Большинство последующих грамматик либо истолковывали труд Панини, либо следовали принципам «Восьмикнижия» при создании грамматик пракритов.
- Катьяяна «Вартикка» – III в. до н.э.
- Патанджали «Махабхашья» – III - II в. до. н.э. Труд этот сыграл значительную роль в разъяснении формул грамматики Панини и иллюстрации их языковыми примерами. Также эта грамматика включала дополнительные сведения об изменившемся состоянии языка.
- Эти грамматики позволили понимать Панини последующим грамматистам, приобщив также новые слои населения к грамматике. Позднее в средние века на трудах Катьяяны и Патанджали основывали свои комментарии Панини все грамматисты.
- Последние века до новой эры и первые века новой эры характеризуются как эпоха значительных потрясений в общественно-политической жизни Индии, что привело к формированию новых литературных языков – пракритов, материал которых также включается в сферу нормативного описания. Основная грамматика этого периода – «Освещение пракритов» Вараручи (III в до н. э). Эта грамматика формулирует правила порождения форм пракрита (махараштри) как порождаемых из санскритских форм. Вараручи использует терминологию Панини и правила старается строить по его образцам. Однако он более широко использует толкования и описания грамматических классов, отказавшись от маркирования системами апубандхи.
В настоящее время эта грамматика является важнейшим источником знаний о пракритах.
Заключая характеристику древнеиндийской лингвистической традиции, подчеркнем, что своеобразие грамматики, предписывающий нормативный канон санскрита, во многом определялось ее формированием в рамках религиозного знания как ответ на потребность сакрального использования языка. Грамматика строится как развертывание правильного текста путем порождения более сложных единиц из минимальных в соответствии с жесткой матричной системой.