Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Опознании



Фома Аквинский считал, что универсалии (то есть понятия вещей) существуют трояко:«до вещей», как архетипы — в божественном интеллекте как вечные идеальные прообразы вещей (платонизм, крайний реализм); «в вещах» или субстанциях, как их сущность (аристотелизм, умеренный реализм); «после вещей» — в мышлении человека в результате операций абстрагирования и обобщения (номинализм, концептуализм).

Вслед за Аристотелем Аквинат различает пассивный и активный интеллект.

Фома Аквинский отрицал врожденные идеи и понятия, а интеллект до начала познания считал подобным tabula rasa. Однако людям прирождены «общие схемы», которые начинают действовать в момент столкновения с чувственным материалом.

пассивный интеллект — интеллект, в который попадает чувственно воспринимаемый образ.

активный интеллект — абстрагирование от чувств, обобщение; возникновение понятия.

Познание начинается с чувственного опыта под действием внешних объектов. Объекты человеком воспринимаются не целиком, а частично. При вхождении в душу познающего познаваемое теряет свою материальность и может войти в неё лишь в качестве «вида». «Вид» предмета является его познаваемым образом. Вещь существует одновременно вне нас во всем своем бытии и внутри нас в качестве образа.

Истина — это «соответствие интеллекта и вещи». То есть понятия, образуемые человеческим интеллектом, истинны в той мере, в какой они соответствуют своим понятиям, предшествующим в интеллекте Бога.

В целом западное Средневековье характеризуется следующими чертами:

- феодальное, доиндустриальное общество.

- господство теологии и религии.

- философия стала служанкой теологии.

- теоцентризм – обращение к богу, как первопричине и первооснове мира.

Вопросы для самоконтроля

1. Особенности средневековой философии Запада.

2. Основные принципы средневековой европейской философии.

3. Философские проблемы патристики.

4. Философские проблемы схоластики.

5. Каковы философские истоки теоцентризма?

6. Каковы философские истоки моноцентризма?

7. Имеет ли креационизм научное обоснование?

8. Каковы достоинства средневекового символизма?

9. Как различить этапы патристики и схоластики?

10. Почему Августин Блаженный считается в истории средневековой патристики наиболее значимым философом?

11. В чем суть нового понимания отношения веры и разума в учении Фомы Аквинского?

12. В чем состоит философский смысл спора между номиналистами и реалистами?

13. Действительно ли в средние века философия была служанкой богословия?

14. В чем суть нового понимания отношения веры и разума в учении Фомы Аквинского?

Литература:

1. Философия. Алматы, 2003, с. 31-35

2. Спиркин А. Г. Философия. М., 2000. с. 82-113

3. Радугин А. А. Философия. М., 1999. с. 77-108

4. Немировская Л. З. Философия. М., 1995. с. 98-106

5. Канке В. А. Философия. М., 2000. с. 53-68





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 505 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...