Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Национальные движения



Движение "За национальное возрождение русского народа, его культуры и государственности". Это движение чаще всего ассоциируется с теми группами, которые называют себя "Память". Структурно русское "патриотическое движение" мало чем отличается от всех прочих - те же клубы, "товарищества", "общества", "союзы" и т.д. Общим, объединяющим моментом является национальное и культурное возрождение русских (российских) традиций в педагогике, воспитании, различных видах искусства, архитектуре, основанных на общинных ценностях крестьянской русской культуры, национальных традициях в культуре общения и совместном проживании, восстановлении коллективистских (артельных) форм трудовой деятельности, воспитание уважения к национальным символам отечественной истории, русскому (российскому) краеведению, сохранение и развитие русского языка без засоренностей иностранного происхождения. Все это традиционный и достаточно типичный набор для всех национальных движений на территории СССР. Однако, их политические и идеологические аспекты в разных республиках имеют свои серьезные отличия, да и в самом патриотическом движении они различны.

Эти группы и объединения радикального "неформального" крыла русского национального возрождения, чаще всего именуемые "Памятью", отличительным признаком которых является борьба за сохранение "российской державности" как основы благополучия всех народов России при ведущей роли русского как защитника их интересов и Объединителя устремлений к полноценной национальной жизни каждого из них. Критика ими "сионизма и космополитизма как реакционных явлений, противоречащих духу национального возрождения русской нации из состояния колонии, сырьевого придатка мировой сионистской финансовой олигархии и возвращения статуса присущего ей веками духовного, политического и экономического приоритета, завещанного предками. Великая Россия - вечна!" Требование "всей правды о виновниках геноцида русского народа и других народов нашей страны". В остальном это обычно пропаганда борьбы за восстановление и сохранение культурных русских национальных памятников и почитание памятных дат, возрождение памяти национальных русских героев, возвращение христианского православия как основы духовного нравственного возрождения русских.

В целом для русского патриотического движения характерны следующие требования:

1) восстановление русской государственности (империя, монарх как символ),

2) возрождение православия как основы духовной жизни народа,

3) возрождение русского крестьянства на основе трудовой собственности (индивидуальное хозяйство в общинном мире),

4) соборность, т.е. идея воссоединения всех исконно русских земель на единой государственности и идеологии,

5) восстановление русской национальной культуры, традиций семейного воспитания и школьного образования,

6) разоблачение "иудо-масонского договора" как основы восстановления национальной и социальной справедливости по отношению к русскому народу России как державы.

По мнению идеологов движения, на понятии "держава" и связанного с ним "самодержавие", базирующихся на теократическом понимании божьего помазания государя (царя), основывается путь исторического возрождения России. Важное значение придается геополитическому фактору: шестая часть суши, не являющаяся ни Европой, ни Азией, что предопределило особый синтез и свой плюс: "Русь-Россию, страна - континент", а это в свою очередь и особенности ее военно-государственной истории, на основе которой возникло понятие "крепости" как неполитической свободы, "ибо направлено не на борьбу за власть, а на поиск общей, личной правды". В этом смысле неограниченная царская власть - не благо, не привилегия, а тяжкий крест. "Монарх выражает не волю народа, а его миросозидание". "Народный идеал", православие, праведность, святость ("святая Русь!"). Власть как таковая не может быть делима, ибо не имеет монархическую природу. Поэтому можно говорить, по мнению русофильских идеологов, не о разделении власти, а о разделении управления. Формула - "самодержавие, православие, народность" и выражает квинтэссенцию русской идеи в русском патриотическом движении. "Каиновы силы", по мнению его идеологов, "идущие с Запада, разрушают интегративно-консолидирующую роль русских". Главные "каины" - евреи (сионисты) и коммунисты, "как трансформация сионистского космополитизма", а поэтому и борьба с ними необходима и обязательна.

В большинстве случаев Октябрьская революция и деятельность большевиков рассматривается русофильскими идеологами как антинациональная, чуждая духу русского народа, а посему способствовавшая его разрушению и "кровавым страницам в его истории". "Память достаточно неоднородна по своим социальным идеалам. Часть групп ориентируется на помесь социализма с монархией и достаточно терпимы к КПСС - Русский Народный Фронт движения "Память" (до середины 1990 г.). Русский культурный центр и др.; другие на монархические, имперские и православные традиции - Национально-Патриотический фронт "Память" (группа Д.Васильева). Третьи - на язычество, как основу всего славянского, - группа Емельянова.

Менее радикальные отличаются своим более мягким отношением к "сионо-масонскому заговору". Это: Движение интеллектуалов-консерваторов (Москва), "Патриоты", "Группа защиты классического наследия", "Россия молодая", "Русский национально-православный центр" (все Ленинград), "Родина" (Челябинск), Православный Монархический Орден Союз (ПРАМОС). Особое положение занимает Христианско-патриотический Союз, Союз Христианского Возрождения, выступающие с позиций церковного возрождения как приоритетного начала. Есть также организация под названием "Союз вооруженных сил России".

Движение "За национальное возрождение России, ее культуры и государственности со всеми нерусскими народами, проживающими на ее территории" ("Российское патриотическое движение"). Конечно, деление на "русское" и "российское" не является жестким. Однако интернациональный момент, большая терпимость и плюралистичность в воззрениях, ориентация на демократические и самоуправленческие параметры выражены в последнем случае больше.

Для "российского" патриотического движения характерны следующие требования:

1) восстановление российской государственности ("имперская идея"),

2) сохранение единой и неделимой территории, культуры, государственных институтов, распространение их на всю территорию СССР или только на территории РСФСР с восстановлением полноты всех внешних функций республики,

3) патернализм, т.е. приоритет русского народа как "старшего брата" в отношениях с другими народами, проживающими на территории России, способствование развитию их культур, государственности в рамках автономии и т.д.,

4) православие - необходимый элемент духовной жизни, но существующее вместе с другими идеологиями на паритетных основах.

5) развитие хозяйственной самостоятельности РСФСР на основе республиканского хозрасчета, "восстановление полностью равноправных отношений с другими республиками, входящими в состав СССР",

6) восстановлении сельского хозяйства на основе много-секторной экономики, включая и восстановление индивидуального крестьянского хозяйства,

7) восстановление российской национальной культуры, в основе которой лежит русская,

8) поддержка деятельности КПСС по социалистическому обновлению общества, "очищенного от искажений в теории и практике", допущенных руководителями партии и государства в 20-е и последующие годы.

При сохранении организационной самостоятельности существует весьма глубокое взаимопроникновение идейных положений в программных установках групп "русского" и "российского" движений, главным образом по вопросам культуры, государственности и объяснению исторического прошлого страны. Существуют различия в подходах к оценке роли и места КПСС в обществе, к системе социалистических ценностей (часть организаций и групп таковые не признает), разногласия по поводу о приоритете духовного и светского начала в развитии российской культуры и государственности (часть их - сторонники теократического государства) и др.

В последнее время наблюдается тенденция к формированию в рамках движения ряда самостоятельных союзов и организаций, претендующих на лидерство.

Весной 1989 г. был создан на официальной основе солидными организациями-учредителями (издательство "Советская Россия", Всесоюзная государственная библиотека имени В.И.Ленина, Российское Палестинское общество и др.) "Союз Духовного Возрождения Отечества" во главе с публицистом Михаилом Антоновым. "Союз" ставит задачу "объединения патриотических организации страны на основе идеи духовно-нравственного возрождения... равноправного обсуждения... альтернативных концепций переустройства жизни народа". Московское городское добровольное общество русской культуры "Отечество" во главе с историком Аполлоном Кузьминым, ряд других, подобных ему, которые "...содействую! интернациональному воспитанию трудящихся, подъему их политической активности, направленной на культурное, историческое, экономическое, экологическое и демографическое возрождение русского народа и народов России".

В числе организации, входящих вданную группу, можно также назвать Патриотический Союз Демократического Возрождения (с мая 1990 г. - Союз "Христианского Возрождения"), возникший после раскола Христианского Патриотического Союза, ориентирующийся на заветы "славяно­филов и Достоевского, генерала Фадеева и Флоренского, считающих себя наследниками всех православных мыслящих русских", видящий "путь к спасению народа... в обретении веры, в обретении Православия". Правовое государство, демократизация внутрицерковной жизни, сочетание "свободной индивидуальной инициативы, свободного общественного кооперирования и государственного регулирования, и общественного самоуправления", - ориентиры национального прогресса. Около 30 групп объединилось в Союз патриотических организации Урала и Сибири.

По инициативе интердвижений республик Прибалтики и Молдавии и Товарищества русских художников в сентябре 1989г. создан "Объединенный совет России". Он был образован "в целях консолидации, взаимодействия и координации различных организаций и общественных движений, чья деятельность базируется на платформе единства страны, народного согласия, преображения и укрепления социалистического Отечества... восстановления полного равно­правия РСФСР и русского народа с другими союзными республиками и народами, развития... национального самосознания и самовыражения больших и малых народов, про­живающих на территории СССР, на основе социалистических, демократических, патриотических и интернациональных идеалов обновляющегося социализма". В состав "Объединенного совета России" вошли почти все крупнейшие "патриотические группы", а также, как уже говорилось, и интерфронты. Таким образом, и эти последние, имеющие массо­вую основу, стали частью "патриотического российского движения" за защиту нрав русскоязычного населения в республиках.

Возникла и такая организация, как Российский Народный Фронт, от которого откололся впоследствии Народно-Патриотический Фронт Москвы. Эти тяготеют к традиционным российским патриотическим группам, РНФ - относительно новое течение в патриотическом движении. Программа РНФ "Народному богатству" выступает за национальное возрождение России на основе воссоздания человека-собственника и преодоления таким образом "люмиенизации граждан", применения парламентской системы и реализации права частной собственности как основы независимого существования индивида. Она во многом разделяет идеи бывшего российского премьера П.А.Столыпина, особенно в части использования аренды, развития кооперативного движения, фермерских хозяйств, т.е. представляет таким образом национально-демократическое крыло в патриотическом движении с ориентацией на идеалы либерализма. На идеях либеральной демократии базируются и декларации национально-демократического общества "Свободная Россия", которая считает необходимым "действенное сочетание либерально-демократических и национально-патриотических установок в общественном сознании и общественной жизни" (интернационализация русской культуры, фор­мирование демократических институтов в России, достижение суверенитета РСФСР, ориентация гражданского общества на российские традиции, христианская этика).

Остальные группы и объединения, скажем так. малой степени политизации, занимаются вопросами изучения и сохранения памятников старины, русского фольклора, пропагандой военно-патриотических традиций, основ русского семейного воспитания и т.д. В этом плане выделяются организации, выступающие за возрождение нравственных казачьих обычаев, восстановления исторической правды о казаках: Ленинградский казачий клуб. Землячество казаков в Москве, "Московский Сводный казачий полк" и др.

Таким образом, плюралистичность идейно-политического спектра в "Российском патриотическом движении" включает национал-консерваторов (в основном группы сильной "русской" компонентной в идеологии и монархической ориентации в государственном строительстве), национал-демократов (преимущественно либералов), национальные группы смешанной монархической, либеральной и социалистической ориентации, а также и тем, кто стоит на марксистско-ленинской платформе.

Еврейское национальное движение делится в основном на два потока: 1) "за национально-культурное возрождение и расширение гражданских прав советских евреев", 2) "за выезд евреев в Израиль и свободу передвижения". Почти во всех европейских республиках СССР существуют общества еврейской культуры, курсы изучения идиш и иврита, издательская деятельность. В то же время вновь на легальной основе развернули свою деятельность вновь образованные сионистские организации (наибольшую известность получила "Иргун Циони" - "Организация Сионистов"), состоялся учредительный съезд в Москве ВААДа - Всесоюзной Ассоциации еврейских общин и организаций. Особое внимание еврейские "неформальные группы" уделяют сотрудничеству с политическим движением "демократической общественности", правозащитными организациями, Межрегиональной депутатской группой.

Движения "За национальное и культурное возрождение, развитие государственной автономии российских народов нерусской национальности". Часть организаций ориентирована на цели, близкие "русскому" крылу "патриотического движения", а остальные (возможно, большая часть) - на возрождение и развитие культуры, государственности своих народов либо в рамках РСФСР, либо с получением статуса союзной республики в рамках Советского Союза как федерации (Татарский общественный центр, башкирские и марийские национальные группы и т.д.). Структурируются эти движения в системе народных фронтов с очень сильной национальной компонентой (Чечено-Ингушский, Североосетинский, Кабардино-Балкарский, Карельский и т.д.), в национально-культурных обществах и центрах, в городах компактного проживания населения данной национальности. Вместе с тем примечательно развитие национальных движений за вхождение в состав Российской Федерации как автономных образований - Абхазский Народный форум, Национальное движение Юго-Осетинской республики (на основе воссоединения Северо-Осетинской АССР России и Юго-Осетинской автономной области Грузинской ССР), восстановления автономии немцев Поволжья и их переселение из Казахстана и т.д.

Движение "За политико-государственную справедливость в отношении народов, пострадавших в годы культа личности и депортированных на другие территории страны". Подобное движение имеет корни еще с 60-х годов, в частности, сегодня речь идет о Крымско-татарском движении за возвращение в Крым, движении немцев Поволжья за возвращение в Саратовскую область и воссоздание республики немцев Поволжья, движении чеченцев, ингушей, осетинцев и др. народов.

Движение "За культурно-национальную автономию народов СССР, не имеющих компактной территории проживания, живущих в диаспоре". Это - в первую очередь касается корейцев, греков и других народов по местам их компактного проживания.

Движение "За национальное возрождение, государственную и культурную автономию- в составе СССР, за равные права с народами коренной национальности некоторых народов и народов малой численности в союзных республиках". Это - интердвижения в республиках Прибалтики, Молдавии, в основном состоящие из представителей русскоязычного населения. Они ведут борьбу за политическое уравнение в гражданских правах для всех народов, проживающих на территории данных республик. Причина их возникновения - сначала постановка, обсуждение, а затем, как в Прибалтике, и принятие законов с цензом оседлости и пассивным избирательным правом по отношению к части некоренного населения республики. В программных установках движения ориентируются на традиционные а их понимании ценности социализма и марксизм-ленинизм в теории. К интердвижениям примыкают Союз трудящихся Молдавии, Объединенный Совет трудовых коллективов Эстонии, некоторые республиканские забастовочные комитеты. В условиях нарастающей конфронтации межнациональных отношений, всплеска антирусских настроений интердвижения вступили в сотрудничество с "патриотическими движениями" в России.

Особую остроту деятельность подобных движений приобрела в Литве, где уже как и в Эстонии и Латвии, созданы общественные комитеты "Защиты Советской власти", "Защиты прав советских граждан". В ряде районов, контролируемых интердвижениями и созданными ими организациями, в прибалтийских республиках сформированы ими и органы власти (в основном в местах преимущественного проживания русскоязычного населения).





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 1877 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...