Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление получило широкое распространение в философии Франции во второй половине XVIII — начале XIX вв.
Представители данного направления жестко критиковали существующий общественно-экономический и политический строй, выдвигали проекты построения нового общества и государства, основанного на общественной собственности, где торжествует идея справедливости, понимаемая социалистами-утопистами как всеобщее равенство. Социалистическо-утопические (коммунистические) идеи нашли поддержку среди широких слоев простого народа Франции накануне и во время Великой французской революции 1789 - 1794 гг.
Видными социалистами-утопистами Франции (первыми коммунистами) были Мабли, Бабеф, Сен-Симон, Фурье.
2. Габриэль Мабли (1709 — 1785) - философ, историк, писатель (брат Кондильяка), один из зачинателей социалистическо-утопического направления в философии Франции:
• подвергал суровой критике философию Просвещения в целом (называл свое время "веком болтовни и парадоксов");
• отвергал и материализм, и деизм;
• считал, что атеисты, материалисты, деисты (а к их числу принадлежало большинство философов — современников и соотечественников Мабли) слишком схематично, механически подходят к изучению окружающего мира и человека, убивают душу народа, практически не уделяют никакого внимания морали;
• главным назначением философии считал распространение морали и нравственности; этой же цели должна быть подчинена сильная, поддерживаемая государством, широко распространенная религия;
• был сторонником идеи дуализма Декарта, согласно которой человек совмещает в себе как материальное (телесное) начало, так и духовное, — отсюда большое влияние на поступки и поведение людей, по Мабли, оказывают страсти, любовь к себе, стремление избежать неприятностей, тяга к удовольствиям;
• считал, что сама природа человека заставляет его жить сообща с другими людьми - в обществе;
• видел в первобытнообщинном строе, где все было общим, а деятельность людей направлена на обеспечение себя и соплеменников (а не на обогащение), золотой век человечества;
• был сторонником идеи о том, что причиной гибели первобытного коммунизма, "золотого века человечества", а также причиной всех несчастий и противоречий в обществе явилось возникновение частной собственности и разделение людей на классы;
• идеалом общества видел первобытнообщинный коммунизм, призывал возвратиться к обществу без частной собственности, без деления на классы, без оторванной от народа власти, где торжествовали бы равенство, справедливость, братство людей;
• одновременно считал, что его идеалы неосуществимы на практике, частная собственность вечна и неуничтожима, классовое разделение будет всегда, а народ не сможет подняться на восстание в силу своей забитости, а даже если и свергнет существующий строй, то в силу человеческой природы, страстей, стремлению к наживе и т. д. не сумеет удержаться в рамках коммунизма.
3. Франсуа Бабеф (псевдоним - Гракх Бабеф) (1760 - 1797) считается первым коммунистом-теоретиком и практиком. Он:
• решительно отвергал все философские теории, которые, по его мнению, носили половинчатый характер и не имели целью принесение народу счастья;
• подвергал жесткой критике существующее общество и государство;
• главным социальным злом видел возникновение частной собственности и разделение общества на противоположные классы - богатых и бедных;
• считал лучшим и практически осуществимым общество, где нет классового деления, частной собственности, вся земля разделена поровну между теми, кто на ней работает, где существует полное экономическое и политическое равенство, совместный труд и всеобщее, равномерное, государственное распределение произведенного всем обществом продукта между всеми его членами;
• был убежден, что указанное (коммунистическое) общество можно построить только путем насильственной революции бедных против богатых и жесткого революционного порядка. Бабеф стал первым философом-коммунистом, который попытался осуществить свои идеи на практике. Им была проделана работа по подготовке вооруженного восстания, найдены сторонники, составлены манифесты и программа действий будущего революционного правительства. Данная организация получила название "Заговор во имя равенства". В 1797 г. заговор был раскрыт, а Бабеф и некоторые его соратники были казнены.
В дальнейшем, в XIX и ХХ вв., его учение о коммунистическом обществе и о вооруженном восстании как средстве его достижения получило название бабувизма и нашло много сторонников.
1. Атеизм — направление в философии, сторонники которого полностью отрицают существование Бога в каких-либо его проявлениях, а также религию.
Материализм — направление в философии, не признающее самостоятельного идеального (духовного) начала в сотворении и бытии окружающего мира и объясняющее окружающий мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук.
Атеистическо-материалистическая философия была распространена во Франции XVIII в., накануне и во время Великой французской революции.
Ее видными представителями являлись Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.
Дата публикования: 2014-12-28; Прочитано: 342 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!