Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Состав Церкви



Церковь Христова имеет своим главой Спасителя, причем православная экклесиология включает в себя идею земного заместительства Христа. Но, в отличии от католического понимания, первый епископ православной церкви не имеет полномочий вне той поместной церкви, в которой он состоит главой. Члены Церкви составляют Тело Христово, они разделяются на два рода: клирики и миряне. Клирики несут особую ответственность и занимают ключевые позиции в церковных общинах. В большинстве случаев, церковная деятельность клириков является и их профессиональным занятием. Миряне же имеют одинаковое христианское достоинство и надежду на спасение вместе с клириками, участвуют во всех сферах церковной жизни, но занимают в разного рода делах подчиненное положение.

В литературе встречается разделение на 3 категории: клирики, монашествующие и миряне. Но оно логически не верно. Ведь в основу классификации всегда кладется один принцип. Клирик от мирянина отличается характером служения, а монашествующий – образом жизни. Тем более что монашествующие тоже могут принадлежать к клирикам. Это подобно разделению человеческого рода на мужчин, женщин и детей.

Вступление в церковь совершается через Крещение. Другого формального способа не существует. Если употреблять латинскую терминологию, то можно сказать, что «материей» этого таинства является вода. Но в исключительных случаях подойти может и другое вещество. Этот вопрос решался у нас на Руси в средневековье при м.Кирилле на Владимирском соборе 1274 и в переписке с Константинопольской Патриархией. Речь шла о том, как быть с желающими креститься, или с рожденными детьми, в пустынных местах, например, в плену у ордынцев. Решили, что можно и песком. Когда нет ни того, ни другого, то воду может заменить и любое другое вещество.

По 25 правилу Апостольского собора совершителем Крещения являются епископы и пресвитеры. У нас епископы это Таинство, как правило, не совершают, так как они обременены массой других забот. С другой стороны это еще и вопрос монашеской дисциплины, так как для них совершение некоторых требных последований не рекомендуется.

Опять же, в случае смертельной опасности, крестителем может стать и низший клирик, и мирянин, мужчина или женщина. Более того, для христианина, оказавшегося в таком положении, крещение другого становится его религиозным долгом. В старой России акушеркам вменялось в обязанность крестить новорожденных младенцев, если их жизнь была в опасности.

В православной и в католической Церквях не допускается самокрещение, но, в отличие от католиков, у нас нельзя принять крещение от нехристианина. Католики руководствуются пониманием совершения Таинств в силу действия определенной формулы.

Крещение мирянином признается и в следующих случаях: гонения, миссионерство, в стране нет священнослужителей или они недоступны. У нас такая ситуация была в конце 30-х годов и во время войны.

Обливательное крещение применялось в древности в случаях тяжелой болезни – на смертном или больничном одре. Для Русской Православной Церкви оно не традиционно, но стало нормальным способом у католиков. С 20-х годов и в России обливательное крещение входит в употребление. Дело в том, что в течении нескольких десятилетий у нас крестились по-преимуществу в младенческом возрасте, для этого использовались небольшие купели, когда же в Церковь стали вступать люди всех возрастов, то храмы оказались для этого не готовы, не приспособлены. К тому же, крещение обливанием совершается быстрее, и это было удобнее в те времена, когда жить приходилось с оглядкой. А после воссоединения униатов на Львовском соборе 46-ого года, униатское духовенство, а также лица, может и крещенные в православии, но детство которых прошло на униатских приходах, распространили обычай обливательного крещения по всей Украине и России. В наше время ситуация, конечно, другая. Во многих Московских, и не только Московских храмах открыты баптистерии. Правила рекомендуют отправлять желающего креститься в храме, где нет баптистерия в тот храм, где он имеется.

Старообрядцы относятся ко Крещению обливанием, как к недействительному. Вопрос здесь не стоит. Оно действительно, но дело касается уже традиций. Крещенный обливанием крещен по настоящему, но дело теперь в том, как будет относиться к священнику правящий архиерей.

Особые обстоятельства при Крещении. Например, когда приходится иметь дело с найденным ребенком. В старой России православная церковь имела на них приоритет. Они крестятся обычным порядком, без предположения, крещено уже это лицо или нет. Раньше вероятность крещенности младенца была минимальной, потому что крестить родившегося ребенка родители были обязаны, факт крещения отмечался в специальных учетных книгах, церковью же давалось и «свидетельство о рождении», и только церковью. Поэтому о тех, кто родился, но не был крещен было узнать легко. Следовательно, выбросить на улицу ребенка после крещения означало подвергнуть себя уголовному преследованию.

Для крещения тех, про кого до конца неизвестно о его крещенности, употребляется условная форма: «аще некрещен».

С Таинством Крещения в Православной Церкви, в отличие от Католической, соединяется Таинство Миропомазания, которое сообщает принимающему его благодатные дары Святого Духа. Как гласит 48-е правило Лаодикийского Собора, "подобает просвещаемым быти помазуемым помазанием небесным, и быти причастниками Царствия Божия."

59-й канон Трулльского Собора требует, чтобы крещение совершалось в храме: "Крещение да не совершается в молитвеннице, внутри дома обретающейся; но хотящие удостоитися пречистаго просвещения к кафолическим церквам да приходят, и тамо сего дара да сподобляются. Аще же кто обличен будет не хранящим постановленнаго нами, то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен."

Исключение допускается лишь в случаях необходимости и с разрешения епископа: "Определяем, чтобы священнослужители, священнодействующие, или крещающие в молитвенных храмах, находящихся внутри домов, творили сие не иначе, как по изволению местного епископа" (31 прав. Трулл.). И только крайняя нужда, вызванная, например, смертельной опасностью, может явиться основанием для совершения Таинства Крещения на дому без предварительного благословения со стороны епархиального архиерея.

В православных семьях дети получают Крещение в младенчестве. Что же касается Крещения взрослых, то церковные законы требуют, чтобы перед крещением они проходили оглашение. В Древней Церкви чинопоследование оглашения совершалось отдельно от Крещения; и оглашенные составляли особый разряд неполноправных членов Церкви. Продолжительность пребывания в чине оглашенных могла быть разной: от многих лет до нескольких дней. Она зависела от духовной зрелости оглашенного. Для оглашения крещаемых в древности отводилась Четыредесятница Великого Поста, а само Крещение совершалось в Великую Субботу.

В 45-м каноне Лаодикийского Собора сказано: "По двух седмицах Четыредесятницы, не должно принимати к Крещению." В толковании на это правило Зонара писал: "Церковь приняла от обычая совершать Крещение в Великую Субботу, потому что Крещение есть образ погребения и воскресения Господа, а эта Суббота есть средина между погребением и воскресением. Итак, те, которые готовятся просветиться в Великую Субботу, должны во всю четыредесятницу поститься и предочищаться воздержанием и таким образом приступать к просвещению."

О древней практике крещения в Великую Субботу напоминает ныне песнопение "Елицы во Христа крестистеся..." которым заменяется в этот день Трисвятое пение.

Чин оглашения у нас соединяется с самим Таинством Крещения. Поэтому "оглашенных" в точном смысле этого слова у нас нет. Однако взрослые люди должны проходить в течение определенного срока подготовку к принятию Таинства. Согласно указу Св. Синода от 2-2 января 1862 г., иноверцы, не достигшие гражданского совершеннолетия (21 года), но достигшие совершеннолетия церковного (14 лет), перед Крещением обучались Закону Божию в течение 6 месяцев, а для лиц, которые перешли через рубеж гражданского совершеннолетия, оставлен был древний канонический 40-дневный срок. Что же касается детей до 14 лет, то их в синодальную эпоху крестили вместе с родителями и без предварительного обучения православной вере.

Лиц, болезнь которых представляла опасность для их жизни, разрешалось крестить немедленно, без оглашения. Но при этом требовалось, чтобы священник был убежден в том, что больной находится в здравом уме и полной памяти. О крещении больного иноверца без предварительного оглашения его истинам веры священник обязан был немедленно сообщить архиерею. По выздоровлении новокрещенный вручался опытному пастырю для научения. Такая практика отвечает требованию 47-го правила Лаодикийского Собора: "В болезни приявшим крещение, и потом получившим здравие, подобает изучати веру, и познавати, яко Божественнаго дара сподобилися."

К крещению не допускаются лица с поврежденным умом и подавленною волею, за исключением тех случаев, когда им угрожает смертельная опасность: "Когда беснуемый не очистился еще от духа нечистаго, то не может прияти святое крещение: но, при исходе от сея жизни крещается" (2 Тимоф, Ал.).

В крещении детей и взрослых с древности участвовали восприемники. При крещении взрослых они являются свидетелями и поручителями за серьезность намерения и за правую веру крещаемого, а при крещении младенцев и больных, лишенных дара речи, они дают за них обеты и произносят символ веры. 54-е правило Карфагенского Собора предусматривает в связи с этим следующее: "Болящие, которые за себя отвещати не могут, да будут крещаемы тогда, когда, по их изволению, изрекут свидетельство о них другие, под собственною ответственностию."

Факт духовного родства (между крещенным и его восприемником, а также между восприемником и восприемницей) имеет особое значение в брачном церковном праве, являясь одним из препятствий к браку. По обычаю Древней Церкви в крещении, как правило, участвовал один восприемник, пол которого соответствовал полу крещаемого. При преобладавшем тогда крещении взрослых это вытекало из естественного чувства стыдливости. Но впоследствии, в крещении как духовном рождении, по аналогии с рождением плотским, стали участвовать одновременно и восприемник, и восприемница - крестные отец и мать. Этот обычай довольно легко вошел в жизнь Церкви, тем более, что со временем по преимуществу стали крестить младенцев.

Не всякое лицо допускается до восприемничества. От восприемничества устраняются родители крещаемого, монахи, малолетние. По указу Св. Синода от 23 мая 1836 г. восприемниками могли быть лица, достигшие церковного совершеннолетия - 14 лет. Не допускаются до восприемничества и инославные, хотя в "Книге о должностях пресвитеров приходских" говорится о том, что инославные могут быть восприемниками православных, но при крещении они должны читать Никео-цареградский символ без добавления "filioque."

Присоединение к Православной Церкви открыто для тех, кто уже принял крещение, но вне ее. Итоговый комплекс рассуждений по этому вопросу изложен в 95-ом правиле Трулльского собора. Здесь для еретиков и раскольников предусматривается 3 чина приема: через Крещение, Миропомазание, Покаяние.

Если человек присоединяется через Крещение, значит какое-либо, бывшее прежде, не признается и человек ставится наравне с некрещеным. Таким образом присоединяются всякого рода гностики, включая и маркионитов, монтанисты, савелиане, павликиане, крайние ариане, названные в этом правиле Евномианами.

Через Миропомазание присоединяются новациане, аполлинариане, а также умеренные ариане, названные в правиле просто арианами.

Через Покаяние: несториане, а из контекста означает, что и монофизиты.

Большая часть упомянутых сект (а упомянуты не все) ныне не сохранилась. Разве что возникавшие позднее течения были так или иначе похожи на них. Сохранились же как раз те, которых присоединять нужно по третьему чину. Также появилась проблема с католической церковью и с вышедшими из нее протестантскими общинами. К ним у разных церквей в разные времена было разное отношение. В современной практике РПЦ католики и униаты присоединяются через покаяние. Нормальных протестантов: англикан, кальвинистов, лютеран, методистов (отделившихся от англиканской церкви), и также российских старообрядцев всех толков – присоединяют через Миропомазание. Иные сектанты, иногда у нас также называемые протестантами, вроде адвентистов, иеговистов, мормонов, хлыстов, духоборов, молокан, богородичников и подобных им крайних еретиков и сектантов, присоединяются через Крещение. Насчет баптистов вопрос трудный, и нужно подходить дифиренцированно к условиям при которых совершалось Крещение.

Что касается современных расколов, то важным условие является не мера догматических отступлений, повреждения вероучения, а факт канонического преступления этих лиц. Обычно в таких случаях как раз с догм. стороны почти все было в порядке, но подход к таким расколам был строже, чем к секте. Например, обновленческая иерархия считалась полностью недействительной, и даже епископы принимались обратно, как простые миряне. Такое же почти отношение к Филаретовцам. Ясно, что они не принимаются через Покаяние, а через Миропомазание или даже через Крещение.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 337 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...