Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия паутины» или философия в паутине?



(Философское осмысление социокультурных последствий
внедрения новых информационных технологий)

Селиванова О.Б.

Тема 1. Информационная эпоха: изменение парадигмы
человеческого БЫТИЯ (4 час.)

«Биосфера» – «ноосфера» – «инфосфера»: философские традиции осмысления динамики научно-технического прогресса. Проблема соизмеримости человеческого существования и темпов инновационных изменений. Социально-культурные последствия формирования Интернет как Глобальной Сети. Изменение пространственно-временных ориентаций: «киберпространство» и «вневременное время». «Философия языка» (Г. Гадамер, Ж. Деррида, М. Маклюэн, У. Эко) и особенности коммуникационных взаимодействий информационной эпохи. Формирование нелинеарного (мозаичного) стиля мышления. Новые принципы организации человеческого бытия: сетевой, виртуальный, интерактивный. Проблема оценки культурно-исторической роли Интернет: « онтологизаторский » и « инструменталистский » подходы. Глобализация и диверсификация: проблема сохранения культурных традиций в условиях глобального синтеза. Антиглобализм и «конец модерна».

Тема 2. «Виртуальная реальность» или «реальная
виртуальность»: онтологические, гносеологические,
социально-экономические и психологические
характеристики (4 час.)

Философские традиции интерпретации «реального» и «виртуального». Особенности организации виртуального пространства Глобальной Сети: от идеи ограниченного мира к множественности миров. «Бесконечное настоящее»: специфика восприятия времени в виртуальном мире. Новые способы организации смыслового пространства: гипертекст в интерактивной среде. Интермедиа и их познавательные возможности.

«Виртуальные сообщества»: особенности возникновения и функционирования, типы, тенденции развития. Виртуальные сообщества Рунета. «Дематериализация» собственности: возможен ли «виртуальный коммунизм»? Психологические последствия пребывания в виртуальной среде киберпространства (проблемы Интернет-зависимости, отчуждения и т.п.). Основные подходы к проблеме будущего Глобальной Сети и их философский анализ.

Тема 3. Проблема сохранения «homo sapiens» как вида
«Homo eleCtronicus»: реальность или утопия? (2 час.)

Определение сущностных свойств человека разумного и современные исследования особенностей протекания рациональной деятельности. Дискуссии о возможности создания «искусственного интеллекта». Самообучающиеся системы (нейронные сети, artificial life – «компьютерное моделирование живых объектов») и теория «квантового разума» Хэмероффа-Пенроуза. Проблемы моделирования «дружественного пользовательского интерфейса». Перспективы взаимодействия человека и компьютера.

Тема 4. Виртуальная личность: свобода
и ответственность в Сети (2 час.)

Персонализм и виртуальный мир. Виртуальные личности Рунета. Проблема самоидентификации личности с помощью электронной цифровой подписи. Шенгенское соглашение и его мировоззренческая оценка. Существует ли угроза «электронного тоталитаризма»? Проблема свободы доступа к информации. «Цифровой мир» и интеллектуальная собственность. Субкультура хакеров: тенденции развития хакерского сообщества. Этический кодекс хакеров: теоретические лозунги и практическая деятельность. Антиглобализм и движение хакеров.

Тема 5. Творчество и Сеть (2 час.)

Современные научные представления о характере творческой деятельности. Идеалы восточного миросозерцания, творческой деятельности и их реализация в Сети. Особенности художественной практики Рунета. Коллективное творчество и новое осмысление философских идей «соборности», «всеединства», «богочеловечества» в Рунете. «Компилятивизм» и проблема «машинного творчества». Проекты «машинного творчества» в Рунете: «Философские эссе» Яндекса и др.

Тема 6. Архетипы и символы Информационного
общества (2 час.)

Понятия «архетип» и «символ» и их философская интерпретация. «Феномен Протея»: «homo ludens» в виртуальном пространстве. Постмодернизм и символ «ризомы». Символические характеристики Интернет: «Сеть», «Ризома» и др. «Голлем»: историческое осмысление образа и его современная интерпретация в Сети. Архетипы «Шахмат» и «Лабиринта»: культурно-исторические истоки реализации виртуальных миров в игровом пространстве.

Библиографический список

Барлоу Д. П. Декларация независимости Киберпространства. http://www.zhurnal.ru/staff/gorny/translat/deklare.html

Барлоу Дж. П. Продажа вина без бутылок:
Экономика сознания в глобальной Сети. http://www.zhurnal.ru/staff/gorny/translat/barlow_economy_of_mind.htm

Барт Р. Смерть автора. http://www.geocities.com/Paris/Palais/6854/bart/brt-7.html

БодРийяр Ж. Дух терроризма. http://www. inosmi.ru

Бурлаков И.В. Homo Gamer: Психология Компьютерных игр. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000.

Ваннавер Буш. Как мы можем мыслить. http://dll. botik. ru/libr/cit/vbush. ru. html

Визель М. Гипертексты по ту и эту стороны экрана. http://www.litera.ru/slova/viesel/visei-ht.html

ДЕЛЕЗ Ж., Гваттари Ф. Ризома // Философия эпохи постмодерна: Сб. переводов и рефератов. – Мн.: Изд. ООО «Красико-принт», 1996.

Деррида Ж. Письмо и различие. – СПб.: Академический проект, 2000.

Деррида Ж. Differance // Гурко Е. Тексты деконструкции. – Томск: Водолей, 1999.

ЖИЧКИНА А.Е. Белинская Е.П. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью. http://flogiston.ru/projects/articles/strategy.shtml

Иванов Е.М. Материя и субъективность. – Саратов: Изд-во СГУ, 1998.

Ильин И.П. Постструктурализм. Постконструктивизм. Деконструктивизм. – М.: Интрада, 1996.

Интернет и киберкультура в России: Сборник. http:// www.zhurnal.ru/staff/gorny/texts/icr_preface.html

Касперски К. Техника и философия хакерских атак. – М.: Солон, 2001.

Кассирер Э. Философия символических форм. Введение и постановка проблемы // Культурология. ХХ в.: Антология. – М.: Юристъ, 1995.

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. – М.: Дело, 2000.

Концепция виртуальных миров и научное познание: Сборник. – СПб.: РХГИ, 2000.

Корнев С. Сетевая литература и завершение постмодерна: интернет как место обитания литературы. http://www.litera.ru/slova/kornev/kornev

Кузнецов С. Рождение Игры, смерть Автора и виртуальное письмо. http://www.litera.ru/slova/teoriya/kuznet.html

Леви С. Хакеры – герои компьютерной революции. http://cooler.irk.ru/hackers/

Левкин А. Голем, русская версия. – М.: Олма-Пресс, 2002.

Мандел Т. Разработка пользовательского интерфейса. – М.: ДМК Пресс, 2001.

Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. – М.: Academia, 1999.

Тоффлер А. Футурошок. – СПб.: Лань, 1997.

Хайм М. Метафизика виртуальной реальности / Пер. с англ. М. А. Дзюбенко. http://www.aha.ru/~pinskij/virt_hime.html

Шапиро Д. И. Человек и виртуальный мир (Когнитивные, креативные и прикладные проблемы). – М.: Эдиториал УРСС, 2000.

Шелли М. Советы создателям виртуальных личностей. http://www.inter.net.ru/5/2.html

Шелли М., Шелли П. Паутина. http://www.fuga.ru/shelley/pautina/pautina.htm





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 599 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...