Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Судьба русской философии в ХХ веке



Русская философия представляет собой значительное по своему идейному содержанию и влиянию явление духовной культуры человечества. Она имеет почти тысячелетнюю историю и вобрала в себя большое многообразие течений, школ, и идей. На ее формирование и развитие огромное влияние оказали такие факторы, как православная религия, острота социального вопроса в стране, особенности географического расположения России в мире ("Восток-Запад"), национальное самосознание и другие обстоятельства. Русская философская мысль тра­диционно ориентировалась на осмысление прошлого (человеческая история), но в ней всегда присутствовал дух преображения настояще­го и тема будущего, искания справедливого и человечного обществен­ного устройства. Русская философия всегда имела социальную окрашенность и несла в себе установку на осмысление социально-политических процессов в обществе. В этой философии неизменным является также ос­мысление вопроса о месте и роли России в потоке мировой истории, космическом призвании нашей страны. Русская философия несет в себе огромный потенциал духовности, занимая достойное место в миро­вом историко-философском процессе и культуре человечества.

Основные проблемы периода становления русской философии. Возникновение и развитие русской философии происходило и происходит в контексте формирования русской государственности и культуры. На процесс становления русской культуры оказали два важных фактора: принятие Русью христианства в 988 году и становление централизованного русского государства в XVI веке.

Процесс христианизации общества привел к философскому осмыслению христианских ценностей. Первым русским философом считают митрополита Иллариона. В его «Слове о законе и благодати» центральной темой для осмысления явилась христианская история и место в ней России. Он считал, что христианизация Руси является завершающим этапом распространений этой веры, крещении Руси открыло путь к жизни вечной, к истинной благодати. Другим философом Древней Руси был князь Владимир Мономах, который сформулировал систе­му этических правил, обращенных к человеку («мирянину»). Ему рекомендовалось обходиться «тремя делами добрыми» — покаянием, слезами и милостынею. К числу важнейших этических норм относи­лись также: не убивать, не гордиться, не лениться, не лгать. Мономах раскрывал также важнейшие принципы взаимоотношений между че­ловеком и обществом. Основой поведения человека должен быть страх, трепет и ужас перед возможным божьим наказанием за грехопадение. Спасение души — вот что является важнейшей задачей всей жизни че­ловека в этом мире.

Крупным этапом развития русской философии стал XVI век. Философия XVI века была связана с процессом становления единого централизованного государства и осмыслением вопроса государственного устройства России. Россия в силу исторических и географических причин оказалась на перекрестке восточного и западного способа правления. На Востоке традиционно существовала монархия, а в европейских странах начала уже формироваться парламентская форма правления, появились зачатки западного общества. Трудная проблема выбора дальнейшего пути развития, осознания России в системе «Восток-Запад» стала темой философствования в России на долгие годы.

Становление единой русской государственности преломилось, в частности, в учении псковского монаха Филофея о Москве как "тре­тьем Риме". Филофей учил, что в основе человеческой истории лежит божественное провидение, промысел Творца. " Старый Рим", бывший в свое время центром христианства, пал в силу внутренних кризисных процессов и завоевания варварами. " Новый Рим" (Константинополь) стал продолжателем этого вероучения, но и он со временем погиб под ударами турецких завоевателей. По убеждению Филофея, «третьему Риму» (Москве), как якобы истинному наследнику христианского ве­роучения, суждено «стоять вечно», а четвертому Риму «не бывать». Учение «Москва — третий Рим» обосновывало, таким образом, при­тязания Московского государства на роль великой державы и особое место в мире. Учение Филофея стремилось идеологически закрепить притязание Москвы на роль центра России и на роль авторитетного государства.

Сторонником сильного централизованного государства выступил общественный деятель XVI века И.С. Пересветов. Он выступил как сторонник крепкой неограниченной монархии и противник боярства, так же он выступал за укрепление сильного централизованного государства. Так же проблема государственной власти и оптимальной формы правления для России нашла отражение в дискуссии между русским царем Иваном Грозным и Андреем Курбским, которая нашла выражение в Переписке между двумя этими деятелями. Иван Грозный так же как и Пересветов был сторонником сильной, никем не ограниченной монархии. Он считал царскую власть дарованную Богом, и никто не может ее ограничить. Курбский же наоборот критически высказывался о практике правления Ивана Грозного, осуждал его излишнею жестокость и был сторонником ограниченной монархии.

Таким образом, в первый период философии были сделаны некоторые попытки осмыслить религиозные, нравственные и социальные проблемы русского общества. Однако основным стержнем этой философии были идеализм и религиозная философия.

Формирование русской светской философии в конце XVII - начале XIX веков. Второй крупной эпохой в историческом становлении русской культуры является период с конца XVII по первую четверть XIX века. Переворот в культуре и в том числе и в философской мысли был связан с преобразованиями Петра I, которые были направлены на секуляризацию, т.е. на формирование светского общества, уменьшению роли православия в духовной жизни русского народа. В стране начинает формироваться светское образование, открывается Академия наук, интенсивно начинают развиваться различные научные знания. Большое значение имело для развития науки имело открытие в Москве в 1755 году первого светского университета по инициативе М.В. Ломоносова и при поддержке фаворита русской императрицы Елизаветы графа Шувалова. Одним из первых факультетов Московского университета стал философский факультет.

Одним из первых материалистов в русской философии был М.В. Ломоносов – крупнейший русский ученый, мыслитель, поэт и общественный деятель.

Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765) Родился в семье поморского крестьянина, в 19 лет пешком ушел в Москву с тем, что бы учиться. Учился в Славяно-греко-латинской академии в Москве, в Петербурге, затем продолжил получать образование в Германии. В 1745 году стал первым русским академиком. Внес значительный вклад в развитие химии, физики, минералогии. Он сформулировал закон сохранения энергии, создал ряд оптических приборов, описал строение Земли, опубликовал руководство по металлургии. Его стараниями была создана первая в России химическая лаборатория, где разрабатывалась технология получения цветных стекол, смальт для мозаики, велись исследования по физической химии. Так же занимался исследованиями по истории, ему принадлежит ряд крупных поэтических произведений. Его можно считать первым русским поэтом. Много сделал для развития отечественной науки, формированию русской научной школы. В конце жизни Ломоносов получил международное признание: был избран членом Стокгольмской и Болонской академий.

В философских взглядах придерживался идей атомизма. Он говорил, что все вещества в мире состоят из мельчайших частиц – корпускул. Ломоносов характеризовал материю как нечто «протяженное, непроницаемое, делимое на нечувствительные частицы». Важнейшие свойства материи - действие и противодействие, притяжение и отталкивание, движение и покой. Важнейшим свойством материи является движение. Движение вечно. Окружающая человека природа и мир постоянно изменяются и развиваются. Мир бесконечен и неисчерпаем. Ломоносов отводил большое место этике, морали и нравственности. Так же большое внимание уделял развитию отечественной медицины, охрану здоровья российского населения он считал «самым главным делом». В 1761 году Ломоносов составил обширное письмо «О размножении и сохранении российского народа», которое направил графу Шувалову И.И. В этом документе он говорил о необходимости развития отечественной медицины, об охране детского здоровья, об организации приютов и богаделен для детей сирот.

В XVIII веке так же активно развивалась социально-политическая философия, которая была направлена на критику крепостнического строя и самодержавия в России. Таким было произведение Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», в которой создавались безрадостные картины жизни крепостных крестьян России. Радищев характеризовал крепостное право как насилие над человеком, которое позорно в нравственном отношении и невыгодно в экономическом отношении. Так же по своим философским взглядам придерживался материалистических позиций. В трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии» он рассматривал окружающую природу как многообразие различных форм «телесности», которая состоит из множества пред­метов, каждый из которых обладает формой, делимостью, твердостью, движением и иными свойствами. Природа существует вне и независимо от человека и человечества, порождая в ходе своей эволюции все более развитые существа.

Крупным просветителем второй половины XVIII века был Н.И. Новиков. В 70-х годах он выпускал в Петербурге сатирические журналы «Трутень», «Пустомеля», «Кошелек», в которых высмеивал человеческие слабости, критиковал крепостное право. После переезда в Москву он выпускает газету «Московские ведомости», журнал «Московское ежемесячное издание» и сотни книг по всем отраслям знаний. Эти книги способствовали не только распространению научных знаний, но и идей просвещения распространенных на Западе.

«Золотой век» русской философии – XIX – начало XX веков. Для философии Х1Х века одним из важнейших вопросов был вопрос о путях развития России, ее особенностях, отличия от западных стран. Первый, кто поставил вопрос об особенностях исторического развития России и Западной Европы был П.Я. Чаадаева. В 1836 году в московском журнале «Телескоп» было опубликовано первое из цикла «Философических писем». Он дал очень высокую оценку западной цивилизации, отмечая ее высокие достижения в образовании, науке, культуре и технике. Одновременно он резко критиковал российское самодержавие, наличие крепостного права и православия. Он писал, что Россия находится вдалеке от мирового прогресса и живет без прошлого и будущего. В дальнейшем он критически относился к западной цивилизации, отмечал достоинства русского человека (совестливость, солидарность, открытость душу) и выражал надежду, что Россия выполнит особую роль в мировой истории. Письма Чаадаева произвели эффект «выстрела в ночи», он был объявлен царским правительством сумасшедшим и до конца жизни находился под медико-полицейским надзором.

Дискуссии о путях развития России: западники и славянофилы. Раздумья об исторической судьбе России к возникнове­нию двух противоположных течений — западничества и славя­нофильства. Основным предметом их спора стала тема места России в мировой истории, социального идеала россиян и путей движения к нему, тема соотношения национального и общечеловеческого.

Славянофилы – представители либерально настроенной дворянской интеллигенции, выступали за принципиально отличный от западноевропейского путь развития России. Они выделяли такие особые черты развития России как патриархальность, крестьянская община, православие. Православие рассматри­валось в качестве духовной основы русской нации. Религиозная вера считалась подлинным двигателем исторического процесса. По их убеждению, формой государственного устройства в России должна быть монархия, как якобы наиболее полно выражающая дух и тради­ции русского народа. Социальной же основой общества призвана стать патриархальная семья. В славянофильстве идеализировалась допетров­ская Русь, и такие самобытные учреждения, как крестьянская община и православная церковь. Однако это не было реакционным течением русского общества, которое не хотело никаких преобразований. Они выступали за отмену крепостного права, за развитие промышленности, критиковали существующую политическую систему, но одновременно они подчеркивали, что у России свой особый путь развития и не следует копировать западное общество.

Западники – противопоставляли себя славянофилам в спорах о путях развития России. Они считали, что Россия должна идти по тому же историческому пути, что и все западноевропейские страны. Идеалом западников были гуманистические учения эпохи Возрождения и французского Просвещения. По убеждению западников, основной ценностью и целью обще­ства должен быть индивид, а государство призвано защищать его ин­тересы. Человек вправе быть свободным и обладать независимостью в обществе («не петь в общем хоре»). Они очень высоко оценивали деятельность Петра I, считая его реформы прогрессивными. Западники критически относились к церкви, видели в церкви тормоз общественного прогресса. Так же западники были убежденными противниками революции, и выступали за постепенные преобразования сверху. Их идеалом была конституционная монархия по западноевропейскому образцу.

Революционно-демократическое направление в русской философии. Наиболее заметными представителями этого течения являются В.Г. Белинский (1811-1848), А.И. Герцен (1812-1870), Н.Г. Чернышевкий (1823-1889). Основными чертами их философии являются материализм и атеизм, диалектический подход к действительности и процессу познания. Так, например, Герцен применил диалектический метод к объяснению объективной реальности. Природа, по Герцену, существует независимо от человека, человек – часть и венец природы и подчинен законам природы. Так же Чернышевский подчеркивал, что человек является цельным существом, продуктом эволюции природы и должен исследоваться естественными науками. Основным качеством человека, считал Чернышевский, является эгоизм, ориентация на собственные интересы и выгоду. Чернышевский разработал теорию «разумного эгоизма». Разумный эгоизм – это соединение собственного блага с благом других людей. Счастье человека возможно, но в условиях разумно устроенного, гуманного общества. Эти идеи Чернышевский изложил в романе «Что делать?».

Особое место в философии революционеров-демократов занимают идеи социальной философии и идеи переустройства общества и будущего России. В целом все представители этого направления ставили цель в развитии России – «достижение социализма как общества справедливости». Так, Герцен считал важнейшей задачей – это освобождение России от крепостничества и строительство крестьянского социализма. Будущее общество должно развиваться на основе крестьянской сельской общины, которая, по мнению Герцена, является зародышем нового и справедливого общества. Общинные порядки следует дополнить достижениями западного общества – политической свободой, правовыми нормами. Герцен писал, что борьба крестьян неизбежно приведет Россию к победе социализма, минуя капитализм. Герцен пришел к выводу, что социализм вначале утвердиться не в европейских странах, а России. Теория «русского социализма» исходила из идеи «самобытного» пути развития России к социализму минуя капитализм.

В.Г. Белинский, так же считал, что первейшей задачей для России является избавление от крепостного права и осуществление демократических реформ. Он верил в социализм – общество, основанное на «праве доблести», не знающее частной собственности и эксплуатации. Только в таком обществе может развиваться личность, проявиться ее активность. Однако он не был склонен идеализировать общину, как Герцен. Так же Белинский считал высоконравственной деятельность, направленную на защиту интересов угнетенных народных масс. Н.Г. Чернышевский был сторонником идеи крестьянской революции. Он считал, что революция – это радикальный способ решения всех острейших проблем России. Революция – считал он, имеет решающее значение, как способ коренного изменения всего общественного строя. Крестьянские массы он рассматривал как основные движущие силы истории. На смену крепостному праву должен прийти строй сельских товариществ.

Русские писатели как оригинальные мыслители. Особенность русской философии состоит так же и в том, что философские искания и мысли о судьбе России нашли отражение не только в публицистических и непосредственно в философских трудах, но и в творчестве русских писателей – авторах художественных произведений, которые не писали чисто философских произведений. Наиболее известными такими писателями являются Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой.

Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) – известный русский писатель. Родился в семье лекаря, окончил петербургское военно-инженерное училище. В 1846 году опубликовал свое первое произведение «Бедные люди». За участие в работе революционного кружка был приговорен к смертной казни, которая была заменена 4-х летней каторгой. После каторги и службы рядовым в Семипалатинске вернулся в Петербург, где продолжил литературную деятельность. Автор произведений, которые принесли ему мировую славу: «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы», «Записки из мертвого дома». Одновременно Достоевский занимался изданием журналов: «Гражданин», «Время», «Эпоха».

Наиболее важной темой его философии является проблема человека, его судьба и смысл жизни. В своих романах он раскрывает человека в разных аспектах, в разных жизненных ситуациях, стремиться показать чувства и страдания переживаемые его героями, а так же исследует тему Бога и дьявола и, следовательно, тему Добра и Зла. Тема – преступления и преступники – на страницах почти всех произведений писателя. Достоевский, таким образом, пытался понять философия и психологию злодеяний. Достоевский пытался раскрыть диалектику свободы и ответственности человека. Сущность человека и его ценность заключается в свободе. Неограниченная свобода, к которой стремиться человек, ведет к своеволию, разрушению и приводит человека к гибели. Свобода – это высочайшая ответственность за свои поступки и одновременно страдание и бремя. Свобода предназначена для людей сильных духом. Истинный путь свободы человека состоит в следовании Богу. Так же Достоевский выделял особенности русского менталитета, пытался понять загадки «русской души». Для русского человека он выделял такие черты как идея беспрерывного покаяния и самосовершенствования, идею всеобщей ответственности, взаимопомощи, идея христианского единения. Эти идеи, по мнению Достоевского, лежат в основе развития России. Так же как многие русские философы Достоевский считал, что у России свой особый путь развития. Ее высшее предназначение он видел в христианском примирении народов. Общественный идеал Достоевского – это «русский социализм». Он отвергал идеи буржуазного индивидуализма и атеистического социализма.

Значение творчества Достоевского велико как для русской, так и для западной философии. В России он оказал влияние на развитие религиозной философии. На Западе его взгляды послужили одним из источников экзистенциализма – философии, поставивший в центр своих размышлений проблемы существования человека в мире.

Лев Николаевич Толстой (1828-1910) – великий русский писатель, граф, родился в усадьбе Ясная Поляна, близ г. Тулы. Два года учился в Казанском университете, затем поступил на военную службу, участвовал в обороне Севастополя в ходе Крымской войны. С конца 50-х поселился в Ясной Поляне. Автор произведений получивших мировую известность: «Война и мир», «Воскресенье», «Анна Каренина», «Власть тьмы», «Живой труп». В ряде статей 80-х годов изложил свое религиозно-философское учение о непротивление злу насилием. За критику официальной религии в 1901 году был отлучен от церкви. Всю жизнь стремился порвать с барскими условиями жизни: ходил в крестьянской одежде, вел очень скромный образ жизни. В 1910 году тайно ушел из дома в дороге заболел и умер на одной из железнодорожных станций. Похоронен в своей усадьбе.

Основная проблема философских исканий – это проблема морали и нравственности. Нравственность он ставил выше искусства и совести. Смыслом жизни человека, по мнению Толстого, самосовершенствование. Задача человека – любовь к ближнему. В реализации данной установки важнейшая роль принадлежит религии, но не официальной христианской. Толстой выступал против официальной христианской религии. Созданию идей новой религии он посвятил всю свою жизнь, свою взгляды он выразил через образы своих героев. В основу своих взглядов он положил христианские идеи: равенство людей перед Богом, любовь к ближнему. Фундаментом его философии стала идея непротивления злу населением. Он проповедовал отказ от всех форм насилия государственных структур, ориентацию на крестьянскую общину как на основу общества, построенного на принципах добра и любви. Народу, считал писатель нужно освободиться от иллюзий, будто смена форм государственного устройства уменьшит в обществе насилие. Однако непротивление злу насилием означает не пассивную покорность, а не подчинение насилию, не выполнение воли насильников. Толстой пояснял свою позицию на примере Индии: если бы весь многомиллионный индийский народ не выполнял бы распоряжений британской администрации, тем бы самым сделал бы правление колонизаторов невозможным. Эту тактику использовал М. Ганди в ХХ веке, в борьбе за независимость Индии.

Так же Толстой изложил свои взгляды на исторический процесс, на философию истории. Во второй части «Эпилога» к роману «Война и мир» он подчеркивает, что история это не есть дело избранных, она есть дело всех. Большую роль он уделял народу в исторических событиях, так в частности он подчеркивал значительную роль народа в борьбе с наполеоновскими захватчиками в войне 1812 года. Вообще в целом Толстой с большим вниманием относился к русскому народу, сочувствовал его тяжелому положению. Считал, что «образованные классы» потеряли связь с народом и потеряли смысл жизни.

Мыслители-материалисты – выдающиеся ученые-медики России. Существенный вклад в развитии материализма внесли выдающиеся русские ученые медики И.М. Сеченов (1829-1905), И.И. Мечников (1845-1916) и И.П. Павлов (1849-1936). Они не являлись профессиональными философами, однако, их исследования в области естественных наук существенным образом повлияли на важнейшие мировоззренческие проблемы, и явились существенным вкладом в философское осмысление природы человека. Так, например, труд профессора Медико-хирургической академии, почетного члена Петербургской Академии наук «Рефлексы головного мозга» Ивана Михайловича Сеченова, опубликованный в одном из журналов вызвал широкие философские дискуссии. Он считал, что всякие мысли, представления или образы, возникающие в сознании человека, вызывают реакцию, которая заканчивается движением. Человек способен «задерживать» влияние центров головного мозга на двигательную активность человека. Такую способность он назвал центральным нервным торможением. Если реальное движение по какой-либо причине не осуществилось, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии. Так же в процессе деятельности, контакта с внешним миром человек познает не только этот мир, но и самого себя, так как человек беспрерывно получает впечатления от собственного тела. Часть чувственных ощущений человека, которой соответствуют предметы внешнего мира, имеет объективный характер, часть чисто субъективных, которым соответствуют чувственные состояния собственного тела в самоощущениях.

Илья Ильич Мечников – лауреат Нобелевской премией в области естественных наук (1908 г.) полагал, что человека надо рассматривать всестороннее на основе единства антропологических, биологических, физических, психических и социальных факторов. Так, например, детство, любовь, материнство – это не только физиологические, но и нравственные факторы. Человеку необходимо стремиться к долгой плодотворной жизни и безбоязненной смерти. Человек должен стремиться победить несовершенство человечество пред лицом болезней, неизбежной старости и смерти. Сделать это можно путем борьбы с болезнями, укорачивающими жизнь, противодействие вредным привычкам, разумное социальное переустройство. Продление жизни должно идти одновременно с сохранением сил и способности к труду, так как надо продлевать не жизнь, а не старость. Счастье заключается, по мнению Мечникова в нормальной эволюции инстинкта жизни, приводящей к спокойной старости и чувства насыщенности жизни.

Крупнейший клад в осмыслении мировоззренческих проблем внесли труды Ивана Петровича Павлова.

Иван Петрович Павлов – крупнейший русский ученый-физиолог. Родился в 1849 году в Рязани, в семье священника. По традиции того времени, как сын священника учился в Рязанской духовной семинарии, которую оставил, не закончив учебного курса (1869 г.) поступил в Петербургский университет (1870-1875 гг.), затем, для пополнения знаний учился в Военно-медицинской академии. Выдающиеся исследования в области физиологии центральной нервной системы, привели к открытию новой области физиологии – физиологии высшей нервной деятельности. Ему принадлежит исследования условных и безусловных рефлексов, разработал ряд методик по изучению физиологии человека (метод хронического опыта). Доктор мед. наук, академик Российской академии наук. Первый в России лауреат Нобелевской премии (1904 г.). Почетный гражданин Рязани (1934 г.), его имя носит Рязанский медицинский университет.

Открытия И.П. Павлова коренным образом преобразовало физиологию и психологию, обогатило медицину, педагогику и другие науки о человеке. Его открытия подтверждали материалистическое представление о природе поведенческих форм человека и отвергали учение о внетелесные представления о душе человека. Павлов доказал, что основным актом действия человека является условный рефлекс, реализуемый высшими нервными центрами. Павлов выдвинул учение о различных типах высшей нервной деятельности, одновременно он подчеркивал, что рефлекс не является чистым механическим устройством, реагирующим на внешние толчки, условные рефлексы предполагают деятельность головного мозга по анализу и синтезу раздражителей. Таким образом, Павлов рассматривал человека в единстве физиологических и психических процессов. Открытия Павлова создали новые методологические основы объективного подхода к изучению работы мозга. Однако не все положения Павлова являются достоверными и в наши дни, некоторые его представления и учения устарели и их нельзя абсолютизировать, например, предположения ученого о делении людей на мыслительные и художественные типы, недооценка социально-исторической природы сознания и некоторые другие.

Русская религиозная идеалистическая философия. Религиозная философия существует практически во всей истории русской общественной мысли, начиная с введения христианства в Ки­евской Руси. Ее расцвет пришелся на конец XIX и начало XX веков. Духовным источником русской религиозной философии явилось православие как специфический духовный и жизненный уклад, а в центре ее внимания находилась тема Бога и человека, взаимоотношения между ними.

Центральной фигурой во всей русской религиозной философии XIX века является В.С. Соловьев сын известного русского историка, фило­соф, поэт и публицист. В своих произведениях («Оправдание добра», «Смысл любви», «Духовные основы жизни») он излагал «философию все­единства». Исходной и основной идеей философии Соловьева является идея всеединства, или мировой целостности и гармонии. Божественная идея всеединства была названа Соловьевым мудро­стью, или Софией. Соловьев предлагал проект мирового господства, к которому должно двигаться человечество. Человек для Соловьева – существо лично-общественное. Он различал три основные формы организации человеческого общества: 1) родовая форма, 2) национально-государственный строй, 3) всемирное общение жизни. Последнею из форм он рассматривал как идеал будущего, которое возможно в результате преобразования природного человечества в духовное человечество или богочеловечество. В обществе единство всех людей существует в фор­ме православной церкви. Она сближает людей и активно способству­ет становлению "царства Божьего" на земле. Целью истории является соединение человека с Богом и становление богочеловечества. Будущее мироустройство должно состоять их трех элементов: духовный авторитет вселенского первосвященника, светскую власть национального государства и свободное служение пророка – свободного инициатора прогрессивного социального движения. Соловьев резко критиковал буржуазные порядки в Западной Европе, стремление высших классов к «вещественному обогащению». Он выступил так же против марксизма, который, по мнению Соловьева, принимает во внимание только грубые вещественные потребности людей и совершенно игнорирует их духовную жизнь. Соловьев так же не идеализировал ни церковь, ни государство в России, то и другое нужно реформировать. Соловьев выступал за единую «вселенскую церковь», в которой не будет разделения церкви на православную и католическую. Объединение церквей должно сопровождаться созданием всемирной монархии на основе российского абсолютизма.

Великая миссия России, считал Соловьев выступить – «третьей силой». «Первой силой» он называл мусульманский Восток, «вторая сила» - западная цивилизация. Они представляют противоположные тенденции. «Первая сила» стремиться подчинить себе все человечество одному верному началу, вторая стремиться разбить твердыню мертвого единства и дать свободу отдельной личности и ее деятельности. Россия должна стать третьей силой, которая объединить эти две тенденции, исключит крайние их проявления.

В.С. Соловьев подчеркивал мысль о свободе и бессмертии челове­ка, его высоком космическом призвании. По убеждению философа, человек своей деятельностью призван соединять и "небо", и "землю", все части мира в единое и гармоничное целое. Ведь человек — это бо­гочеловек, т.е. всемогущее существо. Мировая гармония возможна лишь с помощью любви, взаимного стремления всех живых существ друг к другу, людей — к Богу. Человеку свыше предназначено соби­рать всех живых тварей воедино и созидать цельный и стройный мир. Путь к мировой гармонии лежит не через насилие, а через веру, лю­бовь и согласие, милосердие ко всему живому, как это делал когда-то Иисус Христос. Любовь создает нового человека, формирует в нем высокие духовные качества.

Ярким и многогранным явлением в русской религиозной филосо­фии была фигура Н.А. Бердяева. Ряд его крупных трудов ("Философия свободы", "Философия свободного духа", "Смысл творчества") оставил заметный след в истории мировой философской мысли. Как и многие видные представители русской интеллигенции, не принявшие Советскую власть, Бердяев был в 1922 году выслан за рубеж, где и прошла вся его дальнейшая жизнь.

Тему человека Бердяев рассматривал с позиций христианского модернизма, т.е. обновленного христианского вероучения. В отличие от мыслителей средних веков, русский философ подчеркивал актив­ность природы человека, его возможность и способность обретать свое бессмертие путем преображения окружающего мира и самого себя в нем. Человек является носителем высоких духовных качеств — рели­гиозных, нравственных, эстетических и иных. Он представляет собой как бы точку, в которой пересекаются два мира — земной и боже­ственный, низший и высший. Человек — это малый бог, активный со­участник божественного миротворения, иерархический центр всего мироздания. Его душа — это божественный элемент в нем.

Одним из важнейших в философии Бердяева является понятие творчества, которое раскрывает фундаментальное свойство челове­ка — способность к активной созидательной деятельности в окружа­ющем мире. Творчество представляет собой направленность челове­ка к более совершенному бытию, созидание новизны в нем. Способ­ность к этому укоренена в человеке, проистекает из недр его духовно­сти и является ответом на призыв Бога к человеку. Соответственно, свобода человека также происходит изнутри, от его духовности, а не даруется извне. Сво­бода всегда духовна по своему происхождению и имеет индивидуальный характер. Определяя человека как носителя творческой свободы, Бердяев тем самым как бы оправдывал человека. Он подчеркивал его особое призвание в мире — участвовать в процессах дальнейшего тво­рения мира и его совершенствования.

К числу самых лучших моментов философии Бердяева относится также характеристика им XX столетия. Русский мыслитель расценивал это время как античеловеческую эпоху, поскольку в ней происходи "эрозия гуманизма" и "истребление духовности". В этом веке был создан огромный технический ми. Однако техника разрушает человека, опустошает его душевный и эмоциональный мир, уничтожает индивидуальность. К сожалению, в наше время вещь нередко становится ценнее человека, вытесняет высокую культуру. Для социального переустройства общества, по Бердяеву, нужно прежде всего не техническое переустройство, а духовное возрождение. Для России оно связано с утверждение «русской идеи». Главной отличительно чертой русской идеи является религиозный мессианизм, принизывающий все общество, его культуру и сознание. Суть «русской идеи» - осуществление царство божия на земле. Бердяев осуждал крайности славянофилов и западников в их выводах о месте России в мировой истории. Россия, считал он, может осознать себя и свое признание в мире лишь в свете проблемы Востока и Запада. Она стоит в центре этих миров и должна сознавать себя «Востоком-Западом», соединителем, не их разделителем их.

Религиозное течение в философии было представлено творче­ством и многих других мыслителей (Н.О. Лосский, И.А. Ильин, И.А. Флоренский). В начале XX века в среде либеральной интеллиген­ции возникло богоискательство, — идейное течение, в котором име­ли место поиски «нового религиозного сознания». К сожалению, в со­ветский период истории религиозная философия, как самостоятель­ное течение, перестала существовать и получила дальнейшее разви­тие лишь в условиях эмиграции за рубежом. Что же касается ее значе­ния, то можно сказать, что она до сих пор современна, поскольку об­ращена к вечным философским вопросам: к проблеме Истины, Добра и Красоты, к теме Человека и его духовного мира.

Русский космизм. В конце Х1Х – начале ХХ века в России формируется оригинальное направление русской философии, целью которого было философское осмысление бытия Космоса и человека в нем, которое получило название русский космизм. Общим в их философии была идея космоса, т.е. идея космических масштабов человеческой деятельности и ее космического смысла. Представители этого направления хотели соединить заботу о большом целом – Космосе с гуманистическим запросами высшей космической ценностью – человеком. Наиболее выдающимися представителями этого направления являются Н.Ф. Федоров (1828-1903), К.Э. Циолковский (1857-1935), Вернадский В.И. (1863-1945).

Ярчайшим представителем русского космизма был Николай Федорович Федоров. Его философские взгляды не получили распространения при жизни, и были изложены после его смерти Кожевниковым и изданы в 2-х томном труде под названием «Философия общего дела». Он исходил из того, что главная задача человеческой деятельности – преодоление зла, коим является смерть. «Общее дело» всех – победа над смертью как в переносном, так и прямом смысле («воскрешение из мертвых»). Путь к этому лежит через овладение природой, переустройство человеческого организма, освоение космоса и управление космическими процессами. В деле воскрешения Федоров отводил важную роль науке и ученым как «сословию», обладающему необходимы знанием, способностью и возможностью восстановления родства. Идеал Федорова – осуществление Царства Божьего на земле. Идеальное общественное устройство – психократия, в ее основе лежит принцип всеобщей родственности, братства. Важно жить не для себя или для других, а «со всеми и для всех». Человек - это ми­ниатюрный слепок с Космоса, Микрокосм. В космосе одно явление возника­етиз другого явления и ничтоне исчезает бесследно. Говоря языком современной космологии, Космос хранит информацию о прошедшем, настоя­щем и будущем. И Федоров считал возможным с помощью напряжения всех сил человечества через познание и труд материализовать ушедшие поко­ления.

Возможности покорения космического пространства одним из первых предположил Константин Эдуардович Циолковский.

Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) - мыслитель и экспериментатор. Родился в селе Ижевское, ныне Рязанская область. Вследствие болезни почти полностью потерял слух и поэтому образование получал самостоятельно, в 1879 в Рязанской гимназии сдает экстерном экзамен на звание учителя уездных училищ. С 1880 года занимается педагогической деятельностью в Калужской губернии, а с 1880 года преподает математику и физику в Калужских учебных заведениях: в начале в уездном училище, а затем в Калужском епархиальном училище. Одновременно с педагогической деятельностью начал заниматься и научными исследованиями, многие из которых проводил на свои личные средства. Автор около 600 научных работ по воздухоплаванию, авиации, а так же работ по философии, ракетной технике, астрономии. Многие из этих трудов он издавал так же на свои собственные средства.

Циолковский верил в возможность человека в освоении космоса, он делал математические расчеты космических кораблей, горючего, необходимого для выхода в Космос и самих космических полетов. Освоение Космоса, считал Циолковский, изменит суть всего человечества. Он верил, что вселенная наделена разумными существами, и человечество с освоением космоса так же переселится в космическое пространство. Земля с ее социальными и биологическими муками останется как заповедник. На общем фоне космической гармонии и счастья муки земной жизни имеют глубокий смысл: жизнь в космосе восполняется притоком свежих сил. Циолковский верил, что освоение космоса даст людям «горы хлеба и бездну могущества».Ему принадлежит ряд идей, образующих «космическую этику», — равенство всех разумных существ в космосе, их вза­имная ответственность за сохранение жизни, ненасилие. Основным этическим принципом космоса по его мнению должно было стать целенаправленное уменьшение «суммы» вселенских страданий, зла и несправедливости, снижение риска появление несовершенных форм жизни.

«Космический взгляд» отчетливо выражен в трудах Владимира Ивановича Вернадского. В центре его философии учение о биосфере и о ноосфере (сфере разума). Биосфера – это биогеохимическая оболочка нашей планеты, развивающееся по своим внутренним законам, биосфера представляет собой целостное образование из живого и неживого. Последующая эволюция приводит к возникновению ноосферы. Ноосфера – это новая земная оболочка, которая должна возникнуть в результате развития науки и разума. Он полагал, что человек как природное существо может регулировать свои собственные силы, а значит свое бытие и бытие всего природного. Факторы, характеризующие переход к ноосфере следующие: распространение человека по всей планете и победу в борьбе с другими видами живых существ, развитие средств связи, создание новых источников энергии, демократизация государственного устройства, взрыв научного творчества. В переходе к ноосфере первостепенная роль принадлежит науке и связанным с ней достижениями техники передвижения. Человечество станет все более единым и неделимым. С появлением ноосферы начнется новая эра – наилучшего устройства жизни. В период ноосферы человек не будет зависеть от растительных и животных источников энергии, вопрос «добра и зла» должен быть решен в пользу людей.

Идеи космизма так же прослеживаются в творчестве Александра Леонидовича Чижевского и Льва Николаевича Гумилева, которые доказывали возможность влияния космоса на жизнь на Земле. Так, например, Чижевский, считал, что эпидемии, войны на Земле совпадают с циклами солнечной активности. Гумилев выдвигал идею особых энергетических импульсов, исходящих из космоса, которые он назвал – «эффект пассионарности», т.е. высшей активности. В результате таких импульсов возникают войны, а так же появляются люди особого темперамента и которые затем в истории играют особую роль.

Судьба русской философии в ХХ веке. В советский период философии основным течением был марксизм, который со временем обрел статус офици­ального учения, и долгое время считался единственно правильным течением. В стране издавались и широко распрост­ранялись работы классиков марксизма — К.. Маркса и Ф. Энгельса. В.И. Ленина, был образован Институт философии. В 20 — 30-е гг. происходило активное подчинение философии по­литике. Трагической страницей в истории русской интеллигенции, в том числе и философской, стал 1922 год. Осенью 1922 года из страны были высланы около двухсот деятелей культуры, инженеров, агрономов, ученых, врачей, названных «особо активными контрреволюционными элементами». Среди них – Николай Бердяев, Сергей Булгаков, Питирим Сорокин, Михаил Осоргин, ректор Московского университета Новиков, ректор Петербургского университета Карсавин, группа профессоров МГУ. Список, подлежащих высылке был подготовлен и утвержден заранее – 10 августа 1922 года, 16 и 17 августа произошли аресты, а 21 ноября все арестованные были посажены на два парохода и вывезены за границу. В последствии они вошли в историю как «философские». С отъезжающих брали расписку в том, что под страхом смерти они не будут пытаться вернуться на Родину.

Уже со второй половины 20-х годов были исключены возможности для выражения небольшевистской точки зрения. В 30—40-е годы наступает эра канонизации «марксизма-ленинизма». В 1938 г. вышел в свет «Краткий курс истории ВКП (б)» с большой статьей Сталина «О диалектическом и историческом материализме». Пропагандой она была объявлена "вершиной" творческого марксизма и положена в основу преподавания философии в учебных заведениях и методологии научно­го познания. На практике это затормозило на десятилетия вперед раз­номыслие в философии, отрицательно сказалось на становлении новых отраслей знания (генетика, кибернетика и др.). В конце 40-начале 50-х произошел новый виток разгрома научных школ. Разгром научных школ, подчинение их сталинскому режиму происходил в форме «дискуссий», в которых окончательное слово принадлежало «корифею наук» И.В. Сталину или одному из идеологов ЦК. Так, в 1947 году была осуществлена критика книги Г.Ф. Александрова «История западноевропейской философии». Основная цель такой критики – искоренить попытки изучения немарксисткой философии.

После смерти Сталина и официального осуждения его культа (1956 г. XX съезд КПСС) в обществе наступила краткая «оттепель», и это несколько облегчило существование философии. Кроме «Вопросов философии», стал выходить также журнал «Философские науки», а в 60-е гг. была издана «Философская энциклопедия» в пяти томах. В ряде университетов страны были открыты философские факультеты, а советские философы стали участвовать в международных симпозиу­мах и конгрессах.

В 70-80- годы советская философия носила идеологизированный характер. В ней существовал культ теоретиков марксизма и некритическое цитирование официальных материалов КПСС, речей высших руководителей страны. Существовавший жесткий идеологический контроль за всей системой подготовки и дея­тельности философских кадров в стране.

Однако, несмотря на ограниченность, советские философы смогли внести заметный вклад в развитие философского знания. Так, в советской философии определенное разви­тие получило историко-философское знание.

Одним из выдающихся представителей этого направления являются труды Асмуса В.Ф. (1894-1975). Его труды в области философии получили всеобщее признание. Он занимался исследованием трудов античных философов, философии Ф. Бэкона, Р. Декарта, Спинозы, а так же наибольший интерес у него вызвала немецкая классическая философия. Большое значение имела написанная Асмусом «Логика», вышедшая в 1947, она была одной из первых работ вышедших после перерыва трудов по формальной логике. Книга широко использовалась в качестве учебного пособия в вузах.

Так же труды в области логики продолжил Лосев А.Ф. (1893-1988). В его творчестве можно выделить два периода. С 1922 по 1929 год преподавал этику в Московской консерватории и в это время выходит ряд его наиболее значительных его работ: «Античный космос и современная наука», «Музыка как предмет логики», «Философия имени», в которой пытался доказать, что имя – есть явление Божественной сущности, смысловая сущность имени позволяет его отождествить с символом и миром. Такие взгляды были объявлены реакционные и он был арестован. После возвращения из тюрьмы занимался исключительно педагогической деятельностью, а затем занимался историей философии. Ему принадлежит более 30 монографий по истории античной эстетике, эстетики эпохи Возрождения.

Другим выдающимся представителем советской философии является Мамрдашвили М.К. (1930 - 1990). Большую часть его философского наследия составляют его лекционные курсы по философии, по проблемам сознания и познания.

Так же специалистом по проблемам сознания, гносеологии и диалектики является Спиркин А.Г. (род. 1919). Центральная проблематика его исследований связана с разработкой фундаментальной философской и психологической теории сознания и самосознания. Научный материал для своих исследований он собирал наблюдая за поведением объязъян в Сухумском питомнике с целью уяснения биологических предпосылок возникновения человека.

В целом можно сказать, что советские философы внесли определенный вклад в развитие мировой философии.

@Задание: прочтите текст и заполните таблицу:

Основные этапы развития философии Основные направления Основные представители   Основные работы Основные идеи
Основные проблемы периода становления русской философии        
Формирование русской светской философии в конце XVII - начале XIX веков        
«Золотой век» русской философии – XIX – начало XX веков дискуссии о путях развития России: западники и славянофилы Западники Славянофилы Западники Славянофилы Западники Славянофилы
           
революционно-демократическое направление в русской философии      
русские писатели как оригинальные мыслители      
мыслители-материалисты – выдающиеся ученые-медики России      
русская религиозная идеалистическая философия      
русский космизм      
Судьба русской философии в ХХ веке        

¨ Работа с документами:





Дата публикования: 2014-12-30; Прочитано: 730 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...