Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос 14. Философская антропология М.Шелера



В 1928 г. выходит работа Макса Шелера «Положение человека в космосе». В этой работе статус человеческого бытия выявляется в космической перспективе через соотношение человека с другими формами органичного мира в плане становления и эволюции психического начала: чувственного порыва, инстинкта, ассоциативной памяти и практического интеллекта. Жизнь человека содержит в себе эти формы отношения с миром и в этом смысле человек в принципе не отличается от животного. Шелер убежден «человек-естественный» человек есть животное. Он не развился от животного царства, а всегда останется животным. Однако между человеком и остальным животным миром, по мнению Шелера, имеется сущностное различие. Это различие обусловлено наличием у человека духом. Наиболее базисной важной характеристикой человеческого духа является его открытость миру. Животные органы средой обитания, дух же человека преодолевает ограничение среды и выход в открытый мир, осознавая его именно как мир. Таким образом сущностная особенность связывается Шелером с его антологической свободой. В силу этой свободы дух способен постичь качественное бытие предметов в их объективном бытии.

«Переживание сопротивления мира нашим влечением и желанием препятствует всякому нашему мышлению».

Эволюционное нарастание жизненного порыва – нарастание свободы:

1 форма – чувственный порыв, присущий растениям. Чувственный порыв выражается в устремленности растений к свету. Это проявление активности в поиске пищи и оплодотворения без обратной связи, существует привязанность к месту.

2 форма – инстинкт. Он отличается смысловой целенаправленностью, определенным ритмом и выражает реагирование на типичные ситуации видовой жизни. Наследуется и выражается готовность упорядочивания окружающего мира в вопросах роста, созревания, размножения защиты своей жизни и жизни своего потомства.

3 форма – ассоциативная память. По Павлову – это условный рефлекс. Поскольку условий чувственного порыва и инстинктного проявления в полном повторении быть не может, поэтому эволюционное повторение связано с реакцией на особое содержание окружающего мира. Ассоциативная память - восстановление и обновление отсутствующих условий в повторяющихся ситуациях. Постепенное закрепление поведения животного при этих дополнительных условиях (которые привлекли к успеху) создает новые комплексы представлений формирующиеся прижизненно. Инстинкт перекрывается ассоциативной памятью. Принцип дополнения означает возрождающееся освобождение индивида органического мира от привязанности к виду и от неадаптирующей жестокости инстинкта. Особь прижизненно набирается жизненного опыта через переживания. Ассоциативная память не является наследственной и освобождает индивида от привязанности к виду.

4 форма – практический инстинкт. Характеризует способность к избирательному действию в новой для индивида ситуации. На этой ступени жизненного порыва поведение животного не зависит от числа предпринятых до того попыток.

5 форма – дух, духовная жизнь, которая возникает через аскезу, избыток неудовлетворенных потребностей. Появляется логическое мышление, прогнозирование. Характерна только для человека.

Человек и животное отличается сущностно. Изначальное бессилие человека укрепляется при возрастающем взаимопроникновении жизненного порыва и духа. Человек есть место встречи духа и порыва.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 653 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...