Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
№ | Тема | Общая трудо- емкость | Аудиторные занятия, в т.ч. | Самос. работа студен-тов | Форма самостоятельной работы | |
лекц. | сем-ин. | |||||
Введение в дисциплину. Раннехристианское искусство. Искусство варварских народов VI–VIII вв. | Работа с понятия- ми и терминологией (по словарям и энциклопедиям) | |||||
Каролингское Возрождение | – | См. Самост. работа студентов, тема № 1 | ||||
Оттоновский Ренессанс | – | – | См. Самост. работа студентов, тема №2 | |||
Романское искусство в Зап. Европе.. Формирование первой общеевропейской художествен-ной системы. | См. Самост. работа студентов, тема №3 | |||||
Романское искусство во Франции | – | – | См. Самост. работа студентов, тема №4 | |||
Искусство Германии и Англии в романский период | – | – | См. Самост. работа студентов, тема №5 | |||
Искусство Испании, Италии в романский период | – | – | См. Самост. работа студентов, тема №6 | |||
Развитие готики в Западной Европе. Общая характеристика.Доминирую-щее развитие в искусстве ХШ–ХУ вв. архитектуры и ее влияние на остальные виды изобразительного искусства. | См. Самост. работа студентов, тема №7 | |||||
Готика Франции | – | – | См. Самост. работа студентов, тема №8 | |||
Готика Германии | – | – | См. Самост. работа студентов, тема №9 | |||
Готика Англии | – | – | См. Самост. работа студентов, тема №10 | |||
Готика Италии | – | – | См. Самост. работа студентов, тема №11 | |||
Готика Испании и Чехии | – | – | См. Самост. работа студентов, тема №12 | |||
Итоги | – | – | – | |||
ВСЕГО: | – |
Содержание дисциплины
Тема 1.Хронологические границы курса «Западноевропейское искусство Средних веков» и их обоснование. Периодизация искусства Средневековья: VI–X вв.– раннесредневековый период; Х–XII вв. – романский период; ХП–ХV вв.– готический период.
Тема 2. Распространение христианства. Место и роль христианства и христианской церкви в жизни европейского общества и в формировании западноевропейского искусства.
Раннехристианское искусство. Христианские катакомбы II–V вв. н.э. Живопись катакомб. Тематика, характер исполнения и композиционные приемы живописи катакомб и рельефов саркофагов. Уход от декоративности, от стремления к эффектам, от верности натуре. Приверженность искусства новым задачам: становиться средством передачи скрытого смысла событий. Символика – характерная особенность катакомбной живописи.
Христианская базилика и ее отличительные особенности. Баптистерии, мавзолеи. Ветхозаветные и новозаветные композиции в раннехристианских храмах. Отличие росписи храмов от живописи катакомб IV–V вв.: постепенное преодоление античной классической традиции.(Памятники: Церковь Сан Паоло фуори ла Мура в Риме IV– V в. н.э. Мозаики церкви Св. Пуденцианы в Риме, IV в.)
Раннехристианская книга. Особенности миниатюры (иконография религиозных образов и сюжетов, стилистика миниатюрного искусства).
Тема 3. Искусство варварских народов VI–VIII вв.
Варварское искусство Скандинавии. Изделия из металла. Резьба по дереву. Орнаментальные и изобразительные формы.
Искусство Ирландии. Придорожные кресты. Ирландская миниатюра и ее особенности. Варварский принцип заполнения всей плоскости листа орнаментом-оберегом. Рождение так называемого «коврового орнамента». Специфика первых фигуративных изображений в иллюминациях: обращение к изображению евангелистов в виде их символических образов, а не в виде портретных изображений. (Памятники: «Книга из Дурроу», «Келлская книга», «Евангелие из Эхтернахта»).
Искусство варварских королевств на Пиренейском и Аппенинском полуострове.
Искусство Меровингской Франции. (Памятники: Мавзолей Теодориха в Равенне, Меровингские саркофаги).
Лангобардские рельефы в Чивидале.
Тема 4. Искусство Каролингской империи.
«Каролингское Возрождение». Общая характеристика. «Цитатный характер» культуры Каролингского Ренессанса. Архитектура Каролингского времени – базилики, монастырские комплексы. Характер использования классического наследия в памятниках архитектуры. Трансформация форм раннехристианской базилики – четкое выявление в плане формы латинского креста, появление в облике храма мощных вертикалей – башен на фасаде и др. (Памятники: Ворота монастыря в Лорше, Дворцовая капелла в Аахене, Собор в Аахене).
Развитие книжного искусства. Использование комплекса разнообразных «цитат»: из раннехристианского, византийского и островного искусства – характерная особенность развития миниатюрного искусства.
Разнообразие школ. Дворцовая или Палатинская школа миниатюрной живописи (Памятники: «Евангелие Годескалька», Памятники группы аббатисы Ады и др.). Реймская школа рукописной книги и ее особенности – экспрессивный характер рисунка в исполнении иллюминаций. (Памятники: «Евангелие Эбо», «Утрехтская Псалтырь», «Евангелие Карла Великого »).
Турская школа миниатюрного искусства и ее характерные черты: близость декора миниатюр позднеантичным образцам, вертикальное членение живописных планов, принцип иерархической разномасштабности в изображении фигур. (Памятники: «Библия Алкуина», «Библия Карла Лысого», «Евангелие Лотаря»).
Прикладное искусство Каролингского периода. Резьба по кости, изделия из металла. (Памятники: Конная фигура т.н. Карла Великого из Меца).
Тема 5. Оттоновский Ренессанс.
Обращение к античной традиции в литературе и искусстве. (Храмовое зодчество. Церковь св. Михаила в Гильдесхейме – памятник Оттоновского возрождения).
Расцвет книжного искусства. Стилистическое разнообразие книжной миниатюры. Наличие античной традиции. Формирование нового типа декорировки кодекса. (Памятники: «Евангелие Оттона III», «Книга евангельских чтений Генриха II»).
Тема 6. Романское искусство. ХI – ХП вв.
Происхождение термина «романский». Формирование в XI–XII вв. первой общеевропейской художественной системы. Утверждение централизованной католической церкви – основного культурно-историческго фактора, способствовавшего формированию единого романского стиля.
Романская архитектура. Формирование основных конструктивных особенностей романского храма, строительные приемы, стилистические черты. Аббатство Клюни и феномен паломничества в Западной Европе. Его влияние на формировании романского зодчества. Развитие церковно-монастырской архитектуры.
Гражданская архитектура. Феодальные замки. Города. Архитектура романского стиля в городах.
Романская скульптура. Ее особенности – преобладание рельефов. Принципы скульптурного декора, сосредоточенного на порталах и в сюжетных капителях. Система расположения рельефов и скульптуры. Тематика рельефов в тимпанах соборов.
Живопись романского периода. Монументальная фресковая живопись.
Миниатюра.
Тема 7. Романское искусство во Франции
Культовая архитектура. Основные архитектурные школы Франции XI– XII вв. Влияние исторического и географического факторов, а также экономического развития провинций на формирование архитектурных школ и их особенностей.
Овернская школа. Характерные особенности – применение для постройки храмов камня местной породы, трудного в обработке; использование во внешнем декоре поясков из медальонов, звезд, крестов; невыразительность западного фасада – низкие башни, отсутствие скульптуры; наоборот, наибольшая выразительность декора восточного фасада храмов.
(Памятники: церковь Сен-Нектэр, базилика Нотр-дам-дю-пор в Клермон-Ферране).
Бургундская школа. Особенности – ясность планировки; четкая обособленность каждого компонента храма. (Памятники: монастырский комплекс Клюни, церковь в Отене, церковь Сент Мадлен в Везле, церковь Паре - Ле - Мониаль).
Нормандская школа. Характерные особенности – нарастание от яруса к ярусу вертикальных членений; пропорции постройки, олицетворяющие суровость и мужественность. (Памятники: церковь св. Стефана, церковь св. Троицы в Кане).
Провансальская романская школа. (Памятники: церковь Сен-Трофим в Арле, церковь аббатства Сен-Жиль).
Школа Пуату. (Памятники: церковь Нотр-Дам в Пуатье).
Скульптура.Формирование местных школ скульптуры в романский период. (Бургундская школа, школа Лангедока, школы Центральной Франции и др.).
Школа Иль де Франс. Ее роль в процессе формирования пластического искусства Франции в последующий – готический период. (Памятники: скульптуры западного королевского портала церкви в Шартре, портала церкви Сен-Дени).
Монументальная живопись. Влияние византийской живописной системы на развитие монументальной живописи – росписей храмов в Центральной и Восточной Франции.
Складывание самобытных школ монументальной живописи в Западной Франции. (Памятники: росписи в церкви Сен-Савене, Вике, Таване).
Книжная миниатюра.Влияние англо-саксонской книжной традиции на развитие миниатюры в северном и восточном районах Франции. (Памятники: Амьенское Евангелие). Воздействие испанской миниатюры на развитие принципов иллюстративного искусства южных районов Франции. (Памятники: Апокалипсис из Сен-Севера).
Декоративно-прикладное искусство. Складывание приемов романского искусства в произведениях декоративно-прикладного искусства.
(Памятники: Ковер из Байе).
Тема 8. Искусство Германии в романский период.
Культовая и светская архитектура романского периода. Специфика формирования храмовой архитектуры германских земель, определяемая особенностями исторического развития в рассматриваемый период (борьба пап и императоров за инвеституру). Особенности: каролингско-оттоновская двойная ориентация церковного здания и многобашенность, отсутствие развитых восточных концов, особое положение скульптуры за счет отсутствия портала.
Формирование архитектурных школ. Рейнская школа – максимально парадное и монументальное воплощение Оттоновский и Ломбардской традиций. (Памятники: Трирский, Майнцский, Шпейерский соборы
Саксонская школа. Памятники: церковь св. Годехарда в Хильдесхайме).
Скульптура.Бронзовое литье. Каменная скульптура.(Памятники: Фигуры апостолов и пророков собора в Бамберге. Распространенность монументальной круглой деревянной скульптуры).
Тема 9. Искусство Англии романского периода.
Церковная архитектура. Ее особенности. (Памятники: соборы Питерборо, Дерхема (Дарема), Или).
Англо-саксонская миниатюра. Винчестер – центр развития книжного искусства и формирования специфических особенностей, свойственных данной школе. (Памятники: «Бенедикционал герцога Девонширского», «Котонианская псалтырь»).
Тема 10. Искусство Италии романского периода.
Культовая архитектура. (Памятники: церковь св. Михаила в Павии, церковь Сан-Амброджо в Милане, комплекс в Пизе (собор, «Падающая башня» и баптистерий), церковь Сан-Миньято аль Монте и баптистерий во Флоренции).
Романская скульптура. Монументальная скульптура и ее основные черты.
(Памятники: композиции мастера Вильгельмуса на фасаде собора в Модене. Мастер Никколо и его работы.
Бенедетто Ангелами – крупнейший скульптор Сев. Италии, его произведения в Парме).
Южноитальянская скульптура. Придворная школа скульптуры императора Фридриха II. Развитие в Италии искусства литья из бронзы. (Памятники: «Двери Сан-Дзено» в Вероне).
Живопись. Так называемая «бенедиктинская школа живописи». (Памятники: росписи Сан-Клименте в Риме; «Страшный суд» в церкви Сан-Анджело). Миниатюра бенедиктинской школы. (Памятники: «Житие св. Бенедикта», «Житие маркграфини Матильды»).
Тема 1 1.Искусство Испании романского периода.
Церковная архитектура. Собор Сантьяго да Компостелла.
Живопись. Росписи апсид церквей Сант-Мария и Сант-Клименте в Тахуле.
(Памятники рукописного искусств а: «Апокалипсис» с комментариями Беатуса).
Скульптура. Связь скульптуры северо-восточных земель Испании с типом скульптур северо-итальянских земель. (Памятник и: портал церкви Санта-Мария в Риполе). Пластика северо-западной Испании, ее стилистическая близость к Легендарной школе пластики.(Памятники: скульптура церкви Сан-Доминго де Силос).
Тема 12. Готическое искусство XIII– XV вв.
Термин «готика», его происхождение. Условность термина. Формирование и развитие искусства готики в Западной Европе как искусства периода роста городских коммун. Воздействие идеологии бюргерского сословия на формирование готического стиля: усиление рационалистических и реалистических тенденций. Значение богословских учений рассматриваемого периода (Альберта Великого, Фомы Аквинского и др.) в развитии готического стиля.
Доминирующее развитие в искусстве XIII– XV вв. архитектуры и ее влияние на остальные виды изобразительного искусства. Религиозное и светское искусство.
Архитектура. Формирование принципов готической конструкции и вытекающих из нее форм. Отражение мировоззренческих представлений о мироздании и о судьбах человека в готическом храме. Органическая связь конструктивных приемов и декоративных форм. Влияние церковной архитектуры на светское зодчество.
Скульптура. Развитие монументальной скульптуры и ее место в общем облике готического собора.. Преобладающее значение круглой пластики, ее органическая связь с конструкцией храма. Тематика и система размещения композиций (фигур и рельефов). Символика образов. Формирование и развитие, наряду с религиозной тематикой, аллегорических композиций, олицетворяющих свободные искусства, времена года, пороки и добродетели.
Живопись. Специфика данного вида искусства в готике: формирование монументальной живописи в форме витражного искусства: технические и композиционные приемы.
Искусство миниатюры готического периода. Создание с XIII века светских скрипторных мастерских по изготовлению рукописей. Влияние новой среды (городской атмосферы, городских заказчиков, развития светского образования и др.) на искусство миниатюры – усиление в ней реалистических элементов, изменение тематики иллюминаций и характера орнамента.
Тема 13. Искусство Франции готического периода.
Готическая культовая архитектура. Конструктивные приемы и формы готической архитектуры в Северной Франции периода второй пол. XII века.
(Памятники раннеготического стиля: церковь Сен-Дени, собор Парижской Богоматери). расцвет готической архитектуры в XIII веке строительство городских соборов и светских сооружений. (Памятники: соборы Богоматери в Шартре, в Реймсе, в Амьене; здание суда в Руане).
Развитие гражданской архитектуры во Франции. (Памятники: замки - Куси, Венсенн, Пьерфон. Жилые городские здания - Отель Жака Керра в Бурже, Дворец юстиции в Руане, ратуша в Сен-Кантене).
Культовые постройки XIII–XIV вв. (Памятники: ансамбль Мон Сен-Мишель; Авиньонский папский дворец).
Развитие готической скульптуры. Особенности пластического искусства первой пол. XIII века – простота пластического решения, величавость и одухотворенность образов; усиление реалистических черт и гуманистических тенденций в скульптуре. (Памятники: скульптуры северного портала трансепта Шартрского собора Богоматери; фигуры собора Богоматери в Амьене; скульптура западного портала Реймсского собора).
Монументальная живопись. Витражи. Основные технические и композиционные приемы. Шартрская школа витражного искусства. Особенности витражного искусства XIV века – распространение гризайлей и дублирование стекол витражей.
Миниатюра готическая. Ведущая роль французской миниатюры в развитии западноевропейской иллюминации. Формирование реалистической тенденции и появление новой пространственной концепции в решении сценических композиций. Париж – центр развития книжного искусства в период XIII––XV вв. Зарождение станкового портрета в живописи.
(Памятники: Псалтырь Бланки Кастильской; псалтырь Людовика Святого; «Бельвилльский бревиарий» Жака Пюселя; «Псалтырь герцога Беррийского» мастера Андре Боневе; «Большой часослов герцога Беррийского; «часослов Бусико». Миниатюры «Больших Французских хроник»).
Тема 14. Искусство Германии готического периода.
Готическая архитектура Германии. Собор в Кельне. Зальный тип готического храма и распространение этого типа на юге Германии и в Австрии. (Памятники: церковь св. Елизаветы в Марбурге; церковь св. Стефана в Вене). Развитие «кирпичной готики» на севере Германии. (Памятники: церковь Марии в Пренлоу, церковь в Хорине).
Развитие готической скульптуры в Германии. Скульптура Бамбергского и Страсбургского соборов. (Памятники: портретные скульптуры в Наумбурге и в Страсбурге).
Немецкая живопись. Живописные школы. Кельнская иконная школа.
Иллюстративные произведения на тему рыцарской поэзии. Памятники: «Рукопись Манессе», «Песни бродячих актеров» и др.
Тема 15. Искусство Англии периода готики.
Архитектура Англии, ее особенности, периодизация. Архитектура XIII века и ее близость готической французской традиции. (Памятники: соборы в Кентербери и в Вестминстерском аббатстве). Своеобразие и оригинальность в развитии готических принципов английской архитектуры в XIII веке. (Памятники: соборы в Солсбери, в Линкольне и др.).Поздняя английская готика, формирование новых декоративных форм. (Памятники: капелла Генриха VIII в Вестминстерском аббатстве; галерея в Глостере; часовня колледжа в Кембридже).
Памятники светской архитектуры в Англии: замок Хемтон-корт; замок Ландфорт; Вестминстерский зал в Лондоне.
Миниатюра. Близость английской миниатюры периода XIII– XV вв. к французским традициям миниатюрного искусства. (Памятники: «Псалтырь королевы Марии»).
Тема 16. Искусство Италии периода готики.
Архитектура готического периода, ее своеобразие.(Памятники: Миланский собор, Флорентийский собор, церковь Санта Кроче, соборы в Сиене и в Орвието).
Развитие гражданской готической архитектуры. (Памятники: Дворец Дожей и Ка д,Оро в Венеции).
Скульптура. Формирование культуры Проторенессанса. Николо и Джованни Пизано – мастера, чье творчество положило начало искусству Возрождения.
Тема 17. Искусство Испании периода готики.
Архитектура. Своеобразие готики: элементы мавританского стиля в испанском зодчестве. (Памятники: соборы в Бургосе и в Севилье).
Гражданская архитектура. (Памятники: ратуша в Барселоне, здание шелковой биржи в Валенсии).
Скульптура. Раннее развитие готических форм в пластике. (Памятники: «Портал Славы» в нартексе церкви Сант Яго де Компостелла (мастер Маттео); влияние французской готики).
Ретабло в испанских храмах. Сочетание в них принципа живописных панно с деревянной раскрашенной скульптурой.
Тема 18. Искусство Чехии периода готики.
Прага – политический и культурный центр развитого средневековья.
Расцвет архитектурной готики в XIII– XV вв. (Памятники: собор св. Витта в Праге, Петер Парлеж и расцвет его творчества; скульптурная мастерская Парлежа).
Искусство миниатюры. (Памятники: «Путеводная книга», «Библия Вацлава IV».).
Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 312 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!