Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социально-экономическое развитие белорусских земель в 14-16вв



Основой экономического развития белорусских земель в средневековую эпоху явилось сельское хозяйство. Начиная со второй половины 15в. оно переживало некоторый подъем. В это время значительно расширяются площади посевных земель. Подсечная и облоговая формы земледелия повсеместно заменялись трехпольем. Этот подъем был вызван тем, что бурное развитие городов, ремесел, торговли в западноевропейском регионе содействовало значительному увеличению спроса на природное сырье и продукцию сельского хозяйства. сырьевых ресурсов стран Западной Европы не хватало для набирающей темпы промышленной деятельности. Вместе с тем, перед Западом встала зерновая проблема. Огромные земельные площади отводились под разведение овец и выращивание виноградной лозы. Крестьяне, которые сгонялись с земли, пополняли городское население. В этой ситуации спрос и цены на хлеб резко увеличивались. Так, на протяжении второй половины 16в. в Гданьске стоимость зерна выросла в 5 раз. Торговля сельскохозяйственной продукцией на западном рынке становилась все более и более доходной. И сельскохозяйственной производство в ВКЛ все более переориентировалось на внешний западноевропейский рынок.

Земли в ВКЛ монопольно принадлежали шляхте. Это было оформлено законодательно. Статут ВКЛ 1588г. гласил: «Простого состояния человек, который не получил от нас, великого князя, шляхетской вольности, имений и земель никаким способом приобретать, а ни куплей своей держать не может». Крупнейшим феодалом было государство. Значительным земельным фондом владел великий князь. Все больше и больше земельных угодий из рук великого князя и государства попадало в руки шляхты. Землевладельцами на белорусских землях являлись также церковные учреждения и духовные иерархии.

Первоначально феодальное хозяйство носило натуральный характер, удовлетворяя насущные потребности землевладельцев. Оно не было приспособлено для получения излишков, которые могли бы идти на экспорт и приносит прибыль. В 14-15вв. основными повинностями для крестьян был денежный чинш и, главным образом, натуральная дань. Однако, почувствовав возможность получения прибыли от реализации сельскохозяйственной продукции, землевладельцы начали реорганизовывать свои натуральные хозяйства в предприятия по производству зерна. Для этого необходимо было расширить площади господской пахотной земли и заставить крестьян работать на ней. Новый вид феодального хозяйствования получил название фольварочно-барщинной системы. Фольварк, в отличие от бывшего панского двора, носил ярко выраженный товарный характер. Его деятельность основывалась на работе крестьян, для которых продуктовая и денежная рента отходила на второй план, а за пользование земельным наделом с них требовали уже службу на господских землях и в панском дворе.

Начиная со второй половины 15в. фольварки спорадически появлялись на белорусских землях. В 16в. они завоевывают все большие земельные просторы. Особенно интенсивный рост фольварочно-барщинной формы хозяйствования наблюдается в Понеманье и Побужье, частично в Подвинье – в регионах сплавных рек с развитыми внешнеторговыми связями.

Зависимые крестьяне: данники – крестьяне, которые были обязаны за пользование земельным наделом предоставлять феодалу натуральную дань; дольники – крестьяне, которые рассчитывались с феодалом частью собранного урожая; люди тяглые – феодально-зависимые крестьяне, главными повинностями которых были отработочные (в основном, барщина); осадные – феодально-зависимые крестьяне, главной повинностью которых был денежный оброк (чинш); огородники – крестьяне, не имевшие своего хозяйства, работавшие на дворе феодала; челядь невольная -–крестьяне, которые работали в господском дворе и не имели права выхода из имения феодала, к концу 16в. эта категория крестьян была практически ликвидирована; крестьяне-слуги – крестьяне, которые исполняли в пользу феодала военные, дворовые, ремесленные повинности, социальный статус крестьян-слуг был более высокий, чем у других категорий крестьянства; люди похожие – вольные крестьяне, которые при выполнении определенных условий имели право выхода из имения феодала на службу к другому; люди непохожие – крестьяне, которые потеряли право на переход от одного феодала к другому.

Повинности: чинш – денежный оброк; барщина – отработка в имении феодала; жерновое – плата крестьянина землевладельцу за право иметь свои жернова; вепровщина, угайное – денежные поборы с крестьян за право пользоваться лесными угодьями землевладельца.

В 15-16вв. на белорусских землях интенсивно развивались города. В это время их зафиксировано в документальных источниках более трех сотен. Среди городов выделяются численностью населения, количеством ремесленных предприятий, широтой торговой деятельности Полоцк, Витебск, Брест, Пинск, Слуцк, Могилев. Большинство же городских поселений были небольшими (от 2 до 10 тысяч жителей), но, тем не менее, своим статусом и правами они выделялись из сельской округи.

Город выполнял функции административного, военного и ремесленно-торгового центра. Последняя особенно выразительно проявилась в 16в. Именно это столетие дало расцвет ремесленно-цеховому производству. Цеховые объединения ремесленников одной или нескольких близких профессий в белорусских городах создавались, в первую очередь, с целью защиты ремесленного производства от домогательств землевладельцев. Не менее важной причиной было также стремление монополизировать производство и сбыт товаров, ликвидировать возможную конкуренцию со стороны других ремесленников в условиях узкого внутреннего рынка. В городах Беларуси работали цехи по обработке металлов, шкур, изготовлению одежды. Домашней утвари, ювелирных изделий и т.д. Цеховая деятельность определялась уставами. В них регламентировалось производство и сбыт продукции, качество сырья и готовых изделий, технология, время и условия работы, процесс обучения и многое другое.

Городское население с 15в. именовалось мещанами. Мещанство включало в свой состав разные категории горожан: ремесленники, торговцы-купцы, домовладельцы и др. Юридическое оформление мещанства в особое сословие феодального общества нашло отражение в Статутах. Однако не только Статуты определяли правовое состояние мещанства. Оно конкретно регламентировалось великокняжескими грамотами на самоуправление, так называемое Магдебургское право. Согласно ему мещане не подлежали юрисдикции землевладельцев, освобождались от ряда повинностей, выбирали городские органы управления – магистрат, суд. Первыми из белорусских городов получили право на самоуправление Берестье (1390), Слуцк (1441), Городен (Гродно, 1496), Полоцк (1498), Менск (1499).

Во второй половине 15-16вв. белорусский город становится настоящим торговым центром. Во всех городских поселениях в это время имелся рынок, где один-два раза в неделю шла торговля. В значительных центрах рынку отводились большие площади. Так, могилевский базар располагался на двух гектарах и вмещал в своих пределах более 400 лавок.

Внешнеторговой деятельностью занимались верхи городского купечества, которые именовались «гостями». Купцы Могилева, Витебска, Полоцка и др. городов торговали в Новгороде, Ржеве, Брянске, а также были постоянными торговцами на украинских рынках.

38. Православие и католицизм на белорусских землях в 9 – середине 15в.

До конца 12в. в Европе сложились две большие религиозные зоны: восточная, православно-византийская, и западная, римско-католическая. Граница между ними проходила по Западному Бугу. Беларусь по причине своего геополитического положения оказалась на границе двух христианских верований и стала местом встречи, столкновений и взаимодействия этих верований. Колеблясь между Западом и Востоком и не являясь склонной ни к одному. Ни ко второму, она занимала «центристскую» позицию и создала свои оригинальные национальные ценности.

Соотношение разных христианских течений на Беларуси в разные исторические периоды менялись. В 11-12вв. она стала почти целиком православной. Со второй половины 13в. за духовное влияние на белорусских землях начал сражаться католической костел. Во второй половине 16в. ВКЛ оказалось перед выбором – продолжение древней византийско-восточнославянской традиции или поворот к Западу.

Кревская уния нарушила монополию православной церкви в духовной жизни Беларуси. Сближение с католической Польшей, гибель Византийской империи в 1453г. и ослабление константинопольского патриархата, конфронтация княжества с Москвой привели к укреплению связей белорусских земель с западным католическим миром. В конце 14-середине 16в., несмотря на расширение сфер влияния католицизма, тон в общественной жизни, идеологии, культуре задавала православная церковь. После Люблинской унии их противостояние достигло апогея и равновесие склоняется в пользу католического Запада.

ВКЛ с момента его создания был свойственен национально-религиозный дуализм. Жемойты и Литва были язычниками. Основным вероисповеданием восточнославянского населения было православье. Миндовг в 1254г. крестился в православье и даже стал монахом Войшелк. Православными были большинство бояр при Гедиминовом дворе, а сам князь симпатизировал христианству. Ольгерд еще в молодости предпринял первый шаг к православью, а незадолго перед смертью принял эту веру. Некоторое время ее исповедовал и Витовт. В 80-е годы 14в., до Кревской унии, было довольно реальным крещение Литвы в христианство и завершение начатого процесса ее славянизации. Однако перспектива превращения княжества в славянское государство с государственной православной церковью не было реализовано.

Территория Беларуси входила в состав епархий, которые сложились еще в древнее время: Полоцкой, Туровской, частично Смоленской и Владимиро-Бресткой. Они управлялись епископами. После переезда митрополита сначала во Владимир, а затем в Москву великие литовские князья добиваются от Константинополя назначения отдельного митрополита для своего государства. В 1317г. с разрешения патриарха была основана Литовская митрополия. В 1415г. Витовт добился от епископов выбора митрополита без согласия патриарха.

Митрополиты и епископы назначались великим князем. К началу 16в. большая часть населения Беларуси исповедовала православие.

Попытки крестоносцев установить католичество на литовских землях в 13 – середине 14в. успехов не имели. Миндовг, что получить от них помощь согласился принять католичество, и в награду за это в 1253г. получил от Папы Римского корону. Гедимин в надежде остановить крестоносную агрессию обещал Папе крестить Литву по западному образцу. В конце 14в. под нажимом Ватикана Польша отдала Ягайло королевскую корону в обмен на окатоличивание Литвы, а в перспективе и восточнославянских земель.

Кревская уния резко изменила религиозную ситуацию в ВКЛ. Она оставила населению Беларуси свободу принадлежать к своей вере, однакоу православия появился серьезный конкурент. В 1387г. была создана Виленская епархия, власть которой охватила почти всю Беларусь. В 14-15вв. основаны 4 католические бискупства: Киевское, Луцкое, Жмудское и Виленское. Первыми бискупами были поляки, а с начала 16в. – представители высшей знати ВКЛ.

Великие литовские князья (с 1386г. католики) опекали католическую церковь. Государственные власти создавали для нее привилегированное положение. По привилею Ягайло от 22 февраля 1387г. католическая церковь получила полный иммунитет в своих поместьях в финансовых и судебных вопросах, освобождалась от государственных податей, а население поместий попадало в полную зависимость от церкви. Дискриминационные артикулы Городельского привилея 1413г. создали у феодалов заинтересованность в переходе в католичество. Таким образом, до середины 16в. католическая церковь укрепилась на современных юго-западных землях Беларуси и в Литве. Она приносила в ВКЛ элементы польской и преимущественно западноевропейской культуры. Католическое крещение литовцев не ущемило прав православного населения и церкви. однако, поскольку феодалы-католики получили дополнительные привилегии, то по сравнению с ними положение их православных братьев относительно ухудшилось. Дискриминация православных с конца 14в. начала разрывать внутреннее единство княжества и стала источником ряда конфликтов. Прокатолическая религиозная политика оказалась недальновидной и потерпела крах. Правительство вносит в нее коррективы. В 1432 и 1434гг. оно снимает экономические ограничения для православной знати, с конца 15в. начинает втягивать ее в политическую элиту государства, а с 1563г. полностью уравнивает в правах православную шляхту с католической. В противостоянии православья и католичества в первой половине 16в. складывается равновесие сил.

Значительное место в религиозной политике великокняжеской власти отводилось планам унии православной и католической церквей под эгидой римской курии. Наконец. В 1439г. на Флорентийском соборе она была объявлена. Однако поддержки со стороны православного населения не получила и была фактически провалена. В конце 15 – начале 16вв. великим князем Александром были сделаны попытки восстановить унию. Однако они оказались неудачными.

Неоднородность религиозного состава населения ВКЛ и необходимость считаться с местными феодалами обусловливали веротерпимую политику верховной власти. Преемники Александра Жигимонт I Старый и Жигимонт II Август, когда оказались в сложном внутри- и внешнеполитическом положении, пошли на создание религиозной толерантности в ВКЛ.

39. Этнические процессы на белорусских землях в 9 – середине 15в. предпосылки формирования белорусской народности

Ускоряется процесс этнической консолидации, создания предпосылок для возникновения белорусской народности. Как и в других странах, он был длительным, специфическим и развивался в своеобразных исторических условиях. Начало ему было положено еще в период существования союзов племен. Однако при натуральном характере производства и слабости политического объединения население отдельных территорий на долгое время сохраняло ряд особенностей в языке, обрядах, культуре и хозяйственном укладе. Возникшая угроза со стороны крестоносцев и монголо-татар. Дальнейшее социально-экономическое развитие ускорили процессы централизации и обусловили вхождение белорусских земель в состав ВКЛ, в рамках которого к 16в. завершилось формирование белорусской народности.

Она создавалась в пределах территории. На которой проживали потомки кривичей, дреговичей, радимичей, частично древлян, северян и волынян. Рядом с ними в состав белорусской народности вошли иноязычные элементы, особенно из числа литовцев, ятвягов и татар. В результате на широкой территории, расположенной между Припятью на юге и Западной Двиной на севере, Неманом на западе, Днепром и Сожем на востоке к 14в. сформировалась этническая территория белорусской народности.

В образовании народности важную роль сыграл социально-экономический фактор. Оставаясь в своей основе натуральным, хозяйство постепенно втягивалось в товарно-денежные отношения. На территории Беларуси крепли экономические связи, создавались предпосылки для образования единого внутреннего рынка. Начавшееся экономическое оживление способствовало преодолению локальной замкнутости отдельных территорий, вело к тому, что вокруг городов создавались своеобразные хозяйственные центры. По мере расширения их экономического значения, усиливалась их роль как важнейших центров политической и культурной жизни.

Процесс становления и развития белорусской народности был продолжительным. Это было связано с тем, что вхождение белорусских земель в состав ВКЛ растянулось на несколько столетий. Политическое объединение способствовало взаимному общению и слиянию различных этнических элементов, на основе которых формировался белорусский этнос. Однако ВКЛ не было централизованным государством, и многие белорусские земли пользовались в его составе определенной самостоятельностью. Первые литовские князья до определенного времени сохранили автономию за Полоцкой, Витебской и Смоленской землями. Федеративный характер государства до известной степени сохранял феодальную раздробленность и не мог не сдерживать этническую консолидацию.

Положительное влияние на него оказало развитие сословно-классовой структуры. Окончательно сложилось сословие шляхты. Основную же массу населения представляли крестьяне и ремесленники-бедняки, которые и составили основное ядро формировавшейся белорусской народности.

Усилившиеся процессы централизации, преодоление феодальной раздробленности, борьба с внешними врагами вели к ликвидации локальной замкнутости отдельных территорий. В связи с этим усиливались тенденции к взаимному общению, что расширяло культурные связи, стирало языковые особенности. Специфические черты белорусского языка возникают уже в 13в. В 14-15вв. они начинают появляться и в государственных документах. В 16в. белорусский язык становится государственным. Что же касается церковнославянского языка, то сфера его распространения сузилась, и он стал использоваться только во время церковной службы.

Важную роль сыграл и религиозный фактор. Когда религия занимала господствующее положение в общественном сознании, он имел определяющее значение в этническом развитии. Даже среди шляхты удельный вес католиков в первой половине 16в. был незначительным. Распространившиеся затем Реформация и Контрреформация, усиливающееся стремление уравняться в правах с польской шляхтой, привели белорусских феодалов в лоно католицизма. Основная же масса оставалась православной, а с 1596г. – стала униатами, что способствовало сохранению и развитию языковых, культурных традиций, формировало чувство национального самосознания.

Постепенно сложился менталитет белорусского народа, для которого были характерны национальная и религиозная терпимость, гостеприимство, мудрость, трудолюбие. Духовные качества белорусского народа нашли отражение в обрядах, фольклоре и т.д.

Развитие этнического самосознания привело к тому, что в 16в. за белорусскими землями закрепились названия «Литва» и «Русь». Последнее постепенно вытесняется названием «Белая Русь», которое охватило земли, расположенные в бассейнах Западной Двины и Днепра. При Иване III название стало обычным явлением в отношениях между Москвой и ВКЛ, хотя славянское население называло себя иначе. Считая жителей Московского княжества представителя иного государства и называя их язык «московским», себя они именовали «людьми русскими», «русинами». С конца 16-начала 17в. население этих земель определяло себя «беларусцами». За жителями центральной и западной частей Беларуси закрепилось название «литвины».

Название «Беларусь» для обозначения всех ее земель и народа стало распространяться только во второй половине 19в. Что же касается термина Литва, то он переместился на северо-запад и стал служить для обозначения соседнего балтского народа.

40. Культура населения территории Беларуси конца 13 – середины 15в.

Социально-экономические, политические и этнические процессы на белорусских землях вызвали изменения в культурно-исторических процессах.

14-15вв. являются первым этапом становления собственнобелорусской литературы. Она представлена традиционными жанрами: житиями, хождениями, проповедями. Наибольшее распространение получили хождения. Одно из первых путешествий в Палестину с территории современной Беларуси совершила Ефросинья Полоцкая. Однако неизвестно было ли создано описание ее паломничества. В 14-15вв. такие путешествия из Беларуси на Ближний Восток стали более частыми, о чем свидетельствую т»хождения» Аграфения, Варсанофия, и «Хождения в Царьград и Иерусалим» Игнатия Смолянина.

Значительным явлением в истории белорусской литературы 15в. была деятельность талантливого церковного писателя и проповедника Григория Цамблака (1364-1419), болгарина по происхождению. Часть его жизненного и творческого пути связана с Беларусью, и поэтому его деятельность имеет непосредственное отношение к истории белорусской культуры. Белорусские земли он впервые посетил в 1406г. В 1414г., овеянный славой талантливого проповедника, он приезжает в Вильно, знакомится с православными епископами государства и Витовтом. На церковном Соборе 1415г. он был возведен в сан киевского митрополита. Литературная и общественно-политическая деятельность Цамблака в ВКЛ продолжалась до 1419г.

Первым из православных митрополитов Цамблак пробовал установить контакт с руководителями западной церкви. в 1418г. он участвовал в работе Вселенского собора католической церкви в Констанце, где обсуждался вопрос о соединении церквей.

Сохранилось более двух десятков произведений Цамблака на старославянском языке. Это главным образом проповеди. Как писатель Григорий Цамблак многое перенял у Иоанна Златоуста. Произведения Цамблака пользовались большой популярностью в восточнославянских землях. Они неоднократно переписывались на протяжении 15-18вв. и распространялись в разных сборниках. Это такие произведения, как похвальные слова Евфимию и Киприану, святому Дмитрию Салунскому, полемическое слово «Како держат веру немцы», шесть проповедей на церковные праздники и т.д.

Начало белорусского летописания восходит к 12-13вв. Однако наиболее ранние летописные произведения, написанные в это время на землях Беларуси, к сожалению, не сохранились. В литературе 15в. летописи стали самым значительным и характерным жанром. В летописях довольно рано начали появляться национальные особенности в форме и содержании, а также в настроениях и чувствах их создателей. Написанные на старобелорусском языке, они стали зеркалом общественно-политической жизни того времени. Можно с полным правом сказать, то летописи являются началом национальной литературы. Белорусские летописи не только отражают в полной последовательности исторические события из жизни ВКЛ, но также легенды и предания, пословицы и поговорки, а также оригинальные светские, военные повести, рассказы и новеллы. Авторы были не только историками, но и писателями.

Одним из первых произведений белорусского летописания является «Летописец великих князей литовских», написанный на старобелорусском языке неизвестным автором около 1430г. в Смоленске. Основное содержание его составляет политическая история ВКЛ 14в. Главная идея – обоснование исторической необходимости и закономерности объединения балто-славянских земель в одном государстве, восхваление политики литовских князей. Это произведение отличается чисто светским характером, целостностью и простотой изложения, динамичностью и занимательностью исторического содержания, высоким литературным мастерством. «Летописец» состоит из 2 частей: повесть про князя Кейстута и «Похвала Витовту». Это не обычный летописный рассказ. А восхваление князя. Полная редакция «Летописца» включает еще и «Повесть про Подолье», которая была сложена а 1430-е годы, возможно, в Вильно и посвящена описанию истории присоединения этой украинской земли к ВКЛ. «Летописец великих князей литовских» как первый опыт создания истории белорусских, литовских и частично украинских земель эпохи ВКЛ во многом был несовершенным, кратким, фрагментарным и незавершенным.

Это произведение сохранилось в многочисленных списках (Виленском, Слуцком, Академическом, Красинском, Ольшевском, Румянцевском и др.), в составе различных летописных сводов и исторических компиляций. Он положен в основу оригинальной части «Белорусско-литовской летописи 1446г.» (или «Белорусская летопись») – первого летописного свода, созданного в ВКЛ в Смоленске. Свод создан на основе нескольких источников. Он делится на 2 неровные и разные по своему характеру части: «Избрание летописания изложено вкратце» и «Летописец великих князей литовских». Первая часть представляет собой выборку из русских летописей известий из истории Киевской Руси, Московского и Литовского княжеств и хронологически охватывает события от «начала Руси» до 1446г. включительно. В конце ее помещена Смоленская хроника, «Похвала Витовту» и смоленские записи о событиях 1432-1445гг. Смоленская хроника охватывает события 1430-1436гг. Летопись 1446г. стал важным этапом в становлении национальной литературы и послужил сильным толчком для бурного развития летописания на Беларуси в 15в.

Летописание на Беларуси в 15в. сделало по сравнению с предыдущим периодом шаг вперед. Именно с этого времени началась активная разработка местными силами истории белорусских земель. Был выработан своеобразный летописный стиль: лаконические, выразительный, близкий к языку служебной письменности ВКЛ того времени.

Архитектура и изобразительное искусство. Из всех видов искусства Беларуси этого периода, наиболее значительные достижения были в отрасли архитектуры. Со второй половины 13 – начала 14в. начался новый этап в развитии отечественного зодчества. Оно совмещало традицию зодчества древней Беларуси 11-12вв. и влияние архитектуры Западной Европы, откуда проникли романский и готический стили. В 14-15вв. в светской архитектуре появляется совсем новый, неизвестный предыдущей эпохе тип построений – монументальные замки-крепости, возникновение которых было обусловлено необходимость защиты от внешней агрессии, поскольку белорусские земли всегда притягивали чужеземных захватчиков и постоянно были ареной многочисленных военных действий. Замки защитного назначения на территории Беларуси строились и раньше, но в основном из дерева. В 13в. изредка к ним возводились каменные башни (Каменка. Гародня, Берестье, Новогрудок, Полоцк, Туров). С 14в. началось строительство каменных замков, которые по своей композиции приближались к западноевропейским рыцарским замкам.

Замки-крепости чаще всего возводились на холмах, чаще всего в форме квадрата. Они имели толстые и высокие стены, могучие башни с бойницами. Сложенные из кирпича и камня замки были неприступными для внешних врагов. В случае нападения неприятеля в них пряталось и успешно защищалось местное население. На территории замков находились жилые, хозяйственные, защитные и культурные сооружения. Благодаря этому жители замка могли длительное время жить изолированно и обороняться от врага.

Одним из первых каменных замков на территории Беларуси является Лидский, возведенный в 20-е годы 14в. Вторым наиболее ранним памятником крепостной архитектуры является замок в Креве, возведенный в 30-е годы 14в. Новое в Кревском замке – большая башня (так называемая Княжеская, или башня Кейстута), вынесенная за периметр стены, что увеличивало его оборонительные способности. Значение замков в Лиде и Креве в истории белорусской архитектуры очень важное, ибо они заложили основу развития замковой и дворцово-замковой архитектуры последующих столетий.

В конце 14-начале 15в. в период подготовки к решающему удару по Тевтонскому ордену древние деревянные оборонительные сооружения в Городне (Старый замок) и Новогрудке были перестроены в каменные. Активное оборонительное строительство велось в 14-16вв. в Городне. Древним ядром города являлся деревянный замок, постороенные в конце 11в. на высоким правом берегу Немана. В 12в. тут были возведены каменные башни – самые ранние из известных на Беларуси. После пожара в 1398г. в Городне построены каменный замок с четырьмя башнями, соединенными между собой стенами. Позже, около 1580г. при возведении ренессансного замка Стефана Батория количество башен было сокращено до двух. В конце 14в. около замка была построена каменная крепость – Нижний замок. Это значит, что в конце 14-15вв. систему оборонительных сооружений Городни составляли два замка: Верхний (Старый) и Нижний (Новый). Оба имели мощные каменные стены и соединялись между собой мостом, который шел через ров. В 1351г. возводится каменный замок в Витебске.

Высокого уровня достигла в 14-начале 16в. культовая архитектура. Белорусские зодчие 15в. создали совсем новый тип православного храма и выработали в культовой архитектуре особый стиль – так называемую белорусскую готику. В конце 15 – начале 16в. на Беларуси возникает оригинальный тип оборонительного храма. Одним из первых оборонительных храмов был Софийский собор в Полоцке, перестроенный в 1494-1505гг в храм- крепость.

Выдающимися памятниками зодчества эпохи позднего средневековья являются Сынковчиская, Супрасльская церкви, построенные в Западной Беларуси в конце 15 – начале 16в. Эти оборонительного типа храмы, прямоугольные в плане, с острой двускатной крышей и четырьмя, как правило, круглыми башнями на углах, представляют собой крепости-замки в миниатюре. Самобытные черты белорусского монументального зодчества воплощены и в других культовых сооружениях, где не было башен. Наиболее древние из них – костел в Ишкольди.

Белорусская живопись 14-15вв. представлены монументальными росписями, иконописью и портретами. Монументальной живописи сохранилось очень мало. Только из архивных и литературных источников известно, что в это время многие княжеские дворцы и храмы были украшены фресковой росписью.

В живописи основной была иконопись. В церковной живописи этого времени значительно сказывалось влияние реальности. Лики «святых» со временем оживляются, становятся менее условными, более земными. Произведений белорусской станковой живописи, которые датируются ранее 14-15вв. не найдено и судить о его характере до 16в. можно только по отдельным произведениям, которые сохранились: «Матерь Божья Иерусалимская» из Пинска (15в.), «Матерь Божья Умиление» из Малориты (14-15вв.), а также позднейших произведений, которые относятся к концу 15 – началу 16в.: «Матерь Божья Смоленская» из Дубинца. «Знамение» из именин. По причине малого количества сохранившихся произведений невозможно сложить целостное представление о местной школе иконописи до 16в.

В 15в. на Беларуси зарождается светская живопись, появляются первые портреты конкретных исторических деятелей: изображения Ольгерда, Александра Олельки и других знатных лиц.

Процесс развития белорусской скульптуры происходил на перекрестье древнерусских и западноевропейских художественных традиций. Ее развитие было тесно связано с церковью. После Кревской унии на Беларуси строятся костелы и монастыри: в Гайне (1387), Менске, Берестье (1390). В костелах появляется полихромная деревянная и каменная скульптура. Дошедшие до нас изображения представляют собой в основном святых, апостолов. Самый ранний памятник, который сохранился на Беларуси – «Распятие» (14в.) сделан под влиянием романского стиля. Беларусская скульптура 15 – начала 16в. начинает чувствовать влияние готики. В храмах появляются готические алтари, которые не сохранились. Сохранились только отдельные скульптуры, которые находились в центре алтарей. Среди них наибольший интерес представляют скульптуры Марии Магдалины и Иоанна Богослова (15в.).

В 14-15в. высокого уровня достигает оформление рукописных книг. «Книжная живопись» этого времени демонстрирует немало шедевров: Мстижское и Лаврищенское евангелие (14в.), Жировичское, второе Туровское, Витебское еванигелия (15в.), Радивиловская летопись (15в.), Смоленский псалтырь (14в.). В большинстве памятников чувствуется византийский стиль. Однако с начала 14в. начинаются контакты с западноевропейским искусством, и стиль изменяется (миниатюры наполняются движением, жизнью). Миниатюры Лаврищенского евангелия – ключевые памятники такой живописи.

В 14-15вв. шаг вперед сделлало декоративно-прикладное искусство: ювелирное дело, резьба по кости, камню и дереву, художественная обработка металлов, изготовление изделий из стекла. Глины. В период формирования белорусской народности закладываются основы белорусского ткачества, возникают новые танцы, обогащается и усовершенствуется народная музыка и песни, активно развивается фольклор,. Таким образом, во второй половине 13-15вв. продолжалось формирование глубоко самобытной по характеру культуры Беларуси. Основы собственно белорусской культуры были заложены в 15в. С течением времени черты и явления культуры приобретают специфическую этническую выразительность и становятся общебелорусскими по своему характеру.





Дата публикования: 2014-12-30; Прочитано: 419 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...