Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Рационализм и эмпиризм



Главными познавательными способностями человека являются чувства и разум. Одной из важнейших проблем теории познания стал вопрос об их роли в получении и обосновании знания. Разные решения проблемы обоснования знания привели к расколу философов на два конфликтующих направления — эмпиризм (сенсуализм) и рационализм. Обоснование – это способ оценки и принятия знаний, обоснование знаний состоит в установлении их истинности или ложности. Оно включает целую серию мыслительных действий, касающихся:

1) доказательства истинности одних суждений с помощью других, истинность которых уже установлена. Данное, наиболее строгое доказательство, достигается с помощью дедуктивных умозаключений и является опорой рационализма;

2) подтверждения вероятностного утверждения, например гипотезы, соответствующими аргументами или доводами в виде фактов, свидетельств и данных наблюдений, и является опорой эмпиризма.

Эмпиризм (от греч. empiria опыт) это направление, придающее решающую роль в процессе познания органам чувств и чувственному опыту. Эмпиризм исходит из того очевидного факта, что наше познание внешнего мира начинается с чувственного восприятия: вступая в контакт с окружающими вещами и явлениями, мы с помощью органов чувств получаем ощущения и восприятия. Затем мы комбинируем эти восприятия, классифицируем, обобщаем их, находим средства их выражения — все это делает разум. Но он ничего не может добавить к тому, что уже содержалось в чувственном восприятии. В разуме нет ничего, чего уже не было бы в чувствах. Идеалистический эмпиризм (Дж. Беркли, Д. Юм) ограничивает опыт совокупностью ощущений или представлений, отрицая, что в основе опыта лежит объективный мир. Материалистический эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк) считает, что источником чувственного опыта является объективно существующий внешний мир. Ограниченность эмпиризма состоит в преувеличении роли чувственного познания, опыта и в недооценке роли научных абстракций и теорий в познании, в отрицании активной роли и относительной самостоятельности мышления.

Рационализм (от лат. ratio — разум) – это направление, опирающееся прежде всего на успехи математики и математического естествознания, его представители стремились доказать, что всеобщие и необходимые истины не выводимы непосредственно из данных чувственного опыта и его обобщений, а могут быть почерпнуты только из самого мышления, для которого являются врожденными. Согласно рационализму, всеобщность и необходимость — логические признаки достоверного знания — не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума. Опыт оказывает известное стимулирующее действие на появление понятий, которыми оперирует ум, но характер безусловной всеобщности и безусловной необходимости им сообщают предшествующие опыту и от него будто не зависящие усмотрения ума или априорные формы. Его представители в 17 в. - Декарт, Спиноза, Лейбниц, в 18 в. - Кант. Фихте, Гегель.

Хотя к настоящему времени выявилась историческая ограниченность как эмпиризма, так и рационализма, до сих пор философы, рассматривающие проблемы теории познания, тяготеют либо к эмпиристской традиции, напр. позитивизм, либо к рационалистской, напр. неокантианство.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 443 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...