Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Декарт, Бэкон, Лейбниц



В 17 в. вырисовываются 3 филос. концепции в обл. философии языка. Они берут начало от трёх выдающихся умов: Бэкона (Англия), Лейбница (Германия) и Декарта (Франция). Отсюда англ. эмпиризм (от Бэкона до Локка), франц. рационализм (картезианская философия, от Cartesius – фамилия Декарта в лат. написании), научно-философская концепция Лейбница.

Рэне Декарт (1596-1650 ) Предложил идею создания т.н. философского языка. Он должен обладать такой суммой понятий и отношений между ними, которые позволяли бы в результате формальных операций получать выводное априори истинное философское знание. Предполагалось, что вся сис-ма чел. понятий м.б. сведена к сравнительно небольшому числу элементарных единиц. Поэтому нужно было найти далее неразложимые идеи, из кот-х складывается богатство чел. мыслей. Система филос. языка д.б. основа на истинной философии.

Д. полагал, что следует установить исчисление всех мыслей-идей по порядку естественного ряда чисел. Числам нет конца, нет конца и количеству словесных комбинаций. Должна быть найдена возможность конструировать конечный список для выражения всего, что может прийти на ум человеку. Изобретение этого языка зависит от истинной философии – только она может перечислить все мысли-идеи людей и расположить их по порядку. Такой язык будет иметь только 1 способ спряжения, склонения и построения слов; не имел бы неполных и неправильных форм; изменение глаголов и словообразование – при пом. аффиксов к корню; список приставок давался бы в общем словаре. Д. считал, что с помощью этих словарей в теч. 6 месяцев «вульгарные умы свободно овладеют языком». Идеи Декарта о символическом языке позднее развивались Лейбницем, предложившим использовать для конструирования искусственного языка математическую символику.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626). В осн. концепции – принципы индуктивного, эмпирического метода познания. Идея сознания сравнительной грамматики всех возможных грамматических образований, где бы отражались достоинства и недостатки всех языков. Цель – выработка единого языка на базе европ. языков, своего рода эсперанто, который бы стал более совершенным средством общения.

(«О достоинствах и умножении наук», 1623). Это начало современного науковедения.

Наряду с естественным языком в человеч. обществе есть средства, свойства которых позволяют использовать их в качестве естественного языка. Они воспринимаются органами чувств, наделены набором дифференциальных признаков. Например, монеты – сохраняют свою функцию, независимо от металла, из которого сделаны, т.е. характер знака условен.

Учение об идолах (то, что мешает познанию).

- Идолы пещеры (телесные, духовные, природа человека; возникают у всех людей на земле)

- Идолы рода (связаны с привычкой, воспитанием; нужно проверять истины, кторые знаешь)

- Идолы площади \ рынка (сам язык оказывается плохим инструментом мышления и вносит погрешности: а) плохое установление слов б) вербальные носители дурных абстракций

- Идолы театра (ложные научные теории) «Знание – сила».

Пишет о состоянии грамматики и о языке.

Устанавливает отношение слова и вещи. Создание сравнительной грамматики всех существующих языков. Формирует планы и задачи.

Уделяет внимание языковому знаку. Выделяет несколько типов:

- согласованные: знаки, похожие на предмет

- несогласованные

Пытался доказать, что особенности языка могут быть связаны с такими объективными причинами, как место проживания. По характеру языка предлагал делать выводы о нравах и характере народа. Ineptus (неуклюжий): у Греков нет слова с таким значением = все греки неуклюжи (не замечают и не называют такого качества). Выделил в греческом языке большое количество сложных слов = греки склонны к наукам учености. В иврите мало сложных слов, но много метафор = избранный народ.

Когда человек от изолированного проживания перешел к первичным объединениям возникла, необходимость общения. Первичное общение происходило при помощи выкриков, которые носили инстинктивный характер. Человек развивался физиологически таким образом, что выкрики стали носить все более отчетливый и членораздельный характер. Далее происходит договоренность людей о том, чтобы принимать определенные звукокомплексы за определенные знаки.

Эта теория справедливо ставит на первое место происхождение языка социальный фактор, но на многие вопросы ответы не дает.

Френсис Бэкон не создал общей теории языка, но наметил путь эмпирического изучения языков – важного принципа сравно-исторического языкознания.

Рене Декарту принадлежит идея создания искусственного языка (эспиранто).

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716)

Направления интересов:

1. Лингвофилософские теоретические построения, создание единого международного философского языка (универсального символического языка). В основе его д.б. цифры. Рассматривает проблемы естественного языка. «Новые опыты о человеческом разуме», 1704; сочинение о происхождении народов, 1710. Эти идеи дали толчок к развитию символической логики. Язык – зеркало человеческого духа. Точный анализ слов может показать, как функционирует разум. Диссертация «О комбинаторном искусстве». Язык – орудие разума. Все сложные идеи – комбинации простых идей.

2. Сравнительно-историческое языкознание (предшественник сравнительно-исторического подхода к языкам). Много сделал для сбора сведений о многочисленных живых языках мира. Говорит о языке-предке и языковых семьях. Делит все языки на 2 группы: а) арамейские б) яфетические (скифские, славянские)

3. Совершенствование немецкого языка. Занимается культурой речи. Выдвинул программу литературногонемецкого языка: - словарь обиходной лексики; - словарь специальной лексики; - этимологический словарь





Дата публикования: 2014-12-30; Прочитано: 1495 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...