Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Исторические типы философских учений. За длинный исторический путь философии было создано огромное множество концепций, более того, всякая философия – явление авторское



За длинный исторический путь философии было создано огромное множество концепций, более того, всякая философия – явление авторское, дело самобытное. С другой стороны, философия – это особый тип научного знания, а значит, ей присуще нечто общее, некое фундаментальное единство, которое превращает авторский и самобытный акт мышления конкретного человека в научную теорию. Иными словами, есть нечто общее для всех философских концепций и систем, на основании чего мы могли бы объединять их в крупные направления. Удачной попыткой определения общего среди огромного множества теорий является подход Ф. Энгельса (по принципу основного вопроса) и парадигмальный подход В.А. Конева.

Ознакомьтесь со вторым параграфом работы Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». При чтении текста постарайтесь выделить онтологическую (основной вопрос со стороны познания бытия) и гносеологическую сторону (основной вопрос со стороны познания) вопроса. Для более продуктивного и эффективного чтения текста следует использовать словарь философский терминов и понятий. В частности, необходимо найти определения крупных направлений в классической философии, таких, как материализм, идеализм, дуализм, пантеизм, скептицизм, агностицизм (обратите внимание на их базовые принципы и основных представителей). Выпишите в рабочую тетрадь основные тезисы работы, используя информацию из словаря.

Если классическую философию, начиная от истоков в VI до н.э. до середины XIX века, можно классифицировать при помощи «основного вопроса» Энгельса, то современная философия никак не вписывается в эти границы. Это связано с тем, что в центре внимания современной философии находится человеческое бытие, которое объединяет в себе и бытие, и его понимание. Используя текст статьи В.А. Конева, постарайтесь ответить на вопросы: почему на рубеже XIX-XX веков философия меняет свой предмет и переключается с проблем познания на проблему человеческого бытия? Как это превращение изменило лицо современной нам культуры?

Современный отечественный философ В.А. Конев выдвигает принципиальную идею: необходимо связать развитие философии с историей и метаморфозами культуры и науки. Как Вы полагаете, является ли эта мысль продуктивной в границах существующей культуры и мышления? Есть ли сходство между основным вопросом философии Энгельса и парадигмальным подходом Конева? Постарайтесь выделить фундаментальные вопросы, которые возникали в философии на протяжении ее существования. Происходило ли изменение представления об истине, и если происходило, то в чем заключалось? Если люди в разные эпохи существования культуры по-разному понимали истину, то влияло ли это на их жизнь и культуру? Какое понимание истины (онтологическое, гносеологическое, антропологическое) кажется Вам более внятным и близким? Почему? Аргументируйте свое представление в отношении вопроса: парадигмальный подход может дать более адекватное видение философии со стороны ее истории? Выдвините ряд своих предположений, запишите их в виде тезисов в рабочей тетради.

Работа по третьему вопросу ведет к пониманию предмета, метода, структуры философии как науки, а также к осознанию внутреннего единства всех типов философского мышления. Это обнаруживает связь философии с типом современной ей культуры (что особенно явно в парадигмальном подходе). Философия предстает не просто как знание, оторванное от жизни и повседневности человека, но объявляет себя как тип мышления и комплекс знаний, которые реализуются в каждой конкретной культуре, исторической эпохе, жизни каждого человека.

В завершение изучения данной темы запишите в рабочую тетрадь результаты Вашего знакомства с текстами и свои размышления.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Начало философии, появление философии на фоне мифа.

2. Что представляет собой ситуация философии? Для иллюстрации обратитесь к фигуре Сократа, Декарта.

3. Как понимает ситуацию философствования М.К. Мамардашвили? Философия как вечные вопросы человеческой жизни, различие реальной философии и философии понятий.

4. Философия и мудрость. Философ и мудрец: проблема социализации философии (софисты, случай Сократа).

5. Философия и религия.

6. Философия и искусство.

7. Философия и наука.

8. Философия и мировоззрение.

9. Функции философии в системе культуры.

10. Предмет философии и трудности его определения. Предмет «первой философии» по Аристотелю.

11. Метод философии (майевтика, методическое сомнение, критический метод), взаимоопределяемость предмета и метода философии.

12. Структура философского научного знания, базовые разделы философии.

13. Основной вопрос философии по Энгельсу, классификация философских направлений в его свете.

14. Парадигмальный подход к анализу типов философских учений.


Приложение





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 549 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...