Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия Возрождения, ее характерные черты и представители



Эпоха Возрождения определяется как историческое время идейного и культурного развития Европейских стран накануне буржуазных революций (конец 14 - 17 в.в.) Термин ренессанс (возрождение) означает возвращение к идеалам наук. Культуру критиковали феодальные порядки, церковь, дворянство с их привилегиями. Философия возрождения развивалась на основе достижений современного естествознания: математики, механики.

Для нее характерен антропоцентризм. В истории философии Возрождения выделяют 3 периода: 1) гуманистический или антропоцентрический (серед. 14 - серед. 15 вв); 2) неоплатонический связан с постановкой широких антологических проблем; 3) натурфилософский (2 пол. 17 в).

Гуманизм представляет собой систему воззрений, признающую ценность человека как личности, его право на сводобу, счастье.

У истоков философской культуры эпохи Возрождения стоит Данте Алигьери (1265-1327). В его произведениях есть философские трактаты: мир и монархия были заложены в основу гуманитарного учения о человеке. Центральная проблема гуманистической антропологии - возрождение человека и природы (человека к природе?).

Монтень - автор огромного, хоть и не системного учения о мире и человеке. Монтень (1533-1592) получил идеальное гуманистическое образование, прекрасно говорил на латыни. Он не был политическим деятелем своего времени, но в сложных условиях войны всегда был на стороне Франции, выступая за национальное единство страны. Книгу своей жизни писал 10 лет и до конца своей жизни вносил изменения. Это же свободный трактат, а а свободное размышление о мире, о человеке. Монтень считал, что философия должна быть радостная. Личность автора в центре книги. Он занимался философией самопознания.

14Английская философия XVII – XVIII веков (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс, Дж. Беркли, Д. Юм).

Конец XVIв и XVIIв ознаменовались в Зап.Европе кризисом феодализма и ранними буржуазными революциями в Нидерландах и Англии. Восходящий капитализм, нуждавшийся в изобретении и применении машин, обусловил прогресс механико-матем-их наук. Возникает не только под­линное научное естествознание, основой к-ого явл-ся органическое со­единение теории с планомерным экспериментальным исследованием природы, но и опирающаяся на науку и ее ф-ое осмысление качественно новая картина мира.

Опытно-экспериментальное исследование природы и тематическое осмыс­ление его рез-тов оказало решающее влияние на ф-ую мысль. Объектом особого внимания в Новое время становятся гносеология и мето­дология исследования природы.

Ф-ю Нового времени принято называть классической. Это понятие употребляется для обозначения периода развития ф-ии, обладающего непрерывностью и единством ценностей, к-ые сохраняли свой хар-р неза­висимо от смены эпох. Глав­ной установкой этого периода явл-ся признание разума высшей, по край­ней мере внутри ф-ии, инстанцией.

Ф. Бэкон (1561-1626) одним из 1ых поставил задачу создания научного метода, дающего истинное и полезное знание. Он отвергает традиционные формы зна­ния: схоластику, магию, аристотелевскую логику как ложные и бесполезные, предлагая грандиозный проект "Великого восстановления наук"(осн.работа "Новый Органон" (1620)). Им постав­лена цель направленного изучения природы и овладения ею.

Материалистическое учение о природе То­маса Гоббса (1588-1679): мир состоит из многообразных, протяженных тел, имеющих фигуру, величину, положение и подчиненных за­конам механического движения. Ничего бестелесного нет. Мир - единая мате­риальная субстанция. Качественное многообразие природы - продук­т чел-их восприятий, в основе к-ых лежат механические разли­чия вещей.

Предпринятая Гоббсом систематизация эмпиризма получила развитие у англ. мыслителя Джона Локка (1632-1704). Его учение основано на механике Ньютона: природа понимается как механическое взаимодействие телесных частиц. Локк - материалист, в том числе и в теории познания. Окр. мир предметов и вещей определяет содержание ощу­щений чел-ка. В этой связи он отмечает: в разуме нет ничего, чего раньше не было бы в наших чувствах.

Идеи Локка получили своеобразную интерпретацию в ф-ии его со­отечественника Джорджа Беркли (1684-1753). Ощу­щения - основа познания, идеи - это ощущения или рез-ты воздействия разума на ощущения. При этом нет принципиальной разницы между первич­ными и вторичными качествами. Все качества (идеи) - наши ощущения, к-ые не имеют внешней причины и сущ-ют лишь в познающем разуме. Вещи — это сочетания ощущений в уме.

Вслед за Беркли с учением о том, что целью науки является описание ощу­щаемого как единственной реальности, выступил Давид Юм (1711-1776).Он исследует природу чел-ка в связи с анализом природы познания. Юм под­черкивает первичность впечатлений чувственного опыта по отношению к по­рождаемым на их основе идеям. Идеи, т.о., не порождены опытом, но они не основаны и на какой-либо рациональной не­обходимости. Юм отрицает рациональную основу познания.





Дата публикования: 2014-12-28; Прочитано: 184 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...