Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сверху вниз и снизу вверх



На любой объект есть знакомые всем, привычные точки зрения, но могут быть и такие, которые дают возмож-ность увидеть его с незнакомых по-зиций.

— А нужно ли это? Смотреть на хорошо известные вещи с новых то-чек и получать необычный эффект? — с полным правом мог спросить пещерный живописец.

— Конечно, да! Ведь это обяза-тельно добавит что-то в уже сложив-шуюся характеристику, — ответили бы мы.

Более того, неспособность или про-сто нежелание кинооператора искать такие точки иногда может привести к тому, что своеобразие ситуации будет потеряно, специфика объекта не будет раскрыта в полной мере.

В конце концов изобразительный шаблон, штамп в показе каких-то событий потому и происходят, что авторы фиксируют лишь то, что бро-сается в глаза с первого взгляда, не задумываясь об образной харак-теристике явления, факта или пред-мета.

Но в то же время использование необычной точки зрения не должно быть необоснованным капризом ав-тора. У настоящих мастеров такой взгляд никогда не превращается в самоцель, а является средством, с по-мощью которого раскрываются но-

Кадр 72

вые качества или свойства объекта. Так, например, для показа альпи-нистов стала привычной композиция, снятая на горном склоне (кадр 72, а). Спортсмены идут, преодолевая препятствия, и кинооператор,

снявший кадр 72, б, показывает мо-мент восхождения с необычной по-зиции. Желая подчеркнуть динамику, он построил композицию, направив движение по диагонали картинной плоскости. На киноэкране ботинок альпиниста будет главным сю-жетным центром, который перемес-тится по переднему плану, а потом по этой же композиционной линии переместится человек. Очевидно, за ним пройдет второй, потом третий... Статичная композиция, пересеченная диагональной линией движения, как бы раздвинет рамки кадра. Благодаря возникновению и исчезновению человеческих фигур зритель ясно представит себе пространство, окружающее кинокамеру, и это поможет связать снятый план с остальным материалом. Эта живо-писная, выразительная композиция получилась благодаря ракурсной точке съемки.

Ракурс — «raccoureir» — обозна-чает в переводе с французского «сокращать», «укорачивать*. Это прием, выполняя который киноопе-ратор направляет оптическую ось камеры под углом к вертикальным плоскостям объекта. При этом сис-тема перспективной (центральной) проекции, о которой уже говорилось, передает разноудаленные от объек-тива части предмета в разных мас-штабных соотношениях, искажая их привычную форму в соответствии с законами построения перспективы. Удаленные от съемочной точки детали окажутся уменьшенными, сокращенными. Этим и объясняется название приема. Особенно заметен такой эффект при съемке корот-кофокусной оптикой с близкого рас-стояния (рис. 21).

Ракурс — это один из способов передать на двухмерной ограничен-ной плоскости бесконечность прост-ранства. Показывая объекты в par курсных сокращениях, художники всех времен придавали своим по-лотнам дополнительные глубинные ориентиры, выстраивали композиции, которые говорили о вертикальных и горизонтальных протяженно-стях, свойственных реальной дейст-вительности. Достаточно сравнить полотна итальянских живописцев эпохи Возрождения «Положение во гроб» М. Караваджо и «Мертвый Христос» А. Мантенъи, чтобы почув-ствовать иллюзию трехмерного про-странства, которая придает библей-ской истории черты реальности.

Конечно, ракурс не меняет содер-жание произведения, он использу-ется как дополнительная характе-

ристика, которая подчас имеет важ-ное смысловое и эмоциональное зна-чение. В кинематографе этот прием служит разным целям.

1. Ракурс выявляет положение съемочного аппарата, а стало быть, и зрителя относительно объекта съемки и тем самым пространственно ориентирует зрителя.

2. Ракурс раскрывает специфиче-ские признаки объекта, которые можно заметить только с данной точки зрения.

3. Ракурс придает объекту опре-деленную эмоциональную окраску,, являясь своеобразным изобразитель-ным эпитетом.

Ориентация в пространстве — это самая очевидная роль ракурсной съемки, и она соответствует нашей жизненной практике. Ракурсная по-зиция кинокамеры может подчеркнуть впечатление, которое зритель получает, глядя на вертикальные и горизонтальные протяженности, дать дополнительные сведения о раз-мерах и взаимном положении объ-ектов, окружающих съемочную точку. В этом плане кинооператоры следуют принципам, которые открыты и исследованы художниками-

живописцами.

Интересный пример использования ракурсной точки зрения — картина Н. К. Рериха «Заморские гости». Ракурс дал возможность выстроить диагональную композицию, которая вызывает ощущение спокойного движения судов, скользящих из глубины пространства. Кроме того, у зрителя появляется впечатление, что ладьи скатываются по на-клонной плоскости, и эта динамиче-ская неуравновешенность помогает автору создать иллюзию движения.

Но не это главный результат. Глав-ное то, что у зрителя возникает ощу-щение, будто он поднялся на один из холмов, обрамляющих воды залива, и таким образом ракурсная точка помогает ему установить контакт с автором: ведь зритель «поднялся» на эту высоту по воле художника. Этот эффект достигнут благодаря ракурсной позиции наблюдателя, которая более активна, чем наблюдение с обычной, лишённой изобразительного





Дата публикования: 2014-12-28; Прочитано: 162 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...