Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основное



Те особенности, которые характерны для экономической пре­ступности (высокое общественное положение субъектов преступлений; изощренно-интеллектуальные способы их действий; огромный мате­риальный, физический и моральный ущерб, причиняемый ими; ис­ключительная латентность экономических посягательств и снисходи­тельное отношение властей к этой группе преступников), особенно показательны в коррупции и ее уголовно наказуемых формах.

Коррупция имеет не только скрытый, но и согласительный характер совершения. Она, как правило, не влечет за собой жалоб, так как винов­ные стороны получают обоюдную выгоду от незаконной сделки. Даже вымогательство взятки далеко не всегда влечет за собой заявление об этом, поскольку люди в различных странах скептически относятся к борьбе с коррупцией.

Коррупционные действия обычно совершаются в очень сложных специфических и конфиденциальных видах государственной деятельности, где разобраться непрофессионалу трудно. Коррупция имеет высочайшую приспособительную способность. Она непрерывно видо­изменяется и совершенствуется.

Латентность—ее основная особенность. Поэтому нигде нет сколько-нибудь полных данных об этом явлении, еще меньше виновных лиц привлекается к уголовной ответственности судом, и лишь небольшому их числу, причем обычно самой низшей категории, назначается реальное уголовное наказание.

Ядром коррупции можно назвать взяточничество. Однако даже это деяние, кроме как в Белой книге о преступности в Японии, не зна­чится ни в одном из ежегодников криминальной статистики ведущих зарубежных стран.

В США взяточничество учитывается по арестам подозреваемых и обнародуется лишь в общей графе «Все другие пре­ступления»1. Они выделяются в тюремной статистике.

Во Франции взяточни­чество фиксируется в графе «Другие экономические и финансовые преступления»,

в Германии — в графе «Должностные преступления».

В Японии эти све­дения публикуются отдельной строкой, но не в числе учтенных преступлений, а в общем количестве подозреваемых лиц, чьи дела были рассмотрены государственным обвинителем.

В России общие сведения о коррупционных преступлениях публи­куются ГИЦ.

Коррупция не сводится к примитивному взяточничеству, особен­но в условиях рыночной экономики, свободной торговли и демокра­тии.

Оплачиваемые лоббизм, фаворитизм, протекционизм, взносы на политические цели, традиции перехода политических лидеров и государственных чиновников на должности почетных президентов корпораций и частных фирм, инвестирование коммерческих струк­тур за счет госбюджета, перевод государственного имущества в ак­ционерные общества, использование связей преступных сообществ и т.д. являются завуалированными формами коррупции.

Более того, прямо коррупци­онными или, как правило, сопровождаемыми коррупцией, может быть множество других деяний: присвоение и растрата, злоупотреб­ление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, незаконное участие в предпринимательской деятель­ности, служебный подлог, коммерческий подкуп, а также — воспре­пятствование законной предпринимательской деятельности, регис­трация незаконных сделок с землей, незаконное получение кредита, преднамеренное и фиктивное банкротство, фальсификация доказа­тельств, вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта и другие.

В 1989 г. под эгидой ООН был проведен международный семинар по проблеме коррупции в сфере государственного управления в Гааге (Ни­дерланды), результаты которого послужили серьезной предпосылкой рассмотрения этой проблемы на Восьмом конгрессе ООН по пре­дупреждению преступности и обращению с правонарушителями (1990 г.). Препровождая проект резолюции этому Конгрессу, Экономический и со­циальный совет ООН (ЭКОСОС) рекомендовал:

«Поскольку коррупция среди государственных должностных лиц может свести на нет потенциальную эффективность всех видов правительственных программ, затруднить развитие и создать угрозу для отдельных лиц и групп лиц, в высшей степени важно, чтобы все госу­дарства:

а) рассмотрели адекватность своего уголовного законодательства, включая процессуальные нормы, в целях реагирования на все виды коррупции и выработ­ки соответствующих санкций, которые бы обеспечили надлежащее сдержива­ние;

б) разработали административные механизмы и механизмы регулирования для предупреждения коррупции и злоупотребления властью;

в) установили процедуры выявления, расследования и осуждения коррум­пированных должностных лиц;

г) разработали правовые положения для конфискации средств и имущества, при­обретенных в результате коррупции;

д) применили экономические санкции к предприятиям, причастным к корруп­ции».

Конгресс рассмотрел подготовленное Секретариатом ООН ру­ководство «Практические меры борьбы с коррупцией» и принял резо­люцию «Коррупция в сфере государственного управления». В ней обо­снованно отмечалось, что проблемы коррупции носят всеобщий характер и оказывают пагубное влияние на экономику стран, подры­вая эффективность правительственных решений, наносят ущерб со­стоянию морали, расшатывают доверие граждан к правительству и разрушают принцип справедливого и беспристрастного правосудия. Конгресс рекомендовал разработать проект международного кодекса поведения для государственных служащих.

Что же понимает международное сообщество под коррупцией? Су­ществует множество определений, но полной ясности и правовой точно­сти нет. Конечно, коррупция — скорее синтетическое социальное или криминологическое понятие, чем правовое, поэтому ее надо рассматривать не как конкретный состав преступления, а как совокупность родственных видов деяний.

Давнее краткое и емкое определение, которое используется в Спра­вочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией, та­ково: «Коррупция — это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях». Из него видно, что корруп­ция выходит за пределы взяточничества.

Аналогичная идея заложена в Руководстве, подготовленном Сек­ретариатом ООН на основе опыта разных стран. Оно включает в кор­рупцию:

1) кражу, хищение и присвоение государственной собственности должностными лицами;

2) злоупотребление служебным положением для получения неоправданных лич­ных выгод (льгот, преимуществ) в результате неофициального использования официального статуса;

3) конфликт интересов между общественным долгом и личной корыстью.

Обратимся к Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации» 1995 г., который с большими труд­ностями разрабатывался и принимался около пяти лет. В ст. 11 и 12 определены важные ограничения для чиновников, связанные с госу­дарственной службой, и обязанности ежегодного представления ими сведений об имуществе. Из 12 пунктов ограничений в 10 предусмат­риваются меры, предупреждающие коррупцию. Но этот закон, как и ранее действовавшее Положение о федеральной государственной служ­бе, утвержденное Президентом, распространяется только на «обычных» должностных лиц (служащих) (государственные должности категорий «Б» и «В»). Вне его юрисдикции остаются высокие государственные должностные лица категории «А», руководители законодательной и исполнительной властей, депутаты, министры, судьи и многие другие высокие чиновники различных уровней. А предусматриваемый конт­роль за имущественным положением касается только самих должност­ных лиц и не распространяется на их близких родственников, тогда как хорошо известно, что приобретаемую собственность коррупционеры оформляют не на себя.

Финансовый контроль за доходами должностных лиц и их семей существует во всех цивилизованных странах. Это нашло отражение и в ст. 8 упоминавшегося нами Международного кодекса поведения госу­дарственных должностных лиц. В ней говорится: «Государственные должностные лица... сообщают сведения обо всем имеющемся у них личном имуществе, активах и обязательствах, а также сведения об имуществе, активах и обязательствах супруга (супруги) и/или других иждивенцев».

Если наше высшее руководство не имеет морального авторитета, весьма трудно искоренить коррупцию, а, к сожалению, именно наверху воровство происходит в подлинно круп­ных масштабах. Для борьбы с коррупцией на таком уровне морального воздействия недостаточно. Нам необходимы юридические санкции и обеспечение соблюдения законов о коррупции. Если такие санкции в отношении коррупции не существуют, они должны быть введены. Про­блема... состоит в том, что коррумпированные руководители, являющие­ся также законодателями, не принимают законы для борьбы с коррупци­ей, поскольку тем самым они создавали бы проблемы для самих себя»2.

За время перестройки и рыночных реформ регистрируемая преступ­ность, несмотря на рост ее латентности, увеличивается мздоимство и казнокрадство стали в эти годы массовыми, а число учтенных преступ­лений и осужденных за них снижалось.

Сведения о коррупции в системе государственной службы несколь­ко иные. Именно в этой сфере коррупция приобрела огромные разме­ры.

В числе коррупционеров из правоохранительных органов до 95% и бо­лее составляют работники органов внутренних дел. Это заставило МВД в конце 1995 г. создать службу собственной безопасности.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 382 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...