Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Особенности русской культуры 18 в



- обмирщение культуры – выход из под тотального влияния церкви, обращение к проблемам народа;

- интерес к светскому образованию большего количества людей, интерес к наукам + получение хорошего образования аристократами;

- зарождение русских архитектурных школ и школ изобразительного искусства;

- европеизация, демократизация и обращение к личности человека;

- сословный характер культуры, отражал эпоху просвещения.

Огромное влияние на её развитие оказали преобразования Петра I, крестьянская война под руководством Пугачева и развитие буржуазных отношений. В 18 веке возникают светские школы: в Москве школа математических наук, в Петербурге морская академия. В 1755 г. по инициативе Ломоносова образован московский университет (МГУ). Впервые в истории России лекции читались на русском языке. Огромный вклад в развитие науки внесли: Ломоносов, Нартов, Кулибин. В общественной мысли России центральным вопросом являлась проблема преодоления отсталости страны. Шаферов, Щербаков, Прокопович в своих трудах доказывали необходимость выхода к Балтике и развития Русской промышленности. В литературе большую роль в развитии поэзии сыграли Преднаковский, Кантелиф, Державин. Большой пользовались Фонвизин, Карамзин. В 1750 г. в Ярославле открыт Волковым первый профессиональный театр.

Наука и просвещение XVIII века.

В начале XVIII в. широкораспространялись учебники: арифметика Прокоповича, и Магницкого. Вышла первая газета Ведомости» в 1702 г. Соратником П. 1. был Феофан Прокопович, с чьим именем связывают начало активного просвещения народа. В 1708-1710 г. Россия перешла на новый гражданский шрифт (изъяты буквы «омега», «пси», «ижица», «титло» – знак пропуска букв в слове, «сила» - знак ударения), числа стали писаться рабскими буквами.

1 - Академия наук 1725 г. Петр выделял на содержание Академии 25 тыс. руб, в то время, как европейские ВУЗы сами себя обеспечивали. Во Франции П.1 было присвоено звание почетного члена Французской Академии.

С 1 января 1700 г. введена новая система летоисчисления (от сотворения мира→ от Рождества Христова, разница – 5508 лет) и счет времени суток (12 +12 → 24) заменены часы на Спасской башне.

Организованы географические экспедиции: 20-40-е г. – на Камчатку, Витус Беринг (умер от цинги, выходец из Дании). Доказал, что Азия и Америка отделены проливом, открытие подтвердил С. И. Дежнев. На карту были нанесены Камчатка, Курильские о-ва, С. Япония, исследовали Сибирь.

2-я экспедиция – С. П. Крашенинников изучал Камчатку. («Описание земли Камчатки»).

Академик И. И. Лепихин, сын простого солдата, изучал Поволжье, Урал, Север («Записки»).

Леонард Эйлер много лет прожил в России и Даниил Бернулли.

М. В. Ломоносов (из – под Холмогор), основатель физической химии, организовал 1-ю в России химическую лабораторию, изучал электричество, природу молнии, открыл способ изготовления смальты, открыл атмосферу на планете Венера, реформировал стихосложение, его называли «Петром 1 русской литературы». («Может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать»). 1755 г. -1-й Университет имел 3 ф-та: юридический, философский и медицинский, богословия не было.

Печатается 1 –я газета «Московские ведомости», в 1779 г. большую роль сыграл петербургский журналист Н. И. Новиков.

И. И. Ползунов, сын солдата изобрел 2-цилиндровый двигатель (паровую машину). Не увидел свое изобретение, умер от туберкулеза за неделю до пуска своей машины.

И. П. Кулибин (Н. Новгорода) изобрел «самобеглые коляски», зеркальный прожектор (кулибинский фонарь), семафорный телеграф, усовершенствовал шлифовку стекла, предложил одноарочный мост через Неву в 300 м.

Так же стали собираться ассамблеи – балы.

Архитектура XVIII в.

Широкое использование камня. Строятся известные здания: Адмиралтейство, Гостиный двор в Москве (Иван Коробов), Кунсткамера (1 -ый рос. музей). Здание 12 коллегий, Летний дворец Петра, Петропавловский собор (Доминико Трезини), Адмиралтейство. Петербург – 1-ый город с пресекающимися улицами. Петр Еропкин – первый создал архитектурно-строительный кодекс (здания его не сохранились, арестован и казнен по делу Волынского). Иван Зарудный создал Меньшикову башню, триумфальные арки, Шедель - Меньшиков дворец на Васильевском о-ве, церковь Архангела Гавриила на Чистом пруду. Появились административные и промышленные здания: ткацкая мануфактура, Суконный двор в Кадашах, здание Арсенала в Кремле, Большой каменный мост через Москву – реку. Растрелли - Зимний дворец, дворе Строгановых, Воронцовых, Большой дворец в Петергофе и Екатерининский дворец в Царском Селе, Смольный монастырь. В. И. Баженов – дом Пашкова, Гостиница напротив Кремля. М. Ф Казаков – Московский университет, здание Сената в Кремле., корпуса Голицинской больницы, Колонный зал дворянского собрания.

Скульптура XVIII века

Русский классицизм как ведущее художественное направление этой поры явился величайшим стимулом для развития искусства больших гражданских идей, что и обусловило интерес к ваянию в этот период. Ф.И. Шубин, Ф.Г. Гордеев, М.И. Козловский, Ф.Ф. Щедрин, И.П. Прокофьев, И.П. Мартос – каждый сам по себе был ярчайшей индивидуальностью, оставил свой, лишь ему свойственный след в искусстве.

Классицизм. Ф. И. Шубин, земляк Ломоносова (скульптурный бюст Ломоносова). Прожил всю жизнь бедно, ослеп. Статуя «Екатерина II – законодательница» исполнена Шубиным по заказу князя Г. Потемкина для празднования в честь взятия Измаила.

Скульптурные барельефы украсили ворота Петропавловской крепости, летний дворец Петра, здание 12 коллегий, холл Меньшиковского дворца. Из Европы привезено 33 мраморных скульптур для Летнего сада в С. – П. Скульптуры стали украшать «водные затеи» - фонтаны.

Э.М. Фальконе «Медный всадник» ( открыт в 1782г.). Фальконе создал этот памятник по предложению Дидро и просьбе ЕК.2 На работу ушло 12 лет.

В 18 в. широкое распространение получила мемориальная и надгробная скульптура.

В 1725 г. в Академии создана гравировальная палата. В 1757 благодаря усилиям Ломоносова и Шувалова, Елизавета открыла Академию художеств, где 1-м президентом стал Шувалов. Сначала она состояла из иностранцев, но постепенно «выросли» и свои мастера. В Академии имели право обучаться даже крепостные, которые получили право учиться от помещиков.

Иван Никитин – придворный художник при Петре 1., основатель русского портрета (п а р с у н ы) и изобразительного искусства в России и Иван Никитин. Портреты Г. Головкина, Строганова, снял посмертную маску с Петра 1. П.1 питал любовь к маринам. До сих пор в Петергофе во дворце Монплезир висят картины с видами моря и кораблей.

Искусство портрета связан 18 веке с именами И. П. Аргунова (покровительствовал граф Шереметьев, А. П. Антропова, Ф. С. Рокотова ( бывший крепостной ) написал портрет Струйской., Д. Г. Левицкого (из семьи священника на Украине)(порт. Новикова ), В. Л. Боровиковского (порт. Державина).

В 18в. создается словарь изобразительного искусства.

М. В. Ломоносов возродил мозаичное искусствоПолтавская битва» в здании Академии наук)

Литература XVIII в. Г. Р. Державин, М. В. Ломоносов, Д. И. Фонвизин («Недоросль»), Н. И. Новиков (Сатир. ж-лы «Трутень», «Живописец»), А. Н. Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву»).

Театр.

Первый общедоступный театр открылся в Москве на Красной площади – «комедийная хоромина» в 1672 г. при Алексее Мих. Ставились в основном библейские сюжеты. Основателем русской драматургии является С. Полоцкий. Ф. И. Волков «отец русского театра» ( умер в возрасте 36 лет из-за простуды, которую получил при организации 4- дневного маскарада в Москве в феврале) и А. П. Сумароков. 1750 в Ярославле открыли 1-й публичный театр.

В 1756 г. Елизавета Петровна подписала указ о создании русского профессионального театра.

Музейное дело.

1 – й музей Кунсткамера, который изначально размещался в Кикиных палатах, где находилась и библиотека Петра. В 1716 -1717 г.г. Затем здание было построено новое, куда перенесли коллекции, а в высокой башне располагалась 1 из первых обсерваторий. Петр приобрел в Данциге коллекцию минералов и раковин, в Амстердаме – заспиртованных животных, рыб, змей и насекомых, человеческих уродцев. В музее до сих пор зраниться глобус диаметром в 3, 5 м., подаренный П.1 герцогом голштинским. Снаружи глобус –изображение поверхности Земли, а внутр – небесной сферы.

Олимпиада № 7. «Культура XVIII в.»

1. Назовите имя русского архитектора начала XVII в., ученика Ивана Коробова, который составил 1-ый в России архитектурно- строительный кодекс – свод норм и правил, которыми надлежало пользоваться при определении обязанностей архитекторов разных рангов и строительн6ых рабочих разных специальностей. Он был не только одаренным зодчим, но и общественным деятелем, за что был казненного по делу Волынского по приказу Анны Иоанаовны.

2. Назовите имя инженера - архитектора, который в 1858 г. удлинил шпиль Петропавловского собора (до 112м.)

3. Назовите имя архитектора, с чьим именем связано появление в Москве триумфальных арок.

4.Назовите имя художника началаXVIII в., который был певчим в в патриаршем и царском хоре. В 1716 г. его вместе с братом Романом отправили в Италию учиться живописному мастерству. По возвращении в Россию стал придворным художником. После смерти Петра I, он его на смертном одре. Позднее был обвинен в распространении пасквиля на Феофана Прокоповича, затем отправлен в ссылку в Тобольск. Возвращаясь из ссылки в 1742 г. умер по дороге.

5. Что такое «комедийная хоромина», когда и с какой целью она была создана?

1. О чем рассказывает сочинение «Правда воли монаршей»? Кто его автор? Он определяются обязанности царей: «Царей должность есть содержать подданных своих в беспечалии, должен царь пещися да будет истинное в государстве правлосудие, також да будет крепкое и искусное воинство. А чтобы было всякое и лучшее наставление, должен царь смотреть, чтобы были искусстные учителя как духовний, так и гражданствии довольное число». Обосновал абсолютную, безграничную монархию.

7. Сын ремесленника, ставший к концу жизни очень известным и образованным человеком, имевшим завод и 80 крепостных душ. Отстаивал право купцов заниматься торговлей: «Купечеством всякое царство богатиться, а без купечества накакое и малое государство быть не может». Осуждал сословное деление общества, чрезмерное отягощение налогами крестьянства. А втор «Книги о скудности и богатстве»

8. Этот дворец строился с 1754 по 1762 г.г. Растрелли не успел до конца провести его внутреннюю отделку, как дворец подвергся опустошительному пожару. Строительство было завершено лишь в 30-е г. архитектором Стасовым

9. Какой московский монастырь должен быть украшен 32 статуями, каждая из которых имела аллегорическое значение: Мужество», «Верность», «Любовь к отечеству» … Елизавете Петровне хорам понравился, но Синод в 1765 г. запретил данные украшения. Их пришлось заменить на вазами.

10. Как указ Петра 3, даровавшего дворянам право не служить (Указ о вольности дворянской, 1762 г.) на архитектурные стили?

11. Назовите имя французского художника, который приехал в Россию с группой художников. С его именем связан постепенный переход от барокко к классицизму

12. Кто и кому мог писать следующие слова: «Я желала бы иметь проект античного дома, распланированного, как в древности»

13. Баженов построил необычайно выразительный и живописный ансамбль, но Екатерине II он показался громоздким, а внутри малоосвещенным. Баженов был отстранен от проекта, дворец разобрали, а затем его заново начали создавать по проекту Казакова

14.Черная Грязь

15. Этот художник конца XVIII в. был выходцем из крепостных (Черкасских, Шереметевых). Учителем его был художник Грот. Постепенно изображая членов семьи Шереметевых, он стал популярен из за стенами дома. В 1762 г. ему поступил заказ на письмо Сената, что он и сделал. Работа Екатерине понравилась, на что она сказал: «Работа и идея хорошая, и в лице сходство есть, а более нижняя часть лица похожа»

1. Выходец из Поморья. В Петербург (в Академию художеств) помог ему добраться Ломоносов. В последствии он создает бюсты Потемкина, Барышникова, Павла 1, Голицына, Румянцева, Чернышева. В конце жизни ослеп

2. Учитель Шубина, французский скульптор, создавший в России 1 известнейшее произведение

19. Этот архитектор после окончания Академии художеств, учился в Париже, Риме. Самое известное его произведение посвящено освобождению России от интервентов.

20. Эта скульптура была заказана Г. Потемкиным для празднования в честь взятия Измаила.

21. Этот памятник был создан по предложению Дидро и просьбе Екатерины.II На работу ушло 12 лет.

22 Кто в России в XVIII в. возродил мозаичное искусство?





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 246 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...