Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Просвещение, просветительство, исследования



Как известно, у татар школы в основном существовали при мечетях. После присоединения Казанского ханства к Русскому государству произошло резкое сокращение количества мечетей. Мусульманские учебные заведения при них фактически были ликвидированы, уровень грамотности татарского народа резко снизился. Лишь после указа Екатерины II о терпимости всех вероисповеданий стали повсеместно открываться новые мектебы (начальные школы) и медресе (средние школы). Этнограф И.И. Георги в книге «Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, украшений» (1777) отмечал, что у татар во всякой деревушке «имеется особливая молебная храмина и школа». Он же писал, что «в казанских слободах и в больших деревнях есть подобные сим девичьи школы».

Мектебы располагались в отдельном доме, а медресе – чаще всего в нескольких домах. Содержались эти учебные заведения за счет населения. В мектебах учились дети в возрасте 7-14 лет все вместе. Обучение вел мулла. Учение в мектебе длилось около четырех лет. За это время ученики овладевали арабским алфавитом, изучали основы религии и арабского языка, учились красиво писать и переписывать книги.

В медресе собирались все желающие ученики-шакирды из разных деревень и даже краев. В программу обучения входили арабский и персидский языки, понимание и толкование Корана, логика, основы исламской философии, мусульманское право, каллиграфия и другие предметы. В 30-50-е годы XVIII в. одним из самых известных имамов-мударрисов был Габдрахман из деревни Тайсуганово. Сюда приезжали учиться молодые люди из самых разных уголков России.

В 70-х гг. XVIII в. в Казани основываются Ахундовское и Апанаевское медресе, в 1780 г. – медресе при доме Амирхановых. В конце столетия появляются медресе в деревнях Кышкар, Менгер, Сатыш, Саба, Бурундук, Мензеля, Стерлибаш, Маскара, Тайсуган, Ташкичу, Агрыз, Шырдан, а также в Уфе, Сеитовой слободе и других местах. Многие их них пользовались заслуженной славой среди татарского населения Поволжья и Приуралья.

Мектебы и медресе сыграли огромную роль в развитии татарской национальной культуры, прежде всего в широком распространении грамотности среди татар. И поэтому не без оснований писал о татарах в 1844 г. профессор Казанского университета Карл Фукс: «Всякому заезжему без сомнения странным покажется найти в казанских татарах, говоря вообще, народ более образованный, нежели даже некоторые европейские. Татарин, не умеющий читать и писать, презирается своими земляками и как гражданин не пользуется уважением».

В конце столетия начинает формироваться татарское просветительство. Просветительские идеи нашли отражение в трудах А. Курсави, Утыз Имяни.

Абденнаср Курсави получил образование в деревне Маскара Малмыжского уезда, а затем – в Бухаре. В 1794-1808 гг. он был имам-хатибом мечети в деревне Верхняя Корса Казанского уезда и мударрисом созданного им же медресе. Не отказываясь от религии, Курсави тем не менее выступил с идеями рационализма и реформаторства, став одним из родоначальников татарского просветительства. «Истина не в том, – писал он, – чтобы безропотно поклоняться и верить старым догмам, а в том, чтобы ненужное в настоящее время отбрасывать. Бог создал людей, чтобы человек сам по своей воле мог познать себя и действовать по своему усмотрению». Понятно, что Курсави вызвал ненависть у консервативного духовенства, подвергался преследованиям как у себя на родине, так и в Бухаре, где хотел совершенствовать свои знания. Бухарский эмир приговорил его к смерти за «вольнодумство». Курсави был вынужден бежать из Бухары.

С XVIII в. в крае стали создаваться русские религиозные и светские учебные заведения. Это – Казанская архиерейская славяно-латинская школа, цифирная школа, Первая Казанская мужская гимназия.

Первым светским начальным учебным заведением в Казанской губернии стала цифирная школа. Она была открыта в 1718 г. при Адмиралтействе с целью обучения рабочих, занятых на строительстве судов, чтению, письму, арифметике и основам геометрии. Цифирная школа просуществовала немногим более четверти столетия.

В 1723 г. была создана славяно-латинская школа. Здесь обучали букварю, славянской грамматике. Школа готовила церковнослужителей, давала также общее начальное образование. В нее принимали детей русского духовенства, крещеных татар, чувашей, мордвы. Через десять лет школа была преобразована в Казанскую духовную семинарию – среднее духовное учебное заведение православной церкви.

Важным событием в культурной жизни края стало открытие в 1759 г. Казанской гимназии, первой провинциальной гимназии в России. Она явилась также первым учебным заведением, где изучались татарский, арабский, турецкий, калмыкский и другие восточные языки. Гимназия создала базу для учреждения в последующем Азиатской типографии и открытия Казанского университета.

Гимназия учреждалась с дворянским и разночинским отделениями. Первый ее набор составил всего 14 человек, но вскоре здесь обучалось уже 111 гимназистов. Не все ладилось поначалу. Один из первых воспитанников гимназии, поэт, наш земляк Г.Р. Державин вспоминал: «Нас учили тогда вере без катехизиса, языкам без грамматики, числам и измерению без доказательств, музыке без нот».

Гимназия пережила немало трудных лет. В 1774 г. во время штурма Казани пугачевцами ее здание полностью сгорело. Не хватало средств, которые выделял на содержание гимназии Московский университет. Она несколько раз открывалась и закрывалась, а в марте 1790 г. была вообще закрыта «по недостатку средств». Вновь гимназия была открыта лишь по указу императора Павла I, который был им дан во время пребывания в Казани 29 мая 1798 г. По его же указу гимназии была передана библиотека и другие художественные ценности князя Г.А. Потемкина.

В октябре 1769 г. в гимназии началось преподавание татарского языка. Этому предшествовал указ Екатерины II об открытии в ней татарского класса: «...Учредить единожды навсегда при Казанской гимназии класс для охотников того языка и определить учителем оного старой и тамошней адмиралтейской конторы толмача Сагита Хальфина, которого, жаловав в переводчики чином и жалованьем против губернского переводчика, как его самого, так и детей его».

Сагит Хальфин преподавал татарский язык в гимназии 19 лет (1732-1750). Дело его продолжили сыновья Исхак и Исмаил, а в начале XIX в. – внук Ибрагим. С. Хальфин стал автором первого в России печатного светского букваря татарского языка «Азбука татарского языка с обстоятельным описанием букв и складов» (1778). Он составил также учебное пособие «Татарский словарь и краткая татарская грамматика в пользу обучающегося юношества татарскому языку». Из татар в гимназии работал преподавателем также поэт Нигмат Ибрагимов (1778-1818).

Многие ученики Казанской гимназии впоследствии стали выдающимися деятелями отечественной культуры, науки. Среди них – писатель С.Т. Аксаков, гениальный геометр Н.И. Лобачевский, химик А.М. Бутлеров, астроном И.М. Симонов. В XIX в. здесь так же учились будущий педагог, автор букварей, самоучителей татарского языка А.А. Вагапов, педагог, переводчик С.Б. Кукляшев.

В 1786 г. было открыто Казанское главное народное училище, а в ряде уездных городов губернии – малые народные училища с двухклассным обучением. В Казанском училище срок обучения составлял 4 года, в числе других предметов преподавался татарский язык. Сюда принимали детей всех сословий. Выпускники училища становились канцелярскими служащими. Определенное развитие получили исторические, философские и иные знания. В отношении XVII в. можно назвать «Сборник летописей» Кадыр Али-бека (1602), сочинение неизвестного автора конца этого столетия «Даф-тар-и Чингиз-наме». В конце XVIII столетия Хисамет-дин Муслими и Таджетдин Ялчыгул написали сочинение по истории Волжской Булгарии. В ряде работ Ял-чыгула рассматривались вопросы литературы, народной медицины, мусульманского права. Свой вклад в изучение средневековой литературы, исследуя, в частности, знаменитую поэму булгарского поэта Кул Гали «Кыйсса-и Йусуф» («Сказание о Йусуфе») внес Утыз Имяни. Его перу принадлежало и большое число трактатов по философии, мусульманскому богословию. Изучением татарского языка занимался С. Хальфин.

Исследованиями края занимались известные российские ученые. В 30-х гг. XIX в. это были историк, археограф, академик Петербургской академии наук Г.Ф. Миллер («Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко то черемис, чувашей и вотяков»), С.Г. Гмелин («Путешествие по России»), С.П. Крашенинников. В 60-70-х гг. – этнограф, академик И.И. Лепехин («Дневные записки путешественника»), этнограф И.И. Георги («Описание всех в Российском государстве обитающих народов»), историк, географ, экономист, академик П.И. Рычков («Опыт Казанской истории древних и средних времен», «Краткие известия о татарах») и другие.

Преподаватели и гимназисты Казанской гимназии уделили большое внимание изучению памятников г. Булгара (в этой работе принимал участие и Г.Р. Державин). Остатки этого города изучал начальник Казанской адмиралтейской конторы Свечин. Директор гимназии Ю.И. фон Каниц составил подробное пояснение к плану Казани 1730 г. и к плану осады города в 1552 г. войсками Грозного. Местный служащий, писатель Д.Н. Зиновьев издал книгу «Топографическое описание города Казани и его уезда», которая содержала важные сведения о промышленности, торговле города, его зданиях и численности населения.

Литература, искусство, театр

Крупнейшим представителем татарской художественной литературы второй половины XVIII – начала XIX вв. был Утыз Имяни. Он получил образование в медресе Каргалинской слободы, затем совершенствовал знания в Бухаре, Герате, Кабуле, Балхе, служил имам-хатибом и мударрисом в различных деревнях Казанской и Оренбургской губерний. Утыз Имяни написал десять поэм, в том числе «Подарок обездоленным и притчи о терпении», «Дары эпохи», «Добрые наставления для очищения мыслей», «Важнейшие проблемы эпохи». В его поэзии звучат уже новые, светские мотивы, новые мысли. Он воспевал в своих сочинениях добродетель, справедливость, взаимопомощь, осуждал лесть, стяжательство, зависть, другие пороки. Творчество Утыз Имяни является ярким свидетельством поворота татарской литературы от религиозно-дидактических к социальным, морально-этическим проблемам, демократизации языка, формы и стиля произведений.

Во второй половине XVIII в. в татарской литературе складывается новый жанр – «сэяхатнамэ» (записки о путешествиях), который отражал возраставший практический интерес к укреплению торговых связей с другими государствами. Самым известным памятником этого жанра являются «записки» Исмагила Бекмухаммедова о его путешествии в Индию.

Светскую направленность имели и произведения устного народного творчества. В байтах, исторических песнях, сказках, пословицах народ выражал свои представления о справедливом общественном устройстве, о лучших человеческих качествах.

В литературной жизни того времени заметный след оставил Михаил Иванович Веревкин (1732-1795), асессор Московского университета, первый директор Казанской гимназии. Он написал пьесы «Точь-в-точь», «Так и должно быть», «Именинник», сочинял стихи, активно занимался переводами, в том числе переводил на русский язык пьесы французского комедиографа, реформатора сценического искусства Мольера. В 1785 г. М.И. Веревкин был избран академиком Российской академии наук и художеств.

Российскую известность получил казанский поэт Гаврила Петрович Каменев (1772-1803). Его отец, купец П.Г. Каменев, происходил из татарского княжеского рода Макуловых.

Перу Г.П. Каменева принадлежат поэмы «Громовой», «Громвал», стихотворения, переводы. Его произведения публиковались во многих московских журналах, а поэма «Громвал» была помещена в «Собрание русских стихотворений», многие годы входила в литературные хрестоматии XIX в. О творчестве Каменева высоко отзывались Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин. «Этот человек, – отмечал А.С. Пушкин, – достоин был уважения: он первый в России осмелился отступить от классицизма. Мы, русские романтики, должны принести дань его памяти». Г.П. Каменев, таким образом, был одним из первых представителей раннего русского романтизма.

«Отцом русских поэтов» стал уроженец деревни Сокуры Лаишевского уезда Гавриил Романович Державин (1743-1816). Он учился в Казанской гимназии, несколько раз бывал в Казани, став уже выдающимся мастером поэзии. О городе своей юности он оставил немало проникновенных строк. В стихотворении «Арфа» Г.Р. Державин писал:

Как весело внимать, когда она

Поет про Родину, Отечество драгое,

И возвещает мне, как там цветет весна,

Как время катится в Казани золотое!

Во второй половине столетия в Казани существовало литературное общество. В него входили секретарь Казанского магистрата С.А. Москотильников, Г.П. Каменев, директор Казанского главного народного училища И.И. Чернявский, литератор и библиофил И.А. Второв, писатель и историк Н.С. Арцыбашев. Общество знакомило общественность города с наиболее важными новинками русской литературы.

Первые публичные театральные представления в Казани известны со второй половины 20-х гг. XVII столетия. Их давали воспитанники Казанского духовного училища. Затем спектакли стали ставить гимназисты. Первой в Казанской гимназии была показана пьеса Мольера «Школа мужей» в апреле 1760 г. Гимназисты ставили также спектакли по пьесам А.П. Сумарокова, М. Хераскова, И.И. Дмитриева, М.И. Веревкина. Эти спектакли посещали и жители татарских слобод.

Одно время театральные зрелища прекратились. Узнав об этом во время посещения Казани в 1767 г., Екатерина II распорядилась возобновить их. Что и было сделано к удовольствию публики.

Театральные труппы появились в имениях отдельных дворян. Так, крепостной театр содержал в селе Юматовка казанский помещик П.П. Есипов.

В 1791 г. в Казани был создан постоянный публичный театр (с него берет начало Русский драматический театр). Его первым руководителем-антрепнером стал бывший придворный актер В.Р. Бобровский. Спектакли вначале ставились силами «любителей из благородных», а с 1800 г. появились своя труппа и свое специальное здание.

Первые шаги делало музыкальное искусство. В Казани было несколько военных оркестров. Свой оркестр имелся в театре П.П. Есипова, которым руководил дирижер-композитор А.В. Новиков. Любители-музыканты играли в публичном театре и Главном народном училище. Известными музыкантами среди татар были скрипачи М. Галеев, И. Загитов.





Дата публикования: 2014-12-30; Прочитано: 263 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...