Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Раздел II человек, его мир и последствия деятельности



БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ (4 часа)

1.Человек так проблема философии.

2.Природа, сущность и бытие человека.

3.Смысл жизни как функция человеческого бытия.

При рассмотрении первого вопроса «Человек как проблема философии» студенту необходимо знать, что, к чему бы не обращалась философия, какие бы не рассматривала проблемы, в конечном счете она никогда не забывает о главном - о человеке, о смысле его существования.

Философы античности рассматривали человека как образ Космоса, как «малый мир», микрокосмос. Социальное и природное часто отождествлялось ими. Платон понимал человека как комбинацию души и тела, считал, что душа принадлежит к миру идей. Аристотель настаивал на единстве души и тела.

В христианстве человек рассматривался как образ и подобие Бога.

Плоть человека - арена низменных страстей и желаний.

Философия эпохи Возрождения (Ренессанса) анализирует человека как автономное существо, как живую целостность. Единство души и тела - это преимущество человека перед другими созданиями. Человек есть чувствующее тело с характерными для него многочисленными духовными достоинствами.

Философия - Нового времени видела в человеке, прежде всего его. духовную сущность. Человек - это разумное существо. Тело и душа не имеют ничего общего. Ясное содержание души - сознание.

Гегель развивает идею историчности человека. Для него человек - носитель общезначимого духа, субъект духовной деятельности, создающий мир культуры.

Фейербах и Чернышевский исследуют человека как чувственно-телесное существо.

Марксизм считает определяющим в понимании человека трудовую деятельность. Общественное бытие определяет сознание человека. Общество детерминирует свойства личности.

«Философия жизни» (Ницше, Бергсон) на первый план выдвигает волю, интуицию. Сознанию часто противопоставляется бессозна­тельное.

Фрейд возвышает бессознательное над сознанием. Истоки религии, культуры, всего человеческого он видит в бессознательном.

Феноменология (Гуссерль) стремится преодолеть замкнутость.личности, считает, что переживания изначально направлены на внешний мир.

Экзистенциализм (Сартр, Камю) пытается «спасти» человека, изолируя его от жизни, от тех реальных связей, которые существуют у человека с миром природы и общества. Страх, тоска и отчаяние отталкивает его от бытия, человек замыкается в самом себе, в своем одиночестве.

Подводя итог, студенту следует знать, что человек столь многообразен, что постижение его природы не может быть однозначным, одномерным. Абсолютизация того или иного изме­рения человеческой сущности не позволяет понять человека во всей полноте его бытия. Отдельные «образы человека» не исключают, а дополняют друг друга. Такой подход к проблеме позволяет обнаружить все то ценное, что имеется в различных философско-­антропологических версиях с античности до наших дней.

При изучении второго вопроса «Природа, сущность и бытие человека» следует учитывать, что философский анализ этой проблемы предполагает многостороннее рассмотрение человека.

В процессе изучения философской концепции человека необходимо учитывать, во-первых, то, что человека нельзя рассматривать только с позиций детерминированности конечными природными и социальными факторами. Во-вторых, природное и социальное, внутренний духовный мир человека - не следует противопоставлять друг другу или абсолютизировать. В-третьих, социальное не сводится к биологическому. В-четвертых, -духовный мир человека следует рассматривать не как простое отражение действительности, а и как самостоятельную реальность.

Философский подход к познанию человека требует рассмотрения его как целостного единства, в котором все стороны взаимодействия выступают как необходимые моменты. Ни человек по отношению к миру, ни мир по отношению к человеку не выступает только как средство или только как цель: и человек и мир самоценны и служат друг другу.

Студенту следует помнить, что бытие человека, представляющее собой систему отношений с окружающей действительностью, весьма многообразно.

Прежде всего, человек есть биологическое существо и в этом смысле представляет собой часть природы, является ее порождением, продуктом. В тоже время существование человека - это специфически человеческая деятельность, а не существование вообще, определяющей чертой которого является материальная трудовая деятельность.

Наряду с физическими силами и способностями в творческой деятельности человека участвуют его психические силы и способности. Существенным моментом человеческой деятельности является познание объективной реальности.

Анализируя сущность бытия человека, можно выделить следующие характеризующие его моменты:

- жизнедеятельность человека есть непрерывный процесс удовлетворения, воспроизводства и рождения новых потребностей, осуществляемых на основе материального производства;

- жизнедеятельность человека представляет собой процесс сознательной, целесообразной деятельности, направленной на познание и преобразование мира;

- жизнедеятельность есть процесс свободной, творческой деятельности по отношению к миру и самому человеку, процесс, в котором необходимость свободы становится необходимым условием самой жизнедеятельности.

С учетом вышесказанного можно дать следующее определение человека как уникального существа:

Человек - это биосоциальное существо, отличительной чертой которого является обладание членораздельной речью и сознанием. Оно генетически связанно с другими формами жизни, но выделилось из них благодаря трудовой деятельности.

Существует два способа бытия человека - «извне» и «изнутри».

В первом случае оно выступает продуктом действия космических сил и исторических социальных обстоятельств, во втором - как носитель индивидуального начала и как возможность существования.

Сущность человека не есть нечто раз и навсегда данное. В каждый определенный момент времени человек находится в конкретных условиях, которые диктуют ему цели, средства, оказывают влияние на выбор жизненных ценностей. Свобода выбора своего жизненного мира - фундаментальная черта человеческого бытия.

При рассмотрении третьего вопроса «Смысл жизни как функция человеческого бытия» необходимо помнить, что при анализе бытия человека, нельзя обойти вниманием вопрос о смысле человеческого существования.

Смысл жизни представляет собой осмысление человеком своего предназначения, «самооправдания» своей жизнедеятельности. Он включает в себя цели, идеалы, установки, умонастроение и линию поведения человека.

Смысл жизни не задан человеку изначально. Человек изменяется в связи с изменениями в общественных отношениях, в личной жизни, в формах жизнедеятельности, вместе с этими изменениями изменяется и смысл жизни. К тому же, человек существует во многих формах бытия, поэтому смысл его жизни многомерен.

В истории духовных исканий человечества можно выделить три главных подхода к решению этой проблемы:

1. Смысл жизни находится за пределами жизни - в объективных порядках высшего бытия, в надличностных ценностях, в Боге.

С этой точки зрения, единственное, что делает осознанной жизнь и придает ей абсолютный смысл, так это действенное соучастие в жизни, направляемой сверхъестественными силами.

2. Смысл жизни изначально присущ жизни в ее глубинных основаниях, иными словами, ценность и смысл жизни - в самой жизни.

Согласно данному подходу, человек способен переустроить мир на началах добра и справедливости. Эта прогрессивная цель и придает смысл человеческому существованию.

3. Смысл жизни задается самим человеком, благодаря его усилиям по самореализации.

Согласно данному подходу, жизнь сама по себе не имеет раз и навсегда заданного смысла. Только человек благодаря своей деятельности, сознательно или бессознательно, преднамеренно или стихийно придает ей смысл и тем самым выбирает и созидает свою человеческую сущность.

Студенту необходимо знать; что каждый индивид может проектировать свой способ бытия и его стиль, но при этом он всегда исходит из некоторых допущений о подлинности определенных, коренящихся в самой жизни, ценностей, исходит из определенного понимания смысла жизни и целей жизнедеятельности. Кроме этого вопрос о выборе человеком смысла жизни детерминирован социальными условиями, тем или иным уровнем культуры, религиозными догмами, а так же макро- и микросредой, в которой осуществляется человеческая жизнедеятельность.

ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО (2 часа)

1.Личность, ее основные признаки и взаимосвязь с обществом.

2.Соотношение необходимости, свободы и ответственности в деятельности личности.

3. Социальные роли личности. Роль личности в историческом процессе.

Изучение первого вопроса «Личность, ее основные признаки и взаимосвязь с обществом» следует начинать с выяснения содержания понятия "личность". При этом надо исходить из того, что проблема личности является одной из актуальных и перспективных направлений философских исследований.

Это предопределяет не только множество подходов к изучению проблемы, но и многообразие определений самого понятия "личность". В их числе имеются: а) описательное; б) субъективное; в) поведенческое; г) психологическое; д) биофизическое; е) биосоциальное; ж) структурное; з) моральное, морально-правовое, морально-интеллектуальное и другие.

Несмотря на такое многообразие определений, все они проблему личности рассматривают в связи с понятиями "индивид", "индивидуальность", "человек", "личность".

Под индивидом понимается единичный представитель человеческого рода без учета его биологических особенностей, специфики реальной жизни и деятельности. Индивидуальность - это неповторимое своеобразие человека.

Что касается понятий "человек" и "личность", то нередко допускается их отождествление, приводящее к ошибкам, неточностям, о которых следует знать. Все дело в том, что в соотношении понятий "человек", и "личность" необходимо различать их объем и содержание. По объему эти понятия тождественны, так как все люди, независимо от пола, расы, национальности - личности.

Однако по своему содержанию эти понятия различаются. Во-­первых, человек есть целостность, а личность есть часть, компонент человека. Во-вторых, человек есть существо биосоциальное, тогда как понятие «личность» характеризует общественную сторону человека. В-третьих, человек является материальным носителем личности, а последняя выражает совокупность общественных свойств человека. Иначе говоря, понятие "личность" обозначает тот же предмет, что и понятие "человек", но уже поднявшийся до определенного уровня социализации.

Личность - это отдельный человек с определенными чертами характера, индивидуальными способностями и наклонностями.

Атрибутивными признаками личности признаются разумность, обладание речью, способность к трудовой деятельности, самостоятельность, определенность, стремление к свободе, сила воли, собранность, оригинальность чувств, ответственность.

Эти признаки личности детерминируются всей системой, всем укладом общественной жизни. Личность - это человек, выделивший в процессе общественных отношений свое "Я" из "не - Я" и не только осознавший свои взаимоотношения с "не - Я", но и активно воздействующий на "не - Я" в процессе своей сознательной целенаправленной деятельности.

Анализируя данное положение, видим, что человек не только продукт общественных отношений, но и их творец. Такой вывод становится само собой разумеющимся, если принять во внимание тот факт, что человек существо деятельное, а основным видом его деятельности является труд.

В труде проявляются творческие, созидательные, социальные качества человека, которые и делают его личностью. Это позволяет с полной уверенностью говорить, что общество формирует личность путем ее социализации, через влияние на нее социальной среды.

В то же время личность не только формируется социальной средой, но и сама влияет на нее в зависимости от образования, профессии, общественного положения и активности. Определяющая роль среды в формировании личности и обратное влияние личности на среду - основной закон взаимосвязи личности и общества.

Вместе с тем надо учитывать, что эта взаимосвязь проявляется и в зависимости индивидуальной жизнедеятельности личности от потребностей и возможностей общества, и в том, какие условия созданы в нем для общения и обособления личности, для ее самосозидания.

Решая задачу самосовершенствования форм взаимосвязи личности с обществом, недопустимо игнорирование ее природной, биологической основы. Поскольку человек соединяет в себе биологическое и социальное начала, а оба они постоянно изменяются, то наилучший результат будет достигнут лишь в случае их гармонического развития. Значит, общество в равной мере должно быть заинтересовано как в укреплении биологической сущности, так и в нравственно-интеллектуальном развитии человека как личности.

Анализ второго вопроса «Соотношение необходимости, свободы и ответственности в деятельности личности» целесообразно начать с уяснения содержания категорий "свобода", "необходимость" и "ответственность".

В субъективно-идеалистическом понимании свобода представляется, как возможность индивида в любой момент действовать так, как он желает. Конечно, такой произвол ничего общего с подлинной свободой не имеет. Философы-материалисты, отвечая на этот вопрос, утверждают, что в развитии природы и общества господствует необходимость, которую человек в состоянии познать и действовать в соответствии с ней.

Таким образом, свобода - есть, познанная необходимость и обусловленная этим практическая деятельность человека. Чтобы быть свободным - надо познавать объективную необходимость и на основе этого знания определять цели, принимать оптимальные решения и на практике воплощать их в действительность.

Отвечая на вопрос о сущности свободы, частично было раскрыто и содержание категории "необходимость ". "Необходимость" первична. В природе и обществе она существует в форме объективных законов. Непознанные законы проявляют себя как "слепая" необходимость. Человек, не познавший их, остается несвободным. Чем глубже и полнее он познал их, тем свободней и осознанней является его деятельность. В этом смысле, свобода состоит не в независимости от объективной необходимости, а в умении принимать решения с учетом имеющегося знания. Применительно к личности, живущей и действующей в обществе, свобода есть право делать все, что дозволено законами, выражающими познанную необходимость.

Уяснение общего понимания свободы позволяет выделить и ее конкретные аспекты. Среди них на первый план выдвигается свобода экономическая, предполагающая не только свободу от эксплуатации, но и свободу принятия экономических решений и действий.

Очень важна свобода политическая, состоящая в таком наборе гражданских прав, который обеспечивает гражданину не только нормальную жизнедеятельность, но и гарантирует ему всеобщее и равное избирательное право, прямое участие в управлении общественными делами, возможность объединяться в политические партии, движения.

Не менее значимой является свобода духовная. Она не мыслима без свободного выбора мировоззрения, идеологии, системы нравственных ценностей, а также без свободы совести, (т. е. права исповедовать любую религию или не исповедовать никакой), без свободы распространения в обществе прогрессивных взглядов, борьбы против пропаганды войны, расовой и национальной исключительности и ненависти.

Свобода личности не абсолютна, а относительна, из ее относительности исходят все демократически ориентированные правовые документы, определяющие границы свободы. Относительность свободы получает свое воплощение в ответственности личности перед другими личностями и обществом. Если свобода означает для личности возможность выбора той или иной формы действия в конкретной ситуации на основе познанной необходимости, то ответственность есть способность личности принимать соответствующие обстановке решения, предвидеть последствия своих действий и отвечать за них перед обществом.

Здесь важно понять, Что зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы человеку предоставляет общество, тем больше и его ответственность за использование этой свободы. Ответственность выступает мерой свободы личности. Боязнь ответственности, уклонение от нее - одно из негативных качеств личности. Сознание ответственности, готовность принять ее на себя - черта личности, лежащая в основе доверия к ней.

Учитывая, что деятельность личности связана с различными сторонами общественных отношений, социальная ответственность проявляется в различных формах. Важнейшими из них являются:

а) политическая; б) правовая; в) гражданская; г) моральная; д) административная.

Кроме этого существует индивидуальная, коллективная, а также различные виды профессиональной ответственности. Это указывает на то, что в обществе не может быть личности, свободной от ответственности в какой-либо форме.

Все формы ответственности тесно связаны друг с другом. Связь эта имеет место потому, что все они отражают единые социальные нормы, общие принципы и требования общества к поведению человека. А это неизбежно приводит к тому, что в содержание одной формы ответственности включаются элементы 'других ее форм. Взаимно проникая друг в друга, они образуют единое целое понятие социальной ответственности.

Изучение третьего вопроса "Социальные роли личности. Роль личности в историческом процессе" необходимо подчинить уяснению основополагающего тезиса о том, что социальная ценность личности проявляется в различных сферах ее жизнедеятельности.

Многообразие общественных отношений предопределяет и многоплановость социальных ролей' личности. Но исходная, базисная роль личности заключена, во-первых, в том, что она является тружеником независимо от общественного разделения труда и характера общественного строя. Во-вторых, личность всегда стремится выступать в роли собственника, используя для этого не только результаты своего труда, но и свои физические и интеллектуальные способности. В-третьих, личность всегда проявляет себя как потребитель производимых обществом материальных ценностей. В-четвертых, поскольку первичной ячейкой общества является семья, то личности в той или иной мере приходится выполнять роль семьянина, состоящую в хозяйственно-­бытовой деятельности и воспитании своих детей. В-пятых, значимость личности определяется тем, насколько полно выполняет она роль гражданина своей страны, пользующегося предоставленными ему правами и выполняющему свои обязанности. В этой роли личность может быть активным или пассивным участником политической жизни, честным налогоплательщиком или скрывающим свои доходы, занимать определенную позицию в про ведении экологической политики и т.п.

Наконец, личность играет огромную роль в защите своей страны от любых форм внешней агрессии, направленных против ее суверенитета. К агрессивным действиям сегодня относят не только военное нападение, но и все методы экономического, политического, дипломатического и духовного насилия.

Таков далеко не полный перечень социальных ролей личности.

Они находятся во взаимной связи и выполняются человеком в зависимости от социальной зрелости и профессиональной подготовленности.

Вполне естественно, что степень этой зрелости и уровень активности являются определенным основанием для разделения личностей на рядовые и выдающиеся, а, следовательно, определяет и их роль в историческом процессе.

В связи с этим следует уяснить существующие представления о роли личности в истории.

Одним из них является волюнтаризм, который, отрицая объективный характер законов общественного развития, утверждает, что развитие общества зависит от воли "героев", ведущих за собой "толпу". Здесь провозглашается идея определяющей роли личности в историческом процессе.

Фатализм, наоборот, отрицая роль личности, считает, что в человеческой истории все предопределено судьбой, что человек не способен влиять на предначертанный ход событий.

В корне противоположно таким взглядам современное материалистическое понимание роли личности в истории. Исходной его посылкой является признание того, что развитие общества есть закономерный процесс, осуществляемый не сам по себе, а через деятельность людей. Если вся история слагается из деятельности масс и личностей, то каждый человек вносит какой-то вклад в общий поток общественной жизни. Этот вклад зависит как от существующих общественных отношений, так и от индивидуальных качеств личности. Вполне понятно, что наиболее выдающиеся из них оказывают и более глубокое масштабное воздействие на ход событий. Личность может стать подлинно великой, если выражает интересы передовых сил общества и действует в направлении исторической необходимости. Но ее деятельность обречена на провал, если она станет на защиту интересов отживающих социальных сил и будет действовать вопреки законам истории.

Следовательно, величие и ценность личности определяется суммой и значимостью совершенных ею дел на благо общества.

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСТВА (2 часа)

1. Творчество как философская категория.

2.Структура и уровни творческого процесса.

3. Специфика научно-технического творчества.

Рассматривать первый вопрос "Творчество как философская категории", студенту следует, начав с определения понятия «творчество».

Творчество — это всевозрастающий по своей социальной значимости вид человеческой деятельности, производящий новые, ранее не существовавшие ценности. Оно находит свое воплощение в преобразовании и классификации информации в соответствии с целями, замыслом, психологической установкой субъекта, в формировании понятий, проектов и иного рода теоретических объектов, используемых для объяснения и преобразования мира.

Играя ключевую роль в системе современного философского знания, категория творчества характеризует активно-деятельную позицию субъекта в его отношении к природе и обществу. Будучи включенной в структуру философского знания, она существенно влияет на современный стиль философского мышления, позволяет теоретически обосновать практически-преобразующий вклад субъекта в формируемую им картину мира.

Творческая активность сознания выступает в качестве определяющего направления исторического процесса, его ценностного содержания. Все социально значимые духовные ценности, наполняющие смыслом историю, являются результатом творческой активности разума выдающихся личностей.

Особую значимость эта активность приобретает в специфической области бытия - техносфере. Под ней понимаются те области на Земле и за ее пределами, куда проникают технические средства, а также изменения в биосфере, вносимые производственной деятельностью людей. Применительно к техносфере исходным, организующим началом творчества является новаторская инженерная мысль, опредмеченной формой которой выступает мир техники. Как отмечал Питирим Сорокин (США), машины, прежде чем принять «материальное» бытие, должны уже иметь «логически-психическое» существование в мысли изобретателя.

Вместе с тем студенту следует знать, что до недавнего времени категория творчества специально не рассматривалась ни в одном из вузовских учебников по философии, а сама идея творческой активности сознания подменялась теорией отражения, сводящей роль сознания к «отражению», «копированию», «фотографированию» объективного мира.

При изучении второго вопроса " Структура и уровни творческого процесса" студенту надо понять, что творчество имеет как объективные, так и субъективные основания.

Объективная основа творчества содержится в социальных потребностях, культурном, научном и техническом прогрессе. Ими же предопределяются и методы решения социально значимых проблем. Однако все объективные факторы, прежде чем реализоваться в уникальности творческого акта, должны пройти через сознание субъекта творчества.

Субъект творчества - это понятие характеризует автора новаций. В зависимости от уровня протекания творческих процессов им может выступать: личность, творческий коллектив, общество.

В свою очередь, объект творчества не может быть определен на основе только природных характеристик. Включенный в систему преобразуемой природы, объект в значительной степени определяется активностью субъекта, преследуемыми им целями и способом деятельности. Иными словами то, что называется объектом творчества, интегрирует в своем содержании как первично природные, так и технологически преобразованные элементы.

Творческий процесс не может протекать в отрыве от поступающей извне информации - без понимания и оценки ситуации, объективно обусловленных целей и методов решения задачи. Однако этой информации недостаточно для проявлений творчества. Необходимы также познавательные и решающие программы. Они, включая в себя творческое воображение, интуицию, эвристику (методы способствующие развитию активности, находчивости), должны обладать большим набором внутренних свобод, способностью воспроизводить собственное разнообразие, оригинальные решения, проекты преобразования действительности.

В структурном отношении творчество содержит две противоположные и вместе с тем взаимосвязанные стороны: отображение объектов и их изменение в соответствие с некоторый идеалом. Так, научно-техническое творчество очерчено рамками техносферы, которая объединяет часть природы (материалы, энергоисточники), включенную в область технологической деятельности. В то же время техносфера получает свою качественную определенность благодаря субъективному фактору, который определяет направленность, ценность и гуманизацию преобразования природы.

В связи с деятельностью человека-творца возникает проблема оригинальности и полезности новаций. Далеко не все социальные проекты и технические решения являются оптимально правильными, полезными для человечества. В современных условиях часто идет беспощадная эксплуатация природы. Отсюда — материало- и энергозатратные технологии, нещадная эксплуатация земли, ее недр, водных ресурсов и воздушной среды, всего живого на планете, включая самого человека. И все это на основе творчески разработанных, хотя и односторонних, проектов.

В результате техносфера, как область глобальной творческой деятельности человека, предстает внутренне противоречивой, охватывающей как исправленную, улучшенную первобытную природу, так и природу деградирующую, с нарастающим беспорядком и истощением ресурсов.

Учет того факта, что творчество может быть направлено как на благо, так и во вред человеку, привело в последнее время к возникновению нового раздела знания - техноэтики. Последняя видит приоритетную ценность технического творчества в его нрав­ственно-гуманистическом начале - безвредности и полезности для людей, экологической чистоте, положительных социальных последствиях от внедрения в практику его результатов.

Творчество как особая область познавательно-конструктивной деятельности человека включает в себя такие элементы, как: распознавание проблемы; ее формулировку; выбор оптимального метода ее решения; методологию поиска; стиль мышления; нравственно-ценностные ориентации и организационные, волевые качества, влияющие на результативность новаторской деятельности.

Способность видеть проблему далеко не всегда предполагает умение корректно сформулировать ее, а тем более найти кратчайший и экономичный путь к се решению. Именно поэтому здесь особое значение приобретает принцип диалога, что наиболее полно реализуется в условиях коллективного творчества.

Решение задач в процессе творчества предполагает использование как алгоритмов (системы вычислений производимой по строго определенным правилам), так и неформализованных эвристических методов. Последние проявляются на каждом из основных этапов творческого процесса: распознавание элементом задачи - постановка проблемы - выбор оптимального метода решения.

При изучении процесса творчества студенту необходимо знать, что в этом процессе важную роль играет инновационная, «предтворческая» активность субъекта: пространственное воображение, чувство гармонии, красоты.

Для того чтобы определить новизну объекта творчества, необходимо учесть степень изменения программы (методов, алгоритмов), на основе которых проходило решение задачи. Творческая новизна может быть сведена или к изменению структуры решающей программы или к введению нового объекта, которого не было в прежних условиях задачи. Первое будет означать открытие принципиально новой технологии или нового метода решения данного класса задач, второе - изобретение нового, скажем, технического приспособления, механизма или же существенное улучшение прежнего.

Высокий уровень творчества может характеризоваться одновременным изменением решающей программы и вводом новых элементов в предлагаемую задачу.

Студенту следует иметь в виду, что такое разграничение творческого процесса по критерию новизны и оригинальности решения задачи является важным с точки зрения оценки производственной целесообразности и приоритетности полученного результата. Оно может быть положено в основу классификационной характеристики деятельности как отдельного творческого работника, так исследовательского коллектива.

При рассмотрении третьего вопроса «Специфика научно-технического творчества» следует помнить, что творчество проявляется в различных областях общественного бытия: культуры, искусства, политики, техники.

Особым видом творчества является научно-техническое творчество, которое можно разделить в зависимости от характера преобразования исходной информации на следующие подвиды: I) установление научных фактов, открытие новых объектов, существовавших до того, как они были открыты; 2) приведение фактов науки в логическую систему: обобщение и абстрагирование, истолкование, выдвижение гипотез, разработка теорий, формулировка принципов, законов и т.д.; 3) технико-конструктивные решения, изобретения, новации в технологии или организации производства.

В свою очередь, научно-техническое творчество предполагает:

а) объективные условия зарождения и развития творческой мысли;

б) субъективные условия творчества (наличие психологической установки, собственно новаторского мышления)

в) экспериментальную или производственную реализацию творческого замысла.

Под объективными основаниями научно-технического творчества следует понимать совокупность внешних обстоятельств и средств, предоставляющих ту или иную степень свободы созидания нового. Они разделяются на: задачи (проблемы), очерченные законами природы, свойствами материалов, технологией, потребностями развития общественного производства и методы решения, согласованные со свойствами объекта творчества (технические нормативы, научные принципы, данные экспериментальных исследований).

Постановка задачи (проблемы) и совокупность методов ее решения, составляют исходную репродуктивную, т.е. воспроизводящую, часть всякого научного открытия или разработки новой технологии.

Важнейшей особенностью технического творчества, является поиск оптимальной эффективности, с учетом заданных критериев. К последним относятся, в частности, надежность и качество продукции, снижение ресурсо-затрат, безотходность технологии, экологическая чистота и безопасность производства. На этом этапе существует неопределенно большое множество псевдопроблем, которые или вообще не поддаются решению или же могут быть решены с неоправданно большими экономическими затратами.

Практическая реализация является заключительным этапом научно-технического творчества. Материализация творческого замысла представляет собой последовательный ряд его воплощения в продуктах инженерно-конструкторского труда: решение задачи в приближенном виде - рабочая схема - экспериментальная модель - пробный экземпляр - внедрение в производство.

Студенту необходимо знать, что научно-техническое творчество на этапе своей реализации тесно срастается с производством.

Связь технического творчества с производством обусловливает ряд его особенностей, отличающих его от других видов творчества. Это, во-первых, необходимость постоянного учета производственных условий, которые накладывают реальные ограничения на творческую мысль инженера-конструктора.

Во-вторых, изобретатель часто выступает здесь в роли организатора производства, что предъявляет повышенные требования к его личным качествам: гражданской позиции, организаторским способностям, владению навыками экономического мышления и экологической культуры, пониманию социальных последствий технического нововведения, знанию инженерной психологии.

В-третьих, поскольку внедрение того или иного технического новшества невозможно без некоторых компромиссов с экономическими показателями производства, в программу внедрения должна включаться оценка степени риска по основным показателям производства: возможное снижение объема производимой продукции, степень надежности предполагаемой технологии, изменения в нормах техники безопасности иные нежелательные последствия.

КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ (4 часа)

  1. Понятие культуры и цивилизации.
  2. Закономерности культурно-исторического процесса.
  3. Научно-технический прогресс и развитие культуры.

При изучении первого вопроса "Понятие культуры и цивилизации" следует обратить внимание на то, что у понятия "культура" многовековая история.

Это понятие имеет два дополняющих друг друга толкования. Первое происходит от общепринятого латинского слова "cultura" - уход, обработка, возделывание воспитание, развитие. Менее известным, хотя и более древним, является второе толкование: у друидов (кельтских жрецов) «культ» - почитание, на Древнем Востоке «Ур» - свет, огонь; а вместе - почитание света.

Впервые понятие культура употребил древнеримский оратор Цицерон (106-43 до н.э.). Под культурой он понимал благотворное воздействие, оказываемое философией на ум человека.

В средние века культура ассоциировалась с личным совершенством человека. В эпоху Возрождения культурным человеком считался универсально развитый, деятельный человек.

И эпоху Просвещения (ХУШ в.) культуру понимали как воплощение разумного, измеряемого достижениями наук и ремесел. Начиная с эпохи Возрождения понятие культуры входит в обиход, становится широко употребляемым. При этом, культура осмысливается как нечто противоположное "натуре", природе. Гердеру, рассматривавшему культуру как развитие способностей ума человека, принадлежит определение культуры как второй природы. Культура - это совокупность ценностей, созданных человеком. Культура, как заметил А. Флоренский, представляет собой язык, объединяющий человечество; среду, в которой произрастает личность.

Когда говорят о культуре, имеют в виду нечто ценное для человека не как физического, а как духовного существа. В силу этого под культурой подразумевают ценности этические, эстетические, религиозные. Их называют духовными ценностями, а сферы их функционирования - духовной культурой. Они проникают и в сферу производства и в сферу быта (например, дизайн), поэтому есть и понятие «материальная культура». Их объединяет то, что они не только созданы человеком, но и существуют для человека, т.е. культура воплощает в себе не только труд, но и человеческую духовность.

Человек, как субъект и как результат культурного процесса, живет и развивается в обществе, поэтому культура - это специфически общественный способ жизнедеятельности и саморазвития человека. Это не только совокупность результатов человеческой деятельности, но и сам ее процесс, а также подлинно человеческие отношения между людьми.

Многомерность и сущность культуры проявляется в ее основных функциях: социальной (гуманистической), познавательной, аксиологической, семиотической, нормативной.

Социальная или гуманистическая функция проявляется в том, что культура способствует преобразованию, совершенствованию, гуманизации человека и отношений между людьми, а следовательно и общества. Познавательная функция реализуется так: через культуру человек получает знание о мире, о самом себе и о других людях. Кроме того, самосознание любой культуры невозможно без интереса к другой культуре и без попытки ее понимания, без диалога культур.

Аксиологическая функция выражается в том, что культура определяет систему ценностных ориентиров в жизни человека и общества. Семиотическая функция (семиотика - учение о знаках и знаковых системах) - культура закрепляет через систему принятых в ней знаков и символов, содержание ее духовных и нравственных ценностей. Нормативная функция находит свое отражение в том, что внутри культуры формируется регламент общения между людьми, нормы и характеристики их поведения.

Современная культура формируется как структура, состоящая из образов жизни или стилей жизни. Существует общий тип культуры, который трансформируется в различных слоях общества, доходя в этих трансформациях до противоположности. Всякая культура рождает свою антикультуру, представляющую собой реальность, в которой господствующие в обществе принципы не отвергаются, а выступают в иной форме выражения. Например, патологический стиль жизни, социокультура нищеты.

Наряду с понятием культуры, в философии, начиная с ХУШ в., стал широко употребляться, известный уже в античности, термин «цивилизация» (от лат. civilis - гражданский, государственный). Этим понятием греки противопоставляли периоду варварства и дикости новый уровень гражданской жизни, реализуемый через правопорядок.

Каждая цивилизация возникает на энергетическом поле культуры. Цивилизации в истории могли в разной степени приближаться или отдаляться от культуры, но никогда не существовали отдельно от нее.

В философии и социологии выделяются четыре подхода к пониманию цивилизации:

1. Прямое смешивание понятий цивилизации и культуры, доходящее до их прямого отождествления, когда они считаются синонимами.

2. Цивилизация истолковывается как идеал прогрессивного развития человечества.

3. Цивилизация выступает как определенная стадия в развитии локальных культур.

4. Цивилизации выступают как качественно различные этнические (т.е. связанные с принадлежностью к какому-либо народу) общественные образования, характеризующие уровень общественно-материального развития различных регионов планеты.

Цивилизация - это определенный тип социальной организации общества, направленный на воспроизводство, приумножение общественного богатства и регламентацию гражданской жизни.

Когда говорят о цивилизации, ее начало связывают с качественно новым этаном в развитии материальной культуры - использованием техники. В науке известно деление ранней истории человека на дикость, варварство и цивилизацию. Начало последней связывают с умением применять металлы в производстве.

Понятия культуры и цивилизации, как отмечено выше, часто употребляют как синонимы, но иногда их противопоставляют, заявляя о враждебности цивилизации культуре. Впервые об этом заговорил в XVIII в. Руссо, который критиковал цивилизацию за то, что человек якобы живет в ней не естественными, а навязанными ему данностями, подчиняясь внешним, а не внутренним, факторам бытия. В XIX в. сходную мысль высказывал Ницше: прогресс рождает маленького человека, чем дальше продвигается прогресс, тем более уменьшается человек. Мыслители XX в. уже не сомневались в том, что, сделав жизнь человека удобнее, прогресс не сделал его счастливее, поэтому главная проблема культуры - духовность и бездуховность.

Созданными техническими средствами человечество способно уничтожить себя, поэтому сохранение культуры есть сохранение человечества. В этом плане, будущее у человечества безальтерна­тивно - это развитие культуры. Культура проявляется в развитии человека как сознательного, творческого и самодеятельного существа. Рост культуры выступает как один из законов истории общества. Каждая культура выполняет свою цивилизующую функцию.

Каждый народ творит свою собственную самобытную культуру, с учетом того факта, что каждая культура имеет устойчивую, консервативную сторону в виде традиций и новаторскую в форме творчества.

При рассмотрении второго вопроса "Закономерности культурно-исторического процесса" важно понять, что столкновение культуры и цивилизации приводят к необходимости понять закономерности движения культурно-исторического процесса, соотнести их с закономерностями социального развития в целом.

Идея развития в обществе, как правило, рассматривается в связи, с общественным прогрессом. Если исходить из того, что определяющим в развитии общества является прогресс в производительных силах, то идея прогресса выступает как универсальная, как закономерность развития общества от простых форм к формам более сложным и совершенным. Однако если определение уровня цивилизации по степени развития ее технического потенциала сомнений не вызывает, то с культурой дело обстоит не так прямолинейно. Часто культурная ценность того или иного явления определяется его древностью. Иными словами, истинные ценности культуры определяет время.

Попытки выявить закономерности культурного процесса сводятся к необходимости ответить на следующие вопросы: что лежит в основе культуры, что определяет стадии ее развития, каковы взаимоотношения между ее элементами, характер отношения к другим культурам.

Начиная с эпохи Просвещения (XVIII в.), на основе выделения объективно присущих культуре тех или иных закономерности, в науке сложились следующие основные концепции культурного процесса: эволюционная, диффузная, теория культурных циклов.

Эволюционная теория считает, что культуры эволюционируют, наслаиваются одна на другую и могут существовать лишь слой за слоем. Эволюция в культуре и природе имеет общие закономерности, но культура обладает собственным энергетическим потенциалом, поэтому, припадая к культуре, люди получают положительный или отрицательный заряд. Эволюционизм настаивает на единстве культуры. Разные культуры равноценны и равноправны, и могут быть понятны, только будучи частью единства.

Диффузионизм как культурологическое течение полагает, что культура не эволюционирует, а разливается, взаимопроникает. Диффузионизм изучает культурные круги, или культурные автономии, и создает на их основе этнокультурную карту мира, которая не совпадает с политической. Основой культурной автономии выступают следующие элементы, делающие культурный тип устойчивым: язык, бытовые привычки, жилищные постройки, керамика, одежда.

Теория культурных циклов (культурно-исторической типологии, локальных цивилизаций) исходит из того, что культура представлена различными сменяющими друг друга типами культур. Каждый тип обладает определенной устойчивостью, проживает свой путь и погибает. Элементы, делающие культурно-исторический тип устойчивым: язык, политическая независимость, культурная самобытность; богатство культуры, достигаемое через многообразие ее национальных черт; сохранение реликтовых культур; отсутствие заимствований в младенческом периоде культуры.

Итак, многообразие теорий культурного развития свидетельствует о сложности осмысления закономерностей развития культуры, а попытки их выявления часто связаны с конкретными кризисными ситуациями, переживаемыми культурой.

При рассмотрении третьего вопроса "Научно-технический прогресс и развитие культуры" следует обратить внимание на то, что одним in вопросов, отражающих проблему взаимоотношения культуры и цивилизации, является вопрос о выяснении роли и места научно- технического прогресса в бытии человека и в развитии культуры

Наука выступает если не рупором идеи прогресса, то выражением уровня его достижений. Связь науки и цивилизации, особенно Современной, техногенной, несомненна. Однако ее роль в цивилизационном прогрессе стала разворачиваться как враждебная по ношению к культуре.

Итогом научно-технического прогресса стали не только достижения, но и подмена культуры, а точнее замена культуры технократической цивилизацией, с приматом средств над целью, цели над смыслом, смысла над бытием, техники над человеком.

Цивилизация, направленная на мир обладания вещными ценностями, низводит самих людей до уровня вещей, а само сознание до уровня вещного сознания. Здесь на первом месте стоит не забота о развитии духа, творчества, гармонии, а развлекательная индустрия, на базе которой возникла и широко распространяется так называемая «массовая культура» (массовая лжекультура), которая не столько возвышает человеческий дух, сколько развращает его через распространение и умножение низших эмоций, чувств и животных страстей.

Причина кризиса мира техногенной цивилизации не материальная, а духовная. Она состоит в расхождении культуры и цивилизации, в умалении культуры, господстве вещной цивилизации. Этот кризис может быть преодолен только духовным обновлением, ростом культуры.

Точкой творческого подъема в решении данной проблемы может стать не новое политическое мышление, не новая религия, не мифология, а та область науки, которая знаменует собой начало процесса формирования нового научного сознания и научного мышления.

Вместе с тем студенту следует помнить, что занятие наукой и научно- техническим творчеством само по себе не обеспечивает роста духовности. Для науки (особенно для техники) достаточно таланта. Она на определенном этапе может позабыть об общечеловеческих ценностях "отгородиться" от культуры.

Однако нельзя забывать, что культура намного древнее и шире науки. Наука не может быть вне культуры. Когда культурные ценности утрачивают свое значение, в обществе господствует бездуховность.

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ (2 часа)

1. Понятие социального прогнозирования. Типы прогнозов.

2. Глобальные проблемы современности и пути их решения.

3. Перспективы социального развития.

При рассмотрении первого вопроса "Понятие социального прогнозирования. Типы прогнозов" следует обратить внимание на то, что проблема прогнозирования связана с изучением законов материального мира и с применением этих знаний на практике.

Получение социальных прогнозов в различных сферах общества очень важно. Для понимания сущности этих прогнозов необходимо выяснить содержания таких понятий, как "предвидение", "предсказание", "прогнозирование", "прошлое", "настоящее", "будущее".

В таких понятиях как "предвидение", "предсказание", "прогнозирование" зафиксирована способность видеть существенное в процессах и явлениях до того, как это обнаружено в опыте, на практике, способность познающего субъекта к опережающему отражению действительности (в социальном предвидении - познание будущего). Прогноз означает предсказание, предположение, прогностическую модель, представляющую собой научно-обоснованное суждение о возможном состоянии объекта в будущем и об альтернативных путях и сроках их достижения.

Социальные прогнозы представляют собой разработки, параллельные планированию, программированию, проектированию, управлению социальными процессами. Их цель заключается в повышении эффективности планов, программ, проектов, решений.

Прогнозирование разделяется на следующие виды:

1) поисковое, т.е. определяющее наиболее вероятное состояние процесса в будущем на базе выявленных тенденций;

2) нормативное, т.е. определяющее оптимальное, желательное состояние на базе определенных социальных идеалов, потребностей, норм;

3) комплексное, т.е. содержащее элементы поискового и нормативного прогнозирования;

4) системный прогноз, т.е. системное представление об объекте прогнозирования;

5) интервальный прогноз, т.е. характеристика объекта прогнозирования в виде определенного интервала.

Существуют и другие виды прогнозов, например, оперативный, краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный, общегосударственный, глобальный.

Исторически сложились следующие типы мировоззренческих подходов к проблеме будущего явлений и процессов: религиозный, утопический и философский.

Религиозный подход основан на вере в то, что будущее определяется сверхъестественными силами, что будущее можно познать путем гадания или божественного откровения и, что на будущее можно влиять, обращаясь к сверхъестественным силам.

Утопический подход отрицает настоящее, абсолютизирует будущее. Несправедливому и «неразумному» настоящему устройству общества утописты противопоставляют, детально расписанные, созданные силой их воображения, порядки справедливого будущего. Философский подход основан на предвидении будущего как следующей стадии развития природы и общества в рамках познания общих закономерностей этого развития.

Обращаясь к сущности социального прогнозирования следует сказать о его методах. Метод анкетирования. Он позволяет с помощью анкет выявить необходимую информацию и использовать ее в выработке прогноза. Метод экстраполирования основан на распространении выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления на другие его части. Моделирование - позволяет с помощью модели сделать прогноз будущего состояния объекта.

Изучая второй вопрос "Глобальные проблемы современности и пути их решения", следует обратить внимание на то, что указанные проблемы являются проблемами общечеловеческого масштаба.

Глобальные проблемы - это проблемы, которые охватывают весь мир и представляют угрозу для существования цивилизации. Решить их силами одного государства или даже группы государств нельзя. Здесь необходимо мировое сотрудничество на основе полного равноправия, уважения, суверенитета каждого участника, выполнения принятых обязательств, норм международного права.

Ученые сгруппировали глобальные проблемы в три основные группы. К первой группе относятся: проблемы мира, войны, разоружения, выживания. Вторая группа - это проблемы использования достижений научно-технического прогресса, демографические, развития образования, здравоохранения, культуры. Третья группа - это проблемы, связанные с природными ресурсами, энергией, продовольствием, экологией.

Система глобальных проблем носит конкретно-исторический характер. Их обострение может вызвать кризис цивилизации. Сегодня как никогда создалась возможность тотального уничтожения цивилизации, необратимого нарушения механизмов биосферных процессов Земли и околоземного пространства. Человечество не может больше полагаться на процесс неупорядоченной стихийности в эволюции миропорядка. Современному миру нужна устойчивость, демократия, цивилизованность, ненасильственность, создающие условия человеческого выживания.

При рассмотрении третьего вопроса "Перспективы социального развития" следует исходить из того, что решение глобальных проблем требует нового подхода к пониманию взаимодействия государств и общественных движений.

Социальный прогресс - это непрерывное поступательное развитие общества, в котором достигаются новые, более высокие рубежи, уровни и лучшие качественные его состояния.

Важной особенностью социального прогресса является его необратимый характер. Научное предвидение позволяет на основе знаний определенных закономерностей и тенденций исторического развития находить практические средства для решения социальных проблем. Второй особенностью социального прогресса является возрастание его темпов, динамики, стремительности поступательного развития. Для него характерны так же: насыщенность переменами и интенсивность научных открытий, технических изобретений, международного обмена в сфере науки и культуры.

Ссылаясь на ограниченность природных ресурсов, исследователи сегодня говорят о пределах социального прогресса. Однако история свидетельствует о том, что наличие "определенных" пределов роста социального прогресса скорее может послужить стимулом общественного развития, нежели тормозом, ибо будущие поколения, как это было и в прошлом, найдут выход из трудностей.

Интеллектуальный прогресс человечества поможет разумно распорядиться знаниями и найти выход из тупиков и кризисов. Человек усилит свою мощь, как в прошлом письменностью и книгопечатанием, теперь - компьютерами, в будущем - новыми изобретениями и нововведениями. Социальному прогрессу не грозит исчерпание интеллектуальных способностей человека и в этом весь смысл.

Практика подтверждает, что ведущими тенденциями социального прогресса является возрастание свободы человека, рост гуманистических ценностей, согласование личных и общественных интересов, консолидация демократических сил в борьбе за мир, интернационализация общественных отношений, стремление к справедливости, равенству, к гармонии отношений человека с природой.

Социальный прогресс не застрахован от зигзагов и попятных движений, однако научное предвидение и сознательная деятельность людей помогают выправить искривления на пути социального прогресса.

На пути социального прогресса сегодня стали глобальные проблемы. Мир встал перед выбором - погибнуть или выжить. Никогда в прошлом исторический выбор не был таким ясным и однозначным. Ныне живущие поколения должны найти выход не в трагическом эпилоге, а вдохновляющем прологе общечеловеческой солидарности.

Гуманистическая миссия социального прогресса обеспечить реальный поступательный процесс развития человечества в соответствии с объективными закономерностями и тенденциями.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 228 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.04 с)...