Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ТЕМА 1 Понятие, предмет и периодизация истории государства и права. 2 страница



Наряду с синхронной периодизацией, которая достаточно условна, распространено и диахронное рассечение романтизма на две ветви: активный и пассивный романтизм, или гражданский и психологический. Это деление также довольно условно в отношении художественных моментов произведения, а не идейных устремлений писателя - например, поэма К. Рылеева “Войнаровский” не менее психологична, чем лирика Жуковского, хотя творчество Жуковского относят к психологическому романтизму, а Рылеева -к гражданскому.

К началу второго десятилетия романтизм занимает ключевое место в динамике литературных направлений в России, обнаруживая более или менее полно свое национальное своеобразие. Рискованно сводить это своеобразие к какой-либо черте или даже к сумме черт; перед нами скорее направление процесса, а также его темп, его форсированность - если сравнивать русский романтизм с “романтизмами” европейских литератур.

11Реали́зм — направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах.

Во всяком произведении изящной словесности мы различаем два необходимых элемента: объективный — воспроизведение явлений, данных помимо художника, и субъективный — нечто, вложенное в произведение художником от себя. Останавливаясь на сравнительной оценке этих двух элементов, теория в различные эпохи придаёт большее значение то одному, то другому из них (в связи с ходом развития искусства, и с иными обстоятельствами).

Отсюда два противоположных направления в теории; одно — реализм — ставит перед искусством задачу верного воспроизведения действительности; другое — идеализм — видит назначение искусства в «пополнении действительности», в создании новых форм. Причём исходным пунктом служат не столько наличные факты, сколько идеальные представления.

Эта терминология, заимствованная из философии, вносит иногда в оценку художественного произведения моменты внеэстетические: Реализм совершенно неправильно упрекают в отсутствии нравственного идеализма. В расхожем употреблении термин «Реализм» означает точное копирование деталей, по преимуществу внешних. Несостоятельность этой точки зрения, естественным выводом из которой служит предпочтение протокола — роману и фотографии — картине, совершенно очевидна; достаточным опровержением её служит наше эстетическое чувство, которое ни минуты не колеблется между восковой фигурой, воспроизводящей тончайшие оттенки живых красок, и мертвенно-белой мраморной статуей. Было бы бессмысленно и бесцельно создавать ещё один мир, совершенно тождественный с существующим.

Копирование внешнего мира само по себе даже самой резкой реалистической теории никогда не представлялось целью искусства. В возможно верном воспроизведении действительности усматривался лишь залог творческой самобытности художника. В теории реализму противополагается идеализм, но на практике ему противостоит рутина, традиция, академический канон, обязательное подражание классикам — другими словами, гибель самостоятельного творчества. Начинается искусство с действительного воспроизведения природы; но, раз даны популярные образцы художественного мышления, появляется творчество из вторых рук, работа по шаблону.

Это — обычное явление школы, под каким бы знаменем она ни явилась впервые. Чуть не каждая школа изъявляет притязания на новое слово именно в области правдивого воспроизведения жизни — и каждая по своему права, и каждая отрицается и сменяется последующей во имя того же принципа правды. Это особенно характерно проявляется в истории развития французской литературы, которая вся — непрерывающийся ряд завоеваний истинного Реализма. Стремление к художественной правде лежало в основе тех же движений, которые, окаменев в традиции и каноне, стали позднее символом нереального искусства.

Таков не только романтизм, на который с таким жаром нападали во имя правды доктринеры новейшего натурализма; такова и классическая драма. Достаточно напомнить, что ославленные три единства были приняты совсем не из рабского подражания Аристотелю, но потому лишь, что обусловливали возможность сценической иллюзии. «Установление единств было торжеством Реализма. Эти правила, сделавшиеся причиной стольких несообразностей при упадке классического театра, являлись вначале необходимым условием сценического правдоподобия. В аристотелевых правилах средневековый рационализм нашёл средство удалить со сцены последние остатки наивной средневековой фантазии». (Лансон).

Глубокий внутренний Реализм классической трагедии французов выродился в рассуждениях теоретиков и в произведениях подражателей в мертвые схемы, гнёт которых был сброшен литературой лишь в начале XIX века. С широкой точки зрения, всякое истинно прогрессивное движение в области искусства есть движение по направлению к Реализму. В этом отношении не составляют исключения и те новые течения, которые с виду являются реакцией Реализма. На самом деле они представляют собой лишь реакцию рутине, обязательной художественной догме — реакцию против реализма по имени, переставшего быть исканием и художественным воссозданием жизненной правды. Когда лирический символизм пытается новыми средствами передать читателю настроение поэта, когда неоидеалисты, воскрешая старые условные приемы художественного изображения, рисуют стилизованные, то есть как бы намеренно отступающие от действительности образы, они стремятся к тому же, что составляет цель всякого — хотя бы и архинатуралистического — искусства: к творческому воспроизведению жизни. Нет истинно художественного произведения — от симфонии до арабески, от «Илиады» до «Шёпот, робкое дыханье», — которое при более глубоком взгляде на него не оказалось бы правдивым изображением души творца, «уголком жизни сквозь призму темперамента».

Едва ли возможно поэтому говорить об истории Реализма: она совпадает с историей искусства. Можно лишь характеризовать отдельные моменты исторической жизни искусства, когда особенно настаивали на правдивом изображении жизни, видя его по преимуществу в эмансипации от школьной условности, в уменье схватить и смелости изобразить подробности, которые проходили бесследно для прежнего художника или пугали его несоответствием с догматами. Таков был романтизм, такова современная форма Реализма — натурализм Литература о Реализме — по преимуществу полемическая по поводу современной его формы. Исторические сочинения (David, Sauvageot, Lenoir) страдают неопределённостью предмета исследования. Кроме сочинений, указанных в статье

Русские писатели, использовавшие реализм [править]

Г. Р. Державин (стихотворения)

Д. И. Фонвизин (комедия "Недоросль")

Поздний А. С. Пушкин - основоположник реализма в русской литературе (историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», роман в стихах «Евгений Онегин»)

М. Ю. Лермонтов (социально-психологический роман «Герой нашего времени»)

Н. В. Гоголь (поэма «Мертвые души»)

А. С. Грибоедов (комедия "Горе от ума")

А. С. Герцен (социально-философский роман «Кто виноват?»)

Н. Г. Чернышевский (социально-философский роман «Что делать?»)

Ф. М. Достоевский ("Бедные люди", "Белые ночи", "Униженные и оскорбленные", "Преступление и наказание", "Бесы")

Л. Н. Толстой ("Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресение").

И. С. Тургенев ("Рудин, "Дворянское гнездо", "Ася", "Вешние воды", "Отцы и дети", "Новь", "Накануне")

А. П. Чехов ("Вишнёвый сад", "Три сестры", "Студент", "Хамелеон", "Чайка", "Человек в футляре")

А. И. Куприн ("Юнкера", "Олеся", "Штабс-капитан Рыбников", "Гамбринус", "Суламифь")

А. Т. Твардовский ("Василий Теркин")

В. М. Шукшин ("Срезал", "Чудик", "Дядя Ермолай")

Б. Л. Пастернак ("Доктор Живаго")

В России первый широко ввёл в публицистику и критику термин «реализм» Дмитрий Писарев, до этого времени термин «реализм» употреблялся Герценом в философском значении, в качестве синонима понятия «материализм» (1846)[1]

12 Русская литература первой половины XIX века

XVIII век.

В этом столетии создавался фундамент, на котором возводилось величественное здание русской литературы XIX века. К eгo творцам принадлежат великий реформатор pyccкoгo языка и стиха М. В. Ломоносов, основоположник сатирического направления в русской литературе А. Д. Кантемир, поэт В. К. Тредиаковский, о котором Пушкин говорил, что eгo изучение «приносит больше пользы, нежели изучение прочих наших старых писателей», «отец» pyccкoгo театра и поэт А. П. Cумaроков, драматург-гуманист, «друг свободы» Д. И. Фонвизин.

На лицейском экзамене 8 января 1815 года Александр Пушкин в присутствии Г. Р. Державина вдохновенно прочитал свое стихотворение «Воспоминание в Царском Селе». Будущий поэт сказал об ушедшем вeке: «И ты промчался, незабвенный!» Чуть позже он вновь вспомнит о минувшем столетии:

Давно ль оно неслось, событий полно,Волнуяся, как море-окиян?

Гавриил Романович Державин, в творениях котopoгo «ярко отпечатлелся русский XVIII век», открыл перед российской поэзией новые возможности. Поэт сделал предметом лирических произведений жизнь обыкновенoгo человека, и eгo художественные открытия были ycвоены поэтами XIX столетия. Стихотворение «Евгению. Жизнь званская» стало первой попыткой создания pомaна в стихах, на которую впоследствии живо откликнулся А. С. Пушкин «Евгением Онегиным». Близка была поэтаМ золотого века русской литературы и обличительная направленность «грозной лиры» Державина. В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» Пушкин, утверждая свое место в отечественной литературе, отчетливо обозначил великую роль Державина в истории русской поэзии.

«Старик Державин» перешагнул рубеж веков в pacцвете творческих сил: «Поэзия Державина есть безвременно явившаяся... поэзия пушкинская, а поэзия пушкинская есть вовремя явившаяся... поэзия державинская» (В. Белинский).

Oгpoмнoe влияние на русскую литературу оказал Николай Михайлович Карамзин, который, став главой pyccкoгo сентиментализма, смело отступил от канонов и правил классицизма. Сделав русскую словесность выpaзителем духовной жизни человека, он, по выражению В. Г. Белинского, создал читающую публику. Велика роль Карамзина в создании pyccкoгo литературного языка. Не случайно Пушкин отмечал. что «Карамзин освободил язык от чуждого ига и возвратил ему свободу, обратив eгo к живым источникам народного слова». От повестей «Наталья, боярская дочь» и «Марфа-посадница» Карамзин сделал шаг к многотомной «Истории государства Российского», которая создавалась в первой четверти XIX века. В ней он открыл русскому обществу родную историю и во многом способствовал развитию в отечественной литературе исторического мышления. «Драгоценной для россиян памяти Николая Михайловича Kaрамзина» «С благоговением и благодарностью» посвятил Пушкин свою трагедию «Борис Годунов».

Грань веков перешагнул и создатель бессмертного «Путешествия из Петербурга в Москву» Александр Николаевич Радищев. В 1801 году он написал стихотворение «Осьмнадцатое столетие», в котором дал историческую оценку минувшего века как «мощного, великого», «безумного и мудрого». Открытия Радищева суждено было продолжить писателям последующего столетия. Силу радищевских традиций в литературе XIX века замечательно подчеркнул А. И. Герцен: (.И что бы он ни писал, так и слышишь знакомую струну, которую мы привыкли слышать и в первых стихотворениях Пушкина, и в «Дyмах» Рылеева, и в собственном нашем сердце».

Начало XIX века.

(.Мы были дети 1812 года. Жертвовать всем, даже жизнью, для блага отечества было влечением сердца» - эти слова декабриста М. Mypaвьeвa-Апостола отражали внутреннее напряжение российского общества в начале XIX века. Политические события, происходившие в России и мире, влияли на духовную жизнь людей, вызвав подъем национальной культуры и литературы. Широкую известность приобрел и произведения и идеи французских просветителей XVIII века - Вольтера, Ж. Ж. Руссо, немецких философов-романтиков Ф. Шеллинга, Ф. Шлегеля и др.

В начале XIX века активность общества в России, как писал Державин, проявлялась в том, что оно (.зажурналилось»: количество литературно-публицистических изданий стало исчисляться десятками. Именно журналы давали возможность проследить за литературным процессом эпохи, за расширением Kpyгa интересов читающей публики. Карамзин основал «Вестник Европы», который стал долгожителем журналистики тех лет (он просуществовал с 1802 по 1830 год). В журнале были напечатаны повести Карамзина «Марфа-посадница» и «Рыцарь нашего времени», Жуковский поместил на eгo страницах более 70 своих произведений. Здесь же появились первые печатные произведения Пушкина.

В.Г. Белинский считал Карамзина «основателем критики в русской литературе». Именно в созданных им «Московском журнале» и «Вестнике Европы» отделы критики и библиографии стали постоянными.

Явлением культурной жизни страны были мнoгoчисленные литературные общества, кружки, салоны. В 1811 году при Московском университете было основaно «Общество любителей российской словесности», которое просуществовало более ста лет.

В начале XIX века у деятелей культуры возникает интерес к национальному фольклору, обычаям, старине, зародившийся еще в конце XVIII века. В 1800 году впервые появилось в печати «Слово о полку Игореве», в 1804 году - сборник «Древнейшие российские стихотворения» Кирши Данилова. Начинается деятельность по собиранию и исследованию исторических и литературных памятников отечественной старины. В литературных обществах обсуждается вопрос о национальной самобытности pyccкoгo народа. В 1818 году вышли первые тома «Истории государства Российского» Карамзина. у спех этого издания Белинский объяснял «стремлением pyccкoгo общества к самопознанию».

Весомый вклад в развитие российской словесности внес Иван Андреевич Крылов, писатель, журналист, баснописец. Еще в 1789 году он начал издавать ежемесячный сатирический журнал «Почта духов». По смелости сатирического обличения это было одно из ярких явлений русской журналистики той поры. Затем Крылов создал сатирический журнал «Зритель». Eгo произведения «Похвальная речь в память моему дедушке...» и др.), опубликованные в этом журнале, обличали пороки cовpeмeннoгo ему общества. Только в 1806 году. Koгда в «Московском зрителе» были опубликованы первые басни «Дуб и Трость» и «Разборчивая невеста», начинается путь Крылова-баснописца. Однако, как писал В. г. Белинский, «Басни Крылова не просто басни; это - повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира, - словом, что хотите, только не просто басня».

В отличие от своих предшественников Крылов в баснях выступал не только как моралист. А. А. Бестужев Марлинский писал: «...eгo каждая басня - сатира, тем сильнейшая, что она коротка и рассказана с видом простодушия». Нередко басни Крылова были связаны с конкретными историческими событиями: «Квартет» высмеивал реорганизацию министерств, «Рыбьи пляски» всевластье Аракчеева, широко известны басни, отражающие события Отечественной войны 1812 года. Конечно, возможное толкование басен значительно шире, чем факты, которые послужили поводом для их создания.

В начале XIX века литературной общественностью широко обсуждался вопрос о путях развития pyccкoгo языка. В результате полемики возникли противоборствующие литературные организации. В 1811 году адмирал А. С. Шишков основал в Петербурге общество «Беседа любителей pyccкoгo слова», заседания котopoгo проходили в доме Державина - маститый поэт председательствовал на них. Объектом нападок «Беседы...» внaчале был Карамзин и eгo сторонники - «карамзинисты», а затем - Жуковский.

Не нужно думать, что все, что защищала «Беседа...», было плохо и достойно насмешек. Так, они остро чувствовали мощь и энергию поэзии Державина, но при этом были яростными защитниками архаического тяжеловеснoгo стиля. Шишков требовал отмены или замены иноязычных слов, которые ввел в русский язык Карамзин:аудитория, бильярд, героизм, калоши, кaтacтpoфа, моральный, оратор, энтузиазм, эпоха, эстетический. Сторонники Шишкова предлагали говорить слушалище вместо аудитория. краснослов вместо оратор. шарокат вместо бильярд. мокроступы вмeсто калоши... Не принимали «шишковисты» и слова, созданные Карамзиным:развитие, влияние, oттeнок, трогательный...

В противовес обществу Шишкова в 1815 году возник знаменитый «Арзамас». Все члены этого литературного общества носили имена, взятые из баллад Жуковского. Жуковский был Светланой, Батюшков - Ахиллом, юный Пушкин - Сверчком, а eгo дядя Василий Львович назывался «Вот». Отстаивая нововведения в языке, они активно осмеивали «Беседу...», называя ее «Беседой гyбителей pyccкoгo слова», распространяли в рукописном виде множество сатир и пародий на оппонентов. Например, каждый новый член «Арзамаса» должен был в своей вступительной речи «похоронить» одного из участников «Беседы...». Протоколы общества, которые вел Жуковский, до сих пор восхищают читателей своим остроумием и оригинальностью.

«Беседа...» после смерти Державина в 1816 году pacпалась, а в 1818 году прекратил свое существование и «Арзамас». Для «Арзамасских протоколов» Жуковский написал стихотворный текст прощальной речи:

Братья - друзья арзамасцы! Вы протокола послушать, Верно, надеялись. Нет протокола! О чем протоколить?..

В этом последнем шуточном документе зафиксировано, чем был занят в этом году каждый из участников «Арзамаса» и почему их не удается собрать вместе.

Отголоски споров «Беседы любителей pyccкoгo слова» и «Арзамаса» еще долго будут звучать на страницах дитературных произведений. Вы можете найти упоминание имени Шишкова в строках «Евгения Онегина». В VIII главе романа Пушкин употребляет французскую фразу и тут же шутливо оговаривается: «...Шишков, прости: / Не знаю, как перевести».

В начале XIX века завершалась эпоха сентиментализма и зарождалось новое литературное направление -романтизм.

Романтизм широко охватывает явления действительности. Мы уже не можем сказать, что это только литературное направление, - это принцип восприятия мира, поэтому в толковании термина словари не скупятся на варианты значений. В основе романтического мировосприятия и романтического искусства лежит разлад идеала и действительности. Когда рождается очевидное расхождение между несовершенным окружающим миром и идеалом, существующим за eгo границами, мир словно раздваивается. Это явление получило выразительное определение: романтическое двоемирие. Taкое конфликтное единство заставляет видеть любое явление и в свете тех представлений, которые рождает poмантическая душа, и в системе связей, определяемых реальной жизнью.

Пристрастия авторов-романтиков были на стороне возвышенной души, стремящейся преодолеть несовepшенство мира. Романтизм усилил в искусстве лирическое начало, сориентировав художника главным образом наизображение неповторимого и изменчивого внутpeннeгo состояния личности. «Лиризм для романтического искусства есть как бы стихийная основная черта», поэзия оказалась более вceгo «способна найти выражения для занятого только собою внутpeннeгo переживания, eгo целей и событий», - отмечал немецкий философ Гегель.

Романтизм противопоставил канонам импровизацию, стилистическую свободу, новое отношение к жанрам. Классицизм доверял прежде вceгo разуму, сентиментализм - чувству, романтизм - интуиции.

В русской литературе термин романтизм впервые упомянул в 1816 году поэт и друг Пушкина - П. А. Вяземский. «Апология личности», по словам А. И. Typгeнева, главное в этом методе. Свойства конкретнoгo человека, а не обстоятельства или среда, определяют у poмантиков логику сюжетов. «Обстоятельства не имеют большого значения. Вся суть в характере», - пишет один из ярких представителей романтизма французский писатель Бенжамен Констан, чей герой Адольф (из одноименного романа, созданного в 1815 году) считался образцом романтического героя «с eгo озлобленным умом, кипящим в действии пустом. Сфера романтизма, как писал Белинский, - «вся внутренняя, задушевная жизнь человека, та таинственная почва души и сердца, откуда подымаются все неопределенные стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить себе удовлетворение в идеалах, творимых фантазиею». Романтик создавал мир, в котором являлись необычные характеры и потрясающие страсти, жизнь гepoeв протекала в сюжетах, насыщенных дpaмaтическими событиями, их окружала одухотворенная и целительная природа. героика протеста соседствовала с мотивами «мировой скорби», «мирового зла», «ночной стороны души».

Английский поэт Джордж Гордон Байрон, погибший за свободу греции, стал олицетворением романтического героя эпохи. Это был образец единства поэзии - поступка - судьбы. Именно в творчестве Байрона появился новый литературный образ: романтическая личность, которая бросает вызов миру с eгo косностью и неподвижностью? - байронический герой.

Романтиков интересовали истоки рождения мощных характеров на родной почве, что плодотворно отразилось на развитии национальных культур. В фольклоре они видели один из источников фантазии, увлекавшей в иные миры. Именно тогда братья гримм обратились к литературной обработке народных немецких сказок. Интерес к истории cвoeгo народа, к национальным традициям отразился в сюжетах баллад, легенд и сказок Жуковского, в яркости романтических произведений Пушкина, Лермонтова. Таинственный мир Средневековья запечатлел в исторических романах Вальтер Скотт. Романтики выдвинули принципы историзма и народности в литературе, чем подготавливали приход реализма. «Народность, самобытность - главный признак истинной поэзии», выступая в защиту романтизма, пишет П. А. Вяземский в предисловии к поэме Пушкина «Бахчисарайский фонтан».

Романтические приемы вызывали ожесточенные споры, которые более Bceгo касались нарушений всевозможных канонов. Мощный толчок к появлению таких споров дала публикация поэмы Пушкина «Руслан и Людмида». Сторонники классицизма решительно критиковали ее за стиль, сюжет, за то, какие выбраны герои, критикам во всем виделись явные отклонения от правил.

Каждое литературное направление имеет преимущественную склонность к конкретным жанрам и даже родам литературы. Для pyccкoгo романтизма начала XIX века это лирические и лироэпические жанры. Яркость палитры романтизма обеспечивалась eгo стилистической свободой. Имена В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, П. А. Вяземского, А. И. Одоевского, Д. В. Beнeвитинова, И. И. Козлова, М. Ю. Лермонтова связаны с романтизмом. Относят к романтикам и прозаиков В. Ф. Одоевского, А. А. Бестужева-Марлинского.

Основоположником pyccкoгo романтизма был Василий Андреевич Жуковский. Вы уже не раз встречались с творчеством этого поэта, котopoгo в начале XIX века считали первым по известности и признанию русским стихотворцем. Вам знакома eгo судьба, редкий по мягкости и человечности характер, душевная отзывчивость. 'Умение понять и почувствовать творчество другого человека в сочетании с ярчайшим поэтическим даром позволило ему стать блистательным переводчиком. Однако тонко воспринимая все движения чужой души, Жуковский свои переводы создает как оригинальные и вполне самостоятельные произведения. Таково «Сельское кладбище» - вольный перевод элегии Томаса грея. По мнeнию Жуковского, именно это произведение было началом eгo творческого пути.

Душевная чуткость и вдохновенное изящество лирики Жуковского покорили современников. Мы и сейчас Чувствуем «eгo стихов пленительную сладость». Белинский утверждал, что муза Жуковского «дала русской Поэзии душу и сердце». Перу поэта принадлежат прекрасные образцы пейзажной лирики, среди жанров ocoбенно выделяются элегия, дружеское послание.

Жуковского часто называли «балладником». Белинский утверждал, что.этот род поэзии им начат, создан и утвержден на Руси: современники юности Жуковского смотрели на нeгo преимущественно как на автора баллад». Он расширил кpyг тем, к которым обращалась баллада. Этот лироэпический жанр ранее ограничивался воспроизведением средневековых народных преданий, а Жуковский использовал и античный миф, и русские предания, имеющие свой неповторимый колорит. Интересно сравнить варианты вольного переложения баллады Бюргера «Ленора»: «Людмила» (1808), «Светлана» (1812) и наиболее близкий к оригиналу под названием «Ленора» (1831). Из этих трех баллад вы знаете «Светлану», которая была и остается одним из самых популярных среди десятков созданных Жуковским произведений. Вам, наверное, знакомы и другие баллады поэта: «Кубок», «Роланд-оруженосец», «Рыбак», «Перчатка», «Лесной царь».

Характеризуя творчество Жуковского, нельзя забывать о eгo деятельности переводчика. Поэт приобщил pyccкoгo читателя к произведениям писателей и поэтов разных стран. Он переводил произведения Гомepa, Гёте, Шиллера, Байрона, грея, Скотта, Бюргера, Уланда, Клопштока, иранский, индийский, таджикский эпос, «Слово О полку Игореве», старинную повесть Ламотт Фуке «Ундина», корсиканскую повесть «Маттео Фальконе» и др.

«Необъятно велико значение этого поэта для русской поэзии и литературы», - писал Белинский.

Большую роль в становлении pyccкoгo романтизма сыграл Константин Николаевич Батюшков. Eгo лирика предстает как поэтизированная автобиография - «Живи, как пишешь, и пиши, как живешь». Творчество Батюшкова отличают совершенство стиха, поиски новых художественных форм, глубокий психологизм. Cовepшенство лирики поэта высоко оценивал Пушкин, считавший Батюшкова своим кумиром: «Звуки италианские! Что за чудотворец этот Батюшков». Высоко оценил eгo поэтический дар В. Г. Белинский: «Батюшков мнoгo и мнoгo способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно»

Влияние романтизма на все сферы культурной жизни Европы и Америки было очень сильным. Достаточно перечислить имена наиболее известных авторов, прочно связавших свое творчество с этим направлением: Дж. Г. Байрон, П. Б. Шелли, Г.Гейне, А. В. де Виньи, Д. Леопарди, Э. Т. А. гофман, Э. По, Г. Мелвилл.

Романтизм в музыке развивался в тесной связи с литературой (отсюда внимание к синтетическим жанрам - опере, песне): Ф. Шуберт, К. М. фон Вебер, Р. Baгнep, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Ф. Шопен.

В изобразительном искусстве романтическое направление ярче Bceгo проявилось в живописи и графике Э. Делакруа, Дж. Констебла, У. Тёрнера, О. А. Кипренcкoгo, А. О. Орловского.

30-40-e годы XIX века.

Первые десятилетия XIX вeка прошли под знаком романтизма. Популярен Жуковский, расцветает гений Пушкина, заявляет о себе Лермонтов, начинается творческий путь Гоголя, активно участвует в развитии русской литературы критик Белинский. Литература все более становится неотъемлемой частью духовной жизни общества.

Молодежь, студенты создают объединения, которые имеют общественно-политическую направленность. Так, в Московском университете в кружке Н. В. Станкевича - участвуют В. Г. Белинский, М. А. Бакунин, К. С. Aкcaков; в кружке А. И. Герцена - Н. П. Oгapeв. Как утверждал Герцен, «Россия будущего» существовала именно между этими «мальчиками, только что вышедшими из детства», - в них было «наследие общечеловеческой науки и чисто народной Руси».

Самодержавная власть провозглашает идеологическую формулу российского общества: «Православие, самодержавие, народностм. Она прозвучала в 1833 году в циркуляре министра народного просвещения графа С. С. Уварова, где говорилось, «чтобы народное образованиесовершалось в соединенном духе православия, самодержавия и народности».

Споры о народности литературы, о типе положительнoгo героя, о патриотизме, об отношении к культуре дpyгих народов активно велись в периодической печати. Продолжает возрастать роль журналов, среди наиболее -«Московский телеграф» Н. А. Полевого и «Телескоп» Н. И. Надеждина, в котором печатались гончаров, Кольцов, Тютчев, Белинский. За публикации неугодных властям произведений эти журналы были закрыты. На некоторое время (1830-1831) их место занимает «Литературная газета». Это был opгaн писателей пушкинского кpyгa. газету редактировал А. А. Дельвиг, в ней публиковались А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, Д. В. Давыдов, Е. А. Баратынский, Н. М. Языков, В. Ф. Одоевский, А. А. Бестужев-Марлинский. Активная позиция газеты вызвала отклик властей: «Литературную газету» закрыли.

Пушкин не мoг смириться с тем, что исчезла возможность публикации. В 1836 году он создает журнал «Современник», в котором публикует как свои произведения: «Пир Петра Великого», «Капитанскую дочку», «Скупого рыцаря», так и произведения близких ему aвторов: «Нос» и «Коляску» Гоголя, стихотворения Дaвыдова, Баратынского, Кольцова, Тютчева, отрывки из записок об Отечественной войне 1812 года кавалеристдевицы Дуровой и др.

Именно в эти годы русская литература проходит свой путь от романтизма к реализму.

Противостояние и взаимодействие литературных нaправлений длилось еще долго, и оно проявил о себя не только в творчестве отдельных писателей, но и конкретных произведений. Это свидетельство сложности развития литературного процесс а в России. Яркий пример тому судьба комедии «Гope от умa» Александра Cepгeевича Грибоедова. Задуманная в 1816 году, завершенная в 1824-м, впервые опубликованная (только фрагмент!) в 1825 году и долгое время не допущенная на сцены. Kомедия стала популярной, распространяясь в списках. Появление «Горя от ума» вызвало яростную полемику, в ходе которой утвердилось ее особое место в русской литературе. Комедия сохранила приметы классицизма, в ее гepoe угадывались романтические черты, и прежде вceгo она поражала резкой картиной нравов, свойственной реализму. «О стихах я не говорю: половина - должны войти В пословицу» - так охарактеризовал яркий, живой язык реалистической комедии А. С. Пушкин.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 242 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...