Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные этапы конфессиональной истории Беларуси



Процесс возникновения белорусов как народа происходил на протяжении многих веков. Существуют кривичская, балтская, великорусская, польская и другие концепции происхождения белорусов. Наиболее распространенной считается концепция, согласно которой пришедшие на территорию Беларуси славянские племена генетически связаны с возникшими здесь племенными сообществами – кривичами, дреговичами, радимичами, которые ассимилировали часть местного балтского населения. Предполагается, что в основе этногенеза белорусов лежит славянская доминанта,
а белорусы, так же как и другие восточнославянские народы – русские и украинцы, имеют единый древнерусский корень.

Племена, на основе которых возникла белорусская народность, придерживались языческих религиозных верований *.

Существовавшие в славянских культурах формы религиозной жизни возникли в дохристианский период как исконная религия славян и продолжали оставаться долгое время народными и после официального принятия христианства на Руси. Религия славян исторически восходит к религии древнейших индоевропейцев. Со временем к праславянской религиозной традиции добавлялись некоторые культы соседних народов. В первую очередь заметно балтское влияние, в частности, в похоронных обрядах.

Предки белорусов обожествляли реки, озера, деревья, камни, солнце, луну, стихии, все, что влияло на их жизнь. Само слово «бог» изначально обозначало долю, удел, счастье. Например, богатый – значит, «имеющий долю», а убогий – «лишенный доли». Почти у всех славян почитался бог грозового неба – Перун. У восточных славян Перун – бог-воитель, покровитель княжеской власти и дружины. В «Повести временных лет» говорится, что одним из главных богов считался Велес (Волос) – «скотий бог», покровитель домашних животных и богатства. Широко были распространены культы Дажбога («дающего бога») – бога Солнца и небесного огня, Стрибога – бога Ветра, Сварога – бога Неба, небесного огня, Рода – родоначальника жизни, духа предков, покровителя семьи и дома, Знича – бога погребального огня. С культом Купалы связаны урожай и достаток. Существовали и женские божества, связанные прежде всего с браком, рождением и рукоделием. Например, богиня Мокошь – покровительница прядения и хозяйственных забот. Богиней любви и весеннего пробуждения считалась Лада.

Славяне верили в существование как добрых, так и злых духов, в борьбу многоликих Белобога и Чернобога, воплощавших соответственно добро и зло, свет и тьму. Широкое распространение получили культы предков, дошедшие и до наших дней, например, Дзяды и Радуница – праздники, на которых поминаются усопшие. Почитались волхвы, славянские жрецы, – посредники между людьми и богами, прорицатели и ведуны.

В 980 г. князь Киевской Руси Владимир Святославович, имевший власть и над большей частью белорусских земель, предпринял попытку упорядочения иерархии богов в составе общегосударственного пантеона. Были установлены для официального поклонения культы богов при главенстве Перуна, но просуществовали они всего лишь несколько лет. В 988 г., согласно византийской традиции, произошло крещение Руси, введение христианства в качестве государственной религии*. На белорусских землях сохранение языческих верований не было сопряжено с процессами массового противостояния христианству. Исконные религиозные традиции переходят в разряд «неофициальных», народных верований и продолжают не столько противоборствовать, сколько влиять на христианство в течение длительного времени. Сформировалось своеобразное религиозное явление, получившее название «двоеверие» – форма организации религиозной жизни, синкретически сочетающая исконно славянские верования и обычаи
с православными.

С одной стороны, под влиянием православия и христианских ересей дальнейшее развитие получили представления о дуализме созидаемых начал, изменяются космология, мифологические образы. Ряд древнеславянских богов приобретает антропоморфный (человекообразный) вид, сохраняя при этом признаки святости в его прежнем понимании – сверхчеловеческую силу, жизнетворную или смертоносную. С другой стороны, пра-вославие соединяет образы христианских святых с образами древних сла-вянских богов (Илья-пророк – Перун, Власий – Велес и т. д.), формирует церковный календарь и обрядность в сочетании с аграрной магической практикой сельского населения*.

Христианство на белорусских землях появляется еще в IX в., т.е. за век до его официального принятия. Известно, что в это время в Полоцке и Турове уже жили христиане, а чуть позже – соответственно в 992 и 1005 гг. – здесь появляются епархиальные центры. Рогнеда – полоцкая и киевская княжна – не только стала христианкой, но и приняла монашеский постриг под именем Анастасии**. А при ее сыне Изяславе в Полоцке уже был построен христианский храм.

К концу XII в. почти все белорусские земли были в определенной мере христианизированы и их культурно-духовное развитие проходило под влиянием православной византийской цивилизации, более развитой к тому времени, нежели католическая. Возникают монастыри не только как духовные, но и просветительские центры: Борисоглебский (Полоцк), Варваринский (Туров), Петропавловский и Параскевы (Мозырь). Евфросинья Полоцкая считается основательницей двух монастырей – женского св. Спаса и мужского св. Богородицы***.

В монастырях переписывались Библия и сочинения отцов церкви, патерики и жития, византийские хроники и местные летописи. Хотя сохранилось не так уж и много рукописных книг белорусского происхождения X–XII вв., тем не менее известно и об оригинальных произведениях этого времени: полоцкое и туровское евангелия, «Поучения» Кирилла Туровского, «Житие Евфросиньи Полоцкой», Полоцкая, Туровская, Новогрудская летописи.

В это время возводились православные храмы, которые хотя и строились по византийскому образцу, но имели характерные черты, свидетельствовавшие о наличии оригинальной местной архитектуры. В XI в. был построен Софийский собор в Полоцке, в XII в. – Борисоглебская церковь
в Бельчицах, Спасо-Евфросиньевская церковь в Сельце, для которой мастер-ювелир Лазарь Богша создал в 1161 г. одну из белорусских святынь – драгоценный крест с кусочками мощей мучеников христианской церкви.

Из наиболее ярких личностей, проживавших и проповедовавших христианские истины на белорусских землях в XII в., были, безусловно, святые Кирилл Туровский и Евфросинья Полоцкая. Первого современник назвал «Златоустом, больше всех на Руси воссиявшим», а вторая известна как незаурядная представительница культурно-просветительского движения во всем православном мире. Своей праведной жизнью прославились епископы Полоцка – святые Мина, Дионисий и Симеон, епископ Турова – святой Лаврентий, монах Авраамий Смоленский.

Таким образом, благодаря принятию христианской веры, влиянию богатой византийской культуры белорусские земли включались в орбиту европейской истории. При этом церковь становится главной опорой государства, выполняя ряд государственных функций. Российский историк Н. М. Карамзин пишет: «Изначально церковь являлась сотрудницей мирской государственной власти в устроении общества и поддержании государственного порядка. Церковь блюла порядок семейный, религиозный, нравственный. Общество во всех делах церковных и не церковных ведала и судила церковная власть. Люди, лишенные средств существования вследствие своих физических данных, повсюду составляли нагрузку, которую брала на себя церковь, как организация, связанная своим происхождением с религией униженных, обиженных и угнетенных»[1].

После вхождения белорусских земель в состав Великого княжества Литовского, вплоть до Кревской унии 1385 г., православие оставалось господствующей христианской конфессией*. Полотчина, Смоленщина, Гродненщина, Туровщина и Пинщина были населены православными. Лишь на северо-западе проживали литовцы и жемайты, которые, как и немногочисленные здесь пруссы и ятвяги, были язычниками. Из западноевропейских стран в Великое княжество переселялись католики, постепенно укреплявшие позиции своей конфессии и свое влияние на власть.

Великие князья литовские Миндовг, Войшелк, Ольгерд хорошо понимали консолидирующую роль церкви, высоко ценили ее деятельность в «собирании» единоверцев в едином государстве и соответственно отдавали предпочтение православной вере. В 1317 г. великий князь Гедимин добился учреждения отдельной зависимой от константинопольского патриарха митрополии, просуществовавшей лишь до 1330 г. Первым митрополитом Великого княжества Литовского стал Фиофил. Его резиденция находилась в Новогрудке, а местный собор Бориса и Глеба стал кафедральным.

После заключения Кревской унии между Великим княжеством Литовским и Польшей православие начинает терять свои позиции на белорусских землях, лишаясь покровительства государства. Привилегированной конфессией, поддерживаемой королевской властью, становится католицизм. Многие представители древних белорусских знатных фамилий, чтобы сохранить свое положение в обществе и иметь возможность занимать государственные должности, переходили в католическую веру.

Официально католические миссионеры прибыли на белорусские земли в 1322 г. во времена правления Великого князя Гедимина. Это были члены орденов, католических монашеских объединений, францисканцы и доминиканцы. Следует признать, что вплоть до Кревской унии особых успехов у миссии не было. Лишь после женитьбы Великого князя Литовского Владислава Ягайло на польской королеве Ядвиге в 1386 г., его крещения в Кракове и принятия им католичества началась настоящая экспансия католицизма на белорусские земли.

Тем не менее белорусское православие, несмотря на сближение властей и влиятельных родов княжества с католической Польшей, падение Константинополя в 1453 г. и соответственно ослабление помощи со стороны патриарха, конфронтацию Великого княжества Литовского с Московским княжеством, выстояло, хотя и изменилось. В начале XV в. был составлен «Свиток Ярослава», в котором определялись юрисдикция православной церкви в Великом княжестве, ее отношения со светской властью. В ответ на притеснения со стороны католиков и властей с конца XVI в. широкое распространение во многих городах Беларуси получили братства – религиозные организации православного населения.

В 1387 г. в Вильно была открыта католическая епископальная кафедра, во многих городах строились костелы. С конца XIV до середины XVI в. на территории Беларуси возникло 259 парафий (католических приходов).
В Лиде, Ошмянах и Пинске были основаны монастыри ордена францисканцев, в Бресте и Быстрице – августинцев, в Полоцке – бернардинцев.

Традиционная для данного региона политика относительной веротерпимости на некоторое время изменилась*. Православные, даже будучи в большинстве, теряли возможность избирать великого князя, не имели иму-щественных и личных гарантий. В конце XV в. великий князь Казимир запретил строительство новых и ремонт старых православных церквей, хотя на практике это и не выполнялось. Католические монашеские ордены становились крупными землевладельцами, со временем превзойдя в этом отношении православных иерархов и монастыри.

Духовно-культурная жизнь общества была связана в первую очередь
с религиозными центрами. В монастырях работали школы как религиозного, так и светского направления, библиотеки насчитывали сотни редких книг как богословского, так и научного характера. Монашеские ордены внесли свой вклад в пропаганду морально-нравственных ценностей, развитие образования и книгопечатание. Особую роль в данной сфере впоследствии сыграли иезуиты, члены католического ордена Общества Иисуса.

В 1439 г. Флорентийский собор принял решение об объединении (унии) восточной и западной церквей. Свою подпись под документом поставил и признанный кардиналом митрополит киевский и всея Руси Исидор*. Но если на белорусских землях ни духовенство, ни паства в большинстве своем не были против унии, то в Москве митрополита назвали «латинским прелестником» и осудили на соборе епископов. Признание унии в какой-то степени сохраняло бесконфликтность межконфессиональных отношений в Великом княжестве Литовском. В подтверждение этого можно сказать, что в княжество прибывало большое количество православных бояр и князей, спасаясь от гонений со стороны московского монарха.

1517 г. является официальной датой начала Реформации**. Основным протестантским направлением в Беларуси стал кальвинизм, идеи которого привлекли значительную часть феодальной знати, средней и мелкой шляхты***. Антицерковные настроения, осуждение ее привилегий были широко распространены в низших слоях, где получили поддержку лютеранство и антитринитаризм****. Молодежь, получившая образование в немецких и швейцарских университетах, возвращалась на родину со знаниями учений Мартина Лютера и Жана Кальвина. Следует отметить, что такая религиозная ситуация в стране не могла не отразиться и на конфессиональном составе сената Великого княжества Литовского. Так, в 1569 г. протестанты составляли 68% сенаторов, католики – 9%, православные – 23%.

Расширение реформационных настроений было выгодно и магнатам, которые стремились к усилению государственности княжества. В 1553 г. из католичества в протестантизм переходит великий канцлер и виленский воевода, «некоронованный король Литвы» Николай Радзивилл Черный. Он организует в Бресте первую на территории Беларуси реформаторскую общину, а при ней церковь, школу, типографию, приют. Его примеру следуют представители знатных фамилий Сапеги, Ходкевичи, Воловичи, Кишки и др.

Антитринитарии в Беларуси известны не только своими религиозными, но и иными общественно-политическими взглядами. К их числу принадлежал и Сымон Будный, автор знаменитого «Катехизиса», первой изданной на территории Беларуси на старобелорусском языке книги. Соратником Будного был Василий Тяпинский, впервые в восточнославянской культуре он начал издавать тексты Священного Писания параллельно на двух языках: церковно-славянском и старобелорусском.

Реформация сыграла свою положительную роль для белорусов, так как содействовала межконфессиональному диалогу, активизации духовно-культурной жизни, распространению гуманистических идей, увеличению числа грамотных, национальному подъему. Апогеем религиозных отношений стало принятие сеймом в 1573 г. акта варшавской конфедерации об узаконивании религиозной толерантности, текст которого целиком вошел в Статут Великого княжества Литовского 1588 г. Этот акт закрепил полную свободу вероисповеданий, декларировал равенство общественных и частных прав представителей всех христианских религий.

С появлением на землях Великого княжества Литовского иезуитов в 1569 г. начался этап Контрреформации*. Иезуитами были созданы не только первое на этих землях высшее учебное заведение – Виленская академия, но и большое количество школ и коллегиумов – учебных заведений с передовой на то время системой преподавания. Причем принимались учащиеся независимо от их вероисповедания, зачастую на бесплатной основе. Выходили из стен данных заведений уже, как правило, убежденные католики.

В конце XVI в. наиболее влиятельные магнаты и шляхта массово начали переходить в католицизм. Это было связано не только с успешной деятельностью иезуитов, но и теми условиями, которые сложились после заключения политической унии между Великим княжеством Литовским и Польшей в 1569 г. в Люблине. В результате этого союза на карте Европы появилось крупное и сильное государство – Речь Посполитая.

Для успешного функционирования власти необходима была и религиозная уния, в которой были заинтересованы как руководство Речи Посполитой, стремившееся укрепить единство государства, так и определенные круги Великого княжества, видевшие пути культурно-религиозного развития страны в объединении двух конфессий.

В 1595 г. глава католической церкви римский папа Климент VIII получил прошение от группы православных епископов и дал свое благословение на унию. В честь этого события была создана медаль с надписью «На соединение русских». Король польский и Великий князь Литовский Сигизмунд III издал соответствующий универсал, в котором православная церковь в Речи Посполитой объявлялась соединенной с католической. Но необходимо было утвердить унию на соборе, который и был созван в 1596 г. в Бресте*. Однако еще до заседаний выделились две непримиримые группировки, которые, не придя к соглашению об унии, в итоге отлучили от церкви друг друга. Ватикан и власти Речи Посполитой посчитали унию состоявшейся. Соответственно православная церковь обязана была подчиниться римскому папе, приняв католическую догматику, но сохранив православную обрядность. В истории данное событие известно как Брестская уния, положившая начало рождению новой греко-католической (униатской) церкви.

Но вместо ожидаемого мира и согласия в обществе уния, по сути, стала попыткой окатоличивания белорусского населения, хотя и проводилась под лозунгами создания национальной религии белорусского народа. Униатами становились в основном крестьяне. Наибольший отпор «новая вера» встретила со стороны горожан, простого духовенства и православной шляхты. Во главе антиуниатского движения стояли православные братства, организованные во многих городах Беларуси. Братства занимались просветительской деятельностью, некоторые из них имели типографии. В связи с нарастающим недоверием паствы к православным иерархам братства выполняли также функции контроля над епископатом.

Несмотря на все усилия со стороны православных, численность униатов неуклонно росла и во второй половине XVIII в. достигла 75% от всего населения, а православных при этом оставалось лишь 6,5%. Особую роль здесь сыграл созданный в 1617 г. униатский орден базилиан. Особых успехов добилась и католическая миссия, отражением чего стала полонизация населения. Даже православные белорусы и духовенство чаще уже использовали латинский шрифт. Обучение и канцелярия велись главным образом по-польски. Такой успех распространения католической веры и полонизации в первую очередь связан с преимуществом в сфере образования и методике обучения.

В XVII в. во времена правления царя Алексея Михайловича и патриарха Московского Никона произошла церковная реформа, которая в итоге привела к расколу в Русской православной церкви. Не принявшие нововведений стали именоваться староверами, или старообрядцами, и из-за гонений со стороны государства вынуждены были скрываться, в том числе и на территории Беларуси. Основанная в 1685 г. в Ветке (Гомельская обл.) община со временем превратилась в крупный религиозный центр старообрядчества, численность населения которого достигала 40 тысяч человек. Благодаря компактному расселению, приверженности своей вере старообрядцы долгое время сохраняли свой традиционный уклад жизни.

В результате трех разделов Речи Посполитой – 1772, 1793 и 1795 гг. – белорусские земли входят в состав Российской империи. Соответственно меняется и конфессиональное соотношение. Позиции православной церкви усиливаются. Увеличивается количество православных храмов, священников, монахов, прихожан.

В 1839 г. был созван собор в Полоцке, на котором было принято решение о расторжении Брестской унии. Полтора миллиона униатов стали считаться православными. Греко-римская (униатская) церковь, таким образом, воссоединялась с православной церковью, несмотря на попытки большого количества униатов в западных районах Беларуси остаться таковыми либо перейти в католицизм. Численность католиков уменьшалась. Главной причиной этого стала не религиозная доктрина российских властей, а попытка уменьшить польское влияние на белорусских землях. Особенно это проявилось после восстания 1863 г., когда были закрыты десятки костелов
и монастырей, предпринимались попытки русификации католиков.

17 апреля 1905 г. был принят Закон, согласно которому православие оставалось в Российской империи «первенствующим и господствующим», но любому человеку разрешалось беспрепятственно переходить в другую веру. Такая политика свободы совести позволила активизировать свою деятельность на белорусских землях не только католикам и старообрядцам, но и протестантским течениям, среди которых выделяются баптисты, пятидесятники, адвентисты.

После революции 1917 г. и прихода к власти большевиков практически все религиозные конфессии подверглись гонениям, священнослужители репрессировались, имущество церквей конфисковывалось, храмы и монастыри разрушались. Западная часть Беларуси с 1921 по 1939 г. находилась в составе Польши, где хотя и доминировал католицизм, но православ-ные не ощущали серьезных притеснений со стороны властей.

Коренной поворот государственной политики в отношении религии произошел лишь в конце 1980-х гг., когда в обществе наблюдался идеологический вакуум, а годы существования советского государства уже были сочтены.

В 1990-е гг. религиозное самосознание народа Беларуси значительно возросло, а конфессиональный фактор стал играть заметную роль в общественно-политической жизни общества. В религии стали видеть гарантию порядка, незыблемости духовных устоев общества, возрождения национальных традиций народа.

Со дня объявления независимости Республики Беларусь в 1991 г. по настоящее время крупнейшей религиозной организацией является Белорусская Православная Церковь (Белорусский экзархат Русской православной церкви), которая насчитывает 10 епархий. Около 80% верующих Беларуси – православные. На сегодняшний день зарегистрировано 12 религиозных объединений Белорусской Православной Церкви, 5 духовных учеб-ных заведений, 27 монастырей, 13 братств, 9 сестричеств. Общее количество приходов (религиозных общин) – 1399. Численность священнослужителей составляет 1438 человек. Кадры священников готовятся в Минской духовной академии, Минской духовной семинарии в поселке Жировичи Слонимского района Гродненской области, Духовном училище Витебской епархии, Минском духовном училище Минской епархии, Слонимском духовном училище Новогрудской епархии. Церковь располагает 1175 культовыми зданиями. Главой Белорусской Православной Церкви является Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси Филарет. В 2003 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве между Бе-лорусской Православной Церковью и Республикой Беларусь (текст Соглашения приведен в прил. 1).

Второй по численности последователей и влиянию в Республике Беларусь является Римско-католическая церковь, имеющая здесь 4 епархии. Около 14% верующих Беларуси – католики. Зарегистрированы 443 общины, 9 миссий, 8 монастырей. В приходах работает 381 священник. Кадры священнослужителей готовятся в Гродненской высшей римско-католи-ческой духовной семинарии и Пинской межпархиальной высшей духовной семинарии. Значительная финансовая и кадровая помощь приходит Римско-католической церкви из-за рубежа, особенно из Польши. Католики Беларуси располагают 435 культовыми зданиями. В 2007 г. в Минске проходил съезд католического духовенства Европы.

В республике действуют 971 протестантская община, 20 объединений, 21 миссия, 5 духовных учебных заведений. К протестантам причисляют себя около 2% верующих. В Беларуси из протестантских движений активно заявляют сегодня о себе такие религиозные организации, как Союз евангельских христиан-баптистов, Союз христиан веры евангельской (пятидесятники), Адвентисты седьмого дня, Свидетели Иеговы. В Минске действует Совет епископов религиозных протестантских объединений – неофициальный совещательный орган, в который входят руководители крупнейших общин*.

Нельзя не упомянуть и о новых религиозных движениях (неокультах), имевших широкое распространение в нашей стране в 1990-х годах, но из-за своей деструктивной деятельности запрещенных, например, Церковь Унификации преподобного Муна, Аум Синрекё, Богородичный центр, Великое белое братство, Сатанисты, Сайентологическая церковь и др.

Особую роль в религиозной истории Беларуси сыграли представители нехристианских течений, в первую очередь иудеи и мусульмане.

Первые последователи иудаизма на белорусских землях известны уже
с IX в. Но об организованных общинах мы можем говорить лишь с XIV в., когда великий князь Витовт в 1388–1389 гг. дал привилегии пяти еврейским общинам. Во второй половине XVII – первой половине XVIII вв. происходит наплыв еврейского населения на территорию Беларуси. Особую роль
в еврейской среде данного времени играли идеи религиозно-мистического течения – хасидизма. В XIX – начале XX вв. в местечках Беларуси евреи часто численно доминировали над представителями других этнических групп и конфессий. После Октябрьской революции 1917 г. синагоги и учебные заведения евреев были закрыты. Лишь в 1993 г. прошла учредительная конференция Белорусского объединения еврейских организаций и общин, поставившая цель возродить религиозные традиции иудаизма. В этом евреям Беларуси активно помогают зарубежные еврейские организации, придерживающиеся как ортодоксального, так и прогрессивного иудаизма.
В связи с массовой эмиграцией в последние десятилетия белорусских евреев в Израиль и страны Запада влияние иудаизма в жизни страны сегодня не столь значительно.

Ислам в Беларуси представлен в первую очередь татарами, которые появились здесь еще в XIV в., когда великий князь Витовт приглашает их на военную службу. Татары вели оседлый образ жизни, охраняли границы, им предлагались государственные должности. В 1591 г. в Речи Посполитой проживало около 100 тысяч татар, насчитывалось 400 мечетей. Во времена советской власти мусульмане также подвергались гонениям, действующей оставалась лишь одна мечеть в поселке Ивье Гродненской области. В 1991 г. был образован самостоятельный Муфтиат Республики Беларусь. Белорусское объединение татар «Аль-Китаб» проводит работу по сохранению этнической самобытности татар, возрождению культуры и ислама. Приверженцами ислама являются также прибывшие в Республику Беларусь на постоянное место жительства выходцы из Северного Кавказа и Средней Азии.

Таким образом, можно сделать вывод, что Беларусь – многоконфессиональное государство и вопросы государственно-правового регулирования религиозных процессов приобретают здесь особую актуальность. Демократические установки во взаимоотношениях между государством и религиозными организациями, принцип свободы совести, равенство всех религий перед законом с учетом их культурно-исторической роли гарантируются статьями Конституции Республики Беларусь, а также Законом
«О свободе вероисповеданий и религиозных организациях».

Сведения о росте и количестве религиозных общин в Республике Беларусь, а также статистика о культовых зданиях, принадлежащих разным конфессиям, приведены в прил. 2, 3, 4.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 4733 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...