Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Возникновение и значение философии как праматери науки и создание натуралистической картины мира



Научное издание Бронислав Малиновский Магия, наука и религия

Художественное оформление В. Бурмака

Технический редактор Н.В. Мосюренко

Компьютерная верстка А. Чижевская

Подписано в печать 16.10.98 г. Формат 60x88/16. Бумага офсетная. Гарнитура тайме. Печать офсетная. Печ. листов 19. Тираж 6000 (I завод — 4000).

Издательство «Рефл-бук», Москва, 3-я Тверская-Ямская, 11/13. Лицензия ЛР №090069 от 27.12.93 г.

Отпечатано в ППП «Типография «Наука»

121099, Москва, Шубинский пер., 6

Заказ № 52

Возникновение и значение философии как праматери науки и создание натуралистической картины мира.

Философская картина мира (ФКМ) возникла в середине первого тысячелетия до нашей эры вместе с возникновением философских учений классической поры. Мир и человек в философии изначально рассматривались в связи с идеей Разума. В философской картине мира человек принципиально отличен от всего сущего, в частности от других живых существ, ибо ему присуще особое деятельностное начало - ratio, ЛОГОС, разум. Благодаря разуму человек способен познать мир и самого себя. Такое постижение рассматривается как назначение человека и смысл его бытия.

Человек в философской картине мира есть, прежде всего, разумное существо, принципиально отличное от неодушевленных объектов и живых существ. ФКМ есть совокупность обобщенных, системно-организованных и теоретически обоснованных представлений о мире в целостном его единстве и месте в нем человека.

Философская картина мира опирается на научные представления о реальности.

20.Основные типы натуралистических концепций + 17 вопрос

Натуралистические концепции.Исходят из того, что мораль изначально заложена в человеке самой природой. К ним относятся следующие концепции: -социал-дарвинизм, который считает, что действующие в мире животных законы борьбы за существование действуют и в человеческом обществе, поэтому происхождение нравственности следует искать в избирательной способности самой жизни, в борьбе за существование, в наличии морального чувства у животных; -евгеника, которая объясняет социальные формы поведения, в том числе и моральные, свойствами, наследуемыми человеком от родителей; поэтому добрые или злые качества прирожденны ему и не поддаются изменению; -психоаналитическая концепция происхождения морали базирующаяся на фрейдизме и определяющая поведение личности неподвластными сознанию психическими процессами, в основе которых лежат врожденные бессознательные влечения: сексуальные – Эрос и влечение к смерти – Танатос. С позиций фрейдистского биопсихизма, поведение человека — компромиссный вариант между его аморальными инстинктами и сверхстрогими требованиями морали. Социально-историческое направление в этике исходит из того, что между биологической природой животного и человека существует принципиальная разница, порождаемая условиями существования и развитие общества. Основной недостаток этих концепций — рассмотрение индивида вне общественных отношен и понимание морали как внешнего условия бытия человека — был преодолен в марксистской этике. К. Маркс и Ф. Энгельс впервые ввели в содержание морали понятие практики на основе трудовой деятельности как главного критерия поведения человекаению и содержанию мораль изначально социальна. 21.Предпосылки становления классической науки и научной модели природы. Возникновение научного знания Существуют две крайние точки зрения по этомувопросу. Наука всякое обобщенное абстрактноезнание и относят возникновение науки к той древности, когда человек сталделать первые орудия труда. Другая крайность-отнесение генезиса к тому этапуистории, когда появляется естествознание (XV-XVII вв.). Современноенауковедение пока не дает однозначного ответа на этот вопрос, так какрассматривает саму науку в нескольких аспектах. -наука как система подготовки кадров существует с середины XIXв.;-как непосредственная производительная сила-со второй половины XXв.;-как социальный институт- в Новое время;- как форма общественного сознания- в Древней Греции;- как знания и деятельность по производству этих знаний-с начала человеческой культуры. Научная революция – это смена парадигм (устоявшихся мнений на истину) В процессе развития науки можно выделить след. этапы

1. Допарадигмальный, т.е. соперничество между разными подходами школ, ситуация отсутствия единой парадигм;

2. Этап нормальной науки, т.е. побеждает какая-то одна позиция и устанавливается в соответствии с этой парадигмой;

3. Этап кризиса науки, т.е. в этот период начинают накапливаться факты, которые не поддаются объяснению, исходя из существующей парадигмы;

4. Этап научной революции. В этот период происходит смена парадигмы.

Роль научных революций заключается прежде всего в том, что с их помощью происходит развитие как наук, так, соответственно, и человечества.

Первая научная революция была осуществлена в VI – IV вв. до н. э. В результате этой научной революции возникла сама наука, произошло отделение науки от других форм познания и освоения мира.Важнейшим фрагментом античной научной картины была геоцентрическая система, созданная Аристотелем и Птолемеем.

Классическая наука сложилась в результате революции ХVI – ХVII вв. и охватывает период с ХVIII в. по 20-е гг. ХХ в., т.е. до появления квантово-релятивистской картины мира.Специфика классической науки:

- стремление к завершенной системе знаний;

- ориентация на классическую механику, ее законы и принципы;

- механическая картина мира: мир – гигантский механизм.

- механистический детерминизм, который трактовал все типы взаимосвязи.





Дата публикования: 2014-12-28; Прочитано: 423 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...