Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Культура древней Индии



Ведийская религия(2-1тыс. до н.э.), обнаруживает много об­щих индоиранских черт в космическом и социальном порядке, пантеоне. Одним из главных богов (дэвов) был бог бури и грома Индра, сра­зивший молнией дракона Вритру, сковавшего все воды мира, и вызвавший этим на поля благодатный дождь. Космоустроителям-дэвам противостоят могучие злые демоны-асуры, носители хаоса. Считалось, что три класса благих существ — дэвы, люди и их обожествившиеся умершие предки — противостоят трем классам злых существ — асурам, ночным чудовищам- рак-шасам, пытающимся прервать жертвоприношения и расстроить связь богов и людей, и болезнетворным духам — пишачам. Наибольшее внимание уделялось ритуалам жертвоприноше­ния, «кормления» богов, исключительно с прагматической целью (выгода).

Менталитет и система ценностей древних индийцев отличались гармониче­ским сочетанием индивидуально-гедонистического и корпора­тивно-коллективистского начал. Смысл существования человека виделся в его личном счастье и суверенности личности, но это считалось немыслимым вне сотрудничества с членами его сооб­щества.

Наиболее привлекательными ценностями для каждого человека считались дхарма (праведность, добропорядочность), артха (выгода), кама (наслаждение) и мокша (освобождение от собственных желаний и страстей, достижение внутреннего по­коя); рекомендовалось достигать баланса этих ценностей, не жертвуя вполне ни одной из них ради другой. Особым вниманием пользовалась проблема соотношения радостей и страданий (что обычно для гедонистических культур): поскольку жизнь и стрем­ление к исполнению своих желаний неизбежно связаны со стра­даниями, мокша — отрешение от своего желающего «я» — рас­сматривалась как одно из завидных достижений. Еще в ведийский период утвердилась концепция бесконечно­го круговорота перерождений, подчиненного закону воздаяния (кармы).

Середина I тыс. до н. э. была также временем появления но­вых религиозных учений. Ведийская религия постепенно пере­растает в индуизм, а одновременно возникает особое учение — буддизм, обязанный своим существованием царевичу Сиддхартхе (по одной из датировок, ок.565-486 гг. до н. э.) и связанный с по­иском путей к «освобождению». «Благие истины Будды»: жизнь, участие в цепи перерож­дений— это прежде всего страдания, причина страданий — в не­осуществимости человеческих желаний и страстей; чтобы освобо­диться от страданий, нужно перестать желать жизни, радостей лучшего перерождения, тогда жизненная сила, заключенная в человеческих желаниях, иссякнет, и человек вырвется из круговорота перерожде­ний, перейдя после очередной, последней для него смерти в состо­яние вечного покоя нирваны. Будда не менял картины мира, заданной ведийской религи­ей, но призывал человека к изменению ориентации в этом мире. Если ведийская религия была нацелена на ритуальное поддержа­ние контакта с богами ради обретения жизненных благ, то буд­дизм, наставляя людей в том, как им вовсе покинуть жизнь, полную страданий. Общественное устройство, нужное лишь в этой жизни, не отрицается, но и не считается чем-то существенным; буддий­ское спасение было сугубо личным делом каждого отдельного человека. Первоначально считалось, что для обретения нирваны необходимо отказаться от имущества, социальных связей и чело­веческих привязанностей; такие буддийские монахи именова­лись бхикшу (доел, «нищие») и составляли монашескую общи­ну — сангху. Впоследствии распространилась иная точка зрения, по которой и миряне, соблюдающие буддийскую праведность, мо­гут, хотя бы за несколько перерождений, достичь нирваны. Эти две концепции получили название «узкого пути спасения» («ма­лой колесницы», хинаяны) и «широкого пути спасения» («боль­шой колесницы», махаяны).

К исходу эпохи древ­ности буддизм в Индии был почти полностью вытеснен индуиз­мом.

Индуизм можно рассматривать как систему верований, в ко­торую к рубежу эр перерастает ведийская религия в результате процессов внутреннего развития и дальнейшей интеграции куль­тур различных народов Индии. Одной из основных новых черт этой системы является концепция всевышнего, вездесущего и проникающего весь мир бога-творца Брахмы. Все иные боги яв­ляются его воплощениями или слугами. Отношение к этому бо­жеству строилось уже не на желании извлечь из него пользу, но на самозабвенной любви.

Среди прочих богов на первый план выходят Вишну — храни­тель мира и мирового равновесия (одним из его воплощений явля­ется темнокожий царь-пастух Кришна) и Шива, поддерживаю­щий круговорот жизни и смерти. Вместе с Брахмой они образуют троицу верховных богов индуизма — Тримурти.

Одним из главных индуистских текстов является «Бхагавадгита», включенная в эпос «Махабхарату»; ее сюжет сводится к тому, что один из воюющих царевичей, увидев в стане врага множество родных и личных друзей, хотел бы уклониться от бит­вы и пролития их крови; в ответ главный герой Кришна (вопло­щение Вишну) проповедует принцип самоотвлеченного выполне­ния долга (дхармы), продиктованного общественным и корпора­тивным статусом данного лица независимо от его собственных пристрастий и человеческих чувств. Такой долг у каждого свой, и то, что было бы добрым поступком для одного человека, явилось бы злым делом у другого.

Социально-этические постулаты индуизма оправдывают общин­но-кастовый строй; поощряют заключение браков в раннем детстве и самосожжение вдов по смерти мужа; осуждают, хотя и не за­прещают, повторный брак вдов. Любое нарушение запретов в этой области считалось несущим ритуальную скверну и влекло наказание вплоть до изгнания из касты, делавшего человека фак­тически бесправным изгоем.

Богатейшая литература Древней Индии представлена преж­де всего памятниками ведийской и индуистской религиозной тра­диции; на основе комментариев к древним ритуалам и гимнам, выросли древнеиндийская лингвистика, философия, в том числе исключительно развитая гносеология. Необходимо отметить эпосы— «Махабхарату» и «Рамаяну», чьи окончательные, гигант­ски разросшиеся версии относятся ко временам Гуптов. «Рамаяна» излагает легендарную историю Рамы, ранневедийского правителя Кошалы. По преданию, Равана, царь демонов-рак-шасов, обитавших на острове Ланка (Цейлон), похитил жену Рамы Ситу, но Рама с помощью царя обезьян Ханумана разгро­мил Ланку, убил Равану и освободил жену. В этом сюжете при­чудливо сплавились глухие воспоминания о каком-то дальнем походе индоарийских царей долины Ганга на дравидский юг с обычными индоевропейскими сказками о герое, возвращающем при содействии звериного помощника похищенную жену из «ино­го мира», населенного злыми духами. Буддийская литература представлена прежде всего каноном буддийского учения «Типитака».

К важнейшим памятникам научной и дидактической литера­туры относятся грамматика санскрита Панини (IV в. до н. э.; по языковедческим принципам она не имела себе равных в мировой науке вплоть до XIX века), политический трактат «Артхашастра» сугубо прагматического, «макиавеллистского» содержания, мно­гочисленные сочинения по гносеологии, формальной логике, фи­лософии понятий и языка, а также по естественным и точным на­укам. Из всех стран Древнего Востока только Индия развила осо­знанные концепции абстрактного мышления и тем самым пере­шла от прикладных знаний к созданию полноценных научных теорий. Индийцы ввели нуль в математике и изобрели позицион­ную систему записи чисел, цифры (известные ныне под названи­ем «арабских»). Астроном V b. Арьябхата выдвинул концепцию вращения Земли вокруг своей оси и Солнца в пустоте.





Дата публикования: 2014-12-30; Прочитано: 180 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...