Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Мир - макрокосмос, человек - микрокосмос: отличие христианского и языческого воззрений. Образ Божий. Свт. Григорий Нисский. Целостность человека. Свт. Григорий Палама



Творение Земли косвенно говорит о Святой Троице. О творении человека – прямое указание – «сотворим» (множественное число, т.е. участие всех лиц Святой Троицы). Повествование о творении человека отличается самой сущность и формой изложения. Сущность – человек совершенное творение – венец творения. Он, с одной стороны, как и всякое творение, зависит от Бога как Творца, с другой – имеет автономию в неповторимости личности. С одной стороны – находится в неразрывной связи с творением, с другой – глубокое внутренне различие.

Все повествование о творении сводится к творению человека. Завершение творения человека – иерархичность творения. Человек возникает из земли. Творение человека не столько указывает на материю, сколько на бренность существования в условиях неодухотворенного мира. Указывает на связь человека с землей в его жизнедеятельности (Быт. 2, 5). Человек призван во владение землей (Быт. 1, 28).

Третий аспект (Быт. 3, 19 – «Прах и в прах возвратишься») – человек по своей телесной стороне отходит в землю. До грехопадения это возвращение как возможность, но результат падения – он лишил себя бессмертия (также дарованную условно), стала необходимость внутреннего различия между человеком и прочим творением – в Богообразности, в призвании к Богоуподоблению (Быт. 1, 26-27). Человек должен быть попечительным хозяином Земли и животного мира (Быт. 1, 28). Бог и творит человека специально. Созданию предшествует совет Св. Троицы (Быт. 1, 26). Он называется предвечным советом. Апостол Петр говорит о нем как «Агнце к закланию прежде создания мира» – значит, совет включал и будущее воссоздание после грехопадения.

Святые отцы называют человека микрокосмосом – несет в себе большой мир в своем малом мире. Философы видели в этом славу, но святые отцы не в этом видели главное величие – «нет замечательно в том, что хотят сделать с человеком образ и подобие мира, ибо земля преходит и все их содержимое преходяще, сколь содержащее. Говорят, что человек микрокосмос и думали возвысить его, не замечая, что человек наделяется качеством мошек и мышей».

Но величие человека – в образе и подобии Божием. Человек есть образ мира, т.к. есть образ Божий.

Билет 18.

Творение человека.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 290 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...