличается от форм чувственного познания:ощущений, восприятия и представлений, существующих в сознание человека в виде наглядных образов отдельных предметов или их свойств. Восприятие и представление – это чувственно-наглядный образ какого-либо конкретного предмета. Понятие лишено наглядности. Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупность вабстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков. Понятие – одна из основных форм научного познания. Формируя понятие,наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы. Отражая существенное, понятия не содержат всего богатства индивидуальных признаков предмета и в этом смысле они беднее формчувственного познания – восприятия и представления. Вместе с тем, они позволяют глубже проникнуть в действительность, отобразить её с большей полнотой, на что не способно чувственное познание.Содержание и объем понятия. Содержанием понятия называется совокупность существенных признаковпредмета, которая мыслится в данном понятии. Множество предметов, которое мыслится в понятии, называется объемомпонятия. Понятие может быть достаточно (если не исчерпывающе) полно охарактеризовано с двух сторон — со стороны своего содержания (смысла) и состороны того, к каким предметам оно относится. Эти две стороны называются соответственно интенсиональной и экстенсиональной.а) Интенсиональность понятия. Содержание понятия объясняют, как правило, через отождествление еголибо: - с понятием как таковым (содержание понятия — это система признаков,на основе которой осуществлено обобщение и выделение предметов в понятии). - со значением (совокупность существенных признаков предмета, мыслимыхв понятии, называется содержанием понятия) -со всем, что известно о данном явлении вообще. Получается, что в некотором смысле содержание понятия – это то, что нам известно о вещах, соответствующих этому понятию. Эти трактовки содержания понятия, заключают в себе некоторую мысль или тенденцию к ней, которую можно выразить так: содержание понятия — это информация, необходимая для того, чтобы образовать, сформулировать данное понятие и осмыслить его. А информация эта — знание всякого рода, о признаках отличительных, общих, существенных и всех вообще признаках. Существует представление о величине содержания, т. е. содержание одних понятий может быть больше, чем содержание других понятий. Но определения, что такое величина удержания понятия, по-видимому, не существует. Чаще всего объясняют это так: понятие, например, автомобиля более содержательно, т. е. больше по содержанию, чем понятие машины. Ведь чтобы сформулировать понятие автомобиля, нужно использовать понятие машины. Тогда как при определении машины понятие автомобиля использовать нет необходимости. Сравнивать по величине можно лишь подчиняющее и подчиненноепонятия, но не иные. Специфическим элементом содержания понятия является коннотация, т. е. теэтические и эстетические оттенки, окраски и ассоциации, которые мы вкладываем в понятие (особенно в русском языке), приводящие иногда к изменению его словесной формы. Чтобы понять, что же это, достаточно сравнить такие слова, как дядя и дядюшка, дела и делишки и т. п., ипопытаться сказать, чем же они отличаются друг от друга. б) Экстенсиональность понятия. Понятие всегда относится к каким-то объектам вне его, обозначает какие-то вещи явления, предметы. Именно те, которые имеют признаки,обобщенные в понятии. Такие предметы составляют особый класс. Класс предметов определяют как совокупность объектов, имеющих один или несколько общих характеристических признаков, отраженных каким-либо понятием. Чтобы перейти к объему понятия, нужно провести различие между предметами реальными и абстрактными. Случается, что кое-какие признаки и черты приписываются ему и ошибочно. Словом, предмет в своем реальном бытии и предмет как объект мысли —это не одно и то же. В последнем случае мы имеем дело с особым мыслительным явлением, которое называют абстрактным предметом. Предмет, о котором известно только то, что он подходит под то или иное понятие, и больше ничего, есть целиком мыслительное образование и называется абстрактным предметом. Совокупность абстрактных предметов,соответствующих одному и тому же понятию, составляет его объем. Понятию, однако, соответствуют не только отдельные конкретныепредметы, но и их категории. Поэтому в трактовке объема понятия можно отметить два подхода. Первый заключается в том, что объем понятия, составляют все другие понятия, для которых оно является общим. Например, понятие машины является общим для таких понятий, как автомобиль, грейдер, экскаватор и т. д. Такой объем можно было бы назвать объемом разнообразия, потому что он показывает, как велико число разновидностей данного явления, как разнообразно оно. Bторой подход можно выразить такими словами: объем понятия — все предметы, к которым относится данное понятие Объём понятия не может состоять из реальных предметов, а может состоять лишь из мыслей. Мы сказали бы так: объем понятия составляют утверждения о наличии (существовании) конкретных предметов (или их категорий, понимаемых как одно целое), которые обладают свойствами,подходящими под данное понятие, что позволяет быть реальным и данному понятию. Объемы, составленные из утверждений о существовании предметов, соответствующих данному понятию; могут быть названы количественными. При обращении с объемами понятий возможна следующая ошибка:части предмета могут полагаться частями объёма. Получается сколько у предмета частей, таков и его объем. Но части предмета — это не экземпляры, не категории и разновидности предмета. Плавник не есть разновидность рыбы,потому объемы этих двух понятий не соприкасаются.

9)Отношение между понятиями. Виды понятий





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 394 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...